Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14
§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22
2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32
2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36
§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42
§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49
4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54
§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60
ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66
§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72
§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111
Один из результативных приемов
— просьба, обращение к тому, кто
смеялся над товарищем: «Попробуй
сам выполнить это задание
без ошибок!» нередко
Второй прием—просьба педагога, обращенная все к тому же насмешнику: «Если ты сам еще достаточно хорошо умеешь, выполняет задания, то помоги своему товарищу научиться правильно выговаривать нужный текст». Подобные приемы не только развивают правильное понимание чувства сообщества, единства действий, но и устраняют задатки соперничества, нарождающейся «звездности». А дошкольника, который допускал ошибки при произнесении скороговорок, нужно похвалить, отметив его успехи в каком то другом виде театральных знаний, например в тренинге сценического движения, или пантомимике.
Второй важный этический
аспект, который руководителю детского
театрального коллектива всегда следует
«держать под контролем», касается
этапа распределения ролей в
преддверии работы над выбранной
пьесой. В обычном профессиональном
театре существует закон: распределением
ролей занимается режиссер, и его
решение не обсуждается. Но в детском
коллективе в данных обстоятельствах
следует действовать более
В нашем творческом исследовании,
в инсценировке русской народной
сказки «Василиса Прекрасная»
В работе по театрализованной деятельности возник аналогичный случай при постановке отрывков «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, где роль «голоса за сценой» играла исполнительница роли волшебного зеркальца.
Отдельный разговор—об отношении юных артистов к отрицательным ролям. В инсценировки одной русской сказки, по сюжету, у купца было три дочери. Две—работящие, — к которым пришли свататься знаменитые ремесленники-кузнецы, а третья—ленивица, по имени Варварушка, которой и жених попался под стать—неумеха. Правда, по сюжету спектакля, они свои недостатки осознают, обещают исправиться, и все завершается общим переплясом.
Но однажды, уже после нескольких показов этой постановки, девочка, исполнительница роли Варварушки, категорически заявила, что больше не хочет играть роль ленивицы, которой достается плохой жених. Пришлось в ответ на это требование разъяснить, что ведь девушка в конце становится хорошей, работящей, и все это понимают. Да еще в финале спектакля специально для нее и ее жениха был придумал и поставлен самый продолжительный плясовой номер. Уговоры подействовали, и угроза срыва спектакля миновала.
В другом случае при подготовке
постановки по сказке «Дюймовочка» не
было желающих исполнить роль Жабы.
Тогда музыкальный
Еще один момент, требующий этического регулирования возникшей ситуации, может появиться из-за специфики работы в театральном кружке. Как известно, актерские тренинги тесно связаны с многократными повторами одних и тех же физических действий, одних и тех же речевых упражнений, что для дошкольников подчас может показаться утомительным. Поэтому кто-то из детей может вслух выразить свое недовольство: «Сколько раз можно повторять одно и то же!»
Однако накопление опыта театральных действий позволяет преодолеть отрицательные детские эмоции, переведя их в положительные личностные впечатления. Как правило, подобные высказывания встречают неизменные возражения, которые произносят сами дошкольники, другие участники театрального коллектива: «Ведь мы должны хорошо спектакль сыграть!», «Ведь мы должны научиться все делать правильно!», «Ведь ты же хочешь, чтобы спектакль получился!». Подобные высказывания свидетельствуют о самостоятельном стремлении детей автономно найти выход из зарождающейся конфликтной ситуации в русле театральных занятий, не прибегая к вмешательству педагога.
Таким образом, ряд ситуаций, которые возникают во время театральной деятельности с дошкольниками, настоятельно требует своей корректировки со стороны педагога. При использовании описанных методических приемов они поддаются регулированию и тем самым не тормозят действий руководителя и прогрессивных устремлений его участников.
2. Подготовка
к театрально-исполнительской (
Игры и на развитие выразительной пантомимики
• Например, этюд «Изобрази животное». Дети по очереди задумывают образ любого животного и пантомимой показывают его повадки. Дети-зрители должны догадаться, какое животное изображает ребенок и что оно делает. Примечание: для проведения этого этюда можно пользоваться карточками с изображением животных. В этом случае дети выбирают карточку животного, которое они хотят изобразить. Переворачивают ее картинкой вниз. Как вариант, можно устроить жребий - кто кого будет изображать.
• Этюд-импровизация «Вот так история!»
«Кошка». Данный этюд предлагается детям после того, как они научатся выразительно изображать животных. Следующий шаг - это пластическая импровизация на заданный сюжет, который педагог или ребенок сочиняют по ходу игры. Детям предлагают выбрать карточку с изображением животного. (По ходу игры дети держат карточки в руках, это помогает педагогу или ребенку ориентироваться при сочинении истории). Все дети сидят полукругом, на оставшемся свободном месте расставляются декорации или предметы, заменяющие их (стулья, пуфики, кубы, подушечки и др.). Как только педагог произносит название какого-либо животного, ребенок отдает карточку педагогу (или оставляет на своем месте, чтобы ничто не сковывало движений).
Приведем пример импровизации. Однажды кошка смотрела по телевизору передачу «В мире животных». Вот сидит она у телевизора и видит: пробегают собачки, пролетают птицы. Большой медведь встретил маленького хомячка. Цапля подружилась с тремя лягушками. А красавица лиса искала себе норку и нашла ее около большого дерева. Вот такую передачу смотрела кошка ... (Эту историю придумала девочка пяти лет, она давно мечтает, чтобы родители купили ей какое-либо животное, но пока нет возможности его приобрести).
• Этюд «Изобрази
предмет» - в данном варианте
• Этюд «Дом». Дети выполняют творческое задание аналогично предыдущему вариант, только изображают не животных, а предметы и, соответственно, разыгрывают сценки с предметами.
Приведем пример истории,
придуманной шестилетним
Освоение кукол и актерского
мастерства — весьма трудоемкая задача,
поэтому важно проводить
Логика построения содержания работы показывает последовательность усложнения заданий и подведение детей к конкретному результату — выступлению. Однако это не значит, что каждое занятие посвящено работе только по тому или иному этапу. Педагог творчески продумывает содержание каждого занятия по театрализованной деятельности, исходя из возраста детей, их эмоционального настроя, общей стратегии развития, и варьирует разнообразные задания, упражнения, игры. Один из главных принципов работы доставить детям радость, удовольствие от творческих игр, от познания собственных возможностей, от общения.
Занятия по изготовлению масок в мастерской. Дети с удовольствием передают отдельные эпизоды в рисунках, рисуют любимых героев сказки, вырезают домик лисы и зайца из бумаги. Воспитатель делает заранее эскиз-картинку, дети выбирают то, что им больше нравится. По окончании занятия они разыгрывают сцены из сказки. Провели интересную презентацию масок, где участвовали все дети [см.прил.3 ].
Подготовка спектакля.
Для хорошего результата
Ребята—начинающие «артисты»—изучают
упражнения на преодоление страха перед
так называемым публичным одиночеством,
приобретают раскованность при
переходе «порога сцены». Это необходимо
для раскрепощения их поведения,
для снятия телесных психологических
зажимов. Участники занятий постигают
ощущение своего тела и своего голоса
как актерских инструментов. Благодаря
специальным тренингам, у них
развиваются воображение и
В результате дошкольники приобретают умения:
-ярко, интересно и увлекательно говорить;
-владеть своим голосом и выразительностью речи;
-поддерживать высокую работоспособность;
-слушать свое тело и свободно двигаться.
А еще в качестве побочного эффекта во время занятий по актерскому мастерству можно избавится от мышечных зажимов, монотонности, «слов-паразитов», т.е. всего того, что человеку порой мешает при публичном выступлении. Словом, как писал в пьесе «Чайка» А.П.Чехов, «без театра нельзя».
В ходе театральных занятий
«актер» приобретает
О том, как реализуются
в ходе театральных занятий
На начальной стадии работы
можно даже проводить с детьми
своего рода игру-загадку на тему «Угадай,
что верно, а что нет». Детям
описываются поведенческие
-внимательно слушать руководителя;
-старательно выполнять за ним выполнение заданий;
-опаздывать на занятия;
-вежливо разговаривать с друзьями;
-перебивать руководителя;
-повторять задания громче всех;