Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа
Исходя их темы исследования, можно определить цель: раскрыть содержание процесса учебной адаптации одаренных детей к начальной школе. Задачи исследования:
1.Дать психолого-педагогическую характеристику развития одаренных детей младшего школьного возраста
2.Представить учебную адаптацию одаренных как социально-педагогическую проблему
3. Раскрыть особенности адаптации одаренных детей к начальной школе
В исследовании используются метод системного анализа, метод сравнений и аналогий, метод научного исследования
Введение……………………………………………………………………………..3
§ 1. Психолого-педагогические аспекты развития одаренных детей младшего школьного возраста………………………………………………………………....5
§ 2. Учебная адаптация одаренных младших школьников как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………..15
§ 3. Особенности адаптации одаренных детей к начальной школе……………..26
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложения………………………………………………………………………..40
Второй признак - насколько
легко ребенок справляется с пр
Психологи утверждают, что в адаптации так же играют роль половозрастные особенности, например одаренные девочки проще адаптируют к усредненной школьной программе и реже проявляют недисциплинированность. Мальчики же более эмоциональны и чаще девочки демонстрируют поведенческие проблемы. Они более подвижны, менее усидчивы и внимательны. Зачастую это объясняется тем, что одаренные мальчики просто не считают нужным концентрироваться на изучении того предмета, который и так им понятен. Однако среди девочек реже встречаются одаренности и проявляются они в более позднем по сравнению с мальчиками возрасте. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией будет очень долго [2, с. 65].
Рассмотрим еще один признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их [11].
Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем [25].
Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако, в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. От того, какую нишу займет ребенок при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе [5, с. 125].
Н. С. Лейтес, изучив одаренность во всех аспектах, составил рекомендации для родителей одаренного ребенка (Приложение 2.)
Анализ особенностей адаптации одаренных детей к начальной школе, показывет, что планируя и реализуя работу с одаренными детьми, необходимо учитывать возможные трудности во взаимодействии как с педагогами, так и с родителями. Все это обусловлено тем, что только комплексная работа и поддержка, понимающее окружение ребенка могут дать помочь ему комфортно обучаться в школе, находить общий язык со сверстниками, быть успешным и востребованным в дельнейшей жизни.
Заключение
В современном мире актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром, а так же со школьным процессом, позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию. Своевременная профессиональная диагностика, создание условий для стимулирования ребенка с самого раннего возраста к различным видам деятельности, поддержка одаренного ребенка не только в отношении его выдающихся способностей, но и во всех остальных аспектах его развития, воспитания, в конечном итоге создание благоприятных условий трудовой деятельности и жизнеобеспечения на этапе профессионального и личностного становления могут и должны стать общегосударственной задачей, объединяющей различные социальные институты, семью, образовательные учреждения, государственные институты, общественные организации, фонды, инициативы заинтересованных граждан [21, c. 214]
В результате проведенного исследования можно отметить, что работа социального педагога с одаренными детьми должна вестись в 3 направлениях: развитии интеллектуальных способностей ребенка, формировании адекватного самовосприятия, помощи в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретении им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми.
Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что основными психолого-педагогическими аспектами развития одаренных младших школьников являются: инструментальный аспект, к которому относится быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения, сформированность своеобразного индивидуального стиля деятельности, высокая скорость и легкость обучения; мотивационный аспект, в который входят следующие признаки: повышенная избирательная чувствительность, ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, повышенная познавательная потребность, а так же высокая критичность к результатам собственного труда. Так же рассмотрели адаптацию одаренных младших школьников как социально-педагогическую проблему, главным недостатком которой является отсутствие практического опыта. Раскрыли особенности адаптации одаренных детей к начальной школе, пришли к выводу, что они существенно отличаются от особенностей приспособления обычных первоклассников.
Безусловно, проблема адаптации к школе нуждается в более глубоком изучении, а так же может быть рассмотрена для пятиклассников и старших школьников.
Список литературы
1. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе [Текст] / Э. М. Александровская. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 185с.
2. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] / Азарова Л.Н / «Социальный педагог в школе» М.: - 1998. - №4. - 169с.
3. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст]: Пер.с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В.Я. Пилиповского - М. : Прогресс , 2003. - 322с.
4. Брюно, Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика [Текст] / Психологический журнал. – М.: Академия, 2007. - №4.- 73с.
5. Бурменской, Г.В. Одаренные дети [Текст] / Пер. с англ. В.А. Слуцкого; под ред. М.А Семенова М.: - 2009. - 125с.
6. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.М. Божович. – Питер. - 1968. – 267с.
7. Битянова, М.Г. Адаптация ребенка к школе [Текст] / Битянова М.Г. - М.: НМЦ "Дар" им. Л.С. Выготского: Образоват. центр "Пед. поиск". - Кн.1 . -2010 . - 162с.
8. Варламова, Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека [Текст] / Новый мир. – 2007 . - №3. - 12с.
9. Зеленов, М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе [Текст] / Зеленов, М. Б. - М.: Сократ, 2008. - 44с.
10. Кушнир, Н.Я. Диагностика психологической готовности ребенка к школе [Текст] / Кушнир Н.Я. – Минск. -2004. - 234с.
11. Колесов, Д.В. Адаптация организма младших школьников к учебным нагрузкам [Текст] / Д.В. Колесов. – М.:1987. – 176с.
12. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Лейтес Н.С. М.: Эксмо, 1996. - 185с.
13. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике : Учеб. пособие для студентов вузов, изучающих психологию, социал. работу и социал. педагогику [Текст] / Моск. гос. социал. ун-т; Авт. - сост. Л.В. Мардахаев - М.: Академия , 2002 . - 148с.
14. Миронов, Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте [Текст] / Миронов, Н.П.-М.: - 2004. - № 6. - 175с.
15. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2009. – 352с.
16. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / Вопросы психологии. - М.: Астрель, 1989. - №6. – 278с.
17. Никитина, Н.И. К вопросу о понятии социальной адаптации [Текст] /И.Н. Никитина. – М., 2009. – 137 с.
18. Особенности психического развития детей 6-7 лет [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. – М.: Кубинс, 1988. - 94с.
19. Общая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / С. Л. Мосинкова[ и др. ]; под ред. В.В. Богословского. – 2-е издание.- М.: Перфенон, 2003.- 193с.
20. Одаренность как феномен
[Электронный ресурс]: автореф. дис…канд.
пед. наук Фролова М.К. – М, 2010.- Режим доступа: http://sakhitti.ru/itti/web/
21. Панов, В.И. Зачем нужна учителю книга об одаренности и об одаренных детях [Текст] / Учителю об одаренных детях. - М., 1997. - 85с.
22. Панфилов, А.Б Подготовка учителя к работе с одаренными детьми [Текст] / Панфилов, А.Б.- М.: АРТ, 2004. - 148с.
23. Словарь иностранных слов [Текст] / авт.-сост. В. Б Карукова.- М.: Эксмо, 2007. - 110 с.
24. Чиникайло, С.И. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников [Текст] / С.И. Чиникайло. – Мн., БГМУ, 2005. – 154с.
25. Чистякова, Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур [ Текст] / Чистякова Г.Д. – Питер, 2008 .- 103с.
26. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Текст] / Собр. соч. в 6 томах. Том 1. - М.: Худ. Лит, 1965.- 245с.
27. Шумакова, Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей [Текст] / Шумакова Н.Б. – М.: Восход, 1996. - 255с.
28. Щебланова, Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап исследования развития одаренности [Текст] / Вопр. психологии. – Екатеринбург, 2005. - №1. - 97с.
29. Юркевич, В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога [Текст] / Юркевич В.С. – М.: Школа здоровья, 1997. - 159с.
30. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики [Текст]: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 184с.
Федеральная целевая программа РФ «Одаренные дети»
(Выдержка из Постановления Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы»)
Программа ставит своей целью создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- создание оптимальных
условий для развития и
- создание экспериментальных
площадок для работы с
- развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми и укрепление их материально-технической базы;
Программой предусматривается проведение фестивалей детского художественного творчества, слетов юных техников, всероссийских спортивных игр, всероссийских и международных олимпиад, конкурсов, стажировок одаренных детей за рубежом и их финансовая поддержка, развитие образовательных учреждений, центров и экспериментальных площадок
Предусматриваются программой и мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций, работающих с одаренными детьми. Предполагается формирование федерального банка данных по различным направлениям работы с одаренными детьми.
Реализация Программы позволит:
- осуществить разработку
концепции психолого-
- сформировать федеральный
банк данных по различным
- подготовить программно-
- укрепить материально-
Рекомендации для родителей одаренного ребенка (Лейтес Н.С.)
Информация о работе Адаптация одаренных детей к начальной школе