Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37
2.2.Методы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52
2.3.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………

Файлы: 1 файл

Stepanova_experiment.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

     Произведения, созданные  специально для детей, составляют  особую область народной поэзии  – детский фольклор. И теоретики  – педагоги, и воспитатели –  практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества произведений детского фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых нравоучений. Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика. Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает нам самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе и т.д.

     Чем же может привлечь  детей народная песня? Простота  построения мелодии, обилие мелодических  и речевых интонаций, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и робких ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют исполнять их как в младшем, так и в старшем школьном возрасте. Пение хороводных песен, основанных на увлекательных сюжетах, например, такие как «Вдоль по морю», «Ой, во поле травушка горела», «У Степана - молодца», «Во лузях береза», «Как под яблонькой» и другие, знакомит учащихся с национальными традициями нашего народа, с его песенным прошлым. В шуточных – плясовых, кадрильных песнях, таких как: «Ой, вставала я ранешенько», «Не ходи бел-пудреватый», «Хорошенький-молоденький», «Во горнице», «Ванечка-паренек», «Выходила Катерина» и других – эмоциональная насыщенность… - эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласковых и добрых слов, красивых эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у ребят желание проговаривать слова народной песни складно, красиво, выразительно, одновременно способствуя развитию у них чувства ритма, формировано вокально-хороводных навыков (плавного звуковедения, четкой дикции, четкого дыхания, ансамблевых навыков и т.д.). Исполнение лирических песен способствует плавному, мягкому звуковедению, это например, «Там за реченькой», «Ой, плыла лебедь», «В камышах лебедушка», «Ой, ты, ноченька», «Кукушечка», «Улетел соловушко», «Я по сенечкам ходила», «Ветры – ветерочки» и другие.

При правильном понимании и использовании в работе с детьми, народные песни становятся средством для целенаправленного воздействия на их эмоции и сознание, для формирования четких нравственных понятий и эстетического отношения к миру. В разных областях России существует своя уникальная народная музыка, особенная, национальная. И она имеет отличительные черты: лад, интонации, диалектические особенности, варианты распева, обрядовые традиции, от природы зависят особенности музыкальных инструментов и национального костюма. У одного народа больше песенности, лиричности, у другого – легкости, танцевальности, у третьих – маршевости, суровости. Очень важно, чтобы дети знали и различали народную музыку различных областей России. Но прежде всего, они должны знать и любить музыку своего родного края. И, так как, мы живем на среднем Урале, то и наш край богат своими традициями, обычаями и ритуалами. Именно через знакомство с русскими народными песнями можно донести до детей представление о небывалой красоте родного Урала, например, таких как «Ой, вы горы», «На горе на гороньке», «Ты взойди, красно солнышко», «Дубровушка» - лирические, хороводные и игровые – «По блюду серебряному», «На улице, мамонька, хоровод девок», «Вейся, плетень», шуточные «Барыня», «Комара женить мы будем», «Задумал старый дед» и другие.

     Образно-поэтическое  мышление народа близко детям  и соответствует их представлениям о жизни природы и человека. Поэтому ребятам интересны и доступны многие народные песни, специально для них не создававшиеся. Они могут слышать их дома и на улице, от своих сверстников и от взрослых, в кино и по радио, петь их ранее в детском саду.

    В последнее время  в области музыкального воспитания  и образования детей стал практиковаться  такой метод, как, разучивание песен  с телевидения и радио, выпускаются  специальные наборы пластинок  с песнями для прослушивания, серии видео- и аудиозаписей, а также караоке. Среди множества песен значительное место принадлежит народным. Таким образом, ребята имеют возможность приобщиться к народному творчеству с раннего детства.

    Фольклор сегодня осознается  как самобытный фактор преемственности поколений и развития духовности молодежи. Развитие общества становится возможным только тогда, когда сохраняется национальная культура, творчески самобытные осмысленные традиции, корнями уходящие вглубь многовековой культуры народа. Фольклор, представляющий собой самобытную целостную систему, является объективной ценностью эстетического и нравственного воспитания. Именно фольклор может и должен составлять основу основ воспитания детей, служить стержнем познания окружающего мира и самого себя, ибо он представляет собой уникальную педагогическую систему, основанную на нерасторжимой связи пользы и красоты.

 

1.3. Психолого-педагогическая характеристика  детей младшего школьного возраста

 

     Младшее школьное  детство – это период (7-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:

  • доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;
  • доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;
  • возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой.

     Основными психолого-педагогическими доминантами развития детей в этот период являются:

  • изменение социального статуса: превращение дошкольника в школьника. При этом происходит противоречивое соединение определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведения школьника. Не все дети к этому подготовлены, поэтому переход к школьному режиму у многих происходит болезненно, конфликтно.
  • психологическая перестройка в деятельности: если раньше главная роль принадлежала игре, то теперь она переходит к учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Эта перестройка имеет несколько этапов:
    • первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни;
    • вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского и взрослого коллектива;
    • появление начальных форм отношения к нормам и правилам школьной жизни.

     Успешное прохождение  этих стадий дает возможность  предупредить многие отклонения  в нравственном развитии младших  школьников. В психологической адаптации  младшие школьники могут испытывать определенные трудности.

      • сложность усвоения нового режима жизни деятельности: (вовремя проснуться, собрать необходимые принадлежности, дисциплинированно вести себя на уроках, четко выполнять все требования учителя и т.д.). Дети недостаточно подготовленные физически, психологически и педагогически к этому режиму, привыкают к нему с трудом. У них возможны срывы, конфликты.
      • система отношений «учитель-коллектив-личность»: сложность усвоения специфики взаимоотношений с учителем, одноклассниками. Одна часть детей видят в своем учителе прежде всего человеческое начало (справедливый, добрый, внимательный человек), а другая (более значительная) – именно педагогическое, «учительское» начало (человек, который много знает, должен быть требовательным, уметь поощрять и наказывать и т.д.).
      • изменение отношений ребенка с семьей: с поступление в школу ребенок меняет свой статус. Он уже не дитя, а ответственный человек, т.е. он вступает в систему «ответственных отношений» (А.С. Макаренко), которая теперь будет его сопровождать всю оставшуюся жизнь.
      • затруднения в отношении к учебной деятельности, к выполнению домашних заданий.

     Ведущая педагогическая  идея, по мнению А.С.Белкина и  других, в работе с младшими  школьниками – формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности.

     Исходя из особенностей  психологии детей младшего школьного  возраста, в педагогической литературе  выделены основные направления и технология педагогической деятельности (А.С. Белкин).

     Первое направление  связано с формированием начальных  детских убеждений (НДУ) у младших  школьников. Решающее условие формирования  начальных детских убеждений  – доминирование личностного  подхода над индивидуальным.

     В структуру личностного  подхода входит опора на положительные  качества и вера в оптимистическую  перспективу их развития, а также  признание за школьником не  только статуса «учащегося», но  и всех гражданских прав, которыми  он располагает, создание условий для их реализации. Обязательным условием является реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком», создание ему возможности чувствовать себя единственным и неповторимым в центре внимания и заботы учителя, как это происходит в семье; к тому же признавать за ним право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми (включая право на признание взрослыми ошибок, извинениями перед ними и т.д.). Большую роль в личностном подходе играет реализация принципа сотрудничества с педагогами с учетом возраста и возможности учащихся.

     Второе направление  определяет развитие общественных  отношений и предупреждение авторитарности  учителя.

     Чтобы избежать возможных  отклонений, желательно соблюдать следующие условия:

    • с первых же дней практиковать совместное планирование жизни, деятельности детей на неделю;
    • вместе с детьми четко подводить итоги выполнения недельного плана;
    • практиковать (в доступной для детей форме) комментирование, оценку выполнения персональных и общественных поручений;
    • комментировать ответы одноклассников, обсуждать отметки;
    • обсуждать поступки, проступки, оценивать их и т.д.

     Третье направление  выявляет формирование первичных  представлений о целостности  морали, о единстве нравственных норм поведения. Единство слова и дела учителя, развитие здорового общественного мнения, самостоятельности оценочных суждений – наиболее эффективный путь предупреждения разделения нравственных представлений и детского конформизма.

     Четвертое направление  – это создание ситуации успеха  в учебной деятельности (направление  генерирующее, указанные выше доминанты  учебной деятельности). Успех или  неуспех в учебной деятельности  определяет ведущие тенденции  нравственного развития младших школьников. Ситуация успеха – это сочетание условия, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Успех может быть кратковременным, частным и длительным, сиюминутным и устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью ребенка. Ситуация успеха может стать своего рода «пусковым механизмом» дальнейшего движения личности. Младший школьник не столько осознает, сколько переживает успех.

     С психологической  точки зрения успех – это  переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их (ситуация успеха может быть спонтанной, стихийной). С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно личности, так и коллектива в целом (продуманная, подготовленная стратегия тактики учителя, семьи).

     Исходя из этого  можно выделить три вида успеха: предвосхищаемый успех (ребенок ждет его, надеется на него); констатируемый успех (школьник фиксирует достижение, радуется ему); обобщающий успех (ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью).

     Также существенно  необходимы возможности реализации принципа сотрудничества в работе с младшими школьниками, потому как сотрудничество – есть совместная деятельность, направленная на достижение единых целей. Оно предусматривает:

  • четкое осознание единства целей;
  • четкое разграничение функций сотрудничающих сторон;
  • взаимную помощь в реализации задач, достигающих целей.

     Основными признаками  сотрудничества являются:

    • наставничество (младший школьный период) – решающая роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единственных целей;
    • партнерство (младший школьный период, младший подростковый период). Роль взрослых доминирующая. Недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий.

     В младшем школьном  возрасте дети располагают значительными  резервами развития. Их выявление  и эффективное использование  – одна из главных задач  возрастной и педагогической  психологии. С поступлением ребенка  в школу под влиянием обучением начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение или качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

     Для того, чтобы умело  использовать имеющиеся у ребенка  резервы, необходимо как можно  быстрее адаптировать его к  работе в школе и дома, научить  учиться, быть внимательным, усидчивым. Уже к поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. «Из «натуральных» эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредованные», - писал Л.С. Выготский.

     В начальный период  учебной работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те  стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.

Информация о работе Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)