Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14
§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22
2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32
2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36
§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42
§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49
4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54
§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60
ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66
§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72
§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111
При посещении семей
педагоги также дают советы
родителям по работе с книгой,
использованию иллюстраций,
Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Проведя игровые дыхательные упражнения («Попади в ворота», «Лыжники»; «Чей листок улетит дальше») в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту работу и в семье.
Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие «чистоговорки», загадки, пословицы, короткие считалки.
Решая задачу по развитию у
детей силы голоса, обращаем их внимание
на то, что необходимо не только то,
чтобы ребенок отвечал громко,
но и учить его правильно
Все эти упражнения проигрываются
с семьями в процессе тренингов.
Родители выполняют задания, передавая
друг другу по кругу какой-нибудь
предмет (мяч, карандаш). Для формирования
умения пользоваться вопросительной,
восклицательной и
Поскольку формирование
речи детей тесно связано
За названный период также
была проведена работа с использованием
различных видов кукольного театра,
позволяющая сфокусировать
Психотренинги. В основу этого вида работы положена предрасположенность детей к игре, мир их эмоций, поскольку театральные действия представляют «игру в образ». Конечно, на начальной стадии работы ребята учатся изображать свой персонаж, несколько от него отстраняясь, используя метод «театра представлений». Но все же этот этап представляет собой начальную стадию театральной школы переживаний, которая заждется на погружении исполнителя во внутренний мир своего персонажа.
Совместная работа воспитателей и родителей по формированию интонационной выразительности речи детей привела к результатам, которые проанализированы в следующем параграфе.
Мы знакомим детей с понятием «эмоция»—переживание , чувство . с тем, как эмоцию можно передать в мимике. После этого ребятам дается задание, которое они выполняют.
Психотренинги стимулируют навык понимания переживания, способствуют развитию воображения, фантазии, возникновению добрых и положительных ассоциаций.
§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы
Целью контрольного этапа является выявление уровня сформированности интонационной выразительности детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующегося этапа опытно-поисковой работы.
Диагностика проводится по методике, используемой на констатирующем этапе опытно-поисковой работы. Критерии сформированности интонационной выразительности те же:
Высокий уровень: ребенок
без затруднений и помощи взрослого
может выразительно и интонационно
правильно воспроизвести
Средний уровень: ребенок иногда испытывает потребность в подсказывающих репликах взрослого при воспроизведении текста, пропуская звуки; и не слишком ярко выражает эмоции в этюдах (в диагностике отмечаем зеленым цветом).
Низкий уровень: ребенок испытывает затруднения с текстом, даже при подсказывании педагогом; и совсем не может показать этюд и упражнение (в диагностике отмечаем синим цветом) (см. Прил. 2).
Материал для исследования меняется. Детям предлагается выразительно пересказать сказку «Три медведя», «Волк и семеро козлят» [56] и прочитать стихотворение «Каша» для проверки уровня владения вопросительной и утвердительной интонацией.
Говорила наша Маша:
--Не хочу я кушать кашу.
Каша Машу услыхала—
Зашипела, убежала.
Проверялась также сформированность умения детей передавать интонацией различные чувства (радость, огорчение, безразличие):
1) Воспитатель произносит
предложение: «Дождь идет»,
2) Дети самостоятельно
придумывают предложения и
3) Чтение стихов, потешек,
считалок в лицах с целью
проверки сформированности
-Заяц белый,
Куда бегал?
-В лес зеленый!
-Что там делал?
-Лыки драл! и т.д.
4) Повторение скороговорки
«Маленькая болтунья молоко
Анализ результатов (см. Прил.
2,). Анализируя данные на начало и конец
года, мы сделали вывод, что уровень
сформированности интонационной выразительности
детей значительно повысился. По
результатам диагностики
Конечно же, в течение
всего учебного года ведутся наблюдения
за детьми на занятиях, утренниках, спектаклях.
Дети следят за своей речью и речью
других, отрабатывают жесты, мимику, движения,
голос. С удовольствием участвуют
в спектаклях. Сначала это им дается
с трудом, но постепенно индивидуальная
работа с каждым ребенком приносит
результаты. Дети уже могут сказать,
у кого хорошо получается какая роль.
Дети умеют придумывать свои сказки
и их разыгрывать. На занятиях, прогулках,
в свободное время дети имитируют
движения животных, птиц, учатся передавать
голосом, мимикой различные состояния:
страх, радость, удивление, ласку и
т.д. когда они изображают двигающихся
животных, птиц, людей, у них это
получается раскованно, артистично, а
вот исполнение роли березок, елочки
почти невыполнимо. Дети наблюдают
за деревьями, описывают березку, елочку,
придумывают эпитеты. Они воображают,
что деревья разговаривают друг
с другом и составляют их диалог.
Анализируя обстоятельства и мотивы
поступков персонажей сказок, ребенок
погружается в их внутренний мир.
Отсюда появляется понимание характеров
и способов их сценического воплощения
(характерные движения, жесты, пластика).
В конце года дети уже разыгрывают
сценки по знакомым сказкам, стихотворениям,
песням с использованием кукол знакомых
видов театров, элементов костюмов,
декораций. Они начинают понимать и
чувствовать эмоциональное
Таким образом, мы выяснили, что работа по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности является значимой в воспитании детей, что театральная деятельность способствует формированию у детей правильной, выразительной, четкой речи, у них обогащается словарный запас.
Заключение
Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающей, «динамичной». Это означает, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. С этой точки зрения невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Резюмируя
сказанное, еще раз хочется
подчеркнуть основную цель, направленность
педагогической работы в
Безопасное и органичное существование человека в обществе зависит от степени сформированности его коммуникативных качеств. Одним из важнейших качеств речи – выразительность, в том числе интонационная. Интонационная выразительность речи детей дошкольного возраста – это частная задача воспитания звуковой культуры речи дошкольников, включающая в себя развитие слухового внимания, речевого дыхания, овладение средствами звуковой выразительности речи (тоном речи, тембром голоса, темпом, ударением, силой голоса, интонацией).
В таком сложном и важном
деле, как воспитание интонационной
выразительности речи детей, наиболее
эффективным инструментом является
театрализация, поскольку в ней
синтезированы практически все
виды художественной деятельности в
доступной и интересной для ребенка
форме — игре. Универсальность
театрализованной игры позволяют решать
практически все
В нашем исследовании предложен
эффективный комплекс работы с использованием
различных видов кукольного театра,
позволяющий сфокусировать
Эффективное совершенствование интонационной выразительности дошкольников возможно при наличии следующих педагогических условий:
соблюдение основных методических
принципов обучения родному языку:
взаимосвязи сенсорного и речевого
развития, коммуникативно-
создание единой культурно-языковой
среды в ДОУ и семье
3) взаимодействие различных
способов и форм организации
работы с детьми, методов стимулирования
и создания мотивации к
На основании проведенного исследования можно дать также и такие рекомендации:
Во-первых, стараться проводить занятия в игровой форме - ведь не зря же игру называют восьмым чудом света! Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать их жизнь необыденной, увлекательной. Вся работа театрализованной деятельности построена по закону длительной ролевой игры, где дети и взрослые реально играют в театр, ставят спектакли, шьют костюмы, делают декорации, изготавливают афиши, билеты, приглашают зрителей. Реальность и значимость результата совместной игры доставляют огромное удовлетворение и стимулируют дальнейшее творчество.
Во-вторых, педагогу важно
сосредоточить свое внимание на развитии
у детей чувства ритма. Темпоритм
— одна из основных характеристик
как театрального представления, так
и нашей реальной жизни (современной
— особенно!). Ритм (и не только музыкальный)
вообще можно представить как
универсальную характеристику всего
сущего в этом мире. Поэтому практически
на каждом занятии уделяется время
для игровых тренингов на развитие
чувства ритма. С этим качеством
связано также ощущение пространства,
ориентация на сцене, в зале. Восприятие
времени и пространства — одна
из базовых способностей человека,
и от этого также во много зависит
его успешность в жизни. На занятиях
театрализованной деятельностью исполняются
музыкально-ритмические