Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14
§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22
2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32
2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36
§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42
§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49
4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54
§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60
ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66
§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72
§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111
Педaгoг: Дерево ...
Ребенок: Птички.
Некоторые из них
проводятся с опорой на наглядность:
«Вершки — корешки», «Кто лишний
и почему?» «Что изменилось?»
и т. п. Эффективны и
Особое место среди упражнений занимают составленные воспитателем и детьми нелепицы: «Вот это да!» («Весной у животных появились детеныши: у слона — лисенок, у лисы — ежонок...». Взрослый предлагает детям продолжить рассказ); «Кто как кричит?» («И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают» и т. п.); «Что на свете не бывает?» (Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек и т. д.).
С помощью указанных упражнений
дети осваивают и морфологические
средства языка. При этом необходимо
обращать их внимание на звучание грамматической
формы, звуковое оформление той или
иной грамматической категории. Этим требованиям
отвечают следующие упражнения:
В активный словарь детей следует вводить специальные языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части суждения (потому что, ведь), конкретизировать мысль (например, вот), обобщать сказанное (всегда, никогда).
Для совершенствования
Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них («Как бы это сделал ты?», «Как можно помочь?» и др.). Отвечая на вопросы, особенно при обсуждении нравственных и бытовых ситуаций, дети должны давать развернутые ответы. Воспитателю следует оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление «Ответ у Оли получился странный. Послушайте, что она сказала, и помогите ей исправить ошибки».
Характеризуя предмет,
ребенок шестого года жизни
называет цвет, размер и другие
отличительные признаки, что способствует
появлению в его речи
В практику театральных занятий можно ввести и обсуждение пословиц и поговорок о доброте, попытки их пояснить и инсценировать. Вот примеры подобных пословиц:
«Доброе словечко в жемчуге»;
«Доброе слово—что дождь в засуху»;
«Добрые вести прибавляют чести»;
«Доброе слово дороже богатства»;
«Добрым словом и бездомный богат»;
«На добрый привет—добрый ответ».
Упражнения на формирование звуковой культуры речи. На занятиях используются специальные игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи. В частности, упражнения на силу голоса: 1. Звонок. Педагог: Мы пришли домой, а там нас ждала мама. Подошли мы к двери и как нажмем на звонок ... («Ма-ма!» - произнести четко, громко, как бы выдавливая из себя голос). 2. Муха Жужжать, как будто рядом летает муха. Хватательным движением как бы поймать муху и жужжание прекратить. Затем опять «выпустить муху» И начинать жужжать. При этом менять силу голоса и воспроизводить жужжание мухи то громче, то тише, то совсем едва слышно. 3. Многоэтажный дом. Считать вслух от одного до десяти и обратно. Начинать шепотом, а затем поизносить счет всё громче и громче. Когда счет идет в обратную сторону, то начинать громко, а затем всё тише и тише. На это упражнение также можно придумать незатейливую историю. Например: В подвале одного дома жила-была маленькая мышка. Целыми днями она занималась хозяйством. Иногда залетала к ней муха и весело жужжала, летая по всему подвалу. Муха то проносилась прямо над головой мышки - «Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж» (громко), то улетала далеко, далеко - «жж-ж-ж-ж-ж» (тихо). Иногда мышка слышала звонки - это звонили люди, приходившие домой или в гости «МА-МА» (вдохнуть и произнести на резком выдохе), «ПА-ПА», «НА-ТА-ША» ... Однажды мимо пролетал а птичка. Она увидела мышку, которая выглядывала в окошко, и очень удивилась: «Ты такая маленькая, а живешь в таком большом доме?» Мышка тоже удивилась и ответила: «Разве мой дом большой? А сколько в моем доме этажей?» «Я не считала, - ответила птичка,- но, если хочешь, мы посчитаем вместе. Я полечу вверх и буду называть тебе номер этажа». Тут мышка забеспокоилась: «Ты, птичка, полетишь высоко, и я тебя могу не услышать». «Не беспокойся, мышка, чем выше буду я лететь, тем громче буду называть тебе номер этажа», - ответила птичка, улетела вверх и начала считать.
«Подвал» - дети произносят шепотом.
«Первый» - тихим голосом.
«Второй» - чуть громче.
«Третий» - еще громче.
«Четвертый» - еще громче.
«Пятый»... и так далее,
до десятого этажа.
«Чердак» - произносят четко, громко выкрикивая.
И полетела птичка обратно к мышке. (Дальше дети считают в обратную сторону, меняя силу голоса от громкого к тихому и к шепоту). Прилетела птичка и говорит: «Теперь ты знаешь, сколько этажей в доме, в котором ты живешь?» А мышка ответила птичке: «Спасибо тебе, птичка, теперь я знаю, сколько этажей в моем доме. Прилетай еще ко мне в гости, и мы с тобой еще посчитаем!» [40]
Упражнения на координацию речи и движений.
• Воспитатель вперемешку произносит два сходных по звучанию звука, например, [ж] и [з], а дети (по предварительной договоренности) показывают движения, характеризующие образ, с которым связан звук: [ж] — движение кистями обеих рук («летит жучок»), [з] — отмахивающее движение кистью руки («отпугивание комара») и т. п. Сначала воспитатель работает со всей группой, затем упражнение выполняют девочки, а мальчики наблюдают и анализируют результаты; далее задание выполняют только мальчики (или же дети, сидящие за первыми столами) и т. п. Воспитатель берет на заметку тех, кто допускает ошибки, и выявляет причину затруднений (ребенок не дифференцирует звуки, не успевает работать в заданном темпе и др.).
• Воспитатель произносит 9— 11 слов со сходными звуками, например, [ж] — [з], а дети, как и в первом задании, показывают движения. Педагог подбирает не только существительные, но и глаголы, прилагательные, наречия (журавль — зонт — жмуриться — зеленый — желтый—завтра — заморозок — жилет -— жужжит и др.).
• Воспитатель 2—З раза читает рифмовку. Затем предлагает детям назвать слова, содержащие определенный звук. Например, читает чешскую народную песенку (в переводе С. Я. Маршака):
Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Повторив две последние строки, предлагает назвать слова со звуком [ж]. Детям легче выполнить задание, если взрослый использует «опорные» предметы («Я поставила на стол три пирамидки. Значит, надо назвать три слова со звуком [ж], которые встречаются в чешской песенке»). По мере их называния воспитатель убирает предметы.
Упражнения на слуховое внимание.
• Детям предлагается вспомнить и назвать слова, содержащие определенный звук (названия предметов, действий, качеств и т. д.).
• Дети (с опорой на картинки) предлагают составить цепочку слов (каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего), например, такую: автобус — санки — игла — апельсин — наперсток и т. д.
∙ Воспитатель предлагает детям подобрать близкие по звучанию слова (рифмующиеся): ромашка — букашка — замарашка — неваляшка; волчок — бычок — сучок — сверчок — старичок — каблучок — казачок; птичка — певичка — невеличка — голубичка — земляничка — ежевичка.
Упражнения на развитие речевого
дыхания. Особое значение представляет
процесс дыхания в связи с
голосовой деятельностью. В искусстве
речи дыхание является его физиологической
основой и предназначается для
организованного участия в
Постоянная систематическая тренировка голоса, как и любая оздоровительная гимнастика, является своего рода закаливанием, профилактикой против ряда ларингологических заболеваний, способствует ускоренному выздоровлению после заболеваний простудного характера. Все работы врачей-фониаторов, акустиков, физиологов посвящены, прежде всего, изучению дыхания (см. Прил.6). Цель дыхательной гимнастики—научить правильно дышать: энергично или экономно, в зависимости от задания. Для этого ребята изучают несколько несложных приемов, которые разумно повторять в начале каждой театрализованной деятельности. Например: прием «Погружение в ситуацию», «Любимый аромат», упражнения в образе. Такие упражнения можно найти в книге «Театральные занятия и игры в детском саду» [2]. Поэтому надо следить за их дыханием и упражнять в негромком, протяжном произношении звуков ([и], [у]), звукоподражаний (ау), слов (эхо): «Бегу — гу-у-у». Хорошие разработки есть в книге Т.В. Нестерюк [64]. Также хорошие упражнения, объединенные в единый сюжет, разработаны у Родиной и Бурениной. Рассказ о «путешествии к бабушке» может быть основой для игрового тренинга на развитие дыхания и голоса: «Приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел: «пых, пых» (выдыхаем). А рядом с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых-пых-пых» ... (выдыхаем). Бабушка налила детям чай в кружки, а он горячий. Чтобы не обжечься, нужно в кружку подуть: «фу-у!» (выдыхаем). В доме комары летают - «3-3-3-3». Но мы их не боимся и пьем вкусный чай: «фуп!» (вдыхаем воздух). Попили чай и пошли гулять. На улице тепло, пчелы вокруг летают - «Ж-Ж-Ж-Ж-Ж». Вкусно пахнет цветами ... «вдыхаем запах цветов»). Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт. Мы громко крикнем: «Ты кто?» А эхо нам ответит: «КТО-КТО-КТО-КТО ... » Вдруг мы услышали вой волков: «у-у-у-у-у ... » И решили пойти скорее домой. Пока дошли до дома - наступил вечер. и бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы быстрее уснули, бабушка спела нам колыбельную: «А-а-а, а-а-а ... » [75].
Развитию речевого
дыхания способствует
Упражнения на словесное творчество. Дети проявляют словесное творчество, сочиняя концовки к сказкам, в частности, к сказкам Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан». Воспитатель знакомит детей с основной частью сказки, а они заканчивают ее. В заключение детям читают одну или две авторские концовки к сказке (всего их три). В следующий раз, прочитав начало сказки (ее читают или рассказывают с помощью детей), воспитатель заслушивает новые варианты ее завершения и читает третью авторскую концовку [27].
Необходимо, чтобы воспитатель
не только выразительно читал
или рассказывал что-либо, умел
смотреть и видеть, слушать и
слышать, но и был готовым
к любому «превращению», т.е.
владел основами актерского
Единство этического и эстетического
Наряду с задачами профессионального и эстетического ряда педагогу—руководителю театрального коллектива—приходится решать и задачи этического плана, которые возникают на разных стадиях занятий с детьми. Как и когда появляются подобные ситуации, требующие специального подхода к их пониманию и преодолению? Такие ситуации могут возникать , как во время пред репетиционного периода, когда ребята только приступили к освоению премудростей «театральной азбуки», так и при распределении ролей в будущей постановке.
Театральные знания требуют
от детей достаточных
усилий, особенно на начальном этапе,
когда участники коллектива начинают
постигать азы актерских