Понятие энергии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:21, доклад

Описание работы

Восточная религиозная мысль характеризуется тем, что объединяет дух, или духовность с энергетическим взглядом на тело. Например, хатха-йога предполагает существование двух противоположных энергий: «ха» — или энергии Солнца, и «тха» — или энергии Луны. Цель хатха-йоги — достижение равновесия между этими двумя силами. Согласно Эсудиан и Хайх — авторам книги «Йога и Здоровье», наше тело пронизано позитивными и негативными потоками энергии, и когда эти потоки полностью уравновешиваются, мы наслаждаемся идеальным здоровьем. Легко понять, почему примитивные народы считают Солнце и Луну энергетическими телами: оба они непосредственно влияют на Землю и жизнь на ней.

Файлы: 1 файл

лоуен.docx

— 224.70 Кб (Скачать файл)

Александр Лоуэн

Психология  тела

© Лоуэн А. Психология тела. — М., 1997.

Понятие энергии

Восточная религиозная мысль  характеризуется тем, что объединяет дух, или духовность с энергетическим взглядом на тело. Например, хатха-йога предполагает существование двух противоположных энергий: «ха» — или энергии Солнца, и «тха» — или энергии Луны. Цель хатха-йоги — достижение равновесия между этими двумя силами. Согласно Эсудиан и Хайх — авторам книги «Йога и Здоровье», наше тело пронизано позитивными и негативными потоками энергии, и когда эти потоки полностью уравновешиваются, мы наслаждаемся идеальным здоровьем. Легко понять, почему примитивные народы считают Солнце и Луну энергетическими телами: оба они непосредственно влияют на Землю и жизнь на ней. Согласно китайской идее, здоровье зависит от равновесия противоположных энергий, инь и ян, представляющих энергии Земли и Неба. В китайской практике лечения акупунктурой различают каналы, по которым движутся эти энергии. Посредством укалывания иглами или надавливания пальцами на акупунктурные точки можно управлять течением энергии в теле в целях излечения болезней и укрепления Здоровья.

Другим способом, который  используют китайцы для мобилизации  энергии тела и сохранения здоровья, является программа специальных  упражнений, известных как тайцзицюань. Движения тайцзи обычно делаются медленно и ритмично, при использовании минимальной силы. Согласно Герману Канцу «удар делается на расслаблении», которое «помогает течению внутренней энергии, называемой по китайски «чи» а по японски «ки». Резервуар этой энергии находится, как считается, в нижней области живота».

Мысль Запада объясняет энергию  в механистических категориях, как  нечто поддающееся измерению. Но, поскольку никакими доступными инструментами  эти энергии измерить не удалось, стремящийся к точности западный разум отрицает их существование. Однако живые организмы реагируют на некоторые аспекты энергии тела так, как машины реагировать не могут. Например, возбуждение, которое чувствует  любящий человек, когда встречает  свою любимую — явление энергетическое, которое не измерил еще ни один прибор. Жизненность, излучаемая влюбленными  — следующий пример энергетического  явления, которое также не зарегистрировал  ни один инструмент. Несмотря на то, что  кирлиановская фотография показала существование ауры или энергетического излучения, окружающего тело, еще никому не удалось объяснить это явление в количественных категориях. Еще до того, как мысль Востока начала проникать в западную культуру, что имело место совсем недавно, некоторые ученые оспаривали точку зрения, что тело было лишь сложной биомеханической машиной, оживленной неким неясным духом и облагороженной метафизической душой. В прошлом столетии французский писатель и философ Генри Бергсон постулировал существование силы или витальной энергии, так называемой elan vital, которая оживляет тело. Приверженцы витализма, как было названо это направление, не могли принять мысль, что функционирование живого организма можно полностью объяснить в химических или физических категориях. Однако по мере развития техник и методов научного исследования, которые дали возможность выяснить биохимическую основу телесных процессов, на витализм стали смотреть как на нечто не поддающееся научному исследованию, не имеющее отражения в объективной реальности.

Современная медицина также  придерживается этого взгляда. Когда  я начал изучать медицину в 36 летнем возрасте, я много размышлял о  том, какое значение для здоровья могут иметь чувства и как  мы можем объяснить такие явления  как любовь, храбрость, гордость и  красоту. Знания, которые я получил  в медицинской академии, были очень  ценными, но ни одно из ниже названных  понятий там даже не упоминалось. Не рассматривались даже такие важные эмоции, как страх, гнев и грусть, так как считалось, что это  явления психологические, а не физиологические. Боль изучалась лишь исходя из неврологической  и биохимической точек зрения, ну а чувством удовольствия вообще никто не занимался, несмотря на то, что оно представляет такую мощную силу нашей жизни.

Самым серьезным белым  пятном в медицинском образовании  в то время была (остается в меньшей  степени и сейчас) сексуальность  человека. Каждому врачу известно, что эта функция необычайно важна  для жизни и здоровья. И насколько  к функции репродуцирования подошли  исчерпывающе, настолько сексуальность  обделена вниманием из-за того, что  она не относится к какому-либо одному органу, а связана с чувствами, охватывающими все тело. Благодаря  изучению именно этой функции Вильгельм  Райх понял, в чем состоит роль энергии в процессе жизни.

Современные медицинские  науки занимаются прежде всего функциями  органов. Врачам приходится специализироваться в лечении отдельных систем, таких  как дыхание, кровоснабжение или  пищеварение. Наука о целостном  человеке неизвестна западной медицине. Можно подумать, что это область  психиатрии или психологии, однако эти дисциплины ограничились изучением  мыслительных процессов и их влиянием на тело.

Точка зрения о том, что  мыслительные процессы принадлежат  к одной области, так называемой психологии, а физические процессы к другой, так называемой медицине органов, не согласуется с моделью  принципиальной целостности человеческой личности. Такой взгляд — результат  отделения духа от тела и ограничение  его сферой сознания. Этот разрыв искалечил  психиатрию и истощил медицину. Единственным способом справиться с этим нарушением целостности человека, является возвращение  психики в тело человека. Здесь  было ее первоначальное место. Единство тела и духа выражено в греческом  корне psychein, что означает дыхание. Целостный взгляд на человеческий организм привел бы к признанию того, что тело пронизано духом, который оживляет психику и контролирует его работу.

Поскольку такое определение  психики происходит от витализма, наука  не может его принять. Таким образом, оно было вытеснено в королевство  метафизики. Однако именно с помощью  психологии в форме психоанализа был открыт путь к пониманию духа как энергетического явления. Эта  дорога привела психологов на территорию сексуальности, которая игнорировалась традиционной медициной. Фрейд предстал перед проблемой сексуальности, стараясь понять истерические симптомы, психосоматические заболевания, которые  ни медицина, ни психология не могли  объяснить, пока Фрейд не опубликовал  своего классического учения. Он показал, что истерия — это результат  перенесения в физическую плоскость  психического конфликта, связанного с  сексуальностью и происходящего  из раннего травматического сексуального переживания. Однако ни Фрейд, ни другие психоаналитики не были в состоянии  объяснить, каким образом происходит это перенесение. В результате психосоматическая  медицина страдала от разрыва между  психикой и соматикой и не могла их объединить.

Это объединение смог сделать  Вильгельм Райх, используя понятие энергии. Он понял, что конфликт возникает одновременно на двух уровнях: психическом и соматическом. Он подошел к психике и соматике, как к двум аспектам, мыслительному и физическому, одного неделимого процесса. Подходящей метафорой может быть реверс и аверс монеты, ведь, чтобы мы ни делали с монетой, это касается обеих ее сторон. Так же и сознание и тело составляют две разные функции, взаимно влияющие друг на друга. Райх сформулировал свою концепцию, как принцип психосоматического единства и противоположности. Общность существует на глубинном энергетическом уровне организма, в то время как на уровне наблюдаемых явлений существует противоположность. Эти на первый взгляд сложные взаимоотношения можно ясно представить при помощи иллюстрации модели этих связей (рис. 1).

Рис. 1. Райх рассматривает психику и тело как единые на глубоком уровне, 
но противоположные на поверхностном уровне.

Возникает вопрос, касающийся природы этого энергетического  процесса, а также участвующей  в нем энергии. Райх представлял этот процесс как пульсацию, как возбуждение и расслабление, которые можно почувствовать в виде энергетических потоков в теле. Идея энергии, действующей в теле (конкретно в его сексуальной функции), принадлежит Фрейду. Он открыл, что другие физические недомогания, такие как неврастения, ипохондрия или беспокойство, связаны с нарушением сексуальной функции. Поскольку половой акт сопровождается эмоциональной разрядкой, Фрейд считал, что эта разрядка имеет энергетический характер и постулировал, что сексуальное влечение возникает в результате накопления сексуальной энергии, которую он назвал либидо. Сначала Фрейд считал, что либидо — это физическая энергия, но не будучи в состоянии доказать ее существование, определил ее позднее как психическую энергию сексуального влечения. Сделав это, он увеличил пропасть между сознанием и телом.

В отличие от Фрейда Юнг  рассматривал либидо как энергию, которая  включает все функции и движения тела. Однако он не назвал ее физической силой. В результате этого дух, психика  и либидо остались физическими понятиями, а духовность — понятием сознания.

Райх вернулся к начальной фрейдовской концепции либидо как физической энергии и провел некоторые эксперименты, чтобы определить, можно ли ее измерить. Он открыл, что электрический заряд на поверхности эрогенной зоны (грудь, губы и ладони) увеличивался, когда эта зона раздражалась. Болезненное воздействие на эту зону понижало заряд. Кроме того, Райх показал, что при приятной стимуляции усиливался кровоток в зоне возбуждения, в то время как болезненной стимуляции соответствовало некоторое уменьшение кровотока.

Эти эксперименты позволили  Райху разрешить конфликт между виталистами и механицистами. В мертвой материи нет зависимости между приятной стимуляцией, набуханием и увеличением электрического потенциала. Однако он подчеркнул, что «живая материя функционирует, опираясь на те же законы физики, что и неживая материя». Просто эти законы действуют по-другому, так как живое тело является особой энергетической системой.

Но позднее Райх пришел к убеждению, что в процессе жизни участвует особый вид энергии. Он назвал ее «оргоном» и утверждал, что это прото-энергия Вселенной. В период сотрудничества с Райхом я также поверил в существование этой энергии. Я считаю, что существуют доводы, доказывающие, что энергия процесса жизни является энергией, отличной от электромагнетизма. Мы можем согласиться, что для питания жизни нужна энергия. Чтобы избежать споров, которые могут возникнуть при использовании термина orgon или другого подобного названия, говоря об энергии жизни, я использую термин биоэнергия. Поскольку моя форма психотерапии опирается на концепцию энергетических процессов тела, я называю ее биоэнергетическим анализом.

Чтобы облегчить читателям  понимание дальнейших рассуждений, я начну сейчас отступление, объясняя, в чем состоит биоэнергетический  анализ. Личность в биоэнергетическом  анализе рассматривается как  пирамидальная структура. На верхушке — голова, где находятся сознание и эго. У основания, на самом глубоком уровне тела находятся энергетические процессы, которые заставляют человека действовать. Эти процессы проявляются в движениях, которые вызывают эмоции, а завершаются мыслями. Зависимость между этими процессами представлена на рис 2.

Рис. 2. Иерархия личности.

Пунктирная линия между  разными уровнями личности указывает  на взаимозависимость этих пластов. В биоэнергетическом анализе, для  того чтобы понять личность, изучается  каждый уровень. Из-за их исключительной значимости в центре внимания находятся  энергетические процессы, лежащие в  основе пирамиды. Объектом пристального внимания являются энергетический потенциал  данного человека и способ, которым  он используется.

Мы знаем, что энергия  производится в теле в результате биохимических реакций. Несмотря на всю свою сложность, химия метаболизма  похожа на процесс, где горючее становится энергией, по общей формуле:

Р (топливо или  продукты питания) + О= Е (энергия)

Отличительной чертой живых  организмов от неживой природы является тот факт, что в организмах этот процесс происходит внутри мембраны, благодаря чему произведенная энергия  не теряется в окружающую среду, а  используется организмом для выполнения своих жизненных функций. Одна из главных функций — это получение  из окружающей среды необходимых  элементов для производства энергии. Необходимо, чтобы мембрана была проницаемой  для продуктов питания и кислорода, а также для удаления продуктов  распада. В случае более сложных  организмов, чем бактерии или простые  одноклеточные, этот процесс объединен  с активным поиском необходимых  продуктов. Поэтому движения организма  не могут быть случайными. Они должны быть управляемы некой формой чувствительности к окружающей среде. Как заметил  один из ведущих исследователей функционирования протоплазмы, «протоплазма может не иметь разума, но то, что она делает — разумно». Разве не является разумным поведение открытости для пищи, любви  и приятных контактов, и отступление  перед опасностью или болью? Этот процесс не механический, так как  каждый организм постоянно изучает  свое окружение. Это приближение  и отступление — часть пульсационной  активности. Внутри организма она  включает сердцебиение, дыхание, перистальтику  кишечника и т.д. Все это результат  состояния возбуждения в каждой клетке и в каждом органе тела. Таким  образом, мы можем определить жизнь  как состояние контролируемого  внутреннего возбуждения, в котором  производится энергия, движущая внутренние процессы, поддерживающие жизненные  функции, а также внешние действия для поддержания или увеличения возбуждения организма.

Начиная жизнь, мы имеем огромный потенциал чувствительности к побуждающим  факторам, она уменьшается с нашим  возрастом. Я думаю, что эту утрату чувствительности можно объяснить  тем, что с возрастом тело становится более структурированным и жестким. Наконец приходит время, когда пожилой  человек настолько укоренится в  своих стереотипных навыках, что  практически не способен спонтанно  двигаться. Я не помню, чтобы я  когда-либо видел пожилого человека, прыгающего от радости так, как это  делают дети. Грудные дети имеют  наиболее живые и одухотворенные тела, ибо они более чем кто-либо другой чувствительны к окружающей среде и другим людям. В то же время  пожилые люди одухотворены более  сознательным образом, ибо в большинстве  своем понимают, насколько сильно они связаны с окружающим миром. В понятии духовности тела содержится мощный дух или сильное сознание духовного удовлетворения.

Процесс построения связи  с внешним миром является энергетическим процессом. Чтобы представить как  это происходит между двумя людьми, представим себе два камертона, настроенных  на одну частоту. Когда они находятся  рядом, то удар по одному из них вызывает вибрацию второго. Подобным образом  можно объяснить связь между  двумя глубоко влюбленными людьми. Образ двух сердец, бьющихся как  одно, может быть чем-то большим, чем  простой метафорой. Как мы показали, наши сердца и тела — это пульсирующие системы, излучающие волны, которые  могут действовать на другие сердца и тела. Довольно часто у матерей  наблюдается способность чувствовать, что переживают их дети, что зависит  от этого типа связи между ними.

Чувства единения со Вселенной  можно достичь, утратив или преодолев  свое эго. Эго — это граница, создающая  индивидуальное сознание. Внутри этой границы содержится самоподдерживающаяся энергетическая система, основной чертой которой является состояние возбуждения. На рисунках 3а-в организм представлен  как окружность вокруг пульсирующего  корня энергии. Без существования  границы не могли бы существовать сознание и эго.

Рис. 3а представляет нормальную энергетическую интеракцию организма  со своим окружением, когда он переживает удовольствие или боль. Эго выступает  посредником в этой интеракции в  интересах самосохранения (когда  организм испытывает болевое раздражение) или самореализации (когда организм получает приятную стимуляцию).

Рис. 3б показывает, как  волны возбуждения переходят  от корня к миру в случае ослабления эго. В этом случае сознание уже не является индивидуальным. Результатом  такого опыта, который можно пережить в глубокой медитации, является состояние  тишины и покоя.

Информация о работе Понятие энергии