Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

 

Педaгoг: Дерево ...       Ребенок: Птички.                                                                                                                                                      Педaгoг: Небо...            Ребенок: Облака.                                                                                                                                            Педaгoг: Шкаф...          Ребенок: Вещи.                                                                                                                  Педaгoг: Потолок ...     Ребенок: Люстра.                                                                                                                 Педaгoг: Голова ...        Ребенок: Волосы.      И  так далее.                                 Вариант 2. Дети отвечают, используя  определения к заданному слову (имя прилагательное). Педагог: Дерево...     Ребенок: Большое. И  т.д.

 

 Некоторые из них  проводятся с опорой  на наглядность:  «Вершки — корешки», «Кто лишний  и почему?» «Что изменилось?»  и т. п. Эффективны и словесные  дидактические упражнения: «Кто  скажет иначе?», «Кто заметит  больше?» (качеств, деталей), «Кто  расскажет подробнее?», «А как  наоборот?» (употребление антонимов)  и т. п.

 

Особое место среди  упражнений занимают составленные воспитателем и детьми нелепицы: «Вот это да!» («Весной у животных появились  детеныши: у слона — лисенок, у  лисы — ежонок...». Взрослый предлагает детям продолжить рассказ); «Кто как  кричит?» («И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают»  и т. п.); «Что на свете не бывает?» (Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек и т. д.).

 

С помощью указанных упражнений дети осваивают и морфологические  средства языка. При этом необходимо обращать их внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или  иной грамматической категории. Этим требованиям  отвечают следующие упражнения:                                                                                                                       • вслушаться в звучание некоторых  слов (холодильник, вездеход, судо-водитель) и объяснить их этимологию;                                                                                                          • образовать однокоренные слова (кот  — коток Котофеевич и т. п.);                          • по аналогии образовать существительные  и прилагательные (сахарница —  сухарница, ушастый — глазастый  — рукастый); правильно употребить несклоняемые имена существительные; сравнительную степень имен прилагательных (чистый — чище, сладкий — слаще и т. п.).

 

В активный словарь детей  следует вводить специальные  языковые средства, с помощью которых  можно соединять структурные  части суждения (потому что, ведь), конкретизировать мысль (например, вот), обобщать сказанное (всегда, никогда).

 

Для совершенствования синтаксической стороны речи важно в процессе обучения создавать такие ситуации, в которых ребенок должен что- то объяснить воспитателю или  сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правило игры), убедить в чем-то окружающих, что-либо доказать.

 

Необходимо учить детей  понимать вопросы и правильно  отвечать на них («Как бы это сделал ты?», «Как можно помочь?» и др.). Отвечая на вопросы, особенно при  обсуждении нравственных и бытовых  ситуаций, дети должны давать развернутые  ответы. Воспитателю следует оценивать  не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление «Ответ у Оли получился странный. Послушайте, что она сказала, и помогите ей исправить ошибки».

 

 Характеризуя предмет,  ребенок шестого года жизни  называет цвет, размер и другие  отличительные признаки, что способствует  появлению в его речи предложений  с однородными членами. Важно,  чтобы воспитатель отметил это  («Послушайте, как интересно рассказал  Андрей об этой лисичке: красивая, веселая, очень яркая»).

 

В практику театральных занятий  можно ввести и обсуждение пословиц и поговорок о доброте, попытки  их пояснить и инсценировать. Вот  примеры подобных пословиц:

 

«Доброе словечко в жемчуге»;

 

«Доброе слово—что дождь  в засуху»;

 

«Добрые вести  прибавляют чести»;

 

«Доброе слово дороже богатства»;

 

«Добрым словом  и бездомный  богат»;

 

«На добрый привет—добрый  ответ».

 

Упражнения на формирование звуковой культуры речи. На занятиях используются специальные игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи. В частности,  упражнения на силу голоса: 1. Звонок. Педагог: Мы пришли домой, а там нас ждала мама. Подошли  мы к двери и как нажмем на звонок ... («Ма-ма!» - произнести четко, громко, как бы выдавливая из себя голос). 2. Муха  Жужжать, как будто рядом  летает муха. Хватательным движением  как бы поймать муху и жужжание прекратить. Затем опять «выпустить муху» И начинать жужжать. При  этом менять силу голоса и воспроизводить жужжание мухи то громче, то тише, то совсем едва слышно. 3. Многоэтажный дом. Считать  вслух от одного до десяти и обратно. Начинать шепотом, а затем поизносить счет всё громче и громче. Когда  счет идет в обратную сторону, то начинать громко, а затем всё тише и тише. На это упражнение также можно  придумать незатейливую историю. Например: В подвале одного дома жила-была маленькая мышка. Целыми днями она  занималась хозяйством. Иногда залетала к ней муха и весело жужжала, летая  по всему подвалу. Муха то проносилась  прямо над головой мышки - «Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж» (громко), то улетала далеко, далеко - «жж-ж-ж-ж-ж» (тихо). Иногда мышка слышала  звонки - это звонили люди, приходившие  домой или в гости «МА-МА» (вдохнуть и произнести на резком выдохе), «ПА-ПА», «НА-ТА-ША» ... Однажды мимо пролетал а птичка. Она увидела мышку, которая  выглядывала в окошко, и очень  удивилась: «Ты такая маленькая, а живешь в таком большом доме?» Мышка тоже удивилась и ответила: «Разве мой дом большой? А сколько в моем доме этажей?» «Я не считала, - ответила птичка,- но, если хочешь, мы посчитаем вместе. Я полечу вверх и буду называть тебе номер этажа». Тут мышка забеспокоилась: «Ты, птичка, полетишь высоко, и я тебя могу не услышать». «Не беспокойся, мышка, чем выше буду я лететь, тем громче буду называть тебе номер этажа», - ответила птичка, улетела вверх и начала считать.   

 

«Подвал» - дети произносят шепотом.

 

«Первый» - тихим голосом.                                                                                          

 

«Второй» - чуть громче.                                                                                                  

 

«Третий» - еще громче.                                                                                                                 

 

«Четвертый» - еще громче.                                                                                          

 

«Пятый»... и так далее, до десятого этажа.                                                                             

 

«Чердак» - произносят четко, громко выкрикивая.

 

И полетела птичка обратно  к мышке. (Дальше дети считают в  обратную сторону, меняя силу голоса от громкого к тихому и к шепоту). Прилетела птичка и говорит: «Теперь  ты знаешь, сколько этажей в доме, в котором ты живешь?» А мышка  ответила птичке: «Спасибо тебе, птичка, теперь я знаю, сколько этажей в  моем доме. Прилетай еще ко мне в  гости, и мы с тобой еще посчитаем!» [40]

 

Упражнения на координацию  речи и движений.

 

• Воспитатель вперемешку произносит два сходных по звучанию звука, например, [ж] и [з], а дети (по предварительной  договоренности) показывают движения, характеризующие образ, с которым  связан звук: [ж] — движение кистями  обеих рук («летит жучок»), [з] — отмахивающее движение кистью руки («отпугивание комара») и т. п. Сначала воспитатель работает со всей группой, затем упражнение выполняют  девочки, а мальчики наблюдают и  анализируют результаты; далее задание  выполняют только мальчики (или же дети, сидящие за первыми столами) и т. п. Воспитатель берет на заметку  тех, кто допускает ошибки, и выявляет причину затруднений (ребенок не дифференцирует звуки, не успевает работать в заданном темпе и др.).

 

• Воспитатель произносит 9— 11 слов со сходными звуками, например, [ж] — [з], а дети, как и в первом задании, показывают движения. Педагог  подбирает не только существительные, но и глаголы, прилагательные, наречия (журавль — зонт — жмуриться  — зеленый — желтый—завтра  — заморозок — жилет -— жужжит и др.).

 

• Воспитатель 2—З раза читает рифмовку. Затем предлагает детям  назвать слова, содержащие определенный звук. Например, читает чешскую народную песенку (в переводе С. Я. Маршака):

 

Мышка в кружечке зеленой

 

Наварила каши пшенной.

 

Ребятишек дюжина

 

Ожидает ужина.

 

Повторив две последние  строки, предлагает назвать слова  со звуком [ж]. Детям легче выполнить  задание, если взрослый использует «опорные»  предметы («Я поставила на стол три  пирамидки. Значит, надо назвать три  слова со звуком [ж], которые встречаются  в чешской песенке»). По мере их называния  воспитатель убирает предметы.

 

Упражнения на слуховое внимание.

 

• Детям предлагается вспомнить  и назвать слова, содержащие определенный звук (названия предметов, действий, качеств  и т. д.).

 

• Дети (с опорой на картинки) предлагают составить цепочку слов (каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего), например, такую: автобус — санки  — игла — апельсин — наперсток  и т. д.

 

 ∙ Воспитатель предлагает  детям подобрать близкие по  звучанию слова (рифмующиеся): ромашка  — букашка — замарашка —  неваляшка; волчок — бычок  — сучок — сверчок — старичок  — каблучок — казачок; птичка  — певичка — невеличка —  голубичка — земляничка —  ежевичка.

 

Упражнения на развитие речевого дыхания. Особое значение представляет процесс дыхания в связи с  голосовой деятельностью. В искусстве  речи дыхание является его физиологической  основой и предназначается для  организованного участия в формировании речеголосового звучания. От того, как  человек дышит, то есть умеет пользоваться своим дыханием, зависит не только красота голоса, но и физическое здоровье человека. Последнее касается в первую очередь дошкольников, так  как дыхание ребенка неглубокое, объем легких мал, поэтому дошкольный возраст сопровождается частыми  респираторными заболеваниями детей. Кроме того, правильное дыхание предохраняет речевой голос от переутомления, преждевременного изнашивания и  позволяет надолго сохранить  его качества. Старшие дошкольники  часто нарушают плавность речи, так  как, добирая воздух, заканчивают  длинное предложение на выдохе.

 

Постоянная систематическая  тренировка голоса, как и любая  оздоровительная гимнастика, является своего рода закаливанием, профилактикой  против ряда ларингологических заболеваний, способствует ускоренному выздоровлению  после заболеваний простудного  характера. Все работы врачей-фониаторов, акустиков, физиологов посвящены, прежде всего, изучению дыхания (см. Прил.6). Цель дыхательной гимнастики—научить правильно  дышать: энергично или экономно, в зависимости от задания. Для  этого ребята изучают несколько  несложных приемов, которые разумно  повторять в начале каждой театрализованной деятельности. Например: прием «Погружение  в ситуацию», «Любимый аромат», упражнения в образе. Такие упражнения можно  найти в книге  «Театральные занятия  и игры в детском саду» [2]. Поэтому  надо следить за их дыханием и упражнять  в негромком, протяжном произношении звуков ([и], [у]), звукоподражаний (ау), слов (эхо): «Бегу — гу-у-у». Хорошие  разработки есть в книге Т.В.  Нестерюк [64]. Также хорошие упражнения, объединенные в единый сюжет, разработаны у  Родиной и Бурениной.  Рассказ  о «путешествии к бабушке» может  быть основой для игрового тренинга на развитие дыхания и голоса: «Приехали  мы к бабушке в деревню. Бабушка  усадила гостей за стол, поставила  самовар. Самовар грелся, грелся и  закипел: «пых, пых» (выдыхаем). А рядом  с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых-пых-пых» ... (выдыхаем). Бабушка налила детям  чай в кружки, а он горячий. Чтобы  не обжечься, нужно в кружку подуть: «фу-у!» (выдыхаем). В доме комары летают - «3-3-3-3». Но мы их не боимся и пьем вкусный  чай: «фуп!» (вдыхаем воздух). Попили чай и пошли гулять.      На улице тепло, пчелы вокруг летают - «Ж-Ж-Ж-Ж-Ж». Вкусно пахнет цветами ... «вдыхаем запах цветов»). Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется  непонятный силуэт. Мы громко крикнем: «Ты кто?» А эхо нам ответит: «КТО-КТО-КТО-КТО ... » Вдруг мы услышали вой волков: «у-у-у-у-у ... » И решили пойти скорее домой. Пока дошли до дома - наступил вечер. и бабушка  велела нам идти спать. А чтобы  мы быстрее уснули, бабушка спела  нам колыбельную: «А-а-а, а-а-а ... » [75].

 

  Развитию речевого  дыхания способствует проговаривание  скороговорок. Сначала воспитатель  напоминает текст, затем дети  несколько раз спокойно проговаривают  его хором в разном темпе.  После этого можно приступать  к индивидуальным упражнениям  (проговаривание в быстром темпе). Дети все активно повторяют  за педагогом  скороговорки  и стараются выговаривать в  быстром темпе. Например: Упражнение на развитие артикуляции: Однажды  сидела мышка дома, и к ней прилетела в гости птичка. Сели вместе они у окошка смотрели на улицу. И вот вдалеке послышался топот копыт. «Кто это так постукивает?» — спросила птичка у мышки. А мышка отвечает: «Это скачут лошадки. Они еще очень далеко, поэтому их плохо слышно. А когда лошадки начнут приближаться, то их топот станет громче. Потом лошадки проскачут мимо нас и ускачут. И их громкий топот будет становиться всё тише и тише». Стали мышка и птичка слушать и приговаривать: «От топота копыт пыль по полю летит». Сначала они говорили шепотом, потом всё громче и громче. А когда лошадки проскакали мимо окна, стали приговаривать всё тише и тише, и затем перешли на шепот.

 

Упражнения на словесное  творчество. Дети проявляют словесное  творчество, сочиняя концовки к сказкам, в частности, к сказкам Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан». Воспитатель  знакомит детей с основной частью сказки, а они заканчивают ее. В заключение детям читают одну или  две авторские концовки к сказке (всего их три). В следующий раз, прочитав начало сказки (ее читают или  рассказывают с помощью детей), воспитатель  заслушивает новые варианты ее завершения и читает третью авторскую концовку [27].

 

 Необходимо, чтобы воспитатель  не только выразительно читал  или рассказывал что-либо, умел  смотреть и видеть, слушать и  слышать, но и был готовым  к любому «превращению», т.е.  владел основами актерского мастерства  и навыками режиссуры. Одно  из главных условий — эмоциональное  отношение взрослого к читаемому. 

 

Единство этического и  эстетического

 

Наряду с задачами профессионального  и эстетического ряда педагогу—руководителю  театрального коллектива—приходится  решать и задачи этического плана, которые  возникают на разных стадиях занятий  с детьми. Как и когда появляются подобные ситуации, требующие специального подхода к их пониманию и преодолению? Такие ситуации могут возникать , как во время пред репетиционного периода, когда ребята только приступили к освоению премудростей «театральной азбуки», так и при распределении ролей в будущей постановке.

 

Театральные знания требуют  от детей         достаточных  усилий, особенно на начальном этапе, когда участники коллектива начинают постигать азы актерских тренингов. Их первые шаги не всегда будут успешными. Так, при тренинге дикции, во время  многократных повторений скороговорок, или, как их иногда называют педагоги, чистоговорок, у отдельных детей  нередко возникают обмолвки, неправильные произношения, которые вызывают непроизвольную реакцию у их товарищей—смех. Конечно, когда такая реакция возникает  один раз, ее можно «погасить». Например, педагог бросает в сторону  смеющихся укоризненный взгляд или  подает «знак тишины» (палец, приложенный  к губам).  Но если подобная реакция  становится нормой поведения, то с ней  необходимо бороться, воспитывая у  детей правильные этические нормы  во время занятий.

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ