Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14
§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22
2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32
2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36
§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42
§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49
4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54
§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60
ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66
§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72
§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111
Проникновение в лингвистическую природу языка и речи позволяет по-иному подойти к обучению дошкольников на занятиях, выделить приоритетные линии в развитии речи. На любом возрастном этапе обучение языку имеет целью формирования у ребенка умения использовать язык в соответствии с его функциями и прежде всего как средство общения. Следовательно, главной целью обучения языку признается совершенствование речи обучаемого. Для достижения этой цели на определенном возрастном этапе необходимо формировать у детей знания об устройстве языка как системы знаков, используемой для общения, так как это способствует интенсификации процессов речевого развития.
Определяя содержание и пути
развития речи дошкольников, мы используем
также данные детской психологии
о возрастных и индивидуальных особенностях
речи, учитываем уровни ее развития
на каждом возрастном этапе и особенности
психических процессов и
Так, основополагающей для методики развития речи является концепция «развивающего обучения». Выдвинутая Л.С.Выготским и разработанная психологами его школы (А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.) идея о том, что обучение, опираясь на достигнутый уровень детского развития, должно опережать него, вести за собой принципиально важной для решения многих методических вопросов.
Важной для методики развития
речи является теория речевой деятельности.
Под речевой деятельностью понимается
активный, целенаправленный процесс
создания и восприятия высказываний,
осуществляемый с помощью языковых
средств в ходе взаимодействия людей
в различных ситуациях общения.
Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и др. выделяют несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, среди которых:
1) потребность в высказывании
(условие возникновения
2)содержание речи (условие
наличия материала
3) средства языка (условие
вооружения человека
Различают четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание (понимание), чтение, письмо. Дошкольная методика имеет дело с устной речью. Это означает, что детей следует обучать речевой деятельности, т.е. учить правильно выполнять отдельные акты, речевые действия и операции.
Обучение речи в дошкольных учреждениях ведется в двух взаимосвязанных направлениях, к которым относятся:
совершенствование собственно речевой деятельности;
формирование отдельных речевых умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности:
- умение по заголовку, по началу и другим внешним признакам определить тему, дальнейший ход событий;
- умение выделять элементы высказывания: отдельные факты, микротемы;
- умение ориентироваться
в ситуации общения, т.е.
- умение планировать содержание высказывания;
- умение реализовать намеченный
план, т.е. раскрывать тему
-умение контролировать
соотнесение высказывания
Данные умения служат ориентировочной основой действий педагога при организации работы по развитию речи.
Лингводидактическая
основа методики заключается
в том , что методика развития
речи, являясь частной дидактикой,
использует основные понятия,
термины педагогики («цели», «задачи»,
« методы», «приемы» и т.д.),
а также ее положения,
Основная цель работы по
- Развитие
словаря, где на первый план
выдвигается семантический
- Воспитание
звуковой культуры речи. Она предполагает:
развитие речевого слуха;
- Формировании
грамматического строя речи
- Развитие
связной речи включает
- Формирование
элементарного осознания
Задачи
развития речи реализуются в
программе, которая определяет
объем речевых навыков и
умений, требований к речи детей
в разных возрастных группах.
В настоящее время в
Организация речевого
развития должна строиться с
учетом не только
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
- принцип коммуникативно-
- принцип развития
языкового чутья («чувства
- принцип формирование
элементарного осознания
-принцип взаимосвязи всех сторон: фонетической, лексической и грамматической, развитие речи как целостного образования;
- принцип обогащения
мотивации речевой
- принцип обеспечения активной речевой практики.
Эффективность речевого развития во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог:
- важнейшим средством
развития речи является
- культурно-языковая
среда. Речь детей неразрывно
связана с культурой речи
- содержательная жизнь
детей в детском саду. Разнообразные
игры, развлечения, занятия с
- обучение. Это целенаправленный,
систематический и планомерный
процесс, при котором под
руководством воспитателя дети
овладевают определенным
- художественная литература.
Она используется для
- в целях речевого
развития детей применяются
- одним из средств
развития речи являются
Речь ребенка обогащается
быстрее, если его
Методом обучения
называется способ работы
Общепринятой
в методике является
- наглядные. Применяется
как непосредственные, так опосредованные
методы. К непосредственным методам
относятся экскурсии, осмотры
помещений, рассматривание натуральных
предметов. К опосредованным
- словесные. Это чтение
и рассказывание
- практические. К ним относятся дидактические игры, игры- драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
В зависимости
от характера речевой
- репродуктивные
методы основаны на
- продуктивные методы
предполагают построение
К ним относятся обобщающая беседа, рассказывание, пересказ перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Методические приемы развития речи делятся на три группы:
- словесные. К ним
относятся речевой образец,
- наглядные приемы
— показ иллюстрированного
- игровые приемы могут быть словесными и наглядными.
Важной
для методики является
Решение различных
2.1 Возрастные особенности
речи детей старшего