Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14
§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22
2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32
2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36
§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42
§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49
4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54
§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60
ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66
§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72
§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111
Необходимо, чтобы воспитатель
не только выразительно читал или
рассказывал что-либо, умел смотреть
и видеть, слушать и слышать, но
и был готов к любому «превращению»,
т.е. владел основами актерского мастерства,
а также основами режиссерских умений.
Именно это ведет к повышению
его творческого потенциала и
помогает совершенствовать театрализованную
деятельность детей. При чтении детям
необходимы не столько артистичность,
сколько искренность и
Огромную роль в осмыслении
познавательного и
После беседы о прочитанном
(или рассказанном) и подобных упражнений
необходимо вновь вернуться к
тексту, привлекая детей к
Из многообразия средств выразительности рекомендуется:
• в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;
• в подготовительной к
школе групп, развивать творческую
самостоятельность в передаче образа,
выразительность речевых и
При обучении детей средствам
речевой выразительности
Во время занятий необходимо:
• выслушивать ответы и предложения детей;
• если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем;
• при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
• в заключение различными способами вызывать у детей радость.
Результаты
участия в театрализованной
Развитие театрализованной деятельности детей и накопление их эмоционально-чувственного опыта — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками («Любимые сказки», «Театральные встречи» и т. д.); домашнее сочинение сказок и различных историй, а потом разыгрывание их; совместное изготовление атрибутов и т.д.
Таким
образом, использование
• единство социально-эмоционального и когнитивного развития;
• насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
• постепенность и
• наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
• совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов) [57].
§4. Роль музыки в развитии ребенка
Наряду с художественной
литературой, театром,
Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности.
Восприятие является таким же необходимым внутренним двигателем самого существования, исторического развития и социально-значимого влияния музыки, как и создание и исполнение. Оно же, будучи естественным путем и способом приобщения человека к идейно-художественному ее содержанию, выступает в качестве искусного инструмента творческой деятельности [11].
Издавна музыка признавалась
важным средством формирования личностных
качеств человека, его духовного
мира. Современные научные
Музыка, как и другие виды
искусства, отражает действительность.
В опере и балете она характеризует
поступки, отношение, переживание героев.
В музыке изобразительного характера,
которую можно назвать «
Для характеристика музыкального
образа немалое значение приобретает
сочетание выразительных
Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувства, то есть содержание произведения, характеристика выразительных информаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структур произведения [31].
Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими переживаниями. Их и выявлять трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо прежде всего понять, о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.
Музыкальное восприятие –
сложный, чувственный, поэтический
процесс, наполненный глубокими
внутренними переживаниями. В нем
переплетаются сенсорные
Музыка имеет возможность
воздействовать на ребенка на самых
ранних этапах. Даже внутриутробный период
чрезвычайно важен для
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде» [24].
Музыкальное искусство через
общение, диалог «втягивает» растущего
человека в модель жизни, обуславливает
развитие и саморазвитие, делает его
способным изменять социокультурную
среду, приводить в соответствие
личностно-индивидуальные ценности с
общечеловеческими. Музыкальное восприятие
помогает осмыслить и приобрести
жизненные ценности, содействует
расширению интересов, выработке вкусов,
побуждает к информационному
обмену. В процессе общения с музыкальным
произведением возрастает духовность
и взаимопонимание людей. Музыка
рождает гармоническое
Музыкальные занятия позволяют решать различные задачи. На музыкальном занятии у педагога есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий – он делает то, что ему нравится (свободно двигается под музыку, поет или просто кричит, стучит в барабан и др.) и при этом получает одобрение взрослых, потому что он делает именно то, что нужно [11].
Эмоциональная включенность ребенка помогает организовать совместную деятельность его и педагога. При этом развивается и активность самого ребенка. Если сначала педагог принимал все, что делал ребенок, то теперь от ребенка ждут определенных действий. Ребенок начинает действовать произвольно, выполняя то, что просит педагог, и отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний. Это способствует, с одной стороны, развитию произвольности, сознательной регуляции деятельности, а с другой – возникновению общения между ребенком и педагогом [24].
Музыка помогает развитию
чувства ритма, ритмичности движений,
речи. На отличия музыкального ритма
от любого другого (трудового, стихотворного
и др.) указывал Б.М.Теплов. По его
мнению, ритм музыкального произведения
оказывает влияние, с одной стороны,
на эмоциональную сферу слушателя,
а с другой стороны, его восприятие
сопровождается своеобразной двигательной
активностью. Таким образом, способность
уловить ритм звучащей музыки и начать
свое движение, синхронизировав его
с ритмом музыки, качественно отличается,
например, от простого выполнения физкультурного
упражнения под счет тренера –
участие в такой деятельности
и двигательной, и эмоциональной
сферы делает ее для многих детей
легче и интереснее. Так, на музыкальных
занятиях у детей развивается
музыкально-ритмическое
Музыкальное воздействие
стимулирует собственную
Игра на разных музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями. Если на первых этапах ребенок с нарушениями двигательной сферы может играть только на самых простых инструментах (маракас или бубенчики, которые крепятся к руке на браслете), то в ходе занятий ребенку становятся доступно все большее количество разнообразных инструментов, многие из которых требуют от него более развитой моторики и координации движений – ребенок начинает не просто трясти игрушкой, а стучать, попадая палочкой по барабану или маленькой деревянной коробочке. Впоследствии ребенку становятся доступны инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник, кастаньеты и др.).
Медицинские исследования показывают, что при воздействии музыки у слушающего ее изменяются скорость дыхания, пульс, некоторые ритмы электрической активности мозга (Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л.). При правильном подборе музыки, таким образом, можно оказывать воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Музыкальные занятия часто оказывают на ребенка лечебное воздействие, сходное с действием стимуляторов или нейролептиков. Поскольку мы стремимся действовать не лекарственными, а именно лечебно-педагогическими методами, в большинстве случаев врачи предпочитают назначить ребенку не медикаменты, а специально организованные занятия [31].
Таким образом, музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. В отличие от других видов искусства, музыка более непосредственно связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого ребенка, тотчас же вызывая ее резонанс. Постижение музыкального содержания дошкольниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения и в целом носит синкретичный характер. Музыкальные занятия позволяют решать различные задачи: эмоциональная включенность ребенка помогает организовать совместную деятельность его и педагога, при этом развивается и активность самого ребенка; музыка помогает развитию чувства ритма, ритмичности движений, речи; игра на разных музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями. Музыкальные занятия выполняют роль не только коррекции, но и терапии, позволяя ребенку расслабиться, погрузиться в приятные ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение с музыкальным терапевтом и проявление собственной активности.