С.А. Смирнов указывает,
что сильный «познавательный
интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся
в творческую деятельность. Творчество
является одной из наиболее сильных причин
развития познавательного интереса»[31,
с.192]. Однако задача развития творческих
способностей учащихся является наиболее
сложной, труднореализуемой и требующей
индивидуального подхода к конкретному
школьнику. Последнее условие реализации
данного метода, а также опыт и мастерство
педагога могут сделать обучение народно-песенному
искусству интересным и занимательным
для детей. Творческая деятельность на
занятиях фольклорного ансамбля может
быть связана с импровизацией, различными
играми, подбором по слуху мелодии и аккомпанемента,
игрой на музыкальных инструментах.
Предлагаемые методы
развития психических функций, творческих
способностей и личностных качеств также во многом обуславливают
развитие познавательных интересов учащихся,
так как развивают целый ряд способностей
и умений: способности к рефлексии, воображение,
«способность идти на риск без страха
перед возможной ошибкой », умение самостоятельно
разрабатывать программу своих действий
и реализовывать ее, способность к творчеству
и др., позволяющие активизировать деятельность
учеников, повышать их самостоятельность
при выполнении разнообразных заданий,
наконец, облегчать усвоение учебного
материала.
Метод творческого
задания представляет собой «учебное
задание, содержащее творческий
компонент», для решения которого
учащемуся необходимо использовать
приобретенные знания, приемы и
способы выполнения в новых
для него условиях [31, с.194]. Отмечая возможность представления
любого задания в творческой форме, С.А.
Смирнов видит наибольший творческий
потенциал в таких заданиях, как сочинение,
рисунок, придумывание заданий и упражнений,
составление ребусов, головоломок, написание
стихотворений. «Частое проведение таких
заданий приучает учащихся постоянно
думать и искать различные варианты выполнения
учебных заданий. Воображение учащихся
получает время и пространство для своего
развития»[31, с.195].
На занятиях фольклорного
ансамбля, кроме уже указанных творческих заданий, можно
широко применять работы, предполагающие
межпредметные связи: сочинение считалок
или дразнилок с последующим написанием
к ним музыки, сочинение или устный подбор
средств музыкальной выразительности
к репродукции картины или литературно-художественному
образу, подбор музыкальных фрагментов
к иллюстрациям русских народных сказок
и другие.
Постановка проблемы
или создание проблемной ситуации
как метод организации учебной
деятельности заключается в представлении
учебного материала урока в виде доступно,
образно и ярко излагаемой проблемы [31,
с.194] и является близким к методу творческих
заданий, однако имеет важное преимущество
– «сразу создает у учащихся сильную мотивацию»,
опираясь на высокую любознательность
школьников. На занятиях фольклорного
ансамбля имеются широкие возможности
применения данного метода при исполнении
и анализе песенного материала, при обсуждении
совместно с учащимися особенностей его
изложения, жанра произведения, разборе
интонационных трудностей для пения и
возможностей их устранения, определении
эмоционального состояния соответствующего
данному произведению.
Дискуссия как организация
обсуждения материала – метод
обучения, основанный на обмене
мнениями по определенной проблеме,
который «учит более глубокому пониманию проблемы;
умению защищать свою позицию считаться
с мнениями других»[31, с.196]. Этот метод
может быть использован на занятиях народного
творчества. При анализе особенностей
исполнения какого-либо фольклорного
произведения, а также как один из способов
контроля и оценки учебной музыкальной
деятельности школьников, в которую включаются
все участники фольклорного ансамбля.
Метод создания креативного
поля выступает ключевым в
создании творческой атмосферы
на уроках, так как предоставляет возможность ученикам (и всячески
стимулируется со стороны учителя) разворачивать
более интересную креативную деятельность
на основе непосредственной учебной работы.
«Особенностью этого метода является
его постоянное действие на учащихся.
Однажды разрешив учащимся найти «свой
» способ решения, рассказать о нем и доказать
его правильность, учитель «включает»
механизм постоянного поиска у учащихся»[31,
с.196]. Находка одного ученика и рассказ
о ней, будут актуализировать задачу поиска
для других. Это на фольклорных занятиях
может быть связано с анализом песенного
музыкального материала и обнаружением
музыкальных закономерностей (например,
в произведениях из собственного исполнительского
репертуара), а также его вокальным исполнением.
Другой деятельностью в креативном поле
может являться выполнение своего собственного
задания в максимально короткий срок и
в соответствии с требованиями педагога
(ориентир – получение оценки), этим заданием
может являться разбор и освоение мелодического
материала нового произведения, выучивание
наизусть текста этого произведения.
Метод создания креативного
поля позволяет максимально активизировать
школьников, особенно хорошо успевающих
по данному предмету, заполняя
все их свободное от основных
заданий время продуктивной, стимулируемой оценкой деятельностью,
в которой за школьниками остается право
выбора дополнительного задания. Обозначенный
метод позволяет осуществить индивидуальный
подход в обучении учащихся народно-песенному
искусству, поддерживая их активность
и самостоятельность, а также, несомненно,
развивая интерес школьников к народной
музыке и музыкальным видам деятельности,
применяемым на занятиях фольклорного
ансамбля.
Известный в педагогической
теории и практике метод перевода
игровой деятельности на творческий уровень представляет собой
«введение в хорошо известную привычную
для учащихся игру новых элементов: дополнительного
правила, нового внешнего обстоятельства,
очередного задания с творческим компонентом
или других условий»[31, с.197]. Главным требованием
к выбору этого нового элемента ученый
считает возникновение после его введения
ситуации, способы выхода из которой в
классе еще не изучались. К примеру, после
решения представленного в игровой форме
задания (исполнение народных песен, попевок
на определенную тему) можно предложить
учащимся обыграть между собой содержание
этих попевок, песен, затем исполнить всем
вместе с применением танцевальных движений
и игрой на музыкальных инструментах.
Таким образом, предлагаемые
психолого-педагогической наукой методы, в том числе методы развития
психических функции, творческих способностей
и личных качеств учащихся, наряду с методами
развития познавательного интереса, особенно
важны на занятиях фольклорного ансамбля,
так как, способствуя воспитанию важнейших
для данного предмета музыкальных и общих
способностей (память, мышление, воображение,
внимание, ощущения), приближают школьников
к более полному и глубокому пониманию
закономерностей и особенностей народной
музыки, а в результате формируют положительное
отношение учеников детских школ искусств
к рассматриваемой музыкальной области
и музыке в целом, стремление к участию
в различных видах музыкальной деятельности,
как на занятиях, так и в самостоятельной
практике общения с народным искусством.
Также при развитии интереса у учащихся к народной
музыке в условиях учебно-воспитательного
процесса и фольклорного ансамбля эффективно,
на наш взгляд, применение принципов развивающего
обучения, идея которого была выдвинута
Л.С. Выготским.
Выдающийся психолог считал, что обучение должно опережать
развитие, подготавливая зону «ближайшего
развития» учащихся. Затем последняя переходила
бы в зону «актуального развития». Следовательно,
программа и методы обучения должны соответствовать
не только общему и музыкальному развитию,
уже достигнутому учащимися, но и «зоне
его ближайшего развития». «Только то
обучение является хорошим, которое забегает
вперед развития»[10, с.386]. Развивающее
обучение направлено на то, чтобы возбуждать
у детей самостоятельную, ищущую мысль,
связанную с живыми эмоциями, с волевой
сферой. Это способствует преодолению
монотонности и скуки самого учения[11
с.21].
Основными принципами
развивающего обучения являются:
- обучение на высоком уровне трудности
(с соблюдением меры трудности);
- ведущая роль теоретических знаний и развитие
теоретического мышления от анализа и
содержательного обобщения к конкретизации
теоретического понятия;
- изучение программного материала быстрым
темпом;
- осознание школьниками процесса учения;
- общее развитие всех учащихся;
- формирование личностного (субъект-субъектного)
стиля взаимоотношений ученика со сверстниками
и педагогом (учителем);
- включение учащихся в творческую деятельность
как средств интенсивного развития интеллектуальных
способностей и личностных качеств школьников;
- создание в классе положительного эмоционального
фона, атмосферы эмоционального подъема
и ощущения успеха, при которых учащийся
чувствовал бы себя уверенно и защищено
[11;12;13;16;48].
Применительно к занятиям
фольклорного ансамбля для решения
поставленной в исследовании задачи развития
интереса к народной музыке, можно использовать
некоторые из них. Например, принцип изучения
программного материала быстрым темпом,
который проявляется как в использовании
быстрого темпа в проведении занятий,
активизирующего внимание и другие психические
процессы школьников, так и в смещении
учебного материала. Данный принцип обеспечивает
поддержку целенаправленной продуктивной
учебной деятельности учащихся на фольклорных
занятиях и интереса к народному искусству
и музыке в целом. Следующий принцип, применяемый
в работе с фольклорным ансамблем, заключается
в создании в классе положительного эмоционального
фона, атмосферы эмоционального подъема,
который способствует установлению доверительного
отношения, понимания между учителем и
учащимися, а также между одноклассниками.
Этот принцип особенно важен на уроках
музыкального искусства, в том числе и
народного, на которых важное место отводится
воспитанию чувственной стороны личности
школьника. Только в благоприятной эмоциональной
атмосфере, создаваемой усилиями педагога,
умело организующего разнообразные виды
деятельности учащихся и продуктивное
творческое общение между всеми участниками
образовательного процесса, становится
возможным положительное отношение школьников
к предмету, их стремление к разнообразным
формам деятельности. При этом действия
педагога в осуществлении данного принципа
должны быть направлены: на совместное
с учащимися решение проблемных задач;
на использование дифференцированного
подхода, создающего благоприятные условия
для развития каждого ученика и успешного
овладения им предметом; на воспитание
у школьников чувства содружества с одноклассниками
через их включение в коллективные формы
обучения (занятия, выступления, репетиции,
концерты).
Принцип общего развития всех учащихся предусматривает
уже отмеченный дифференцированный подход,
осуществляемый через разработку индивидуализированных
заданий с применением разнообразных
видов музыкальной деятельности и учетом
возможностей каждого, а также предоставление
ученику в ряде случаев возможности выбора
соответствующего его интересам и способностям
варианта учебной работы.
Одним из решающих
направлений развития музыкального
интереса на занятиях фольклорного
ансамбля является применение
принципа организации обучения с учетом личностно-субъектного
стиля взаимоотношения между педагогом
и учащимися, который предполагает, что
«носителем учебной деятельности является
ее субъект – именно ему принадлежат ее
содержание и структура». При этом сначала
«младший школьник как субъект выполняет
собственную деятельность… вместе с другими
детьми и с помощью учителя» и является
коллективным субъектом, а затем эту деятельность
он начинает осуществлять самостоятельно
и становится индивидуальным ее субъектом
[13, с.34-35]. В процессе этой учебной деятельности
младший школьник «превращается в учащегося,
т.е. в ребенка, изменяющего и совершенствующего
самого себя», способного «рассматривать
основания своих собственных действий
и знаний, т.е. рефлектировать»[13, с.35]. Постепенно
учащийся приобретает потребность и желание
учиться, именно они и характеризуют школьника
как «субъекта учебной деятельности, обладающего
вместе с тем такими важными личными качествами,
как самостоятельность, инициативность,
ответственность и т.д.»[13, с.35]. Отмеченные
свойства личности являются обязательными
условиями в определении старшего школьника
как субъекта учебной деятельности. Процесс
развития личности ребенка на занятиях
фольклорного ансамбля в данном случае
предполагает становление человека как
субъекта – сначала отдельных элементарных
действии, затем все более усложняющихся
видов деятельности и их систем и, наконец,
жизни в совокупности всех ее проявлений,
в том числе активного общения с народным
музыкальным искусством.
Наконец, принцип включения учащихся в творческую деятельность,
применяемый на фольклорных занятиях,
способствует развитию самостоятельности
и активности, интеллектуальных, эмоциональных
и волевых качеств учащихся, что является
обязательным условием развития интереса
школьников к народной музыке.
Предлагаемые психолого-педагогической
наукой направления развития
познавательного интереса, выделенные
выше, позволяют наметить основные
пути организации развития музыкального
интереса учащихся на занятиях
фольклорного ансамбля, среди которых:
- применение принципов развивающего обучения;
- тщательный отбор содержания учебного
музыкального материала;
- использование методов побуждения и
активизации учащихся;
- разнообразие видов учебной деятельности;
- включение различных форм организации
учебного процесса.
2.3. Организация и результаты
опытно-экспериментальной работы
Для проверки основных
теоретических положений работы
было проведено опытно-экспериментальное
исследование. Опытная работа проводилась
на базе фольклорного ансамбля
Детской школы искусств №6 Ленинского района
города Екатеринбурга.
Опытно-экспериментальная
работа потребовала разработки
критериев эффективности используемых
методов, ведущим из которых стал
уровень развития интереса учащихся
к народной музыке. Показателями
интереса к народной музыке у учащихся
Детской школы искусств являются: отношение
к народной музыке, уровни активности
на занятиях фольклорного ансамбля и
выполнения творческих заданий; потребность
в музыкальном самообразовании; использование
знаний, умений и навыков, полученных на
занятиях фольклорного ансамбля, в самостоятельной
творческой жизни.
В ходе исследования
было выявлено три уровня развития
интереса: низкий, средний и высокий.
Высокий уровень характеризуется
развитым музыкальным интересом,
показателями которого применительно
к учащимся Детской школы искусств являются:
положительное отношение к народной музыке
и активность на занятиях фольклорного
ансамбля; стремление к выполнению большого
количества творческих заданий; инициатива
в поисках дополнительной информации;
желание продолжить свое музыкальное
самообразование. Средний уровень развития
интереса свидетельствует о положительном
стремлении учащегося проникнуть за пределы
увиденного и услышанного на занятиях
фольклорного ансамбля и во внешкольной
практике общения с народной музыкой участие
в творческой деятельности; выполнение
различных заданий творческого типа; активность
на занятиях, но только на уровне любознательности
(эмоции радости, удивления), непонимания
личностной значимости этой деятельности.