Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:22, дипломная работа
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37
2.2.Методы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52
2.3.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………
Несмотря на различие задач, поставленных на том или ином занятии, каждое из них имеет общие контуры. Л.Л. Куприянова определяет обязательные составные части занятия следующим образом:
Перечисленные разделы
могут включаться в занятие
в любой последовательности (даже
упражнения из распеваний
Решая проблему развития
активности каждого ребенка, А.А.
Люблинская отмечает, что на всех
ступенях она может быть
Следующий принцип, применяемый
при освоении музыкального
Принцип последовательности осуществляется в ходе освоения музыкального фольклора детьми и может рассматриваться следующим образом:
Каждый из рассмотренных принципов определяет те или иные формы и методы, используемые на занятиях детского народно-хорового коллектива. Но в процессе освоения музыкального фольклора нужно учитывать системы взаимодействия этих принципов, так как каждый из принципов стимулирует использование остальных трех и помогает находить соответствующие формы применения.
В работе с детским
народно-хоровым коллективом
В народно-хоровой
коллектив принимаются дети
В нашей школе искусств
уже на протяжении нескольких
лет создаются группы
Введение предмета «Русское народное музыкальное творчество» в учебный план Детской школы искусств №6 представляется нам необходимым и чрезвычайно важным. По данной программе школа работает с 1995 года.
Цель данного курса:
Основу программы составляет курс фольклора, включающий в себя лекционный (теоретический), обрядово-бытовой (народные праздники, игрища, гуляния) и музыкальный (слушание и заучивание наизусть) аспекты. Название аспекты и формы работы идут параллельно с вокально-хоровыми занятиями. Это интегрированный курс, сочетающий в себе музыку, литературу, историю, этику общения, хореографию. Предмет «Русское народное музыкальное творчество» является базовой дисциплиной для учащихся музыкально-хорового отделения, занимающихся в фольклорном ансамбле Детской школы искусств №6.
Теоретические занятия проходят один раз в неделю по 45 минут; вокально-хоровые – два раза в неделю по два (академических) часа.
Программа, согласно учебному плану, рассчитана на восемь лет.
В данной работе представлена первая часть программы для начальных классов (с 1 по 4 классы), вторая часть программы рассчитана на изучение предмета «Русское народное музыкальное творчество» в старших классах (с 5 по 8 классы), где учащиеся смогут познакомиться с особенностями областных певческих стилей (уральского, западного, южного, северного, казачьих); историей собирания и изучения русской народной песни (XVIII-XXвв.); историей русского народного театра.
Программа начальных классов построена по принципу циклического возращения, повторения и закрепления материала, исходя из возрастных особенностей детской психологии, то есть здесь присутствует один из важных принципов педагогики – повторение (повторение темы, но с более глубоким содержанием и расширением радиуса знаний).
Теоретически изучая
и практически соприкасаясь с
русским земледельческим
В конце каждой четверти проходят обобщающие занятия, которые представляют собой своеобразную форму отчетности учащихся о пройденном и изученном материале, о новой терминологии. Эти занятия могут проводиться в различных формах – собеседования, устных опросов и рассказов, в форме диалогов и «ансамблевых» обсуждений, иногда педагог может предложить работу в письменной форме.
Очень важно, чтобы
атмосфера на всех занятиях
была творческая и
В данной работе
сделана попытка объединить в
рамках единого
Параллельно теоретическим и практическим занятиям учащиеся принимают участие в подготовке концертных программ, народных праздников и обрядов (праздник уборки урожая, капустные вечорки, обряд колядования, масленица, красная горка, встреча весны, семицко-троицка обрядность и т.д.).
Работа фольклорного
ансамбля в Детской школе
Методика работы с
детскими коллективами
Вокально-хоровые навыки формируются как в процессе работы над разучиваемыми песнями, так и на специальных упражнениях. Наличие специфики народного пения и особенностей детского голоса побуждает остановиться на принципах звукообразования, дыхания, дикции, рассмотреть вопрос использования специальных вокально-хоровых упражнений в занятиях с детьми, способы достижения строя и ансамбля в коллективе.
Характерные качества
голоса начинают развиваться
в младшем школьном возрасте (7-10
лет), когда в основе диапазона
лежат так называемые
При прослушивании детей обращается внимание на естественность звукоизвления, близкое, «разговорное» произношение слов или слогов при пении, отсутствие крикливости. Путем транспонирования несложной попевки по полутоном вверх или вниз от звуков примерной зоны (Ре1, Фа1) выявляется диапазон голоса.
Главнейший способ донесения содержания песни до слушателя – четко сказанный текст, понятные слова. Не может быть художественного результата без хорошей дикции. Н.К. Мешко, художественный руководитель Государственного Северного русского народного хора, в своей статье «Вокальная работа с исполнителями русских народных песен» рекомендует для выработки разговорного положения рта при пении:
От качества звука,
четкости слова зависят и
Руководитель народно-хорового
коллектива должен иметь
На уроках музыкальной
грамоты, сольфеджио, теории музыки
учащиеся теоретически и