Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
 
ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 
   §1. Психолого-педагогические  особенности развития речи детей  старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14
 
   §2. Лингвометодические  особенности развития выразительности  речи у детей старшего дошкольного  возраста................................................................22
 
       2.1. Возрастные  особенности речи  детей старшего  дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32    
 
       2.2. Содержание  работы по развитию звуковой  культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36            
 
   §3.  Театрализованная  деятельность  как способ совершенствования  выразительности речи  дошкольников…………………………...…………….42
 
   §4.Роль  музыки  в развитии ребенка………………………………………....49
 
     4.1 Особенности  музыкального развития детей  дошкольного возраста с плохо  развитой речью…………………………………………………………...54
 
   §5. Анализ образовательных  программ ДОУ.........……………………….…60
 
ГЛАВА 2.   Аналитическое  описание опытно-поисковой работы  по формированию интонационной выразительности  речи  у старших дошкольников в театрализованной деятельности
 
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой  работы……….......……….....66
 
§2. Формирующий этап опытно-поисковой  работы………….………………72
 
§3. Контрольный  этап опытно-поисковой  работы…………………………..103
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107
 
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111
-определены теоретико-
- выявлены сущность и 
особенности развития культуры 
речевого общения детей 
- обоснованы и 
- определены критерии, показатели 
и уровни развития 
Положения на защиту:
1) Интонационная выразительность 
речи детей дошкольного 
2) Совершенствование 
3) Эффективное совершенствование 
интонационной выразительности 
дошкольников возможно при 
соблюдение основных методических 
принципов обучения родному языку: 
взаимосвязи сенсорного и речевого 
развития, коммуникативно-деятелностного 
подхода, взаимосвязи всех сторон речи(фонетической, 
лексической и грамматической), мотивации 
речевой деятельности на ведущих 
дидактических принципах и 
создание единой культурно-языковой 
среды в ДОУ и семье 
3) взаимодействие различных 
способов и форм организации 
работы с детьми, методов стимулирования 
и создания мотивации к 
Теоретическая база исследования — труды в области психологии и теории речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Г. Иванов-Смоленский, М.М. Кольцова, А.И. Леонтьев, И.П. Павлов, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.В. Текучев, Е.И. Тихеева), методические исследования в области театрализованной деятельности (М. Маханева, М.И. Родина, А.И. Буренина, Е.А. Флерина).
Теоретическая значимость — исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
Практическая значимость 
– разработанный комплекс интегрированных 
заданий, игр и упражнений по театрализованной 
деятельности может применяться 
во всех дошкольных учреждениях для 
успешного совершенствования 
Методологической основой исследования является совокупность философских, психолого-педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению процесса развития речевого общения личности, положения психологии и педагогики об общении как виде деятельности, об особенностях речевой деятельности и закономерностях овладения ею, о значении родного языка в формировании личности ребенка, об игре – одной из видов человеческой деятельности.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования — изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ нормативных документов, изучение и анализ педагогической практики по интонационной выразительности и театрализованной деятельности у старших дошкольников, диагностика по определению уровня звуковой культуры речи, опытно-поисковая работа как метод проверки гипотезы, методы обработки данных диагностики и их качественный анализ.
 Теоретический анализ 
философской, социологической, 
           
В дошкольном возрасте дети 
осваивают родной язык и в 
его эстетической функции. 
Вместе с тем, говоря о 
роли языка и речи в развитии личности 
ребенка, следует помнить 
База исследования: В опытно-исследовательской работе принимали участие дети старшей группы МКДОУ № 58 п. Большой Исток в количестве 20 человек.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей дошкольного возраста
Природа явлений языка и речи сложна и многогранна. Этим объясняется многоаспектность научного обоснования методики развития речи и обучения родному языку.
     Важнейшая 
роль в разработке 
      Методологической 
основой методики развития 
     Знание методологических 
основ необходимо для 
     Важнейшим, 
значимым для методики 
    Язык, речь возникли 
в деятельности и являются 
одним из условий 
     Этим определяется 
важнейший принцип методики — 
овладение языковыми формами; 
развитие речи и навыков 
    Следующей методологически 
значимой для методики 
     Общение с 
окружающими людьми, социальная 
среда выступают факторами, 
    Характеристика 
языка как средства 
    Третья методологическая 
характеристика языка касается 
его взаимосвязи и единства 
с мышлением. Язык есть орудие 
мышления и познания. Он делает 
возможным планирование 
Вместе с тем мышление 
и язык — не  тождественные 
понятия. Мышление—высшая  форма 
активного отражения 
      В развитии 
речи на первом месте стоит 
накопление ее содержания. Содержательность 
речи обеспечивается связью 
      С другой 
стороны, язык опирается на 
мышление. Эту закономерность можно 
проследить на примерах 
      Таковы 
наиболее значимые философские 
характеристики языка и речи, 
определяющие исходные, методологические 
принципы методики, а также общую 
направленность, цели и принципы 
развития речи и навыков 
Всякий процесс обучения 
языку должен опираться на понимание: 
а) сущности и содержания процесса обучения; 
б) природы и организации 
В ходе своего развития речь 
детей тесно связана с 
Исходя из того, что физиологической 
основой речи служат временные связи, 
образующиеся в коре головного мозга 
в результате воздействия на человека 
предметов и явлений 
В основе процесса овладения речью лежит взаимодействие непосредственного и речевого отражения внешнего мира, процесс взаимодействия непосредственных и речевых реакций. А. Г. Иванов-Смоленский, рассматривая корковые временные связи в аспекте возрастной эволюции, расположил их в такой последовательности: