Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:22, дипломная работа
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37
2.2.Методы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52
2.3.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………
В свою очередь, низкий
уровень – это элементарная
стадия избирательного
В процессе констатирующего
этапа опытно-
Инструкция: Для определения Вашего ведущего интереса в области музыки, предлагаю перечень разных видов деятельности. Подумайте, насколько они для Вас привлекательны, вызывают желание заниматься тем или иным видом деятельности. Если нравится, поставьте знак «+»; если очень нравится «++»; если сомневаетесь – «0»; если не нравится – «-»; если очень не нравится – «--». Свои оценки проставьте в конце каждого вопроса.
Любите ли вы? Хотели бы Вы? Нравится ли Вам?
В «листе ответов» каждая таблица соответствует определенному направлению в музыке. Подсчитывается сумма баллов набранных в каждом столбце таблицы, затем суммируются начало и конец учебного года соответственно. Балльные значения оформляются в виде диаграммы «Уровень интересов».
Также, на констатирующем
этапе опытно-
Результаты констатирующего
этапа (см. приложения 2, 3) опытно-экспериментальной
работы показали следующее: в
начале учебного года
Уровень интереса к народной
музыке у детей в начале
учебного года составил 23% (от
максимально возможного
Таким образом, общая сумма баллов, определяющая уровень интереса у учащихся к народной музыке, в начале учебного года – 28 (при максимальном количестве баллов – 120), что составляет 23%. Как следует из результатов проведенного нами анкетирования, наблюдений за учебной деятельностью учащихся на занятиях фольклорного ансамбля и бесед с родителями, два человека, обучающихся в Детской школе искусств, на начало учебного года имели высокий уровень развития интереса к народной музыке, шесть человек – средний уровень развития интереса, четыре человека – низкий уровень развития интереса к народной музыке (см. таблицу 1).
№ |
Фамилии и имена учащихся |
Уровни развития интереса к народной музыке | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||
1. |
Алесеева Настя |
+ | ||
2. |
Белых Анна |
+ | ||
3. |
Макеева Ольга |
+ |
||
4. |
Терещенко Юлия |
+ |
||
5. |
Хохлачева Даша |
+ | ||
6. |
Шадрина Наталья |
+ |
||
7. |
Ширяева Катя |
+ |
||
8. |
Ширяева Юлия |
+ |
||
9. |
Токарев Григорий |
+ |
||
10. |
Тарасовец Дмитрий |
+ |
||
11. |
Моисеев Слава |
+ | ||
12. |
Скоробогатов Миша |
+ |
||
Количество человек. |
2 |
6 |
4 | |
16,6% |
50% |
33,3% |
По результатам опроса родителей и учителей общеобразовательной школы, где учатся ребята, можно лишь подтвердить то, что эстрадная популярная музыка вызывает у детей наибольший интерес и любопытство (просмотр
телевизионных музыкальных передач, концертов популярной эстрадной музыки, канал MTV – молодежный, приобретение наклеек, значков, фотографий любимых поп-звезд и т.д.).
К сожалению, уровень
интереса у младших школьников
к джазовой музыке принял
По результатам наблюдений родителей можно судить о том, что некоторые дети не имеют даже общего представления о джазовой музыке: как она звучит, кто ее исполняет и на каких музыкальных инструментах. Это подтверждают высказывания некоторых детей: «Так ведь это сейчас не модно, поэтому ничего о ней не знаю и не интересуюсь».
Анализ результатов исследования на контрольном этапе (см. приложение 2, 3) опытно-экспериментальной работы позволил сделать следующие выводы: текущий учебный процесс внес изменения интереса учащихся к народной музыке в положительную сторону. Показатели, определяющие уровень музыкального интереса у учащихся фольклорного ансамбля, выросли почти по всем музыкальным направлениям. Лидирующее положение на этот раз занимает народная музыка, уровень интереса, к которой, в конце учебного года составляет 66% (80 баллов, при максимальном количестве баллов - 120), и по сравнению с началом учебного года вырос на 43%. На вопрос «Любите ли вы слушать народную музыку?», со знаком «+»(« люблю») ответили семь человек, что составляет – 58,3%, а 41,6% - пять человек со знаком «++» («очень люблю»). На вопрос: «Нравится ли вам посещать концерты с участием фольклорных коллективов?», - неопределенно ответил только один человек, положительно ответили – 33,3% учащихся (четыре человека), а со знаком «++» - 58,3% (семь человек). На следующий вопрос: «Нравится ли вам выступать на концертах, конкурсах, фестивалях народной песни?», - 50% учащихся фольклорного ансамбля (шесть человек) ответили – «очень нравится» («++»), также положительный ответ дали пятеро детей, что составляет 41,6%. На вопрос: «Любите ли вы петь народные песни в кругу родных, друзей, на семейных праздниках?», - 58,3% учащихся (семь человек) ответили, что нравится («+»), а 33,3% (четыре человека) – что очень нравится («++»). И на последний вопрос: «Хотели бы вы связать свое дальнейшее образование с народным искусством?», - затруднились в точном ответе два человека (16,6%), семь человек (58,3%) ответили – «да», а трое учащихся (25%) – «очень хотели бы» («++»).
Исходя из анализа результатов проведенного нами анкетирования, наблюдений за учебной деятельностью учащихся на занятиях фольклорного ансамбля и бесед с родителями, можно сказать, что семь человек, обучающихся в Детской школе искусств, на конец учебного года имели высокий уровень развития интереса к народной музыке, четыре человека – средний уровень развития интереса и один человек – низкий уровень развития интереса к народной музыке (см. таблицу 2).
№ |
Фамилии и имена учащихся |
Уровни развития интереса к народной музыке | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||
1. |
Алесеева Настя |
+ |
||
2. |
Белых Анна |
+ |
||
3. |
Макеева Ольга |
+ |
||
4. |
Терещенко Юлия |
+ |
||
5. |
Хохлачева Даша |
+ |
||
6. |
Шадрина Наталья |
+ |
||
7. |
Ширяева Катя |
+ |
||
8. |
Ширяева Юлия |
+ |
||
9. |
Токарев Григорий |
+ |
||
10. |
Тарасовец Дмитрий |
+ |
||
11. |
Моисеев Слава |
+ | ||
12. |
Скоробогатов Миша |
+ |
||
Количество человек |
7 |
4 |
1 | |
58,3% |
33,3% |
8,3% |