Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

 

-торопить всех поскорее  закончить занятие;

 

-громко смеяться над  друзьями.

 

В любом случае важен творческий подход к организации педпроцесса, поэтому  мы сами выбираем, каким  образом игровой тренинг будет  включаться в систему работы с  детьми. Таким образом, упражнения с  атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и  фантазии; упражнения на развитие голоса и речи;  упражнения на силу голоса; упражнения на развитие артикуляции; игры и упражнения на расширение словаря; упражнения и этюды на создание игрового образа; психологические игры; игры на координацию речи и движений; игры-сказки; сказки-импровизации; игры развлечения. Все это способствует  хорошей работе и отличным результатам  у детей. 

 

         Так же немало важной ролью  является музыка в театрализованной  деятельности.  Так как спектакли  бывают музыкальными, где «Лиса  или Заяц» поют, на выход каждого  героя звучит своя музыка, между  сценами, где героям нужно переодеться,  включаются танцевальные номера.  Получается, что речь—взаимосвязана  со всеми направлениями.    Детские песни, наряду со сказками, учат маленькую личность добру,  любви, справедливости, знакомят  с понятиями добра и зла.  Через песню и музыку можно  передать чувства, которые передаются  ребенку, и такая информация  откладывается в подсознании  и оказывает благоприятное влияние  на развитии ребенка. Вместе  с песней можно радоваться, можно  грустить, а можно узнавать что-то  новое, размышлять и делать  выводы. С песней можно веселиться, наслаждаться жизнью, прививать  интерес к творчеству и искусству.  Песенки-инсценировки  способствуют  развитию речи и музыкального  слуха, чувства ритма и внимания. Показ игрушек, забавные задания,  простые мелодии - все  помогает  активизации речи и вокальных  проявлений детей. Развиваются   внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность. Развивается речь и мелкая моторика в проговаривании и подпевании песенок-игр.   

 

            Метроритмические движения с  музыкальными элементами

 

       В упражнения, предназначенные для метроритмической  разминки на музыкальной основе, заложены определенные цели. Прежде  всего—концентрация внимания участников  на координации их собственных  движений с пением, с музыкальным  метроритмом. Поэтому первые задания  такой разминки могут начинаться  с самых примитивных движений: это хлопки в ладоши с одновременным  напевом мелодии, постукивания  пальцем одной руки по пальцу  другой, притопы, шлепки по коленям.

 

         В качестве напева для подобных  заданий можно использовать знакомые  народные мелодии с ярким ритмическим  рисунком. Приведем рекомендуемые  варианты текстов  с напевами, удобных и педагогически функциональных  для их использования в ходе  театральных тренингов. Тексты  содержат яркие художественные  образы, лаконичны, а поэтому легко  запоминаются и не представляют  сложности при их повторении. Все метроритмические разработки  принадлежат М.А.Давыдовой. Например: «Капуста»--возможный напев разминки—на  двух рядом расположенных звуках (в пределах большой секунды). Перед занятием педагог просит  вообразить, что сейчас дети все  вместе займутся засолкой вкусной  капусты на зиму. Но для этого  надо проделать несколько ритмических  действий под музыку. После этого  идет разучивание текста. Следует  обратить внимание на то, что  в каждой строчке повторяется  ее последний слог, во время  пения которого продолжается  показ метроритмических движений  имитационного характера.

 

          Педагог  вместе с ребятами  вспоминает про то, как осенью  повсюду в нашей стране делают  заготовки на зиму, в том числе  и солят капусту. Дети поочередно  демонстрируют, какие действия  при этом производят. После чего  идет их показ в сочетании  с пением.

 

Мы капусту рубим,  бим, бим, бим. (Дети выполняют поочередно взмахи выпрямленными кистями рук  вверх и вниз)

 

 Мы капусту трем , трем, трем,трем. (дети трут кулачками  рук друг о друга)

 

 Мы капусту солим,  лим, лим, лим. (Дети потирают  пальцами, собранными в щепотку,  словно сверху посыпают капусту  солью)

 

Мы капусту жмем, жмем, жмем, жмем. (Энергично сжимают пальцами в кулаки и разжимают их обратно).

 

Инсценировки известных  песен

 

       Дети  с большим интересом выполняют  ритмико-двигательные движения под  собственное исполнение песен.  Движения, которые покуплетно меняются  в русле сюжета конкретного  куплета, вызывают на ряду формированием  чувства ритма и умением вокализировать  еще и эмоциональную приподнятость.

 

       Мы сделали  подборку общедоступных произведений, состоящих в основном, из народных  песен разных стран, которые  можно рекомендовать для использования  во время театральной деятельности. В основном, такими произведениями, сюжетно-повествовательными и драматургически  внутри заостренными, являются произведения  устного народного творчества. При  изучении они вызывают у дошкольников  положительные эмоции прежде  всего потому, что зачастую обращены  именно к детям, а также за  счет традиционной незатейливости  образов и своей структуры.

 

     Вокальное  исполнение песен во время  занятий сопровождается музыкально-ритмическими  движениями, которые поясняют действия  героев в каждом куплете. Естественно,  в зависимости от линии драматического  развития содержания каждой песни меняется и характер исполнения ее куплетов.

 

     Наряду с  этим можно использовать для  инсценировок авторские песни.  Главное условие при выборе  песен для инсценировок—их сюжетный   стержень,  яркие художественные  образы. При исполнении инсценировок  возможна некоторая импровизация  действий солистов-персонажей. Желательно, чтобы у исполнителей героев  песен были некоторые элементы  соответствующих костюмов.

 

      Все песни,  рассчитанные на их инсценировку, преимущественно веселого, игрового  характера. Поэтому ребята должны  учиться эмоционально откликаться  на заданность их настроения.

 

       Во время  занятий можно применять фонозапись  конкретной песни или предварительное  разучить ее в вокальном виде, со словами. Приведем пример  одно песни «Два веселых гуся».  Для начала разучиваем с детьми  основную стойку, объясняем, что  они изображают крылышки гусей.  Дальше обсуждаются движения  вместе с детьми. Как ходят  гуси? Затем изображаем движения. Пусть ребята потренируются в  выполнении всех движений несколько  раз: покачались, присели, встали. Затем исполняем песню с жестами.

 

     Важным направлением  в организации театрализованной  деятельности является работа  с родителями, которые привлекаются  к творческому взаимодействию  с детьми в самых различных  формах.

 

Цель работы с родителями: повышение их педагогической культуры, мотивация к творческому взаимодействию с детьми.                                         Основными задачами в работе с  родителями являются:                                                  • Информирование о содержании, методах и формах работы театральной  студии.                                                                                                                                    • Рекомендации по вопросам воспитания и развития детей, проблемам общения  с ними.

 

• Привлечение к творческому  сотрудничеству.

 

Проведение консультаций с родителями, которые проводятся ежемесячно (в определенное время), продумываются воспитателем заранее  и по результатам работы.

 

Беседы с родителями проходят еженедельно (в установленное время) и включают в себя следующее:

 

• Родители получают ответы на заинтересовавшие их вопросы.                                            • Информация о содержании работы в театральной деятельности, о  том, как дети воспринимают материал занятий, и т.д.                  

 

 • Родители по желанию  могут взять театральных кукол  или пособия на некоторое время  домой для занятий со своим  ребенком либо для изготовления  по образцу такого же экземпляра.

 

В работе с родителями используется также наглядный и печатный материал. Так, например,  используется стенд  «ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША».

 

В «Уголок для родителей» мы помещаем:                                                                                 * советы по словарной работе с детьми;                                                                                 

 

* рекомендации по  заучиванию  стихотворений («Учите стихи играючи»);                          * игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого  дыхания;                                                                                                                                   * пальчиковые игры и упражнения;

 

* игры, направленные на  обогащение словаря, развитие  грамматического строя речи;

 

* листовки с рекомендациями  «Как правильно читать книгу  детям», «Как проводить беседу  по художественному произведению»,  дидактические игры по литературным  произведениям, среди которых  «Закончи сказку», «Подбери картинку»,  «Узнай героя»;                                                                                              *информацию о способах игрового  речевого общения с ребенком;                                                  *списки необходимой литературы.

 

        Отдельно  в «Уголке для родителей» отмечаются  семьи, активно участвующие в  совместной с педагогами работе  по развитию речи детей.                             Педагоги проводят консультации  о театре, играх-драматизациях как  важнейших способах разностороннего  развития речи, методах игрового  речевого общения с ребенком. Мы рекомендуем начинать с  простого — разыгрывания сказки  с заместителями. Этому родители  учатся в процессе игрового  тренинга, где они выступают в  роли детей, а воспитатель —  в роли родителей. Например, разыгрывая  сказку «Рукавичка» (в начальном  варианте), можно изобразить всех  животных разноцветными, отличающимися  по размеру кружками, а рукавичку  — самым большим кружком. Взрослый  рассказывает сказку, а ребенок,  действуя с кружками, разыгрывает  сюжет.

 

Задание можно усложнить. Так, с помощью кружков-заместителей взрослый «загадывает» любую сценку из сказки, а ребенок должен угадать  ее. Такой вариант допустим, когда  дошкольник уже хорошо знаком со сказкой  и может отвечать на вопросы по ее содержанию. Следующий этап —  предложить самому ребенку показать сценку и одновременно рассказать о  ней.

 

Еще более сложный вариант  — с помощью нового кружка-заместителя  предложить самостоятельное сочинение  новых эпизодов сказки. Если сценки сказки неоднотипны, как в «Репке», «Рукавичке», «досочинять» сказку с  неповторяющимися эпизодами (например, «Гуси-лебеди») можно после беседы о логических предметах и действиях. После такого тренинга родителям  легче организовать подобную игру с  детьми дома.

 

Далее мы советуем заменять кружки игрушками, изображающими героев. Игра-драматизация с их использованием дает возможность для быстрой  смены ролей. Только что ребенок  держал в руках игрушечного волка  и говорил хриплым «волчьим»  голосом и тут же берет колобка  и озвучивает его тоненьким голоском. Каждая из игрушек диктует свою манеру поведения, речи, интонации.  После  этого возникает игра «за двоих», которая чрезвычайно полезна  не только для речевого, но и общего развития ребенка.

 

При систематичном использовании  театрально-игровой деятельности под  руководством взрослого можно добиться хороших результатов и подойти  к созданию домашнего театра, в  котором могут принимать участие  все члены семьи и сверстники ребенка. В кукольных спектаклях можно заменить игрушку театральной  куклой. Инсценировкой руководит  взрослый, а дошкольник воспроизводит  знакомые литературные сюжеты, что  тренирует его память, совершенствует речь. Поэтому мы рекомендуем родителям  наших воспитанников организовывать «домашний» театр.

 

Посещая семьи детей, особое внимание мы обращаем на наличие книжного уголка со стихами, сказками, рассказами, так необходимыми для всестороннего  развития речи ребенка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые  с помощью взрослого ребенок  находит в художественной литературе, помогают ему самому подбирать их в своем рассказе. Мы рекомендуем  родителям читать детям («умные») сказки, стихи поэтов-классиков, по возможности  приобретать аудиозаписи. Когда  ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного  слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его  воображение, развивается выразительность  речи.  В нашем детском саду мы стараемся сохранять и поддерживать такую традицию, как коллективное чтение в семье, объединяющее всех ее членов, воспитывающее любовь к литературе.

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ