Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14
§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22
2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32
2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36
§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42
§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49
4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54
§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60
ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66
§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72
§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические
особенности развития речи
§2. Лингвометодические
особенности развития
2.1. Возрастные
особенности речи детей старшего
дошкольного возраста…………………………
2.2. Содержание
работы по развитию звуковой
культуры речи детей в ДОУ……………
§3. Театрализованная
деятельность как способ совершенствования
выразительности речи дошкольников…………………………...……………
§4.Роль музыки
в развитии ребенка………………………………
4.1 Особенности
музыкального развития детей
дошкольного возраста с плохо
развитой речью…………………………………………
§5. Анализ образовательных
программ ДОУ.........………………………
ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66
§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72
§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..……………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Материалы по диагностике
на начало учебного года..……………
2. Материалы по диагностике
на конец учебного года…………..….
3. Презентация выставки
театральных масок …………….………………
4. Открытое занятие по
развитию речи………………………………………
5. Анкета для родителей ……………………………………………………...128
6. Комплекс дыхательной
гимнастики ……………………………………...
Введение
Овладение
родным языком, развитие речи
является одним из самых
Не все дети к моменту поступления в школу умеют связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, а в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые.
Развитие речи самым тесным
образом связано с развитием
сознания, познанием окружающего
мира, развитием личности в целом.
Родной язык является средством овладения
знаниями, изучения всех учебных дисциплин
в школьном и последующем образовании.
На основе длительного изучения процессов
мышления и речи Л. С. Выготский пришел
к следующему выводу: «Есть все
фактические и теоретические
основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие ребенка, но
и формирование его характера, эмоций
и личности в целом находится
в непосредственной зависимости
от речи»[5]. Исследования отечественных
психологов и психолингвистов доказали,
что овладение речью не просто
что-то добавляет к развитию ребенка,
а перестраивает всю его
Чтобы показать
роль овладения языком и
Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.
Культура речи — явление
многоаспектное, главным ее результатом
считается умение говорить в соответствии
с нормами литературного языка;
В педагогической практике
высокий уровень речевой
И наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условии речи.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом может оказать театрализованная деятельность, которая пользуется у детей неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она так же является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству народа. Разностороннее влияние этой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств.
Воспитание выразительности речи важно и в социальном аспекте. Человек, владеющий навыками говорения, достигает больших успехов в учебе, карьере и т.п. это обуславливается, прежде всего, самой природой общения.
По мнению О.С. Ушаковой, театрализованные
игры позволяют успешно решать многие
воспитательно-образовательные
Актуальность исследования: Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества не могли не отразиться
на структуризации
дошкольного образования. Появились
вариативные программы
В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры.
В речевой деятельности
это выражается в увеличении
лексики со сниженной
Высокий уровень культуры
общения является основным условием
успешной адаптации человека в любой
социальной среде. В этой связи в
современной системе
Анализ реальной ситуации, сложившейся
в настоящее время в системе
воспитания и обучения детей
дошкольного возраста показал,
что количество детей, имеющих
отклонения в речевом развитии,
неуклонно растет. Эти дети составляют
основную группу риска по
Таким образом, практическая
потребность в реализации
Нами выявлены противоречия
на следующих уровнях:
►социально-педагогическом — между предъявляемыми обществом требованиями к развитию речевого общения дошкольников, обусловленными региональными социально-экономическими, культурно-национальными особенностями, и несоответствием этим требованиям уровня культурно-речевого развития детей дошкольного возраста;
►научно-педагогическом — между необходимостью подготовки высоко профессиональных педагогов в системе непрерывного образования и недостаточной разработанностью технологий культурно-речевого развития детей дошкольного возраста;
►научно-методическом
— необходимостью обновления
содержания культурно-речевой
Тема исследования: «Совершенствование
интонационной выразительности
речи у старших дошкольников
в театрализованной
Цель исследования: апробировать
разработанный комплекс игр и
упражнений и доказать эффективность
его по совершенствованию
Объект исследования: процесс
совершенствования
Предмет исследования: методы и приемы, направленные на совершенствование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования:
процесс совершенствования
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследовании были определены следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучение и обобщение
литературы по проблеме
2. Подбор диагностического
инструментария для оценки
3. Разработка комплекса
игр и упражнений, включающего
специальные задания и
4. Осуществление опытно-
Новизна исследования заключается в постановке и решении проблемы культурно-речевой подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, ставшей предметом специального научного исследования, в ходе которого: