Бюрократизм как девиация в центрах социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать деятельность сотрудников учреждений социальной защиты населения (на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег») на предмет проявлений бюрократизма, как формы девиантного поведения.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основания изучения бюрократии, что предполагает:
уточнить понятия «бюрократии» и «бюрократизма»;
выявить исторические предпосылки возникновения и развития бюрократии;
проанализировать основные теоретические подходы к пониманию феномена бюрократии.
2. Рассмотреть бюрократизм как одну из форм девиации, что предполагает:
выявить теоретические основания анализа бюрократизма, как девиации;
проанализировать социальные и культурные причины бюрократизма;
провести исследование проявления бюрократизма среди сотрудников учреждений социальной защиты населения (на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег»).

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основания изучения бюрократии…………….6
1.1Понятие «бюрократии» и «бюрократизма»………………………….…6
1.2 История возникновения и развития бюрократии………………….…12
1.3 Рациональная бюрократия Макса Вебера…………………………….18
1.4 Гегелевско - Марксистский подход к изучению бюрократии……….27
1.5 Теория бюрократии Мишеля Крозье……………………………….….32
2 Бюрократизм как девиация……………………………………………………...41
2.1 Теоретические основания анализа бюрократизма, как девиации…....41
2.2 Социальные и культурные причины бюрократизма………………..…51
3 Социологическое исследование бюрократизма в учреждениях социальной защиты населения г. Краснодара на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег» ………………………………………………………………..…………….55
3.1 Общая характеристика проведенных исследований и методики эмпирического анализа……………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………………….65
Список использованных источников…………………………..………………….67
Приложение А Анкета…………………………………………..…………………71
Приложение Б Карточка наблюдения…………………………………………….73

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Бюрократия.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………...3

1 Теоретико-методологические основания изучения бюрократии…………….6

1.1Понятие «бюрократии» и «бюрократизма»………………………….…6

1.2 История возникновения и развития бюрократии………………….…12

1.3 Рациональная бюрократия Макса Вебера…………………………….18

1.4 Гегелевско - Марксистский подход к изучению бюрократии……….27

1.5 Теория бюрократии Мишеля Крозье……………………………….….32

2 Бюрократизм как девиация……………………………………………………...41

2.1 Теоретические основания анализа бюрократизма, как девиации…....41

2.2 Социальные и культурные причины бюрократизма………………..…51

3 Социологическое исследование бюрократизма в учреждениях социальной защиты населения г. Краснодара на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег» ………………………………………………………………..…………….55

3.1 Общая характеристика  проведенных исследований и методики  эмпирического анализа……………………………………………………………..55

Заключение………………………………………………………………………….65

Список использованных источников…………………………..………………….67

Приложение А Анкета…………………………………………..…………………71

Приложение Б Карточка наблюдения…………………………………………….73

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. В последнее время проблеме девиации уделяется большое внимание, но в основном, изучаются наиболее острые социальные проблемы, такие как: алкоголизм, наркомания, беспризорность и т.д. Вместе с тем проблеме бюрократизма не уделяется должного внимания.. Не смотря на политику сокращения государственного аппарата, в последние годы штат чиновником неуклонно растет. По данным Росстата, численность работников государственных органов и органов местного самоуправления, на конец 2009года составило 8 1674 миллиона человек [41]. Но даже такое число чиновников не делает нашу жизнь лучше. Бюрократизм проявляется в коррупции,  использование административных функций в личных целях, отчуждение от населения и т.д. Можно долго перечислять негативные стороны бюрократизма. Но не стоит забывать, как эти факторы влияют на тех людей, которые пришли получить помощь и поддержку в трудной жизненной ситуацией. Государственные служащие, работающие в сфере социальной защиты населения в первую очередь должны ставить клиента на первое место в своей работе. Увеличение количества инструкций регламентирующие деятельность государственных служащих и других форм бюрократизации приводит к профессиональной деформации чиновников работающих в этой сфере.

Объект  исследования – деятельность сотрудников учреждений социальной защиты населения

Предмет исследования – проявления бюрократизма как девиации в деятельности сотрудников учреждений социальной защиты населения (на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег»).

Цель  работы – проанализировать деятельность сотрудников учреждений социальной защиты населения (на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег») на предмет проявлений бюрократизма, как формы девиантного поведения.

Задачи: 

1. Рассмотреть теоретико-методологические основания изучения бюрократии, что предполагает:

  • уточнить понятия «бюрократии» и «бюрократизма»;
  • выявить исторические предпосылки возникновения и развития бюрократии;
  • проанализировать основные теоретические подходы к пониманию феномена бюрократии.

      2. Рассмотреть бюрократизм как  одну из форм девиации, что  предполагает:

  • выявить теоретические основания анализа бюрократизма, как девиации;
  • проанализировать социальные и культурные причины бюрократизма;
  • провести исследование проявления бюрократизма среди сотрудников учреждений социальной защиты населения (на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег»).

Гипотеза: мы предполагаем, что бюрократизм является доминирующей формой девиантного поведения сотрудников организаций, опирающихся на формализованную иерархию. Можно предположить, что бюрократизм проявляется в деятельности сотрудников учреждений социальной защиты населения Краснодарского края, снижая эффективность этой деятельности и деформируя профессиональную позицию сотрудников. Исследование призвано выявить масштабы и результаты проявлений бюрократизма в деятельности сотрудников учреждений социальной защиты населения.

Методы  исследования: в написании дипломной работы использовался такой теоретический метод исследования как анализ научной литературы. В качестве эмпирического метода был использован анкетный опрос и формализованное наблюдение.

Теоретическим обоснованием дипломного исследования явились работы таких зарубежных авторов, таких как М.Вебер, Г.В.Ф.Гегель, К. Маркс, В.И.Ленин, М. Крозье, Р. Мертоа, Т. Селин и д.р.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Историко-теоретические подходы к изучению бюрократии

    1. Понятие «бюрократии» и «бюрократизма»

Слово «бюрократия», уходит корнями  в  античный  мир.  В  Древнем  Риме  грубая  шерсть  называлась  «бюрра».  Это  слово  было заимствовано  французами  –  «бюр»,  превратившись  затем  в   «бюро»,   как разновидность шерстяной ткани. В  XVI  веке  этим  словом  обозначили  стол, покрытый тканью, а в XVII веке  начали  называть  кабинет,  канцелярию,  где стояли столы. В  начале  XVIII  века  возникло  слово   «бюролист»,  которым называли  людей,  работавших  в  бюро.  А  потом  начали  употреблять  слово «бюрократия»,   означавшее   власть   бюро   и    бюролистов,    канцелярии, чиновников» [3].

«Введение  понятия  «бюрократия»  обычно  приписывается  физиократу  и экономисту  Винсену  де  Гурнай,  который  в   1745   году   обозначил   так исполнительную  власть.  В  научный  оборот  термин  вошел  благодаря  Максу Веберу. Немецкий социолог  обозначил  им  специфическое  явление  –  систему организаций  с  ярко  выраженным  разделением  функций,  четкими  нормами  и правилами, формализованным характером отношений, иерархическим  строением  и управленческой структурой» [20].

Само по себе это слово не несет никакой  негативной нагрузки. Различные учреждения и конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в подведомственных структурах процессами, для организации связей между участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом. При этом вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках своей компетенции. Но, в свою очередь, предполагается, что они стремятся не к собственным выгодам, а действуют в интересах, прежде всего тех, кто уполномочил их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых [14].

Слово «бюрократия» в буквальном переводе означает господство канцелярии, власть аппарата управления [14].

Исходя из буквального  значения слова «бюрократия», его  часто употребляют как синоним административного управления. Кроме того, термином «бюрократия» нередко обозначается рационально организованная система управления, в которой работают компетентные служащие на профессиональном уровне. Такое понимание бюрократии во многом связано с работами немецкого социолога Макса Вебера, оставившего заметный след в теории управления [9]. Будучи крупнейшим методологом науки, М.Вебер прекрасно понимал иллюзорность любых претендующих на универсальность определений и вел анализ на уровне так называемых “идеальных типов”, выделяя инвариантные, атрибутивные признаки бюрократии. Но главную доминанту он зафиксировал предельно четко: бюрократическая организация – наиболее рациональное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе, и основа ее рациональности состоит в обезличенности ее функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.

Рассмотрим  наиболее употребимые толкования слова  «бюрократия», представленные в различных  словарях:

     1. Бюрократия (французского — bureaucratic, буквально — господство канцелярии, от французского bureau — бюро, канцелярия и греческого — сила, власть, господство), специфичная форма социальных организаций в обществе (политическом, экономическом, идеологическом и др.), существо которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления; ведёт к возникновению привилегированного слоя, оторванного от масс и стоящего над ними. Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы [5].

    2. Бюрократия (буквально господство канцелярии, от французского — bureau бюро, канцелярия) первоначально: власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования [6].

   Из выше  сказанного можно сделать вывод,  что «бюрократия» это необходимая  форма управления, которая формирует  особый социальный слой, которому  присуще: иерархичность, строгая  регламентация, разделение труда  и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующий при этом специального образования. При этом поведение представителей этого слоя часто принимает форму бюрократизма.

Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти.

Что бы глубже понимать термин «бюрократизм», нужно посмотреть, как его интерпретируют различные словари:

1. Бюрократизм - способ проявления негативных качеств бюрократии как особого чиновничье-административного слоя государства. Это объективное состояние чиновника-бюрократа, обусловленное социально-экономическими факторами, не зависящими от интересов, сознания людей. Бюрократическое отношение, поэтому является формой проявления противоречий, антагонизмов между государством и обществом, властью и гражданами [26].

2. Бюрократизм: 

- управление, при  котором деятельность органов  исполнительной власти излишне  осложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества, во вред ему.

 - Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей [29].

3. Бюрократизм  - (англ. bureaucratism; нем. Burokratismus.) Чрезмерно формализованные, медленные или неконтролируемые процессы принятия решения в управленческих системах [4].

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить следующее.

Бюрократизм –  это управление, при  котором  деятельность  органов исполнительной  власти   излишне  осложнена  и направлена  на   обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества,  во  вред  ему [8]. Таким образом, вспомогательный инструмент, призванный служить людям, быть орудием в их руках, приобретает над ними власть. Система рационального отправления дел из инструмента превращается в самодовлеющую машину.

При этом проблема не сводится к злостному, своекорыстному бюрократизму. Она связана с самой  логикой социальной структуры и  общественного разделения труда: в  любом обществе неизбежно существуют еще и интересы особые, в частности, социально-групповые и те, кто имеют большие возможности для обеспечения приоритета этих интересов, естественно, эти возможности используют. Отсюда – чиновник в принципе не может быть абсолютно бесстрастным арбитром, но склонен использовать свое положение в собственных интересах. С организационно-технической точки зрения бюрократическая модель управления тоже содержит предпосылки для развития бюрократизма. Во-первых, поскольку первая задача чиновника – обеспечение соблюдения единых, общих для всех формальных правил, то постепенно эти правила превращаются в самоцель. Рациональная в своей основе форма приобретает черты бессмысленного во многих случаях ритуала, а содержание подменяется формой. Снижается уровень понимания возникающих перед аппаратом, отдельными его звеньями и служащими проблем. Таким образом, для бюрократа задачи государственные превращаются, по К.Марксу, в задачи канцелярские. Всю сложность и многообразие реальных общественных дел он стремится втиснуть в рамки набора неких стандартных ситуаций, пытается подогнать действительность под свое ограниченное ее понимание и приспособить для удобства своего с ней обращения. Итак, бюрократизм включает в себе следующие компоненты:

- в политическом плане – чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти;

- в социальном  – отчуждение этой власти от  народа;

- в организационном  – канцеляристская подмена содержания  формой;

- в морально-психологическом  – бюрократическая деформация  сознания [25].

Исходя из сказанного, бюрократизм можно рассматривать как своеобразную форму девиации, которая проявляется в виде канцелярщины, волокиты, пренебрежением к существующим делам, ради соблюдения формальностей.

Информация о работе Бюрократизм как девиация в центрах социального обслуживания