Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

 

Один из результативных приемов  — просьба, обращение к тому, кто  смеялся над товарищем: «Попробуй  сам выполнить это задание  без ошибок!» нередко выясняется: тот, кто смеялся над своим  «коллегой по театру», тоже ошибается! И этот фактор навсегда снимает вопрос некорректного поведения на занятии. При завершении выполнения задания  насмешникам педагог должен обязательно  повторить, что пока все ребята—начинающие  «артисты», они еще только учатся все выполнять правильно.

 

Второй прием—просьба  педагога, обращенная все к тому же насмешнику: «Если ты сам еще  достаточно хорошо умеешь, выполняет  задания, то помоги своему товарищу научиться  правильно выговаривать нужный текст». Подобные приемы не только развивают  правильное понимание чувства сообщества, единства действий, но и устраняют  задатки соперничества, нарождающейся  «звездности». А дошкольника, который  допускал ошибки при произнесении скороговорок, нужно похвалить, отметив его  успехи в каком то другом виде театральных  знаний, например в тренинге сценического движения, или пантомимике.

 

Второй важный этический  аспект, который руководителю детского театрального коллектива всегда следует  «держать под контролем», касается этапа распределения ролей в  преддверии работы над выбранной  пьесой. В обычном профессиональном театре существует закон: распределением ролей занимается режиссер, и его  решение не обсуждается. Но в детском  коллективе в данных обстоятельствах  следует действовать более корректно. Например, при распределении ролей  в различных сказках иногда сразу  несколько ребят высказывают  желание выступить в ролях  главных героев, и никто не хочет  играть в эпизодах. В подобном случае руководителю следует настраивать  детей на то, что в спектакле  все роли важны, потому что успех  постановки зависит от того, как  складывается ролевой «ансамбль» —  согласованность всех исполнителей, не зависимо от значимости их ролей. В  этом случае уместно выглядит обращение  к классическим театральным поговоркам типа: «Не  бывает маленьких ролей—есть  маленькие актеры». Или рассказать о том, что многие известные актеры значительную часть своей жизни  играли эпизоды, но их появление на сцене всегда сопровождалось аплодисментами зрителей—настолько высоким было мастерство исполнителей.

 

В нашем творческом исследовании, в инсценировке русской народной сказки «Василиса Прекрасная» исполнить  роль главной героини пожелали несколько  девочек. Зато на роль куколки, которая, по сюжету, оставалась Василисе от ее умершей  матери, желающих поначалу не было вообще, поскольку вся роль куколки сводилась  к «голосу за сценой». Исполнительница  роли Василисы по мере необходимости  просто вынимала из кармана передника  настоящую куколку и обращалась к ней, а актрису, которая исполняла  роль куколки, зрители не видели, а  действительно только слышали ее голос. Поэтому пришлось подробно разъяснить ребятам, насколько значительной в  сюжете сказки была эта роль: куколка, по сути является советчицей главной  героини, рекомендуя ей, как правильно  надо поступать в том или ином случае. Результат подобного разъяснения  превзошел все ожидания—на роль куколки посыпалось сразу множество  заявок. А конце постановки, когда  все актеры выходят на заключительные поклоны, девочку—исполнительницу  роли куколки—надо вывести за ручку  отдельно и представить ее зрителям. «Вот это—актриса, которую вы не увидели  в спектакле, но которая так замечательно сыграла важную роль куколки—советчицы  Василисы Прекрасной. Поэтому прошу  и ей подарить часть ваших аплодисментов!» 

 

В работе по театрализованной деятельности возник аналогичный случай при постановке отрывков «Сказки  о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, где роль «голоса за сценой» играла исполнительница  роли волшебного зеркальца.

 

Отдельный разговор—об отношении  юных артистов к отрицательным ролям. В инсценировки одной русской  сказки, по сюжету, у купца было три  дочери. Две—работящие, — к которым  пришли свататься  знаменитые ремесленники-кузнецы, а третья—ленивица, по имени Варварушка, которой и жених попался под  стать—неумеха. Правда, по сюжету спектакля, они свои недостатки осознают, обещают  исправиться, и все завершается  общим переплясом.

 

Но однажды, уже после  нескольких показов этой постановки, девочка, исполнительница  роли Варварушки, категорически заявила, что больше не хочет играть роль ленивицы, которой  достается плохой жених. Пришлось в  ответ на это требование разъяснить, что ведь девушка в конце становится хорошей, работящей, и все это  понимают. Да еще в финале спектакля  специально для нее и ее жениха был придумал и поставлен самый  продолжительный плясовой номер. Уговоры  подействовали, и угроза срыва спектакля  миновала.

 

В другом случае при подготовке постановки по сказке «Дюймовочка» не было желающих исполнить роль Жабы. Тогда музыкальный руководитель, создавший этот спектакль, быстро нашла  выход. Она превратила Жабу в светскую даму, придумав для нее броский  костюм и новое имя—мадам Жабэ. Эти «приманки» сработали, и сразу  несколько детей изъявили желание  примерить на себя эту роль.

 

Еще один момент, требующий  этического регулирования возникшей  ситуации, может появиться из-за специфики работы в театральном  кружке. Как известно, актерские  тренинги тесно связаны с многократными  повторами одних и тех же физических действий, одних и тех же речевых  упражнений, что для дошкольников подчас может показаться утомительным. Поэтому кто-то из детей может вслух выразить свое недовольство: «Сколько раз можно повторять одно и то же!»

 

Однако накопление опыта  театральных действий позволяет  преодолеть отрицательные детские  эмоции, переведя их в положительные  личностные впечатления. Как правило, подобные высказывания встречают неизменные возражения, которые  произносят сами дошкольники, другие участники театрального коллектива: «Ведь мы должны хорошо спектакль сыграть!», «Ведь мы должны научиться все делать правильно!», «Ведь ты же хочешь, чтобы спектакль  получился!». Подобные высказывания свидетельствуют  о самостоятельном стремлении детей  автономно найти выход из зарождающейся  конфликтной ситуации в русле  театральных занятий, не прибегая к  вмешательству педагога.

 

Таким образом, ряд ситуаций, которые возникают во время театральной  деятельности с дошкольниками, настоятельно требует своей корректировки  со стороны педагога. При использовании  описанных методических приемов  они поддаются регулированию  и тем самым не тормозят действий руководителя  и прогрессивных  устремлений его участников.

 

     2. Подготовка  к театрально-исполнительской (театрализованной) деятельности детей должна проходить  в  несколько этапов. Содержание  работы реализуется в играх,  упражнениях, этюдах, разыгрывание  маленьких сценок, которые в работе  со старшими детьми можно объединить  в небольшие театрализованные  представления. 

 

Игры и  на развитие выразительной  пантомимики 

 

• Например, этюд «Изобрази  животное». Дети по очереди задумывают образ любого животного и пантомимой показывают его повадки. Дети-зрители  должны догадаться, какое животное изображает ребенок и что оно  делает. Примечание: для проведения этого этюда можно пользоваться карточками с изображением животных. В этом случае дети выбирают карточку животного, которое они хотят изобразить. Переворачивают ее картинкой вниз. Как вариант, можно устроить жребий - кто кого будет изображать.

 

• Этюд-импровизация «Вот так  история!»

 

«Кошка». Данный этюд предлагается детям после того, как они научатся выразительно изображать животных. Следующий  шаг - это пластическая импровизация на заданный сюжет, который педагог  или ребенок сочиняют по ходу игры. Детям предлагают выбрать карточку с изображением животного. (По ходу игры дети держат карточки в руках, это помогает педагогу или ребенку  ориентироваться при сочинении  истории). Все дети сидят полукругом, на оставшемся свободном месте расставляются  декорации или предметы, заменяющие их (стулья, пуфики, кубы, подушечки  и др.). Как только педагог произносит название какого-либо животного, ребенок  отдает карточку педагогу (или оставляет  на своем месте, чтобы ничто не сковывало движений).

 

Приведем пример импровизации.  Однажды кошка смотрела по телевизору передачу «В мире животных». Вот сидит  она у телевизора и видит: пробегают  собачки, пролетают птицы. Большой  медведь встретил маленького хомячка. Цапля подружилась с тремя  лягушками. А красавица лиса искала себе норку и нашла ее около  большого дерева. Вот такую передачу смотрела кошка ... (Эту историю придумала  девочка пяти лет, она давно мечтает, чтобы родители купили ей какое-либо животное, но пока нет возможности  его приобрести). 

 

 • Этюд «Изобрази  предмет» - в данном варианте используются  карточки с изображениями предметов.

 

• Этюд «Дом». Дети выполняют  творческое задание аналогично предыдущему  вариант, только изображают не животных, а предметы и, соответственно, разыгрывают  сценки с предметами.

 

Приведем пример истории, придуманной шестилетним ребенком. Мы получили квартиру. Она была большая-большая. Купили новую мебель и стали расставлять  ее. В середине комнаты поставили  стол, а рядом стулья. Постелили  на пол ковер. А рядом поставили  вазу и диван. Около стенки на столе  поставили чайник и кастрюлю. Около  другой стенки стоял большой ночник, он мог включаться и выключаться. В нашей комнате было три окна. В них были видны горка и  лесенка. Теперь мы в этой квартире живем, и нам очень хорошо. (Мальчик, который придумал эту историю, живет  в общежитии.) 

 

Освоение кукол и актерского мастерства — весьма трудоемкая задача, поэтому важно проводить занятия  в определенной системе: от простого к сложному, от знакомого — к  новому, повторяя и закрепляя на каждом новом этапе уже освоенные  навыки и умения.                                                              1-ый этап — знакомство с театром;                                                                                      2-ой этап — подготовка к представлению;                                                                       3-ий этап — игры-импровизации;                                                                                              4-ый  этап — выступление.

 

Логика построения содержания работы показывает последовательность усложнения заданий и подведение детей к конкретному результату — выступлению. Однако это не значит, что каждое занятие посвящено  работе только по тому или иному  этапу. Педагог творчески продумывает  содержание каждого занятия по театрализованной деятельности, исходя из возраста детей, их эмоционального настроя, общей стратегии  развития, и варьирует разнообразные  задания, упражнения, игры. Один из главных  принципов работы  доставить детям  радость, удовольствие от творческих игр, от познания собственных возможностей, от общения.

 

Занятия по изготовлению масок  в мастерской. Дети с удовольствием  передают отдельные эпизоды в  рисунках, рисуют любимых героев сказки, вырезают домик лисы и зайца из бумаги. Воспитатель делает заранее  эскиз-картинку, дети выбирают то, что  им больше нравится. По окончании занятия  они разыгрывают сцены из сказки. Провели интересную презентацию  масок, где участвовали все дети [см.прил.3 ].

 

 Подготовка спектакля.  Для хорошего результата проведения  спектакля  приводятся упражнения, игры, этюды, способствующие развитию  у детей сенсорной сферы, базовых  психических процессов, речи, голоса, выразительной пластики, творческих  способностей.

 

Ребята—начинающие «артисты»—изучают  упражнения на преодоление страха перед  так называемым публичным одиночеством, приобретают раскованность при  переходе «порога сцены». Это необходимо для раскрепощения их поведения, для снятия телесных психологических  зажимов. Участники занятий постигают  ощущение своего тела и своего голоса как актерских инструментов. Благодаря  специальным тренингам, у них  развиваются воображение и внимание, они учатся навыку вхождения в  творческое состояние и накоплению опыта пребывания в нем.

 

В результате дошкольники  приобретают умения:

 

-ярко, интересно и увлекательно  говорить;

 

-владеть своим голосом  и выразительностью речи;

 

-поддерживать высокую  работоспособность;

 

-слушать свое тело  и свободно двигаться.

 

А еще в качестве побочного  эффекта во время занятий по актерскому мастерству можно избавится от мышечных зажимов, монотонности, «слов-паразитов», т.е. всего того, что человеку порой  мешает при публичном выступлении. Словом, как писал в пьесе «Чайка»  А.П.Чехов, «без театра нельзя».

 

В ходе театральных занятий  «актер» приобретает возможность  «прожить» несколько жизней своих  персонажей, стать тем, кем ему  хотелось бы. Подобная возможность—«лицедейство», предоставляемая искусством театра, помогает ребенку реализовать полеты фантазии, воображения.

 

О том, как реализуются  в ходе театральных занятий коммуникативные  навыки, следует сказать особо. Во время тренингов и репетиций  ребята не только приобретают умения общаться вербально и без слов, но также получают навыки ориентироваться  на бесконфликтный, позитивный контакт, на создание актерского ансамбля. Например, на самых ранних ступенях овладения  актерским мастерством ребята учатся вслушиваться в смысл  требований руководителя, не перебивать его, понимать поставленную перед ними задачу и  выполнять ее с помощью нужных средств выразительности: слова, мимики, пантомимики.

 

На начальной стадии работы можно даже проводить с детьми своего рода игру-загадку на тему «Угадай, что верно, а что нет».  Детям  описываются поведенческие моменты—правильные и неправильные. Их задача—определить, что правильно, а что—нет, а затем—следовать  правильным советам в собственном  поведении. В подборку подобных «советов»  могут войти следующие:

 

-внимательно слушать  руководителя;

 

-старательно выполнять  за ним выполнение заданий;

 

-опаздывать на занятия;

 

-вежливо разговаривать  с друзьями;

 

-перебивать руководителя;

 

-повторять задания громче  всех;

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ