Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14
§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22
2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32
2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36
§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42
§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49
4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54
§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60
ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66
§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72
§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111
Занятия построены в основном
на игровых приемах. В начальной
стадии работы главным является привлечение
детей к театральной
Поэтому поначалу, при освоении технических тренингов, желательно использовать приемы, в которых участвуют сразу все ребята, т.е. проведение групповых, коллективных игр. Индивидуальные ответы и показы можно демонстрировать по желанию самих ребят. На начальном этапе важно формирование творческой смелости, мобилизованности и вместе с тем—своеобразного «чувства локтя». Дети должны усвоить, что театр—дело коллективное: здесь важна работа всех в едином ансамбле.
На формирующем этапе для полноценного и качественного развития речи мы используем театрализованную деятельность. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ, член-корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам» [58].
§2 Формирующий этап опытно-поисковой работы
Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы (см. прил.1) подсказали нам задачи работы по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста:
разработать комплекс занятий, упражнений, этюдов и игр для развития интонационной выразительности с учетом возрастных особенностей;
подобрать упражнения для артикуляционного аппарата; дыхательной, пальчиковой гимнастики;
правильно организовать развивающую среду;
в организованной и свободной деятельности детей чаще использовать проблемные ситуации.
Анализ теоретической и методической литературы позволил сделать вывод о том, что в условиях современного дошкольного образовательного учреждения мы можем в течение учебного года поднять уровень сформированности интонационной выразительности речи у детей.
Мы попробуем это сделать посредством театрализованной деятельности. При организации работы по совершенствованию интонационной выразительности речи у старших дошкольников мы руководствовались следующими положениями.
1. Театрализованная деятельность
в детском саду должна быть
органично включена в
2. В работе принимают
участие воспитатели и
Среда является одним из
основных средств развития личности
ребенка, источником его индивидуальных
знаний и социального опыта. Поэтому
при проектировании предметно пространственной
среды, обеспечивающей театрализованную
деятельность детей, мы учитывали следующее:
3. Для обеспечения оптимального
баланса совместной и
4. Безусловно, что в театрализованной
деятельности огромную роль
Речь воспитателя по-прежнему
остается основным источником речевого
развития детей. При обучении их звукопроизношению
необходимо правильно и четко
артикулировать звуки речи и их сочетания;
упражнять в модулировании
В старших группах
для обучения средствам
Выполнение таких упражнений
закономерно приводит к необходимости
ознакомления детей с основными
эмоциональными состояниями (радость,
печаль, страх, удивление, злость и др.)
и способами их невербального
и вербального выражения. Значение
этой работы определяется тем, что без
глубокого понимания
Особое внимание детей
надо обратить на связь между
настроением и особенностями
вербальной и невербальной выразительности
(силой голоса, темпом, интонационными
и логическими ударениями). Для
этого использовать упражнение «говорящие
картинки» — рассказы по схематичным
рисункам, когда их рисуют в ходе
совместного обсуждения или когда
один ребенок рассказывает, а другие
(3—5) разыгрывают роли с использованием
невербальных средств выразительности.
Большую пользу оказывают ролевые
диалоги по иллюстрациям с использованием
вербальных средств выразительности.
При этом собственно разыгрывание не
является самоцелью. Работа строится по
трехчастной структуре: беседа, исполнение
отрывка, анализ выразительности
Таким образом, занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.).
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.
5. Следует подчеркнуть,
что театрализованные занятия
должны выполнять одновременно
познавательную, воспитательную и
развивающую функции и ни в
коей мере не сводиться только
к подготовке выступлений. Их
содержание, формы и методы проведения
должны способствовать
Разработанный нами комплекс
занятий, игр и упражнений можно
условно представить двумя
1. Различные компоненты
интонационной выразительности,
Упражнения на вербальную
выразительность. Прежде всего проводятся
задания по артикуляции. Артикуляция—работа
речевого аппарата, которая формирует
нужный способ произнесения звуков, слов
и фраз. Правильная артикуляция очень
важна. Нужно помнить, как всем «резало
ухо» появление сериала, в котором
участвовала «прекрасная няня»,
где главная героиня говорила
с ужасающим украинским акцентом,
причиной тому как раз и была неправильная
артикуляция. Но если в данном случае
актриса сознательно
Работа с детьми, имеющими
еще не окрепшие связки, требует
особого подхода. Существует целый
ряд специальных методик работы
с детским голосом, как традиционных,
так и новых, современных. Они
разработаны специалистами на основе
тщательных, всесторонних исследований.
Несмотря на то что подходы в методиках
порой различны, их объединяет главное—бережное
отношение к детскому голосовому
аппарату, к к детскому здоровью.
И это является частью комплексного
подхода к формированию театральной
культуры детей. Помимо этого в комплекс
охраны детского здоровья входят рекомендации
по голосовой диете, система голосовых
упражнений, а также тренинг
Обычно в театре во время спектакля нет микрофонов и других усилителей звучания, поэтому актер должен играть весь спектакль «живым голосом». Если на сцене все время говорить громко, то можно голос потерять—сорвать его, получить профессиональную болезнь — не смыкание связок.
С этой целью голос обязательно надо не только тренировать, но и охранять, защищать.
Главная особенность голоса
детей заключается в том, что
последние постоянно находятся
в процессе роста, развития, изменения,
и требует осторожного
Репетиции и прогоны спектаклей требуют от юных актеров большой физической подготовленности. Поэтому задача режиссера—не допускать их переутомляемости.
Физическая подготовка играет огромную роль в становлении юных актеров, потому что бывает так, что, не рассчитав своих сил или переволновавшись, исполнитель вдруг начинает задыхаться во время представления. Юным артистам следует беречь свой голосовой аппарат: многократные повторы одного и того же текста дают дополнительную нагрузку на голосовые связки. Поэтому любителям мороженного следует сократить потребление своего обожаемого лакомства: оно вредно влияет на горло. А перед ответственными репетициями, прогонами и показами руководитель вообще обязан сообщить детям и их родителям список запрещенных для еды продуктов, к которым относятся: мороженое, шоколад, конфеты, лимон, семечки, шипучие напитки и т.д. Перечисленные продукты отрицательно воздействуют на голосовые связки, поэтому ими злоупотреблять не рекомендуется.
Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь. В этом возрасте у детей уже достаточно велик и разнообразен словарный запас. В течение учебного года он постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений, информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются и специальные дидактические игры, упражнения.
Игра «Найди слово». Вариант 1. Дети стоят в кругу, педагог, находящийся в центре, держит в руках мягкий, легкий мячик. Педагог кидает мяч любому ребенку и одновременно называет слово. Ребенок ловит мяч и, кидая мяч обратно, одновременно отвечает словом (именем существительным), обозначающим предмет или объект, дополняющий по смыслу названное педагогом слово (Отвечать нужно быстро). Например: