Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

 

Необходимо, чтобы воспитатель  не только выразительно читал или  рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению  его творческого потенциала и  помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. При чтении детям  необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них  образцом эмоционального отношения  к тем или иным ситуациям. Старшим  дошкольникам можно читать более  сдержанно, менее эмоционально, чтобы  не помешать самостоятельному усвоению нового содержания.

 

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а  также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных  состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и т. д.).

 

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к  тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не растерять  своеобразие авторского текста.

 

Из многообразия средств  выразительности рекомендуется:

 

• в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские  умения;

 

• в подготовительной к  школе групп, развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических  действий.

 

При обучении детей средствам  речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые  сказки, которые сконцентрировали всю  совокупность выразительных средств  русского языка и предоставляют  ребенку возможность естественного  ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме  того  именно разыгрывание сказок позволяет  научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

 

Во время занятий необходимо:

• выслушивать ответы и  предложения детей;

• если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти  к действию с персонажем;

• при встрече детей  с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли  подействовать или поговорить с  ними;

• в заключение различными способами вызывать у детей радость.

        Результаты  участия в театрализованной деятельности  могут отражаться в работах  по изодеятельности, ручному труду.

 

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление их эмоционально-чувственного опыта  — длительная работа, которая требует  участия родителей. Активизации  интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в  которых родители и дети являются равноправными участниками («Любимые сказки», «Театральные встречи» и т. д.); домашнее сочинение сказок и  различных историй, а потом разыгрывание их; совместное изготовление атрибутов  и т.д.

        Таким  образом, использование театрализованной  деятельности в целях формирования  выразительности речи и социально-эмоционального  развития ребенка становится  возможным при выполнении следующих  условий: 

• единство социально-эмоционального и когнитивного развития;

• насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

 

• постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными  и невербальными средствами выразительности;

• наличие интересных и  эффективных методов и приемов  работы с детьми;

• совместное участие в  данном процессе детей и взрослых (педагогов) [57]. 

 

 

§4. Роль музыки в развитии ребенка

 

 Наряду с художественной  литературой, театром, изобразительным  искусством музыка, как и другое  любое искусство, способна воздействовать  на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению выполняет социальную воспитательную функцию.

 

Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и  волю людей, благотворно сказывается  на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности.

 

Восприятие является таким  же необходимым внутренним двигателем самого существования, исторического  развития и социально-значимого  влияния музыки, как и создание и исполнение. Оно же, будучи естественным путем и способом приобщения человека к идейно-художественному ее содержанию, выступает в качестве искусного  инструмента творческой деятельности [11].

 

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного  мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное  развитие оказывает ничем не заменимое  воздействие на общее развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и  в жизни [31].

 

Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует  поступки, отношение, переживание героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему  миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать [24].

 

Для характеристика музыкального образа немалое значение приобретает  сочетание выразительных средств  в музыке с поэтическим словом (в песне), с сюжетом (в программной  пьесе), с действием (в драматизированной  игре, танце). Музыкальный образ делается более конкретным, понятным слушателю.

 

Под «музыкальным языком»  понимается весь комплекс выразительных  средств: передача мыслей, чувства, то есть содержание произведения, характеристика выразительных информаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой  окраски, темповых, динамических нюансов  и структур произведения [31].

 

Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать  восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как  она связана с тонкими, глубокими  переживаниями. Их и выявлять трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо прежде всего понять, о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель  как бы мысленно следует за развитием  музыкальных образов.

 

Музыкальное восприятие –  сложный, чувственный, поэтический  процесс, наполненный глубокими  внутренними переживаниями. В нем  переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота  созвучий, предыдущий опыт и живые  ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных  образов и яркие ответные решения  на них [31].

 

Музыка имеет возможность  воздействовать на ребенка на самых  ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую  слушает будущая мать, оказывает  влияние на самочувствие ребенка, а  может быть, уже формирует его  вкусы и интересы.

 

Музыка как вид искусства  открывает человеку возможность  познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия  таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда  в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные  элементы, а «социальные чувства  человека и эстетическое переживание  заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде» [24].

 

Музыкальное искусство через  общение, диалог «втягивает» растущего  человека в модель жизни, обуславливает  развитие и саморазвитие, делает его  способным изменять социокультурную  среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с  общечеловеческими. Музыкальное восприятие помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует  расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному  обмену. В процессе общения с музыкальным  произведением возрастает духовность и взаимопонимание людей. Музыка рождает гармоническое единство, ее внутренний мир пробуждает в человеке наиболее высокие и тонкие чувства, которые выступают стимулом к  изменению как в целом своей  жизни, так и сиюминутных порывов. Встреча космической музыки с  тонким эмоциональным миром человеческой души рождает красоту и доброту  отношений.

 

Музыкальные занятия позволяют  решать различные задачи.   На музыкальном занятии у педагога есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий  – он делает то, что ему нравится (свободно двигается под музыку, поет или просто кричит, стучит в  барабан и др.) и при этом получает одобрение взрослых, потому что он делает именно то, что нужно [11].

 

Эмоциональная включенность ребенка помогает организовать совместную деятельность его и педагога. При  этом развивается и активность самого ребенка. Если сначала педагог принимал все, что делал ребенок, то теперь от ребенка ждут определенных действий. Ребенок начинает действовать произвольно, выполняя то, что просит педагог, и  отказываясь от немедленного осуществления  своих собственных желаний. Это  способствует, с одной стороны, развитию произвольности, сознательной регуляции  деятельности, а с другой – возникновению  общения между ребенком и педагогом [24].

 

Музыка помогает развитию чувства ритма, ритмичности движений, речи. На отличия музыкального ритма  от любого другого (трудового, стихотворного  и др.) указывал Б.М.Теплов. По его  мнению, ритм музыкального произведения оказывает влияние, с одной стороны, на эмоциональную сферу слушателя, а с другой стороны, его восприятие сопровождается своеобразной двигательной активностью. Таким образом, способность  уловить ритм звучащей музыки и начать свое движение, синхронизировав его  с ритмом музыки, качественно отличается, например, от простого выполнения физкультурного упражнения под счет тренера –  участие в такой деятельности и двигательной, и эмоциональной  сферы делает ее для многих детей  легче и интереснее. Так, на музыкальных  занятиях у детей развивается  музыкально-ритмическое чувство, что, в свою очередь, оказывает влияние  на двигательную, эмоциональную, познавательную сферы [31].

 

Музыкальное воздействие  стимулирует собственную активность ребенка. С одной стороны, заражаясь  эмоцией, которую несет музыка, ребенок  легче включается в общую деятельность, начинает петь или танцевать вместе со всеми или, если его состояние  слишком тяжело для таких сложных  видов деятельности, просто более  внимательно наблюдает за окружающими  его взрослыми и детьми. Так  благодаря эмоциональному заряду педагоги «втягивают» ребенка в свою деятельность. С другой стороны, сама музыка стимулирует  возникновение у слушателя двигательных реакций: многим знакомо появляющееся вдруг желание пойти танцевать  под ритмичную танцевальную музыку, часто, не осознавая этого, мы начинаем покачивать ногой, постукивать пальцами по столу. Психофизиологические исследования выявили возникновение микродвижений  мышц артикуляторного аппарата и  всего тела под действием музыки (Благонадежина Л.В., Готсдинер А.Л., Теплов Б.М.). Эти микродвижения представляют собой редуцированные крупные движения, которые совершают маленькие  дети, – благодаря им оказывается  возможно более осмысленное и  дифференцированное восприятие музыкального произведения [31].

 

Игра на разных музыкальных  инструментах, музыкальные игры и  танцы способствуют развитию координации  движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего  контроля за своими действиями. Если на первых этапах ребенок с нарушениями  двигательной сферы может играть только на самых простых инструментах (маракас или бубенчики, которые  крепятся к руке на браслете), то в ходе занятий ребенку становятся доступно все большее количество разнообразных инструментов, многие из которых требуют от него более развитой моторики и координации движений – ребенок начинает не просто трясти игрушкой, а стучать, попадая палочкой по барабану или маленькой деревянной коробочке. Впоследствии ребенку становятся доступны инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник, кастаньеты и др.).

 

Медицинские исследования показывают, что при воздействии музыки у  слушающего ее изменяются скорость дыхания, пульс, некоторые ритмы электрической  активности мозга (Мясищев В.Н., Готсдинер  А.Л.). При правильном подборе музыки, таким образом, можно оказывать  воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Музыкальные  занятия часто оказывают на ребенка  лечебное воздействие, сходное с  действием стимуляторов или нейролептиков. Поскольку мы стремимся действовать  не лекарственными, а именно лечебно-педагогическими  методами, в большинстве случаев  врачи предпочитают назначить ребенку  не медикаменты, а специально организованные занятия [31].

 

Таким образом, музыкальное  искусство обращено ко всем и каждому  в отдельности. В отличие от других видов искусства, музыка более непосредственно  связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого  ребенка, тотчас же вызывая ее резонанс. Постижение музыкального содержания дошкольниками  кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений  на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной  речи и движения и в целом носит  синкретичный характер. Музыкальные  занятия позволяют решать различные  задачи: эмоциональная включенность ребенка помогает организовать совместную деятельность его и педагога, при  этом развивается и активность самого ребенка; музыка помогает развитию чувства  ритма, ритмичности движений, речи; игра на разных музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы способствуют развитию координации движений, общей  и мелкой моторики, формированию у  ребенка внутреннего контроля за своими действиями. Музыкальные занятия  выполняют роль не только коррекции, но и терапии, позволяя ребенку расслабиться, погрузиться в приятные ощущения, на фоне которых становится возможным эмоциональное общение с музыкальным терапевтом и проявление собственной активности.

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ