Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа
Исходя их темы исследования, можно определить цель: раскрыть содержание процесса учебной адаптации одаренных детей к начальной школе. Задачи исследования:
1.Дать психолого-педагогическую характеристику развития одаренных детей младшего школьного возраста
2.Представить учебную адаптацию одаренных как социально-педагогическую проблему
3. Раскрыть особенности адаптации одаренных детей к начальной школе
В исследовании используются метод системного анализа, метод сравнений и аналогий, метод научного исследования
Введение……………………………………………………………………………..3
§ 1. Психолого-педагогические аспекты развития одаренных детей младшего школьного возраста………………………………………………………………....5
§ 2. Учебная адаптация одаренных младших школьников как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………..15
§ 3. Особенности адаптации одаренных детей к начальной школе……………..26
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложения………………………………………………………………………..40
Потенциальная одаренность-психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент.
Явная одаренность проявляется деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии способностей ребенка. Его могут отнести к числу не перспективных, лишить помощи и поддержки, необходимой для его развития. Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром этого вида являются умственные способности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, танцы и т. д )
Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. Вместе с тем отсутствие ярких проявлений в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития.
Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития [14, с. 75].
Сколько бы ни говорили об этой уникальности человека, но в первую очередь, со стороны педагогики и психологии, это все же психическое отклонение. Об этом нужно помнить всегда, так как одаренность предполагает сложные процессы в организме, уникальное устройство нервной системы и мозга. Все это при правильном воспитании, поддержке развития может быть закреплено и адаптировано к обычным условиям жизни.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.
Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта [9, с. 43].
Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, - формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы [12].
Талантливые дети в своем развитии уже по определению, качественно отличаются от сверстников, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации иллюстрируется и любимым увлечением – коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких «вундеркиндов». Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей [19, с. 93].
В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты: сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Для младших школьников характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.
В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей – темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей [10, с 234].
Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие:
1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память
в сочетании с ранним языковым
развитием и способностью к
классификации и
4. Одаренные дети
обладают большим словарным
5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6. Они отличаются
1. Одаренные дети
обнаруживают обостренное
2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей .
4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
6. Порой для них
характерны преувеличенные
7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а это утрата некоторых ценных особенностей детской психики [16, с. 75].
В трудах Н.С. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности, - той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз «на свой лад» свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим «направлениям» способностей [12, с. 95].
«То, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит освоение родного языка» - описал К. Чуковский в знаменитой книге «От двух до пяти». Но вот что интересно: непрестанная готовность к общению - особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если вследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые годы жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем - и при самом благоприятном психологическом окружении - развитие речи крайне затрудняется. Казалось бы, ведь ребенок стал старше, «умнее», так и трудностей в освоении языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были наиболее подходящие для этого возрастные возможности [26, с. 56].
Таким образом, психолого-педагогические особенности развития одаренных детей младшего школьного возраста значительно отличаются от особенностей адаптации «обычных» детей. В рамках школы возможно создать необходимые условия для успешной приспособляемости и комфортного обучения талантливых детей, но для этого, как показывает практика и отмечают многие ученые, нужно сделать многое. Все, что можно организовать для этого, безусловно, должно быть приспособлено под особенности одаренных школьников, под их индивидуальные, своеобразные механизмы развития, способ мышления и их потребности в зависимости от возраста.
§ 2. Учебная адаптация одаренных младших школьников как социально-педагогическая проблема
Адаптация как понятие, возникло первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам
Никитиной Н. И. возникают на «стыках» наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. «Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия способствуют объединению исследуемых объектов различных наук в целостные теоретические построения» [5, с. 123]. Вполне обоснованной представляется точка зрения В.С. Юркевича, который рассматривает адаптационную концепцию как «один из перспективных подходов к комплексному изучению человека» [29, с. 145].
Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии В.В. Богословский, Д.В. Колесов,
М.С. Яницкий, практически одинаково определяют адаптацию как «ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя» [11, 19, 30].
Адаптация-приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях [1, с. 18].
Адаптация к школе - это тот период когда и ребенок демонстрирующий реальные незаурядные результаты, и дети, которым присуща потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности подвергаются стрессу [13, с. 45]. В настоящее время в отечественной психологии существуют различные подходы к пониманию одаренности: как общей способности (Д.Б. Эльконин); как совокупности задатков, природной предпосылки способностей (М.Б. Зеленов); как высокому уровню развития способностей (Н.С. Лейтес); как совокупности внутренних условий для достижения выдающихся результатов в деятельности (В.С. Мухина). Широко распространено понимание одаренности как творческих возможностей человека (А.М. Матюшкин) [16, 18, 12, 9, 15]. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными», поэтому особенности адаптации к начальной школе у них одинаковы и не требуют детального изучения [24]. Другие же из них говорят: «одаренные дети встречаются крайне редко», поэтому детальное изучение проблемы адаптации к школе, в особенности начальной, просто необходимы [22, с. 68].
Возможную проблему адаптации выдающиеся психологи и социальные педагоги, рекомендуют начинать решать заблаговременно, еще в дошкольном возрасте. Не стоит обособлять ребенка от его сверстников, пусть он имеет возможность общаться, как и с «обычными» детьми, так и с детьми своего интеллектуального уровня развития. Это поможет одаренному ребенку приобрести навыки социального взаимодействия, научиться понимать людей, реально оценивая их достоинства и недостатки и ценить индивидуальность каждого из них [21, с. 213].
М.С. Яницкий, С.И. Чиникайло рассматривают учебную адаптацию в современной социально-педагогической литературе как сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Как правило, этот процесс благополучно заканчивается в первом полугодии, но на многих учеников может неблагоприятно воздействовать [24, с. 30].
Э.М. Александровская в своей книге пишет: «Родителям стоит поостеречься демонстрировать своему одаренному ребенку оценочное и сравнительное отношения к другим детям. Здесь важно научить ребенка не сравнивать себя с другими детьми, а показать ему, что каждый из них по-своему особенный»
[1, с. 23].
Адаптация одаренных в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей, что наиболее полно и четко было отражено в
Информация о работе Адаптация одаренных детей к начальной школе