Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:25, дипломная работа
Цель работы – проанализировать деятельность сотрудников учреждений социальной защиты населения (на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег») на предмет проявлений бюрократизма, как формы девиантного поведения.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основания изучения бюрократии, что предполагает:
уточнить понятия «бюрократии» и «бюрократизма»;
выявить исторические предпосылки возникновения и развития бюрократии;
проанализировать основные теоретические подходы к пониманию феномена бюрократии.
2. Рассмотреть бюрократизм как одну из форм девиации, что предполагает:
выявить теоретические основания анализа бюрократизма, как девиации;
проанализировать социальные и культурные причины бюрократизма;
провести исследование проявления бюрократизма среди сотрудников учреждений социальной защиты населения (на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег»).
Введение …………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основания изучения бюрократии…………….6
1.1Понятие «бюрократии» и «бюрократизма»………………………….…6
1.2 История возникновения и развития бюрократии………………….…12
1.3 Рациональная бюрократия Макса Вебера…………………………….18
1.4 Гегелевско - Марксистский подход к изучению бюрократии……….27
1.5 Теория бюрократии Мишеля Крозье……………………………….….32
2 Бюрократизм как девиация……………………………………………………...41
2.1 Теоретические основания анализа бюрократизма, как девиации…....41
2.2 Социальные и культурные причины бюрократизма………………..…51
3 Социологическое исследование бюрократизма в учреждениях социальной защиты населения г. Краснодара на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег» ………………………………………………………………..…………….55
3.1 Общая характеристика проведенных исследований и методики эмпирического анализа……………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………………….65
Список использованных источников…………………………..………………….67
Приложение А Анкета…………………………………………..…………………71
Приложение Б Карточка наблюдения…………………………………………….73
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..
1 Теоретико-методологические основания изучения бюрократии…………….6
1.1Понятие «бюрократии» и «бюрократизма»………………………….…6
1.2 История возникновения и развития бюрократии………………….…12
1.3 Рациональная бюрократия Макса Вебера…………………………….18
1.4 Гегелевско - Марксистский подход к изучению бюрократии……….27
1.5 Теория бюрократии Мишеля Крозье……………………………….….32
2 Бюрократизм как девиация……………………………………………………..
2.1 Теоретические основания анализа бюрократизма, как девиации…....41
2.2 Социальные и культурные причины бюрократизма………………..…51
3 Социологическое исследование
бюрократизма в учреждениях социальной
защиты населения г. Краснодара на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального
обслуживания граждан пожилого возраста
и инвалидов «Берег» ………………………………………………………………..…………
3.1 Общая характеристика
проведенных исследований и
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………..………………….
Приложение А Анкета…………………………………………..………………
Приложение Б Карточка наблюдения…………………………………………….73
Введение
Актуальность исследования. В последнее время проблеме девиации уделяется большое внимание, но в основном, изучаются наиболее острые социальные проблемы, такие как: алкоголизм, наркомания, беспризорность и т.д. Вместе с тем проблеме бюрократизма не уделяется должного внимания.. Не смотря на политику сокращения государственного аппарата, в последние годы штат чиновником неуклонно растет. По данным Росстата, численность работников государственных органов и органов местного самоуправления, на конец 2009года составило 8 1674 миллиона человек [41]. Но даже такое число чиновников не делает нашу жизнь лучше. Бюрократизм проявляется в коррупции, использование административных функций в личных целях, отчуждение от населения и т.д. Можно долго перечислять негативные стороны бюрократизма. Но не стоит забывать, как эти факторы влияют на тех людей, которые пришли получить помощь и поддержку в трудной жизненной ситуацией. Государственные служащие, работающие в сфере социальной защиты населения в первую очередь должны ставить клиента на первое место в своей работе. Увеличение количества инструкций регламентирующие деятельность государственных служащих и других форм бюрократизации приводит к профессиональной деформации чиновников работающих в этой сфере.
Объект исследования – деятельность сотрудников учреждений социальной защиты населения
Предмет исследования – проявления бюрократизма как девиации в деятельности сотрудников учреждений социальной защиты населения (на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег»).
Цель работы – проанализировать деятельность сотрудников учреждений социальной защиты населения (на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег») на предмет проявлений бюрократизма, как формы девиантного поведения.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основания изучения бюрократии, что предполагает:
2. Рассмотреть бюрократизм как одну из форм девиации, что предполагает:
Гипотеза: мы предполагаем, что бюрократизм является доминирующей формой девиантного поведения сотрудников организаций, опирающихся на формализованную иерархию. Можно предположить, что бюрократизм проявляется в деятельности сотрудников учреждений социальной защиты населения Краснодарского края, снижая эффективность этой деятельности и деформируя профессиональную позицию сотрудников. Исследование призвано выявить масштабы и результаты проявлений бюрократизма в деятельности сотрудников учреждений социальной защиты населения.
Методы исследования: в написании дипломной работы использовался такой теоретический метод исследования как анализ научной литературы. В качестве эмпирического метода был использован анкетный опрос и формализованное наблюдение.
Теоретическим обоснованием дипломного исследования явились работы таких зарубежных авторов, таких как М.Вебер, Г.В.Ф.Гегель, К. Маркс, В.И.Ленин, М. Крозье, Р. Мертоа, Т. Селин и д.р.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 Историко-теоретические подходы к изучению бюрократии
Слово «бюрократия», уходит корнями в античный мир. В Древнем Риме грубая шерсть называлась «бюрра». Это слово было заимствовано французами – «бюр», превратившись затем в «бюро», как разновидность шерстяной ткани. В XVI веке этим словом обозначили стол, покрытый тканью, а в XVII веке начали называть кабинет, канцелярию, где стояли столы. В начале XVIII века возникло слово «бюролист», которым называли людей, работавших в бюро. А потом начали употреблять слово «бюрократия», означавшее власть бюро и бюролистов, канцелярии, чиновников» [3].
«Введение понятия «бюрократия» обычно приписывается физиократу и экономисту Винсену де Гурнай, который в 1745 году обозначил так исполнительную власть. В научный оборот термин вошел благодаря Максу Веберу. Немецкий социолог обозначил им специфическое явление – систему организаций с ярко выраженным разделением функций, четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений, иерархическим строением и управленческой структурой» [20].
Само по себе это слово не несет никакой негативной нагрузки. Различные учреждения и конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в подведомственных структурах процессами, для организации связей между участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом. При этом вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках своей компетенции. Но, в свою очередь, предполагается, что они стремятся не к собственным выгодам, а действуют в интересах, прежде всего тех, кто уполномочил их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых [14].
Слово «бюрократия» в буквальном переводе означает господство канцелярии, власть аппарата управления [14].
Исходя из буквального значения слова «бюрократия», его часто употребляют как синоним административного управления. Кроме того, термином «бюрократия» нередко обозначается рационально организованная система управления, в которой работают компетентные служащие на профессиональном уровне. Такое понимание бюрократии во многом связано с работами немецкого социолога Макса Вебера, оставившего заметный след в теории управления [9]. Будучи крупнейшим методологом науки, М.Вебер прекрасно понимал иллюзорность любых претендующих на универсальность определений и вел анализ на уровне так называемых “идеальных типов”, выделяя инвариантные, атрибутивные признаки бюрократии. Но главную доминанту он зафиксировал предельно четко: бюрократическая организация – наиболее рациональное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе, и основа ее рациональности состоит в обезличенности ее функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.
Рассмотрим наиболее употребимые толкования слова «бюрократия», представленные в различных словарях:
1. Бюрократия (французского — bureaucratic, буквально — господство канцелярии, от французского bureau — бюро, канцелярия и греческого — сила, власть, господство), специфичная форма социальных организаций в обществе (политическом, экономическом, идеологическом и др.), существо которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления; ведёт к возникновению привилегированного слоя, оторванного от масс и стоящего над ними. Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы [5].
2. Бюрократия (буквально господство канцелярии, от французского — bureau бюро, канцелярия) первоначально: власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования [6].
Из выше
сказанного можно сделать
Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти.
Что бы глубже понимать термин «бюрократизм», нужно посмотреть, как его интерпретируют различные словари:
1. Бюрократизм - способ проявления негативных качеств бюрократии как особого чиновничье-административного слоя государства. Это объективное состояние чиновника-бюрократа, обусловленное социально-экономическими факторами, не зависящими от интересов, сознания людей. Бюрократическое отношение, поэтому является формой проявления противоречий, антагонизмов между государством и обществом, властью и гражданами [26].
2. Бюрократизм:
- управление, при котором деятельность органов исполнительной власти излишне осложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества, во вред ему.
- Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей [29].
3. Бюрократизм - (англ. bureaucratism; нем. Burokratismus.) Чрезмерно формализованные, медленные или неконтролируемые процессы принятия решения в управленческих системах [4].
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить следующее.
Бюрократизм – это управление, при котором деятельность органов исполнительной власти излишне осложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества, во вред ему [8]. Таким образом, вспомогательный инструмент, призванный служить людям, быть орудием в их руках, приобретает над ними власть. Система рационального отправления дел из инструмента превращается в самодовлеющую машину.
При этом проблема не сводится к злостному, своекорыстному бюрократизму. Она связана с самой логикой социальной структуры и общественного разделения труда: в любом обществе неизбежно существуют еще и интересы особые, в частности, социально-групповые и те, кто имеют большие возможности для обеспечения приоритета этих интересов, естественно, эти возможности используют. Отсюда – чиновник в принципе не может быть абсолютно бесстрастным арбитром, но склонен использовать свое положение в собственных интересах. С организационно-технической точки зрения бюрократическая модель управления тоже содержит предпосылки для развития бюрократизма. Во-первых, поскольку первая задача чиновника – обеспечение соблюдения единых, общих для всех формальных правил, то постепенно эти правила превращаются в самоцель. Рациональная в своей основе форма приобретает черты бессмысленного во многих случаях ритуала, а содержание подменяется формой. Снижается уровень понимания возникающих перед аппаратом, отдельными его звеньями и служащими проблем. Таким образом, для бюрократа задачи государственные превращаются, по К.Марксу, в задачи канцелярские. Всю сложность и многообразие реальных общественных дел он стремится втиснуть в рамки набора неких стандартных ситуаций, пытается подогнать действительность под свое ограниченное ее понимание и приспособить для удобства своего с ней обращения. Итак, бюрократизм включает в себе следующие компоненты:
- в политическом плане – чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти;
- в социальном – отчуждение этой власти от народа;
- в организационном
– канцеляристская подмена
- в морально-психологическом – бюрократическая деформация сознания [25].
Исходя из сказанного, бюрократизм можно рассматривать как своеобразную форму девиации, которая проявляется в виде канцелярщины, волокиты, пренебрежением к существующим делам, ради соблюдения формальностей.
Информация о работе Бюрократизм как девиация в центрах социального обслуживания