Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

 

        Несовершенства  произношения в старшем дошкольном  возрасте нетипичны: при правильной  постановке работы дети к этому  времени могут овладеть произношением  всех звуков.  Звукопроизношение  совершенствуется, но у части  детей еще окончательно не  сформированы трудные в артикуляционном  отношении звуки (шипящие и  [р]). Процесс становления этих  звуков даже при условии целенаправленного  систематического обучения идет  медленно, так как навык неправильного  произношения становится более  прочным, а особая восприимчивость  к звуковой стороне языка в  силу перестройки умственной  деятельности и переключения  внимания на смысловое значение  слов до некоторой степени  угасает (со звуком [ш] дети  подбирают слова - шкаф, стол, сервант).

 

Однако к старшему дошкольному  возрасту у детей развиваются  способность к самоконтролю, осознание  несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому  учебная деятельность приобретает  более серьезный характер. У детей  наблюдаются случаи проявления взаимопомощи - внимание к речи друг друга, желание  помогать товарищам.

 

К старшему дошкольному возрасту при правильной постановке работы дети овладевают произношением всех звуков родного языка. У них в достаточной  степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое  дыхание. Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи.  Ребенок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его дефекты, смущается из-за них, иногда отказывается отвечать.   Из-за нарушений произношения дети заменяют в речи слова с дефектным звуком теми, где он отсутствует (не огурец, а огурчик). По той же причине они могут неправильно выполнять задание, заменяя нужные слова другими, сходными с первыми по значению (вместо лошадка - конь, вместо мишка - медведь, вместо машина - грузовик).   Стремление овладеть правильным произношением звуков, интерес к языку, самоконтроль по отношению к собственной речи особенно характерны для детей, готовящихся к поступлению в школу.

 

Воспитание звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте направлено на совершенствование произношения звуков, на выработку отчетливого  произношения слов, умения различать  и правильно про износить смешиваемые  звуки, дифференцировать звуки [с - з, с - ц, с - ш, ш - ж, ч - ц, ж - з, л - р]. В подготовительной к школе группе основное внимание уделяется развитию звукового анализа  слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, называние слов с  заданным звуком), определению места  звука в слове  (начало, середина, конец).

 

Продолжается работа по выработке  внятности произношения, умения правильно  пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи.

 

Закономерности овладения  звуковой стороной речи дают возможность  определить приоритетные линии формирования того или другого механизма на разных возрастных этапах. На ранних этапах происходит преимущественное развитие речевого слуха и слухового внимания, восприятия и понимания устной речи окружающих (ее смысла, звукового оформления, интонационной выразительности  и др.).

 

На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать  восприятие речи; воспитывают звуковую выразительность речи - развивают  силу голоса и его тембр, темп и  ритм речи, мелодику, навыки использования разной интонации.  На седьмом году происходит преимущественное развитие фонематического восприятия и звукового анализа речи; воспитание интонационно-звуковой выразительности речи; работа над орфоэпически правильной речью[3, с.217-218].

 

В дошкольном возрасте ребенок  достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным  средством общения и познания, но и предметом сознательного  изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового  развития.

 

Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и  методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие  особенности развития речи старших  дошкольников в области звуковой культуры речи:

Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя  их в речи, они закрепляют их в  произношении.

Отчетливая речь становиться  нормой для пятилетнего дошкольника  в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий  с ним.

У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается  фонематический слух. Дети могут различать  определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых  есть заданные звуки.

Дети свободно используют в своей речи средства интонационной  выразительности: могут читать стихи  грустно, весело, торжественно. Кроме  того, дети в этом возрасте уже легко  владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в  различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать  в общественных местах, дружеских  беседах и т.д. Они умеют уже  пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих  обстоятельствах.

У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они  могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые  согласные (сонорные, шипящие, свистящие).

Дети пяти лет могут  сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

 

В старшей группе темп овладения  родным языком, характерный для пятого года жизни, замедляется. Считается, что  после 5 лет речевые умения детей  совершенствуются незначительно, а  развитие некоторых из них замедляется. Так, увеличивается количество кратких  просьб и распоряжений («Отойди!»  «Поставь сюда!») и сокращается количество доброжелательных, аргументированных  реплик, содержащих объяснение («Не  мешай мне, пожалуйста, не видишь, я  же самолет завожу!»). По данным Г. М. Ляминой, количество случаев объяснительной речи уменьшается почти в два  раза. Теперь дети реже сопровождают свои действия речью. Однако если им предлагают задачу, при решении которой они  испытывают затруднения, у детей  возникает внешняя речь, но она  прямо не обращена к собеседнику (опыты Л. С. Выготского, описанные  А. Р. Лурия [53]. Психологи объясняют  это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция  речи — интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным  поведением). Интеллектуальная функция  речи имеет коммуникативное значение, ибо планирование своего поведения, решение мыслительных задач —  это составляющие общения. По данным А. Н. Гвоздева, к 5 годам дети овладевают грамматикой родного языка, включая  синтаксические и морфологические  закономерности, и, опираясь на интуицию, правильно употребляют слова  — исключения из правил.

 

 Достаточно высок и  уровень развития лексики. В  речи детей появляются синонимы, сравнения и антонимы. Они без  ошибок употребляют существительные  с разными суффиксами (медведица  — медвежонок — медвежоночек  — медведушко — медведище). В  их рассказах встречаются неправильные, но удивительно точные описания  объектов и явлений (притолстился, вертуний, сосульчатый). Дети начинают  употреблять прилагательные в  разных степенях сравнения (тяжелый  — полегче — самый легкий), а также обозначающие оттенки цветов (сиреневый, малиновый, темно-серый и т. д). Заметно возрастает число глаголов, причем для описания одной и той же ситуации разные дети употребляют синонимы, имеющие различную эмоциональную окраску (идет — шагает — вышагивает — плетется — бредет).

 

    В высказываниях  дошкольников появляется много  слов разных частей речи, относящихся  к деятельности людей, их взаимоотношениям, поступкам, поведению, переживаниям. По всей видимости, это связано  с тем, что возраст с 5 до 7 лет является возрастом оформления  социально-стандартизированной речи.

 

    Имеются исследования, свидетельствующие о том, что  к 5 годам решительно «заявляет  о себе» наглядно-образное мышление  и наблюдается перелом в понимании  причинности. У детей обнаруживается  потребность давать развернутые  пояснения наблюдаемому, при этом  они стремятся показать взрослым  свою компетентность и сообразительность.

 

   В ситуациях, требующих  что-то сопоставить, объяснить  и доказать, речь ребенка шестого  года жизни становится сложнее.  Появляются громоздкие и не  расчлененные на предложения  высказывания: «Потом принц хотел  навсегда жить у Золушки, но  у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не  мог от этой работы отойти  и ходил только к Золушке» (Алеша, 5 лет 8 месяцев).

 

 

 

2.2.  Содержание работы  по развитию звуковой культуры  речи детей в ДОУ

 

 

        Основная  цель работы по развитию речи  и обучению родному языку детей  — формирование устной речи  и навыков речевого общения   с окружающими  на основе  овладения литературным языком  своего народа.

 

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое  содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский).

 

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача научить детей чисто и правильно  говорить на родном языке, т. е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми  в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как:

 

а) правильное произношение звуков и слов;

 

б) правильное по смыслу употребление слов;

 

в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка [82, с.19-20].

 

Правильная речь считается  необходимой, но низшей ступенью, а  коммуникативно-целесообразная речь —  высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами  языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с  однообразными синтаксическими  конструкциями. Вторая характеризуется  как оптимальное использование  языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор  наиболее подходящих и разнообразных  способов выражения определенного  смысла. Эту вторую, высшую ступень  применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью[8].  Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

 

Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению  к дошкольному возрасту, более  того, он обнаруживается при анализе  современных программ детcкого сада, методической литературы по проблемам  речевого развития детей. Следовательно, в современной методике цель речевого‚  развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

 

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных  задач. Основанием для их выделения  является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под  руководством позволили теоретически обосновать и сформулировать три  аспекта характеристики задач развития речи:

структурный  (формирование разных структурных уровней системы  языка: фонетического, лексического, грамматического);

функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);

когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному  осознанию явлений языка и  речи).

Остановимся кратко на характеристике  одной задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком.

 

Воспитание звуковой  культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные  микрозадачи, связанные с развитием  восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение). Она  предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств  языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи,  овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударении, сила голоса, интонация); выработка четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения [3, с.53]. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

 

Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения  с окружающими их людьми. Большое  влияние на формирование высокой  культуры речи у детей оказывает  воспитатель.

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ