Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:22, дипломная работа
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37
2.2.Методы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52
2.3.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………
Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание у детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к третьему классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека.
Младшие школьники
могут переходить с одного
вида деятельности на другой
без особых усилий и
Еще большее значение,
чем память, для обучаемости детей
имеет мышление. При поступлении
в школу оно должно быть
развито и представлено во
всех трех основных формах: наглядно–действенной,
наглядно-образной и словесно-
За первые три-четыре
года обучения в школе
У первоклассников и второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четверных классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).
Углубленная и продуктивная
умственная работа требует от
детей усидчивости, сдерживания
эмоции и регуляции
Основные виды деятельности,
которыми большей частью занят
ребенок младшего школьного
Учение способствует
приобретению знаний, умений и
навыков, развитию креативности (при
специально организованном
Немаловажное значение
для успеха в обучении имеют
коммуникативные черты
Особенно важную роль
в интеллектуальном развитии
младших школьников играет
Музыкально-художественная
деятельность протекает в
Расширение сферы
и содержания общения с
Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет приобретаемого опыта, их содержание. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук, а также те знания, которые приобретены детьми на занятиях труда в школе. Интеллектуализируются групповые, коллективные игры. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. Игра, для младшего школьника продолжает занимать второе место после учебной деятельности, как ведущей, и существенно влияет на развитие детей. Большой интерес в этом возрасте представляют игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверять и развивать свои способности, включающие его в соревнования с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает смелость и настойчивость, целеустремленность, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые необходимы детям для их будущей взрослой жизни. В таки играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и тому подобное.
Говоря о мотивационной
готовности детей к учению, следует
также иметь в виду
В младшем школьном возрасте оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми. Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те их них, которые в процессе обучения еще продолжают активно развиваться. Существеннее другое: чтобы еще в дошкольный период детства у ребенка образовались необходимые задатки к развитию определенных способностей. Почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и педагогом в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоение абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку достаточно трудно.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ
2.1.
Основные принципы работы с
детским народно-хоровым
Детской школы искусств
Петь в фольклорном ансамбле может любой ребенок, обладающий музыкальным слухом и вокальными данными. Как показывает практика, дети со средними музыкальными способностями довольно быстро развиваются в обстановке активного творчества, к которому обязывает работа над народной песней. Пение в народной манере вполне целесообразно для детей, поскольку оно отвечает природе их голоса и в значительной мере развивает вокальные данные. Об этом свидетельствует наш опыт работы в качестве руководителя фольклорного ансамбля Детской школы искусств №6 Ленинского района, города Екатеринбурга.
Поскольку дети приходят в школу из разных семей, представляют различные социальные группы населения, имеют различные физические, индивидуально-психологические особенности и музыкальные данные, различный уровень информированности и степень подготовленности к началу хоровых и теоретических занятий, мы считаем целесообразным и необходимым в начале занятий получить наиболее полные данные о каждом поступающем. Но такая возможность появляется лишь тогда, когда дети осваиваются в новой обстановке. С этой целью проводятся несколько хоровых занятий со всеми участниками ансамбля, разучиваются простейшие песни, игры, тексты. Это дает возможность детям почувствовать себя спокойно и непринужденно, осознать, что на каждого направлено благожелательное, но в то же время достаточно требовательно внимание педагога. Большое подспорье для работы – опрос родителей. С их помощью можно наиболее точно установить круг интересов ребенка, приблизительный объем его музыкального «багажа», степень активности, проявляемой в привычной обстановке (в частности, творческой активности). Постепенно, в процессе занятий все более выявляются данные каждого ребенка. Получить общее представление о музыкальных способностях детей помогает следующие моменты: исполнение знакомых и любимых песен, повторение вслед за педагогом (с голоса) отдельных фраз песен, или коротких напевок, выстукивание ритмов и т.п.
Л.Л. Куприянова в
своей работе «Основные
Из них первые два в большей мере относятся к коллективу детей, а третий и четвертый – преимущественно к фольклорному песенному материалу[17, с.6].
Суть индивидуального
подхода – в создании
Принцип активизации восприятия образного мышления и творческой инициативы имеет важное значение для всего процесса системного освоения музыкального фольклора. Беря за основу тезис А.А. Люблинской о том, что «вне активности ребенка нет его общения со средой, а вне общения нет и развития»[24, с.59]. Можно сказать, что без активности самого ребенка весть процесс освоения фольклора не окажет на него должного воздействия, не даст ему необходимых знаний, умений и навыков, не разовьет музыкальные творческие способности. Поэтому усилия педагога-хормейстера должны быть направлены на развитие активности каждого учащегося.
Активное восприятие и мышление возможны только при наличии внимания. А.А. Люблинская в работе «Детская психология» различает непроизвольное и произвольное внимание. «Произвольное внимание направляется волевым усилием человека»[24, с.190]. Наблюдается переход одного вида внимания в другой. Чистота таких переходов или доминирование одного из видов зависит от особенностей нервной системы ребенка. А.А. Люблинская отмечает, что внимание детей с повышенной или легкой возбудимостью быстро направляется на «необходимый предмет, но фиксируется на нем с большим трудом, нежели у детей с медленной возбудимостью и трудной переключаемостью нервной деятельности. Чем менее активен ребенок, тем чаще его внимание переключается и отключается, и, наоборот, устойчивое внимание свидетельствует об общей активности»[24, с.185].
У детей младшего
школьного возраста, согласно системе
детского музыкального