Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

 

В программе «Развитие  и воспитание дошкольника» Н.Д. Сорокиной  ставятся важные задачи в старшей  группе, но мы скажем о главных:

 

- продолжать развивать  устойчивый интерес к театрально-игровой  деятельности;

 

- продолжать обогащать  и активизировать словарь детей,  употребляя в речи существительные,  прилагательные, глаголы, наречия,  предлоги;

 

- закреплять правильное  произношение всех звуков; 

 

- совершенствовать интонационную  выразительность речи;

 

- совершенствовать умение  связно и выразительно пересказывать  сказки, рассказы без помощи воспитателя;

 

-  побуждать детей импровизировать  на тему знакомых сказок, рассказов,  придумывать истории собственного  сочинения индивидуально и коллективно,  используя марионеток и кукол  с «живой рукой»;

 

- стимулировать желание  искать выразительные средства  для создания игрового образа  персонажа, пользуясь для  этого  движением, мимикой, жестом, выразительной  интонацией;

 

- развивать память, мышление, воображение, внимание детей;

 

- воспитывать желание  играть с театральными куклами;

 

- поддерживать желание  детей активно участвовать в  праздниках и развлечениях [84].

 

Программа «Кукляндия».  А.И.Буренина, М.И. Родина считают, что  воспитание и развитие детей в  театрализованной деятельности - основное направление педагогической работы.  В основе содержания педагогической работы с детьми можно определить несколько направлений. Это развитие:                                                                    *сенсорики, основы чувственного познания окружающего мира;                 *базовых психических процессов: внимания, мышления, памяти; *эмоциональной  сферы; *речи, голоса;                                                                                       *выразительности движений, мимики, пластики;                                      *воображения, фантазии, творческих способностей.  Важным направлением работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитания эмпатии  (способности чувствовать, понимать настроение другого человека)[75].

 

Делая анализ программ, мы  отчетливо видим, что в театрализованной деятельности, постоянно встречается  работа над звуковой культурой  речи—совершенствуется  интонационная выразительность. Обогащается  словарный запас ребенка, развиваются  многие психические процессы. 

 

Выводы по первой главе. Таким  образом, для методики развития речи важно установление межпредметных  связей с другими науками. Использование  сведений из других наук обусловлено  ее спецификой прикладной педагогической науки. На различных этапах становления  методики развития речи ее связи с  другими науками складывались в  направлении от простого механического  заимствования к теоретической  переработке и научному синтезу  сведений. К настоящему времени она  представляет собой, по существу, интегративную  дисциплину, рассматривающую лингвистические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста. За последние 30 — 40 лет исследованы  собственно методические проблемы, получен  огромный теоретический и практический материал, переоценивается и осмысливается  прошлый опыт [3, с.16].               В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают  знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать  и оценивать программы с точки  зрения их влияния на полноценное  развитие речи детей.

 

   Итак, чтобы добиться  результатов в таком важном  и сложном деле, как воспитание, необходима длительная, кропотливая  работа педагогов. При этом  важна именно система воздействия,  направленная на достижение поставленных  целей и задач, имеющая в  своей основе осознанную идеологию,  а также продуманную логику  построения педагогического процесса.  Проанализировав теоретическую  часть нашей работы, мы  еще  раз убеждаемся, что наша тема  актуальна и несет много позитивного  в воспитании детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В  ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой  работы

 

Для достижения результата в развитии совершенствования речи детей, необходима длительная, кропотливая  работа педагога. При этом важен  комплексный подход, т. е.  воздействие, направленное на достижение поставленных целей и задач, имеющее в своей  основе осознанную идеологию, а также  продуманную логику построения педагогического  процесса.

 

Целью данного этапа является: выявить начальный уровень развития интонационной выразительности  речи у старших дошкольников.                                                         В опытно-поисковой работе принимали  участие дети старшей  группы ДОУ  № 58 п. Большой Исток, в количестве 20 человек.

 

На констатирующем этапе  в начале года воспитателями и  логопедом  старшей группы определяется стартовый уровень речевого развития каждого ребенка и группы в  целом, с анализа которого нужно  начинать углубленную работу по развитию словесного творчества, которая включает 3 раздела: звуковая культура речи; средства невербального общения; средства вербального  общения;  (см. прил.1). Критерии для  диагностики по развитию речи мы брали из «Программы воспитания и обучения детей в д/с» под ред. М.А. Васильевой; из методики Ф.А Сохиной; А.И. Бурениной.

 

Для обследования речи детей  использовались такие методы, как:                                                                                                                      *индивидуальные беседы;                                                                                       *наблюдения за детьми;                                                                                                 *интервьюирование;                                                                                                       *анализ продуктов  детской деятельности;                                                                   *анализ документов источников;                                                                                      *игра;                                                                                                                *экспериментальные занятия;

 

- и такие приемы,  как:

 

*образец; 

 

*напоминание сходного  случая;

 

*объяснения и указания;

 

* пример;

 

* оценка.

 

Материал для обследования: Так как дети старшего дошкольного  возраста способны более глубоко  осмысливать содержание литературного  произведения и осознавать некоторые  особенности художественной формы (могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические  особенности каждого  жанра), то материалом для диагностики мы выбрали сказку.     Анализ сказки должен быть таким, чтобы  дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки персонажей. Особое значение имеет работа над художественным образом сказки с детьми, у которых есть отклонения в развитии речи.

 

Для того чтобы узнать, как  развит артикуляционный аппарат  у ребенка, мы проводим такие игры на звукопроизношение: « Кто как  кричит?», «Что звучит?», Чей домик?»  и др. [50]. «Кто ушел и кто пришел?» (подбираются игрушки: слон, лиса, собака, зебра, заяц, корова, петух. Игрушки  то убирают (кто ушел?), то показывают вновь (кто пришел?). дети должны назвать  животное и сказать, есть ли в этом слове звук [С] и [З].  Также можно  использовать рассказ Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву  «р».  После чтения рассказа надо провести беседу по его содержанию. Вопросы следует задавать так, чтобы  в каждом ответе был звук [р]. Можно  дать детям задание составить  предложение из слов ворона, прыгать, забор;  двор, играть, ребята; ворона, каркать, крыша [3, с.238].                                                                                      Большую роль в речи играет интонация. Дети старшего возраста с интересом  выполняют задания, в которых  они учатся менять высоту голоса. Например, рассматривая игрушки или картинки, изображающие животных и их детенышей, они произносят звукоподражания, используя  различную высоту голоса.  Для  проверки темпа и силы голоса детей  можно использовать фольклорные  песенки, потешки, хороводные игры: «Карусель», «Мышеловка», «Расти, коса, до пояса», «Перекличка», «Ауканье» и д.т.[9, с.164].

 

Содержание обследования: Мы  приобщаем детей старшего дошкольного возраста к художественному  творчеству, поставив  такие задачи, как:

 

- развитие лексической,  грамматической, фонетической сторон  речи детей, с обращением особого  внимания на развитие образной  речи;

 

- формирование эстетического  восприятия литературных произведений  разных жанров, узнавания специфических  особенностей каждого жанра; 

 

- развитие способности  изображать художественный образ  сказочных персонажей через диалоги,  интонацию, движения,_жесты, мимику;

 

- формирование умения  создавать сочинения на основе  соединения разных сказок с  включением новых персонажей  и их характеристик; 

 

- расширение интереса  и стремления к словесному  и театральному творчеству.

 

Критерии оценивания: На основе анализа программ мы выделили некоторые критерии для определения  уровня «артистических» умений детей, связанных с театрализованной деятельностью: этюдный тренаж; выразительность  речи, мимики и пластики; культура поведения  на сцене;  игры-драматизации; этюды  с куклами; кукольные спектакли.    На основании критериев выделили три уровня: высокий, средний, низкий.

 

Высокий уровень: ребенок  без затруднений и помощи взрослого  может выразительно и интонационно правильно воспроизвести знакомый текст, предложенный воспитателем; показать с помощью мимики и жестов любой  сценический  этюд или упражнение (мы отмечаем его в диагностике  красным цветом).

 

Средний уровень: ребенок  иногда испытывает потребность в  подсказывающих репликах взрослого  при воспроизведении текста,  пропуская звуки; и не слишком  ярко выражает эмоции в этюдах (в  диагностике отмечаем зеленым цветом).

 

Низкий уровень: ребенок  испытывает затруднения с текстом, даже при подсказывании педагогом; и совсем не может показать этюд и упражнение (в диагностике отмечаем синим цветом).                                                                                                                                                                                                                                                 

 

Анализ результатов (см. Прил. 1):     Анализируя данные  диагностики  по формированию словаря  для детей, отмечаем, что для детей  исследуемой группы  характерен скудный словарный запас, дети долго  подыскивают нужное слово и часто  заменяют его указательным жестом или  местоимением «ну, вот такой вот»; у многих прилагательные составляют небольшую часть речи; глагольная лексика ограничена глаголами движения. Затруднение в умении согласовывать  слова в предложении, умении последовательно  логически рассказывать, наблюдаются  длительные паузы при рассказывании. Некоторым детям не нравится играть в словесные игры на подбор антонимов  и синонимов, они предпочитают конструировать, мастерить, бегать. 

 

По звуковой культуре речи у некоторых детей отмечаем дефектное  произношение звуков. Например, Поля произносит и дифференцирует все звуки речи, но звуки [р`], [ш], [ч], [г] произносит не в  соответствии с орфоэпическими нормами, а воспроизводит диалектное произношение. Произвольная интонация монотонна. Максим  произносит чисто все  звуки, [р] у него горловой. Интонация  при чтении стихов специфичная для  детей его возраста.  Рома  выделяет голосом ритм, а не смысл. Непроизвольная интонация богата «рисунками», заимствованными  с голосов любимых героев мультфильмов [73].

 

По ознакомлению с художественной литературой отмечаем, что не  все дети усидчивы, некоторые дети «взахлеб» слушают сказки, другие -  рассказы. Меньшая часть детей  группы умеет определять жанр произведения. Пересказать сказку получается не у  всех, т.к. плохо развита память.  На начало года стихов знают мало.

 

Дети в начале года  имеют трудности в речевом  общении, связанные с неуверенностью в себе; сомнении в правильности своих действий; непонимании требований взрослого. Взаимодействуя в игре с  другими детьми при помощи театральной  куклы, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует  себя более защищенным. В разыгрывании маленьких сценок  у детей плохо  получается пользоваться вербальными  и невербальными средствами.

 

«Выразительность речи»  имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.  По результатам  диагностики мы видим, что с высоким  уровнем всего 26% детей, со средним 62%, и с низким 12% .

 

 

         Таким образом, совершенствование  звуковой стороны речи: четкости  произношения, звучности и подвижности  голоса, умения пользоваться темпом  и ритмом речи, правильного дыхания  является необходимым этапом  подготовки к выразительной речи. 

 

         Добиться успехов в поставленной  цели можно лишь при условии  комплексного воздействия, т.е.  привлечения к работе родителей  детей. Для этого нужно было  провести анкетирование родителей  (см.Прил.5) [66, c.15]. Анализ результатов  помог определить общий уровень  знаний родителей по развитию  речи ребенка; готовность родительского  коллектива группы к сотрудничеству  с педагогами по развитию речи  ребенка (в процентном соотношении  от общего количества родителей); потребность родителей в консультативной  помощи специалистов.

 

    Проанализировав  результаты констатирующего этапа,  мы предположили, что в процессе  работы над выразительностью  реплик персонажей, в постановке  спектаклей, собственных высказываний  параллельно будет  активизироваться  словарь ребенка, совершенствоваться  звуковая культура  его речи, его  интонационный строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность  является источником развития  чувств, глубоких переживаний и  открытий ребенка, приобщает его  к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Но не менее  важно, что театрализованные занятия  развивают эмоциональную сферу  ребенка, заставляют его сочувствовать  персонажам, сопереживать разыгрываемые  события.

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ