Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14
§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22
2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32
2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36
§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42
§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49
4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54
§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60
ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66
§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72
§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111
1) раньше всего возникают
связи между непосредственным
раздражителем и
2) присоединяются связи
между словесным воздействием
и непосредственной реакцией (ребенок
раньше начинает понимать речь)
образуются связи между непосредственным раздражителем и ответной словесной реакцией;
«высшей и наиболее поздней формой связи являются связи между словесными воздействиями и словесными же ответами» [30].
М.М. Кольцова отмечает, что формирование моторной речи зависит не только от общения, но и в какой-то мере от двигательной сферы. Особая роль принадлежит мелкой мускулатуре рук и, следовательно, выработке тонких движений пальцев.
Основополагающее значение имеет теория речи и речевой деятельности. «Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией процесс принятия и передачи сообщений» (И. А. Зимняя). Психологическая природа речи раскрыта А. Н. Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским):
1) речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом;
2) речь имеет полифункциональный
характер: речи присущи коммуникативная
функция (слово — средство
общения), индикативная (слово —
средство указания на предмет)
и интеллектуальная, сигнификативная
функция (слово — носитель
обобщения, понятия); все эти функции
внутренне связаны друг с
3) речь является полиморфной
деятельностью, выступая то
4) в речи следует различать
ее физическую внешнюю сторону,
5) слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является носителем обобщения;
6) процесс развития речи
не есть процесс
Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятийной стороне языковых явлений, к языку как средству выражения, формирования и существования мысли, к целостному развитию всех функций и форм речи.
Детей следует обучать речевой деятельности, т. е. учить правильно выполнять отдельные акты, речевые действия и операции. В результате правильного выполнения речевых операций формируются автоматизированные речевые навыки (произносительные, лексические, грамматические). Но для речевой деятельности этого недостаточно. У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения [60].
Необходимо создавать
условия для возникновения
Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной, естественной обстановке общения. Таким образом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям.
Языковая способность — это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.
Речевой навык — это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление — произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее — выбор падежа, рода, числа).
Речевое умение—особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. Речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка — значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.
По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова) забодала", "он (волк) напал", "он (шар) покатился" и т.д.[42, c.152] Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой.
З.М. Истомина считает, что
ситуативность речи у старших
дошкольников заметно снижается. Это
выражается, с одной стороны, в
уменьшении количества указательных частиц
и наречий места, заменявших другие
части речи, с другой стороны, в
уменьшении роли изобразительных жестов
при рассказывании. Словесный образец
оказывает решающее влияние на формирование
связных форм речи и на изживание
в ней ситуативных моментов. Но
опора на наглядный образец усиливает
ситуативные моменты в речи детей,
снижает элементы связности и
увеличивает моменты
По данным А.М. Леушиной, по
мере расширения круга общения и
по мере роста познавательных интересов
ребенок овладевает контекстной
речью. Это свидетельствует о
ведущем значении усвоения грамматических
форм родного языка. Данная форма
речи характеризуется тем, что ее
содержание раскрывается в самом
контексте и тем самым
Не менее важным условием
для формирования связной речи дошкольника
является овладение языком как средством
общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение
в дошкольном возрасте носит непосредственный
характер[100]. Разговорная речь содержит
в себе достаточно возможностей для
формирования связной речи, состоящих
не из отдельных, не связанных друг
с другом предложений, а представляющей
собой связное высказывание –
рассказ, сообщение и т.п. В старшем
дошкольном возрасте у ребенка возникает
потребность объяснить
А.М. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.
У детей старшего дошкольного возраста накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У них вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение.
§2. Лингвометодические основы развития выразительности речи у детей дошкольного возраста
Лингвистическую основу
Учет системных
связей в языке и речи
Указанные аспекты обоснования
важны для решения как общих,
так и более частных
Методика развития речи опирается на данные различных наук лингвистического цикла, позволяющие определить основные определения работы, состав речевых навыков и приемы их формирования. Так, фонетика служит основой для разработки методики звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте; на знание грамматики опирается методика формирования морфологических и синтаксических навыков; на знание лексикологии — словарная работа; лингвистика текста необходима для правильной организации обучения связной речи.
Разграничение понятий «язык» и «речь» является основополагающим для методики обучения языку.
Слово в речи, по мнению А.А. Реформатского,-этот слово, сейчас (или вчера) сказанное. Слово в языке — это отвлеченный, но действенный образец, который определяет производство слова в речи. Это нечто абстрактное, но проявляющееся в конкретном. Языком можно владеть и о языке можно думать, но не видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом значении этого слова.
Язык — потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь—это действие и его продукт, это деятельность человека. Речь всегда мотивирована, т.е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она всегда имеет определенную цель, направлена на решение каких-либо задач.
Язык стремится к стабильности, он консервативен, принимает новшества не сразу. Речь же допускает вольности. Именно в речи появляются новые слова, фонетические и даже грамматические отклонения, которые либо остаются случайными и вскоре исчезают, либо, утверждаясь, постепенно становятся фактами новой системы.
Речь зависит от состояния речевого аппарата, от индивидуальных особенностей человека. Язык развивается независимо. Речь ребенка отличается от речи взрослого. Язык беспристрастен к возрасту, но имеет свои особенности. Язык упорядочивает правильность произношения слов, управляет речью.
Характер взаимодействия языка и речи таков: понимание между людьми в речевой деятельности обеспечивается наличием системы языковых средств, а для освоения и усвоения этой системы нужна речь. Это взаимодействие обеспечивает реализацию основных функций языка: коммуникативную, когнитивную, эмотивную.