Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14
§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22
2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32
2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36
§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42
§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49
4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54
§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60
ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66
§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72
§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111
-определены теоретико-
- выявлены сущность и
особенности развития культуры
речевого общения детей
- обоснованы и
- определены критерии, показатели
и уровни развития
Положения на защиту:
1) Интонационная выразительность
речи детей дошкольного
2) Совершенствование
3) Эффективное совершенствование
интонационной выразительности
дошкольников возможно при
соблюдение основных методических
принципов обучения родному языку:
взаимосвязи сенсорного и речевого
развития, коммуникативно-деятелностного
подхода, взаимосвязи всех сторон речи(фонетической,
лексической и грамматической), мотивации
речевой деятельности на ведущих
дидактических принципах и
создание единой культурно-языковой
среды в ДОУ и семье
3) взаимодействие различных
способов и форм организации
работы с детьми, методов стимулирования
и создания мотивации к
Теоретическая база исследования — труды в области психологии и теории речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Г. Иванов-Смоленский, М.М. Кольцова, А.И. Леонтьев, И.П. Павлов, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.В. Текучев, Е.И. Тихеева), методические исследования в области театрализованной деятельности (М. Маханева, М.И. Родина, А.И. Буренина, Е.А. Флерина).
Теоретическая значимость — исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
Практическая значимость
– разработанный комплекс интегрированных
заданий, игр и упражнений по театрализованной
деятельности может применяться
во всех дошкольных учреждениях для
успешного совершенствования
Методологической основой исследования является совокупность философских, психолого-педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению процесса развития речевого общения личности, положения психологии и педагогики об общении как виде деятельности, об особенностях речевой деятельности и закономерностях овладения ею, о значении родного языка в формировании личности ребенка, об игре – одной из видов человеческой деятельности.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования — изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ нормативных документов, изучение и анализ педагогической практики по интонационной выразительности и театрализованной деятельности у старших дошкольников, диагностика по определению уровня звуковой культуры речи, опытно-поисковая работа как метод проверки гипотезы, методы обработки данных диагностики и их качественный анализ.
Теоретический анализ
философской, социологической,
В дошкольном возрасте дети
осваивают родной язык и в
его эстетической функции.
Вместе с тем, говоря о
роли языка и речи в развитии личности
ребенка, следует помнить
База исследования: В опытно-исследовательской работе принимали участие дети старшей группы МКДОУ № 58 п. Большой Исток в количестве 20 человек.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей дошкольного возраста
Природа явлений языка и речи сложна и многогранна. Этим объясняется многоаспектность научного обоснования методики развития речи и обучения родному языку.
Важнейшая
роль в разработке
Методологической
основой методики развития
Знание методологических
основ необходимо для
Важнейшим,
значимым для методики
Язык, речь возникли
в деятельности и являются
одним из условий
Этим определяется
важнейший принцип методики —
овладение языковыми формами;
развитие речи и навыков
Следующей методологически
значимой для методики
Общение с
окружающими людьми, социальная
среда выступают факторами,
Характеристика
языка как средства
Третья методологическая
характеристика языка касается
его взаимосвязи и единства
с мышлением. Язык есть орудие
мышления и познания. Он делает
возможным планирование
Вместе с тем мышление
и язык — не тождественные
понятия. Мышление—высшая форма
активного отражения
В развитии
речи на первом месте стоит
накопление ее содержания. Содержательность
речи обеспечивается связью
С другой
стороны, язык опирается на
мышление. Эту закономерность можно
проследить на примерах
Таковы
наиболее значимые философские
характеристики языка и речи,
определяющие исходные, методологические
принципы методики, а также общую
направленность, цели и принципы
развития речи и навыков
Всякий процесс обучения
языку должен опираться на понимание:
а) сущности и содержания процесса обучения;
б) природы и организации
В ходе своего развития речь
детей тесно связана с
Исходя из того, что физиологической
основой речи служат временные связи,
образующиеся в коре головного мозга
в результате воздействия на человека
предметов и явлений
В основе процесса овладения речью лежит взаимодействие непосредственного и речевого отражения внешнего мира, процесс взаимодействия непосредственных и речевых реакций. А. Г. Иванов-Смоленский, рассматривая корковые временные связи в аспекте возрастной эволюции, расположил их в такой последовательности: