Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14
§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22
2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32
2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36
§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42
§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49
4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54
§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60
ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66
§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72
§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111
В-третьих, педагог стремится
воспитывать в каждом ребенке
самостоятельность и
В-четвертых, важно уйти от
муштры, заучивания наизусть длинных
текстов и сосредоточить
В-пятых, педагог использует средства театрализованной игры как способ развития эмоциональной сферы, а также тонких чувств и ощущений (сенсорики) детей. Человек будущего — это, конечно же, человек чувствующий. Всеобщее овладение и увлечение информационными технологиями таит в себе определенную опасность: индивидуализацию человека, его уход от реального мира в виртуальный, потерю потребности в реальном общении друг с другом. С этой точки зрения, на наш взгляд, чрезвычайно важно с раннего детства пробудить у ребенка потребность в главной роскоши — «роскоши человеческого общения». Детский театр — это школа общения, это радость общения, это культура взаимодействия, это искусство делать жизнь яркой и увлекательной.
И, пожалуй, главной итог нашей работы: дети старшей группы воспитанны и общительны, у них прекрасно развита речь, они эрудированны и уверенны в себе и ставят спектакли для малышей. Хочется надеяться, что любовь к творчеству, к театру, музыке воспитана и останется у этих детей навсегда. Разностороннее влияние этой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Текст]: учеб/ Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. под ред. С.Л. Новоселовой.—М.: Просвещение, 1989.—286 с.
Агапова, И.А. Театральные
занятия и игры в детском
саду/ И.А. Агапова, М.А. Давыдова.—
Алексеева, М.М.
Методика развития речи и
Артемова, Л.В. Театрализованные
игры дошкольников [Текст]:книга
для воспитателей детского
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] —М.:1999.
Боголюбская, М.К.
Художественное чтение и
Бодуэн де Куртэнэ,
И.А. Избранные труды по
Большакова, С.Е. Работа
логопеда с дошкольниками,
Бородич А.М. Методика развития речи детей— М.: 1974, с.164.
Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением [Текст]: —СПб.: Речь, 1999. – 296 с.
Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности – М.: 1997. – 352 с.
Власова, Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. - М.: Академия, 1997. – 258 с.
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика — М. : Изд-во Владос, 2002. —272.с.
Волкова, Л.С. Логопедия книга 2 нарушение темпа и ритма речи — М.: Изд-во Владос,2003. —432с.
Воспитательный потенциал
искусства в современном
Выготский, Л.С. Мышление и речь— Собр. Соч. в 6т. —М.:1982.,т2.
Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. Т. 4. – С. 127 –131.
Выготский, Л.С. Умственное развитие в процессе обучения.— М.,Л., 1935.
Галагузова, М.А. Диссертационные
исследования по педагогике: вопросы
и ответы: научно-практическое пособие
[Текст]/ М.А. Галагузова.—Екатеринбург:
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи —М.: Из-во АПН РСФСР, 1961.—213 с.
Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка.- М., 1948.
Гербова, В.В. Рассказывание
по восприятию [Текст]// Хрестоматия
по теории и методике развития
речи детей дошкольного
Горохова, Л.А. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ/ Л.А. Горохова, Т.Н. Макарова.–М.: 2005. —3-4с.
Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология – М.: Просвещение, 1993. – 194с.
Григорьева, Т.С. Социально-культурное партнерство [Текст]// Ребенок в детском саду.—2012.—№3.—С.45-50.
Дементьева, А.М. Рассказывание на занятиях с игрушками [Текст]// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.—М., 2000.Гл.7.—с.415.
Дошкольное воспитание №9, 1998 —с.71.
Зимняя, И.А. Психология обучения народному языку— М.: Русский язык, 1989.—с. 14-15.
Иванова, Е.С. Взаимодействие
детского сада и семьи по
вопросам речевого развития
Иванов-Смоленский, А.Г. О взаимодействии 1 и 2 сигнальных систем.// Физиологический журнал СССР//—1949.—т.35. —№5.—с.578.
Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки / Г.В. Иванченко. – М.: Смысл – 2001г. – 264 с.
Казарцева, О.М. Культура речевого общения, теория и практика обучения [Текст]. — М.:2001.
Капинос, В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения [Текст]/ В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик.—М.:1991.
Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей / Авт.-сост. О.В. Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика/ С.А. Козлова , Т.А. Куликова. М.: 2001 —304с.
Козлянинова, И.П. Тайны
нашего голоса [Текст]: учебное пособие/
Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга.— М.:1973.
Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить М.:1973.
Концепция дошкольного воспитания.— М.:1989.
Красногорский, Н.И. Некоторые итоги применения и развития учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности в педиатрической клинике// Журнал в.н.д. им. И.П. Павлова—1951., т.1, вып.6—с.800.
Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст].М.:1997.
Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность.— М.:1969—с.135.
Леонтьев, А.И. Проблемы развития психики.— М.:1981.—с.378.
Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность.— Избранные психологические произведения: в 2 т., под ред. В.В. Давыдова и др.,— М.:1983.—т 2.—с.69-70.
Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст]//Ученые записки ЛГПИ им А.И. Герцена.—М.:1941.—Т.35.
Леханова, О. Л. Как понять себя и другого?: Работаем со старшими дошкольниками с ОНР / О. Л. Леханова. // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 100-105.
Леханова, О.Л. Особенности
понимания и использования
Лингвистический энциклопедический словарь— М.:1990.—с.414.
Логинова, В.И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста / М.:1984.
Логопедия. Под ред. Проф. Л.С. Волковой.—М.,1989.
Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. м методических рекомендаций / Авторы- составители Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева и другие—СПб., М.: САГА:ФОРУМ.-2006.-272с.
Лопухина, И.С. Логопедия — речь, ритм, движение / И.С. Лопухина. СПб.: Речь, 1997. – 255 с.
Лурия, А.Р. Речь и мышление. М.: 1975.
Львов, М.Р. Методика
развития речи младших
Львов, М.Р. Методика развития речи учащихся [Текст]// М.Р. Львов и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.:2000.
Материалы для мониторинга при подготовке студентов к итоговой аттестации —Е.:2009, С.43.
Маханева, М. Театрализованная деятельность.—журнал Д/в —№11,1999.—С.6
Маханева, М.Д. Театральные занятия в д/с / М.: Сфера, 2001, — С.3.
Метод научной педагогики Марии Монтессори.— Киев, 1993.—с.107-108.
Методика преподавания русского языка как иностранного / под ред. А.А. Леонтьева.— М.:1988.—С.15.
Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской.—М.:1991.
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в д/с // М.:2006, —С.155.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для сту. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.А.Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р.Шашкина, О.Л. Сергеева; Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Академия, 2002.-224с.
Нестерюк, Т.В. Дыхательная и звуковая гимнастика / М.:2007.
Нормативно-правовая база Дошкольного Образования/ М.:2008— С.36.
Осипова, Л.Е. Родительские собрания в детском саду/ М.:2009.-С.16.
Панкратова, Л.Я. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми / Журнал Д/в / №1, 1974.
Педагогическе речеведение: Словарь-справочник [Текст]/ Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. —М.:1998.
Правдина, О.В. Очерки по патологии речи и голоса /Т1.—М .:1960.
Программа Воспитания и обучения в Д/с.// под ред. М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой—М.:2006, —С.156,157,162,180.
Прохорова, Л.Н. Опыт
методической работы в ДОУ
по развитию креативности
Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред. О.С. Ушаковой. М.: 2008, — С.168.
Характеристика речи детей/ Г.А.Любина кпн// Ребенок в д/с №5, 2004.
Речь. Речь. Речь. [Текст]/ Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1990
Родина, М.И. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности/ М.И. Родина, А.И. Буренина// Кукляндия С-П., Муз. Палитра, 2008. —С.19.
Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи/ В.И. Рождественская, Е.И. Радина. Е.И. — М.:1968.
Рождественский, Н.С. Речевое
развитие младших дошкольников.—М.:
Рыбников, Н.А. Словарь русского ребенка.— М., Л.: 1926.
Сажина, С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. —М.:2008, с.59.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений// Под ред. Т.И. Ерофеевой, —М.:1999.
Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языка и речи [Текст]. М.:2000.
Соловьева, О.И. Методика
развития речи и обучения
83. Соловьева, О.И.
Методика развития речи и
в д/с .—М., 1966.—с.27; с.50-51.
84. Сорокина, Н.Д. Сценарии
театральных кукольных занятий.
Аркти, 2007.
85. Сохин, Ф.А. Задачи
развития речи. Развитие речи
детей дошкольного
возраста.— Под ред. Ф.А.
86.
Справочник старшего
87. Стеркина, Р.Б. Качество дошкольного образования и основные,
тенденции его изменения. —
88.
Текучев, А.В. Методика
1980—с.68.
89. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей.— М.: 1967.
90. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей.— М.: 1981.
91. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. — Т.6,4.,М.:1989.
92. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева,
Г.В. Чиркина.- М.: Изд-во Просвещение,1989. —222 с.
93. Филологическое образование в период детства: речевое развитие
Ребенка: сборник материалов
Всероссийского научно-
Конференции «Содержание
Детства». —Екатеринбург, 2011.—с.79.
94. Филологическое образование в период детства: материалы Всерос-
сийской научно-практической
ческого образования в период детства», Екатеринбург, 17-18 апреля
2012г.; Отв.ред. Плаксмна Е.Б. / Урал. Гос. Пед. ун-т.—
Ектеринбург, — 2012, —с. 77.
95. Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду [Текст]//
Хрестоматия по теории и
возраста/ сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.—М.: 2000.Гл.7.—с.374-
380.
96. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника.— М.: 1961.—
с.272.
97. Фомичева,
М.Ф. Воспитание у детей
М.,1989.
98. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи.
М.,2000.
99. Шашкина,
Г.Р. Логопедическая ритмика
нарушениями речи: Учеб.пособие для сту.высш.пед.учеб.заведений /
Г.Р. Шашкина.- М.: Издательский
центр Академия, 2005. —192с.
100. Эльконин, Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного
возраста. — М.:1964.