Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

 

В-третьих, педагог стремится  воспитывать в каждом ребенке  самостоятельность и ответственность. Работа над театральными постановками позволяет создать условия для  творческого взаимодействия детей  и взрослых, ситуации равноправного  партнерства. Нужно предоставлять  возможность детям пробовать  себя в самых разных ролях, в том  числе и режиссера, и сценариста, и художника по костюмам, и т. п.

 

В-четвертых, важно уйти от муштры, заучивания наизусть длинных  текстов и сосредоточить внимание на выразительности речи, пластики, умении ребенка по-своему озвучить речь своего персонажа. Ориентация на творчество — один из основных принципов  в данной методической системе.

 

В-пятых, педагог использует средства театрализованной игры как  способ развития эмоциональной сферы, а также тонких чувств и ощущений (сенсорики) детей. Человек будущего — это, конечно же, человек чувствующий. Всеобщее овладение и увлечение  информационными технологиями таит в себе определенную опасность: индивидуализацию человека, его уход от реального  мира в виртуальный, потерю потребности  в реальном общении друг с другом. С этой точки зрения, на наш взгляд, чрезвычайно важно с раннего  детства пробудить у ребенка  потребность в главной роскоши  — «роскоши человеческого общения». Детский театр — это школа  общения, это радость общения, это  культура взаимодействия, это искусство  делать жизнь яркой и увлекательной.

 

И, пожалуй, главной итог нашей работы: дети старшей группы  воспитанны и общительны,  у них  прекрасно развита речь, они эрудированны и уверенны в себе и   ставят спектакли для малышей. Хочется  надеяться, что любовь к творчеству, к театру, музыке воспитана и останется  у этих детей навсегда. Разностороннее влияние этой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств.          

 

 

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

    Абрамян, Л.А.  Игра дошкольника [Текст]: учеб/ Л.А.  Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова  и др. под ред. С.Л. Новоселовой.—М.: Просвещение, 1989.—286 с. 

   Агапова, И.А. Театральные  занятия и игры в детском  саду/ И.А. Агапова, М.А. Давыдова.—М.: Из-во Аркти, 2010.—143.

   Алексеева, М.М.  Методика развития речи и обучения  родному языку дошкольников[Текст]/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина.—  М.:1997.

   Артемова, Л.В. Театрализованные  игры дошкольников [Текст]:книга  для воспитателей детского сада.—М.: Прсвещение,1991.—127 с.

   Арушанова, А.Г.  Речь и речевое общение детей  [Текст] —М.:1999.

   Боголюбская, М.К.  Художественное чтение и рассказывание  в детских садах /  М.К. Боголюбская,  В.В. Шевченко. —М.:1960.

   Бодуэн  де Куртэнэ,  И.А. Избранные труды по общему  языкознанию—М.: 1963.

   Большакова, С.Е. Работа  логопеда с дошкольниками, игры  и упражнения  – М.: АПО, 1996. –  417с.

   Бородич А.М. Методика  развития речи детей— М.: 1974, с.164.

 Боромыкова, О.С. Коррекция  речи и движения с музыкальным  сопровождением [Текст]:  —СПб.: Речь, 1999. – 296 с.

Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной  деятельности  – М.: 1997. – 352 с.

Власова, Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. - М.: Академия, 1997. – 258 с.

Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика — М. : Изд-во Владос,  2002. —272.с.

Волкова, Л.С. Логопедия книга 2 нарушение темпа и ритма речи — М.: Изд-во Владос,2003. —432с.

Воспитательный потенциал  искусства в современном образовательном  пространстве: Материалы межвузовской научно-практической конференции, Екатеринбург, 12 февраля 2011г./ Отв. Ред. Н.Г. Куприна.—Екатеринбург: Урал.гос.пед. ун-т, 2011.—с.163.

Выготский, Л.С. Мышление и  речь— Собр. Соч. в 6т. —М.:1982.,т2.

 Выготский, Л. С.  Собрание сочинений: в 6 т.  –  М.: Педагогика, 1984. Т. 4. – С. 127 –131.

Выготский, Л.С. Умственное развитие в процессе  обучения.— М.,Л., 1935.

 Галагузова, М.А. Диссертационные  исследования по педагогике: вопросы  и ответы: научно-практическое пособие  [Текст]/ М.А. Галагузова.—Екатеринбург:  «СВ-96», 2011.—256 с.

Гвоздев, А.Н. Вопросы  изучения детской речи —М.: Из-во АПН РСФСР,  1961.—213 с.

Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка.- М., 1948.

 Гербова, В.В.  Рассказывание  по восприятию [Текст]// Хрестоматия  по теории и методике развития  речи детей дошкольного возраста/ сост. М.М.          Алексеева, В.И. Яшина.—М., 2000.Гл.7.—с.420-424. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском  саду / М.Ю. Гоголева. – М.: Академия  развития, 2006. – 196 с.

Горохова, Л.А. Музыкальная  и театрализованная деятельность в  ДОУ/ Л.А. Горохова, Т.Н.  Макарова.–М.: 2005. —3-4с.

  Готсдинер, А.Л. Музыкальная  психология  – М.: Просвещение, 1993. – 194с.

Григорьева, Т.С. Социально-культурное партнерство [Текст]// Ребенок в детском  саду.—2012.—№3.—С.45-50.

Дементьева, А.М. Рассказывание  на занятиях с игрушками [Текст]// Хрестоматия  по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.—М., 2000.Гл.7.—с.415.

Дошкольное воспитание №9, 1998 —с.71.

Зимняя, И.А. Психология обучения народному языку— М.: Русский язык, 1989.—с. 14-15.

 Иванова, Е.С. Взаимодействие  детского сада и семьи по  вопросам речевого развития детей  [Текст]//Справочник старшего воспитателя.—2008.—№11.—С. 65-71.

Иванов-Смоленский, А.Г. О  взаимодействии 1 и 2 сигнальных систем.// Физиологический журнал СССР//—1949.—т.35. —№5.—с.578.

 Иванченко, Г.В. Психология  восприятия музыки / Г.В. Иванченко.  – М.: Смысл – 2001г. – 264 с.

 Казарцева, О.М. Культура  речевого общения, теория и  практика обучения [Текст]. — М.:2001.

 Капинос, В.И. Развитие  речи: Теория и практика обучения [Текст]/ В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик.—М.:1991.

Клезович, О.В. Музыкальные  игры и упражнения для развития и  коррекции речи детей: пособие для  дефектологов, музык. рук. и воспитателей / Авт.-сост. О.В. Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика/ С.А. Козлова , Т.А.   Куликова. М.: 2001 —304с.

 Козлянинова, И.П. Тайны  нашего голоса [Текст]: учебное пособие/                  И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели.—Екатеринбург:  Диамант, 1992.—320 с.

Кольцова, М.М.  Двигательная активность и развитие функций мозга.—  М.:1973.

Кольцова, М.М.  Ребенок  учится говорить М.:1973.

Концепция дошкольного воспитания.—  М.:1989.

Красногорский, Н.И. Некоторые  итоги применения и развития учения И.П. Павлова о высшей нервной  деятельности в педиатрической клинике// Журнал в.н.д. им. И.П. Павлова—1951., т.1, вып.6—с.800.

  Леонтьев, А.А. Основы  психолингвистики [Текст].М.:1997.

Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая  деятельность.— М.:1969—с.135.

Леонтьев, А.И.  Проблемы развития психики.— М.:1981.—с.378.

Леонтьев, А.Н.  Деятельность, сознание, личность.— Избранные  психологические произведения: в 2 т., под ред. В.В. Давыдова и др.,— М.:1983.—т 2.—с.69-70.

Леушина, А.М. Развитие связной  речи у дошкольников [Текст]//Ученые записки ЛГПИ им А.И. Герцена.—М.:1941.—Т.35.

Леханова, О. Л. Как понять себя и другого?: Работаем со старшими дошкольниками с ОНР / О. Л. Леханова. // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. –  С. 100-105.

 Леханова, О.Л. Особенности  понимания и использования невербальных  средств общения детьми с общим  недоразвитием речи / О. Л. Леханова. // Практическая психология и логопедия.  – 2007. - № 5. – С. 23-28.

Лингвистический энциклопедический  словарь— М.:1990.—с.414.

Логинова, В.И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного  возраста /  М.:1984.

Логопедия. Под ред. Проф. Л.С. Волковой.—М.,1989.

 Логопедическая диагностика  и коррекция нарушений речи  у детей: сб. м методических  рекомендаций / Авторы- составители  Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева и  другие—СПб., М.: САГА:ФОРУМ.-2006.-272с. 

 Лопухина, И.С. Логопедия  — речь, ритм, движение / И.С. Лопухина. СПб.: Речь, 1997. – 255 с.

Лурия, А.Р. Речь и мышление. М.: 1975.

 Львов, М.Р. Методика  развития речи младших школьников [Текст].М.:1985.

 Львов, М.Р. Методика  развития речи учащихся [Текст]// М.Р. Львов и др. Методика преподавания  русского языка в начальных  классах. М.:2000.

Материалы для мониторинга  при подготовке студентов к итоговой аттестации —Е.:2009, С.43.

Маханева, М.  Театрализованная деятельность.—журнал  Д/в —№11,1999.—С.6

Маханева, М.Д. Театральные  занятия в д/с / М.: Сфера, 2001, —  С.3.                     

Метод научной педагогики Марии Монтессори.— Киев, 1993.—с.107-108.

Методика преподавания русского языка как иностранного / под ред. А.А. Леонтьева.— М.:1988.—С.15.

Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской.—М.:1991.

Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в д/с // М.:2006, —С.155.

  Музыкальное воспитание  детей с проблемами в развитии  и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для сту. сред. пед.  учеб. заведений [Текст] / Е.А.Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р.Шашкина, О.Л. Сергеева; Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Академия, 2002.-224с.

Нестерюк, Т.В. Дыхательная  и звуковая гимнастика / М.:2007.

Нормативно-правовая  база  Дошкольного Образования/ М.:2008—  С.36.

Осипова, Л.Е. Родительские собрания в детском саду/ М.:2009.-С.16.

Панкратова, Л.Я. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми /  Журнал  Д/в / №1, 1974.

 Педагогическе речеведение:  Словарь-справочник [Текст]/ Под   ред. Т.А. Ладыженской и А.К.  Михальской; сост. А.А. Князьков. —М.:1998.

Правдина, О.В. Очерки по патологии  речи и голоса /Т1.—М .:1960.

Программа Воспитания и обучения в Д/с.// под ред. М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой—М.:2006, —С.156,157,162,180.

 Прохорова, Л.Н. Опыт  методической работы в ДОУ  по развитию креативности дошкольников: методическое пособие.—М.:5 за знания,2007.—256 с.

Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред. О.С. Ушаковой. М.: 2008, — С.168.

Характеристика речи детей/ Г.А.Любина кпн// Ребенок в д/с №5, 2004.

 Речь. Речь. Речь. [Текст]/ Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1990

Родина, М.И. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности/ М.И.  Родина,   А.И.  Буренина// Кукляндия С-П., Муз. Палитра, 2008. —С.19.

Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи/ В.И. Рождественская,  Е.И.  Радина. Е.И. —   М.:1968.

Рождественский, Н.С. Речевое  развитие младших дошкольников.—М.:Просвещение, 1970.—С.10.

Рыбников, Н.А.  Словарь  русского ребенка.— М., Л.: 1926.

Сажина, С.Д. Составление  рабочих учебных программ для  ДОУ. —М.:2008, с.59.

Современные образовательные  программы для дошкольных учреждений// Под ред. Т.И. Ерофеевой, —М.:1999.

 Соловейчик, М.С. Первые  шаги в изучении языка и  речи [Текст]. М.:2000.

 Соловьева, О.И.  Методика  развития речи и обучения родному  языку  в Д/с.—М.,1960.—с.19-20.

 

83.   Соловьева, О.И.  Методика развития речи и обучения  родному языку 

 

          в                  д/с .—М., 1966.—с.27; с.50-51.

 

84.   Сорокина, Н.Д. Сценарии  театральных кукольных занятий.  — М.:

 

          Аркти, 2007.                                                                                                                                               

 

  85.  Сохин, Ф.А.  Задачи  развития речи. Развитие речи  детей       дошкольного   возраста.— Под ред. Ф.А. Сохина.—  М., 1984.—С.14; С.48.

 

        86.   Справочник старшего воспитателя  ДОУ. №11, 2008, —С.65.

 

        87.  Стеркина, Р.Б. Качество дошкольного  образования и основные,

 

              тенденции его изменения. —Дошк.  Восп-е,1996.  

 

        88.  Текучев, А.В. Методика русского  языка в средней школе.— М.:

 

                1980—с.68.     

 

        89. Тихеева,  Е.И.  Развитие речи детей.—  М.: 1967. 

 

        90.   Тихеева, Е.И.  Развитие речи  детей.— М.: 1981.    

 

        91.    Ушинский, К.Д.  Педагогические сочинения.  — Т.6,4.,М.:1989.

 

        92.  Филичева, Т.Б. Основы логопедии  / Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева,

 

               Г.В. Чиркина.- М.: Изд-во Просвещение,1989. —222 с.

 

       93. Филологическое  образование в период детства:  речевое развитие 

 

            Ребенка:  сборник материалов  Всероссийского научно-практической 

 

            Конференции «Содержание филологического  образования в период 

 

            Детства». —Екатеринбург, 2011.—с.79.

 

      94.  Филологическое  образование в период детства:  материалы Всерос-

 

             сийской научно-практической конференции  «Содержание филологи-

 

              ческого образования в период  детства», Екатеринбург, 17-18 апреля 

 

               2012г.; Отв.ред.  Плаксмна Е.Б. / Урал. Гос. Пед. ун-т.—   

 

             Ектеринбург,   — 2012, —с. 77.

 

       95. Флерина,  Е.А.  Разговорная речь в детском  саду [Текст]//

 

             Хрестоматия по теории и методике  развития речи детей дошкольного 

 

             возраста/ сост. М.М. Алексеева, В.И.  Яшина.—М.: 2000.Гл.7.—с.374-

 

             380.   

 

        96. Флерина,  Е.А. Эстетическое воспитание  дошкольника.— М.: 1961.—

 

                с.272.    

 

        97. Фомичева, М.Ф.  Воспитание у детей правильного  произношения.

 

               М.,1989.  

 

        98.   Цейтлин, С.Н.  Язык и ребенок:  Лингвистика детской речи.

 

                М.,2000.

 

       99.  Шашкина,  Г.Р. Логопедическая ритмика для  дошкольников с   

 

             нарушениями речи: Учеб.пособие для  сту.высш.пед.учеб.заведений /

 

             Г.Р.   Шашкина.- М.: Издательский  центр Академия, 2005. —192с.                                  

 

    100. Эльконин, Д.Б.  Развитие речи // Психология детей  дошкольного

 

            возраста. — М.:1964.                                                                                                              

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ