Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

 

  При посещении семей  педагоги также дают советы  родителям по работе с книгой, использованию иллюстраций, наборов  открыток для упражнений детей  в пересказе произведений, составлении  рассказов по картинкам.   В  группах организуется выставка  “Моя любимая книга”. Ребята  приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать ее название, автора, жанр, уметь пересказать содержание. Пересказ знакомых произведений — ступенька к составлению собственных рассказов. Родители по нашему совету записывают рассказы или составляют киижки-малышки с иллюстрациями детей, приносят в детский сад, а мы также размещаем их на выставке, дети обмениваются своими «книжками», берут их на время домой, рассматривают, рассказывают их содержание мамам и папам.    Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают и экскурсии в лес, парк, зоопарк, цирк, интересные случаи, праздники, поездки.

 

Одной из главных задач  формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного  и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Проведя игровые дыхательные  упражнения («Попади в ворота», «Лыжники»; «Чей листок улетит дальше») в детском  саду на занятиях и в свободной  деятельности, мы рекомендуем родителям  продолжать эту работу и в семье.

 

 Для улучшения речевого  дыхания предлагаем родителям  вместе с детьми произносить  на одном выдохе небольшие  «чистоговорки», загадки, пословицы,  короткие считалки.

 

Решая задачу по развитию у  детей силы голоса, обращаем их внимание на то, что необходимо не только то, чтобы ребенок отвечал громко, но и учить его правильно пользоваться одним из элементов интонации: говорить громко, умеренно, тихо в зависимости  от содержания текста; уметь контролировать свою речь.

 

Все эти упражнения проигрываются  с семьями в процессе тренингов. Родители выполняют задания, передавая  друг другу по кругу какой-нибудь предмет (мяч, карандаш). Для формирования умения пользоваться вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией играем аналогично, но с  использованием карточек с изображением восклицательного, вопросительного  знаков и точки. Также упражняем  родителей, а они, в свою очередь, тренируют потом детей в произнесении одних и тех фраз с интонацией испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления.

 

  Поскольку формирование  речи детей тесно связано развитием  мелкой моторики рук, мы включаем  родителей в систематическую  работу по тренировке тонких  движений пальцев малышей, которую  проводят воспитатели. Для этого  игровые тренинги для родителей,  где они обучаются различным  пальчиковым играм и упражнениям  для дальнейшего использования  их со своими детьми дома («Строим  дом», «Скакалка», «Я художник», «Корзина»,  «Колокольчик», «Птичка» и др.). Кроме того, родители приглашаются  в группу на занятия, где  наблюдают за совместными пальчиковыми  играми и дыхательными упражнениями  воспитателей и детей. Таким  образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы  приобщения их к речевому развитию  детей, мы шаг за шагом преодолеваем  сложный процесс формирования  правильной образной речи, который  начинается в дошкольные годы  и совершенствуется всю жизнь  [50,с.65].    

 

За названный период также  была проведена работа с использованием различных видов кукольного театра, позволяющая сфокусировать внимание педагога на формировании интонационной  выразительности речи детей. Кукольный  театр может быть прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей (см. Прил. 4).

 

Психотренинги.    В  основу этого вида работы положена предрасположенность детей к  игре, мир их эмоций, поскольку театральные  действия представляют «игру в образ». Конечно, на начальной стадии работы ребята учатся изображать свой персонаж, несколько от него отстраняясь, используя  метод «театра представлений». Но все же этот этап представляет собой  начальную стадию театральной школы  переживаний, которая заждется на погружении исполнителя во внутренний мир своего персонажа.

 

Совместная работа воспитателей и родителей по формированию интонационной  выразительности речи детей привела  к результатам, которые проанализированы в следующем параграфе.

 

Мы знакомим детей с  понятием «эмоция»—переживание , чувство . с тем, как эмоцию можно передать в мимике. После этого ребятам  дается задание, которое они выполняют.

 

Психотренинги стимулируют  навык понимания переживания, способствуют развитию воображения, фантазии, возникновению  добрых и положительных ассоциаций.

 

 

§3. Контрольный  этап опытно-поисковой  работы

 

Целью контрольного этапа  является выявление уровня сформированности интонационной выразительности  детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующегося этапа  опытно-поисковой работы. 

 

Диагностика проводится по методике, используемой на констатирующем этапе опытно-поисковой работы. Критерии сформированности интонационной выразительности  те же:

 

Высокий уровень: ребенок  без затруднений и помощи взрослого  может выразительно и интонационно правильно воспроизвести знакомый текст, предложенный воспитателем; показать с помощью мимики и жестов любой  сценический  этюд или упражнение (мы отмечаем его в диагностике  красным цветом).

 

Средний уровень: ребенок  иногда испытывает потребность в  подсказывающих репликах взрослого  при воспроизведении текста,  пропуская звуки; и не слишком  ярко выражает эмоции в этюдах (в  диагностике отмечаем зеленым цветом).

 

Низкий уровень: ребенок  испытывает затруднения с текстом, даже при подсказывании педагогом; и совсем не может показать этюд и упражнение (в диагностике отмечаем синим цветом) (см. Прил. 2).

 

Материал для исследования меняется. Детям предлагается выразительно пересказать сказку «Три медведя», «Волк и семеро козлят» [56] и прочитать  стихотворение «Каша» для проверки уровня владения вопросительной и утвердительной интонацией.

 

Говорила наша Маша:

 

--Не хочу я кушать  кашу.

 

Каша Машу услыхала—

 

Зашипела, убежала.

 

Проверялась также сформированность умения детей передавать интонацией различные чувства (радость, огорчение, безразличие):

 

1) Воспитатель произносит  предложение: «Дождь идет», дети  должны повторить его с разной  интонацией — так, чтобы было  понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это  огорчает и т.п. То же задание  выполняется и на материале  других предложений  (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник  расцвел. Змея ползает).

 

2) Дети самостоятельно  придумывают предложения и произносят  их  с различной эмоциональной  окраской, передавая голосом радость,  огорчение и др. Воспитатель предлагает  им сказать о том, что их  радует или огорчает в различных  временах года (весне, зиме). Задание  формулируется следующим образом: скажи, чтобы было понятно, что это тебя радует, что ты видишь что-то красивое, интересное (Весна пришла! Трава зеленеет!) или чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

 

3) Чтение стихов, потешек,  считалок в лицах с целью  проверки сформированности умений  вопросительной и восклицательной  интонации:

 

-Заяц белый,

 

Куда бегал?

 

-В лес зеленый!

 

-Что там делал?

 

-Лыки драл! и т.д. 

 

4) Повторение скороговорки  «Маленькая болтунья молоко болтала,  да не выболтала» с целью  проверки сформированности умения  выделять в тексте слова.

 

Анализ результатов (см. Прил. 2,). Анализируя данные на начало и конец  года, мы сделали вывод, что уровень  сформированности интонационной выразительности  детей значительно повысился. По результатам диагностики отмечаем, что количество детей с высоким  уровнем составляет 51%, со средним  уровнем - 43% и низким - 6%. 

 

 

 

Конечно же, в течение  всего учебного года ведутся наблюдения за детьми на занятиях, утренниках, спектаклях. Дети следят за своей речью и речью  других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос. С удовольствием участвуют  в спектаклях. Сначала это им дается с трудом, но постепенно индивидуальная работа с каждым ребенком приносит результаты. Дети уже могут сказать, у кого хорошо получается какая роль. Дети умеют придумывать свои сказки и их разыгрывать. На занятиях, прогулках, в свободное время дети имитируют  движения животных, птиц, учатся передавать голосом, мимикой различные состояния: страх, радость, удивление, ласку и  т.д. когда они изображают двигающихся  животных, птиц, людей, у них это  получается раскованно, артистично, а  вот исполнение роли березок, елочки почти невыполнимо. Дети наблюдают  за деревьями, описывают березку, елочку, придумывают эпитеты. Они воображают, что деревья  разговаривают друг с другом и составляют их диалог. Анализируя обстоятельства и мотивы поступков персонажей сказок, ребенок  погружается в их внутренний мир. Отсюда появляется понимание характеров и способов их сценического воплощения (характерные движения, жесты, пластика).  В конце года  дети уже разыгрывают  сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций. Они начинают понимать и  чувствовать эмоциональное состояние  героев, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Выступают  перед сверстниками, детьми младших  групп, родителями, на утренниках. Они  знают некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); знают некоторые  приемы и манипуляции, применяемые  в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо. Дети имеют  представление: о театре, театральной  культуре, истории театра, устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер) [79].

 

Таким образом,  мы выяснили, что работа по формированию интонационной  выразительности речи  у старших  дошкольников в театрализованной деятельности является значимой в воспитании детей, что театральная деятельность способствует формированию у детей правильной, выразительной, четкой речи, у них  обогащается словарный запас.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающей, «динамичной».  Это означает, что  не только психологи, но и педагоги-практики начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.  С этой точки зрения невозможно переоценить роль родного  языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством  общения.

      Резюмируя  сказанное, еще раз хочется  подчеркнуть основную цель, направленность  педагогической работы в театрализованной  деятельности. Это прежде всего  воспитание детей, формирование  в них такого личностного стержня,  который в дальнейшем поможет  им адаптироваться и быть успешными  в сложном современном мире. Если  мы представим идеальный образ  человека ХХI века, то отметим  следующие его качества: эмоциональную  отзывчивость, чуткость, доброту, чувство  собственного достоинства, умение  преодолевать трудности, ответственность,  честность, порядочность, гибкость  ума, юмор, сообразительность, креативность, любознательность, коммуникативную  культуру, толерантность и т.д.  Именно от этих качеств зависят  такие глобальные вопросы, как  выживаемость нашей планеты, поскольку  использование высоких технологий  безопасно только при условии  повышения уровня сознательности  людей. И ответственность за  будущее лежит на каждом из  нас, кто воспитывает детей,  прививает им первые понятия  о добре и красоте.

 

Безопасное и органичное существование человека в обществе зависит от степени сформированности его коммуникативных качеств. Одним  из важнейших качеств речи – выразительность, в том числе интонационная. Интонационная  выразительность речи детей дошкольного  возраста – это частная задача воспитания звуковой культуры речи дошкольников, включающая в себя развитие слухового внимания, речевого дыхания, овладение средствами звуковой выразительности речи (тоном речи, тембром голоса, темпом, ударением, силой голоса, интонацией).

 

В таком сложном и важном деле, как воспитание интонационной  выразительности речи детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, поскольку в ней  синтезированы практически все  виды художественной деятельности в  доступной и интересной для ребенка  форме — игре. Универсальность  театрализованной игры позволяют решать практически все образовательные  задачи в работе с детьми разного  возраста. Поэтому, вероятно, в настоящее  время, нет ни одного детского сада или школы, где в той или  иной форме не использовался этот вид деятельности.

 

В нашем исследовании предложен  эффективный комплекс работы с использованием различных видов кукольного театра, позволяющий сфокусировать внимание педагога на развитии личности каждого  ребенка. В этом отношении материал  может быть успешно использован  в работе и воспитателя, и психолога, и дефектолога, и логопеда, и музыкального руководителя, и учителя начальных  классов, а также педагога дополнительного  образования. Кукольный театр может  быть прекрасным инструментом в коррекции  и развитии речи, воспитании ораторских способностей, а также эффективным  способом освоения иностранных языков.  Чтобы достичь значимых результатов, важно соблюдать последовательность и систематичность в работе. Но, подчеркнем, главное условие —  это, конечно же, любовь к детям, вера в их возможности.

 

Эффективное совершенствование  интонационной выразительности  дошкольников возможно при наличии  следующих педагогических условий:

соблюдение основных методических принципов обучения родному языку: взаимосвязи сенсорного и речевого развития, коммуникативно-деятельностного  подхода, взаимосвязи всех сторон речи (фонетической, лексической и грамматической), мотивации речевой деятельности на ведущих дидактических принципах  и особо значимых принципах сознательности, речевой активности, коммуникативной  направленности;

создание единой культурно-языковой среды в ДОУ и семье воспитанника;

 

3) взаимодействие различных  способов и форм организации  работы с детьми, методов стимулирования  и создания мотивации к совершенствованию  интонационной выразительности  речи.

 

На основании проведенного исследования можно дать также и  такие рекомендации:

 

Во-первых, стараться проводить  занятия в игровой форме - ведь не зря же игру называют восьмым  чудом света! Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный  тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать их жизнь  необыденной, увлекательной. Вся работа театрализованной деятельности построена  по закону длительной ролевой игры, где дети и взрослые реально играют в театр, ставят спектакли, шьют костюмы, делают декорации, изготавливают афиши, билеты, приглашают зрителей. Реальность и значимость результата совместной игры доставляют огромное удовлетворение и стимулируют дальнейшее творчество.

 

Во-вторых, педагогу важно  сосредоточить свое внимание на развитии у детей чувства ритма. Темпоритм  — одна из основных характеристик  как театрального представления, так  и нашей реальной жизни (современной  — особенно!). Ритм (и не только музыкальный) вообще можно представить как  универсальную характеристику всего  сущего в этом мире. Поэтому практически  на каждом занятии уделяется время  для игровых тренингов на развитие чувства ритма. С этим качеством  связано также ощущение пространства, ориентация на сцене, в зале. Восприятие времени и пространства — одна из базовых способностей человека, и от этого также во много зависит  его успешность в жизни. На занятиях театрализованной деятельностью исполняются  музыкально-ритмические упражнения, пластические композиции, развивающие  слуховое и зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, чувство  ритма и выразительность движений.

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ