Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14
§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22
2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32
2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36
§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42
§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49
4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54
§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60
ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66
§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72
§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111
4.1 Особенности музыкального
развития детей дошкольного
У дошкольников с нарушениями
речи наблюдается некоторое
Эмоциональное восприятие и
внимание, отзывчивость на музыку развивается
у детей с нарушениями речи
на протяжении всего дошкольного
периода. К старшему дошкольному
возрасту, обучаясь в дошкольном учреждении,
дети с нарушениями речи начинают
интересоваться музыкой, у них появляются
свои любимые песни, танцевальные композиции,
инструментальные музыкальные пьесы.
Дети могут воспринимать эмоциональный
характер музыкальных композиций и
передавать этот характер в танцевальном
движении, в подборе игрового материала.
Это позволяет детям с
Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с нарушениями речи, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психофизическое развитие дошкольника.
Основной задачей музыкального
воспитания дошкольников с нарушениями
речи является развитие слухового восприятия
и внимания на неречевые звуки. Затем
привлекают детей к прослушиванию
музыкальных произведений. На первых
порах дети с нарушениями речи
совершенно не умеют вслушиваться в
самые простые и небольшие
по объему музыкальные композиции.
Для обеспечения необходимой
сосредоточенности внимания в процессе
прослушивания музыки принимают
во внимание качество имеющихся у
ребенка представлений об окружающей
мире, наличие определенного
Большое место на музыкальных
занятиях отводится коррекционно-
Следует согласиться с мнением Е.А. Медведевой в том, что важнейшими элементами музыкально-ритмических занятий являются сигналы: слово, музыка, жест. Музыка как сигнал особенно широко используется в коррекционных целях. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение. Музыкальные темпы (умеренный, быстрый, замедленный, ускоренный, стремительный) помогают детям переключаться с одного движения на другое: дети учатся подчинять свои движения музыке. Умение воспринимать характер и динамику музыки, различать составные части музыкального произведения и выражать их соответствующими движениями осознанно и выразительно дает возможность удерживать в памяти последовательность серии движений, передавать движением характер музыкального произведения (медленного, веселого, легкого, спокойного, отрывистого, плавного), воспринимать и отражать в движении акцентированный звук [63].
Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительностью выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы детей помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у детей с нарушениями речи в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, правильная осанка, зрительная ориентировка на собеседника, смелость, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту и т.п.
В процессе специально организованных
музыкальных занятий
Важной задачей на музыкальных
занятиях в дошкольном учреждении является
развитие у детей с нарушениями
речи способности к пению. Как
известно, голос у детей с нарушениями
речи имеют недостаточно благозвучный
оттенок: часто наблюдается носовой
оттенок голоса, монотонность, интонационная
бедность. Имеются и недостатки развития
дыхательной системы. Дыхание у
детей с нарушениями речи поверхностное,
неровное, прерывистое, с коротким речевым
выдохом. В процессе обучения пению
наблюдается положительная
В ходе коррекционной работы
по формированию и развитию вокальных
навыков у дошкольников с нарушениями
речи значительно развивается
Еще одной важной задачей,
имеющей коррекционно-
К концу дошкольного периода в результате совместной работы логопеда и музыкального педагога дети в полном объеме овладевают правильными голосоведением и речевым дыханием, нормированным произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной У дошкольников значительно улучшаются фонематическое восприятие и все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма.
Таким образом,
у дошкольников с нарушениями
речи наблюдается некоторое
§5. Анализ образовательных программ ДОУ
Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам [65]. Каждая программа имеет свое содержание и структуру. В одних программах авторы допускают изменение отдельных фрагментов содержания в соответствии с «местными» условиями; в других настаивают на целостности подхода к содержанию; в третьих рекомендуют сохранить общие тенденции, а выбор технологий и методов работы с конкретным ребенком остается за педагогом. Несмотря на трудности переходного периода, изменения происходящие в сфере образования, сохраняют лучшие традиции российской системы дошкольного образования и имеют, несомненно, положительные черты. На это указывалось в аналитических материалах начальника Управления дошкольного образования Минобразования России Р.Б.Стеркиной: соблюдается принцип комплексности — педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и др.) [87]. Мы проведем сравнительный анализ программ по развитию речи и театрализованной деятельности.
а) по развитию речи
«Программа воспитания
и обучения в детском саду»
под ред.М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.
В разделе: звуковая культура
речи, стоят такие задачи, как
закреплять правильное, отчетливое
произнесение звуков; учить различать
на слух и отчетливо
В программе «Радуга»,
рекомендованной Министерством
образования России, учитываются
современные требования к
Программа «Развитие»
ориентирована на развитие
Умение работать с
моделями звукового состава
В программа «Истоки»
в разделе Социальное развитие
в старшем дошкольном возрасте
направлено на: — развитие речи
и речевого общения (дифференцированно
пользоваться разнообразными
В программе «Детство»
выделены специальные разделы:
«Развиваем речь детей» и «
б) по театрализованной деятельности.
Программа «Из детства в отрочество». Развитие детей в театрализованной деятельности осуществляется через решение многих задач:
— создавать у детей
интерес к театрализованной деятельности
и желание выступать с
— развивать индивидуальные
способности преодолевать сценическое
волнение, свободно и естественно
держаться при выступлении на
сцене;
— побуждать детей к
В программе «Воспитание
и обучение в детском саду»
М.А. Васильевой театрализованная деятельность
просматривается в разделах: культурно-досуговая
и игровая деятельность, как театрализованная
игра. В ней прописаны задачи
такие, как: продолжать развивать интерес
к театрализованной игре путем активного
вовлечения детей в игровые действия;
вызывать у них желание попробовать
себя в разных ролях;