Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:22, дипломная работа
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37
2.2.Методы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52
2.3.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………
Большую роль интересу в обучении отводил выдающийся русский психолог Л.С. Рубинштейн, подчеркивающий, что «всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует»[37, с.156]. Понимая интерес как «внутреннее влечение, направляющее все наши внутренние силы к исследованию предмета», ученый видел его роль в «объединяющей функции», какую он играет по отношению к различным элементам усваиваемого материала. Этим интерес создает постоянное направление в русле накопления и запоминания, и конечном счете является органом отбора в смысле выбора впечатлений и объединение их в единое целое[37, с.175].
Последователи Л.С. Рубинштейна
рассматривали интерес в
С одной стороны, основным источником интереса является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение познавательных задач. «Формируя и развивая познавательный интерес, следует иметь в виду, что побуждающее действие оказывает не столько интерес, сколько сама деятельность»[48, с.11]. С другой стороны, деятельность, не стимулируемая интересом, угасает. Отсюда следует вывод: процесс формирования познавательной деятельности и интереса проходит одновременно. Интерес выступает как условие и результат деятельности, в свою очередь деятельность является источником и целью интереса.
Кроме того, необходимо отметить, что интерес обладает самоценностью, что следует из положения Г.И. Щукиной: «всякий интерес, если он социально полезен по своему предметному содержанию и направленности, представляет большую ценность для личности подрастающего человека» [47, с.10]. Следовательно, путь к формированию познавательных интересов – интеллектуальная активность, понимаемая как способность, стремление к целенаправленному выполнению интеллектуальной деятельности, всю структуру которой пронизывает интерес: цель деятельности – мотив – содержание – предмет – деятельность – умение – результат – самоконтроль.
Таким образом, всякий
интерес, реализующийся через
Положения русских
педагогов и психологов о
Ж.Ж. Руссо в издании
«Эмиль или о воспитании»
Важное место в обучении отводилось интересу в русской педагогике домарксового периода. Руководимые идеями гуманизма революционеров – демократов А.Д. Писарев и Н.Д. Ушинский вели борьбу против схоластики в обучении и скуки в жизни школьников. Критикуя идеи педоцентризма, оправдывающие теории стихийности в воспитании; идеи потешающей педагогики, унижающие личность ребенка, недооценивающие его возможности, русские педагоги считали учение важным и серьезным делом, не терпящим забав, а интерес наряду с мотивами долга, ответственности, - побудителем учебной деятельности [33; 36].
В.Г. Белинский и А.И.
Герцен рассматривали проблему
интереса в индивидуальном
Русские демократы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов выступали за воспитание в ребенке нравственных сил, крепкой воли, внутренней энергии для сознательной деятельности. Они верили в возможности человека, в его развитие и самосовершенствование, при этом большую роль отводили любознательности ребенка, его склонностям к размышлениям и наблюдениям. Русские демократы в своих работах поднимали вопрос о необходимости развития у детей в обучении интереса к знаниям и явлениям действительности; советовали, как интересно строить урок: «…будить интерес должно содержание образовательного материала, направленного на реальную жизнь», отмечали ценности интереса для развития внимания, воображения, чувств, мыслительных способностей, воли, самостоятельности личности и ее убеждении. Они наметили следующую тенденцию в развитии личности: от интереса в учении к интересу социальному, от удовольствия размышлений над книгами к активной деятельности в жизни [14, с.216].
К позиции демократов
близок в педагогической
Рассматривая учение
как серьезный труд, он считал,
что облегчить его может
Прогрессивные идеи
о роли интереса в обучении
продолжил Д.И. Писарев, отвергающий
искусственную занимательность
обучения. Он предлагал развития
подлинного интереса на основе
активной мысли, при которой радость
продвижения в учении становитс
Таким образом, Д.И. Писарев, вслед за Н.А. Добролюбовым проблему интереса решал так: напрягая усилия в борьбе с трудностями, ученик их должен преодолевать, однако эти трудности не должны превышать его умственные силы, и придавать «обаятельную» сторону этой борьбе, приносящей удовлетворение. Развитие интереса, по его мнению, доставляет в воспитании несомненные трудности, которые окупаются высокими результатами учения [33].
Анализ работ по
проблеме интереса в обучении
показывает преемственность
Г.И. Щукина, рассматривая познавательный интерес как средство обучения и устойчивое качество личности, выделяет последовательные стадии его развития и дает им характеристику:
Рассматривая характер
познавательных интересов
Музыкальный интерес
как разновидность
Исследование проблемы
музыкального интереса в музыка
Несмотря на то, что
теоретические работы этих
Значительная роль
в разработке понятия «
По его мнению, музыкальный интерес как факт сознания личности, заключает в себе субъективный момент, зависит от индивидуального и группового опыта субъекта.
Музыкальный интерес
является специфическим
Особый характер музыкальной
деятельности обуславливает
Интеллектуальный компонент
более ярко выявляется в
Он считал, что интеллектуальный
компонент музыкального