Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:25, дипломная работа
Цель работы – проанализировать деятельность сотрудников учреждений социальной защиты населения (на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег») на предмет проявлений бюрократизма, как формы девиантного поведения.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основания изучения бюрократии, что предполагает:
уточнить понятия «бюрократии» и «бюрократизма»;
выявить исторические предпосылки возникновения и развития бюрократии;
проанализировать основные теоретические подходы к пониманию феномена бюрократии.
2. Рассмотреть бюрократизм как одну из форм девиации, что предполагает:
выявить теоретические основания анализа бюрократизма, как девиации;
проанализировать социальные и культурные причины бюрократизма;
провести исследование проявления бюрократизма среди сотрудников учреждений социальной защиты населения (на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег»).
Введение …………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основания изучения бюрократии…………….6
1.1Понятие «бюрократии» и «бюрократизма»………………………….…6
1.2 История возникновения и развития бюрократии………………….…12
1.3 Рациональная бюрократия Макса Вебера…………………………….18
1.4 Гегелевско - Марксистский подход к изучению бюрократии……….27
1.5 Теория бюрократии Мишеля Крозье……………………………….….32
2 Бюрократизм как девиация……………………………………………………...41
2.1 Теоретические основания анализа бюрократизма, как девиации…....41
2.2 Социальные и культурные причины бюрократизма………………..…51
3 Социологическое исследование бюрократизма в учреждениях социальной защиты населения г. Краснодара на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег» ………………………………………………………………..…………….55
3.1 Общая характеристика проведенных исследований и методики эмпирического анализа……………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………………….65
Список использованных источников…………………………..………………….67
Приложение А Анкета…………………………………………..…………………71
Приложение Б Карточка наблюдения…………………………………………….73
Вопрос 1. Какой период переживает система СО в настоящие время:
По графику видно (см. рисунок 1), что:
- 15 человек отметили кризис
- 11 человек затрудняются ответить
- 8 человек застой,
- 1 человек считает,
что система социального
Из комментариев респондентов стало понятно, что это связанно с малым финансированием как самой системы социального обслуживания, так и уменьшением государственных заказов.
Рисунок 1 - Какой период переживает система СО в настоящие время
Вопрос 2. В результате введения ГОСТОВ в систему социального обслуживания условия работы:
По графику видно (см. рисунок 2), что введение ГОСТОВ усложнило работу сотрудникам центра.
- 31 человека усложнилось работать
- 4 человека затрудняются ответить
Из комментариев респондентов стало понятно, что это связанно с дополнительной бумажной волокитой, хотя многие отмечали, что введение ГОСТОВ регламентировало их деятельность.
Рисунок 2 –Результаты введения ГОСТОВ
Вопрос 3. На заполнение документов и отчетность респонденты обычно тратят:
Из результатов анализа анкеты и комментариев респондентов, на данный вопрос, стало ясно, что у них очень много времени уходит на заполнение документов и отчетностей.
Вопрос 4. Аспекты работы наиболее значимые, при оценке руководством организации:
На графике видно (см. рисунок 3), что:
- 5 человек затрудняются ответить
- 10 человек указали отчетность
- 11 человек клиент
- 7 человек исполнение
- 2 человека другое (оценивается все ответы в совокупности)
Отчетность оценивается ниже на один бал, чем помощь клиентам. Признаки бюрократизма присутствуют, но при этом социальная значимость профессии остается, цели своей работы респонденты из вида не упускают.
Рисунок 3 – Оценка руководства
Вопрос 5. Оценки
эффективности (реальная
На графике видно (см. рисунок 4), что:
11 человек
оценивают свою работу и
6 человек оценили свою работу и работу коллег на 8 балов
8 человек оценили свою работу и работу коллег на 9 балов
Оценка в 10 баллов оценивается, на 1 бал ниже, чем оценка в 5 балов, это говорит о присутствии бюрократизма. Из комментариев респондентов стало ясно, что они бы лучше выполняли свою работу и оценили бы себя выше, если бы не «кипы бумажной работы».
Рисунок 4 – Оценка эффективности работы респондентов
Вопрос 6. Наиболее важные личностные качества в работе:
Рисунок 5 – Наиболее важные личностные качества в работе респондентов
По графику видно (см. рисунок 5), что:
- 18 человек
умение и готовность
- 15 человек исполнительность
- 15 человек стрессоустойчивость
- 6 человек
умение выходить за рамки
- 12 человек
педантичность в работе с
- 14 человек точное следование инструкциям
- 8 человек инициативность
- 5 чел другое
Все показатели указывают на признаки бюрократизма у сотрудников центра.
Вопрос 7. Нормативной базе деятельности социального обслуживания (законы, нормативные акты и т.д.):
По графику видно (см. рисунок 7), что:
- 4 человек затрудняются ответить
- 5 человек
регламентация деятельности
- 1 человек
хорошо продуманной и
- 25 человек не хорошо продумана
Отчасти эффективность деятельность респондентов снижена, из-за недостаточной регламентирован, хотя возникает противоречие с вопросом 2, где 31 человек ответил, что введение ГОСТОВ мешает их деятельности.
Рисунок 7 – Нормативная база деятельности социального обслуживания
Вопрос 8. Перечисленные факторы, которые мешают в работе, а какие, напротив, помогают выполнять свою работу, также какие помогают в первую очередь, а какие мешают:
По графику
видно (см. рисунок 7), что помогают
в первую и вторую очередь взаимоотношение
с коллегами, в третью очередь социальная
значимость профессии. то говорит об отсутствие
бюрократизма у респондентов, и не смотря
на то что они проработали в государственной
сфере достаточное количество времени
у них не произошла профессиональная деформация.
Рисунок 7 – Помогают в первую очередь
По графику видно (см. рисунок 8), что мешают в первую очередь объём документов, а вторую очередь мешают сразу два фактора:
- политика высшего руководства;
- завышенные
требования со стороны
В третью очередь
респондентам мешает количество отчетности.
Из этого можно сделать вывод,
что у респондентов не проявляются
черты бюрократизма.
Рисунок 8 – Мешает в первую очередь
Из графика (см. рисунок 9) и комментариев респондентов можно сделать вывод что, взаимоотношения с коллегами не дает им деформироваться в профессиональной сфере и не стать бюрократом. Многие респонденты отмечали, что коллектив для них «семья», который поможет в трудную минуту.
Рисунок 9 – Помогают
По графику (см. рисунок 10) видно что, большое количество отчетности и завышенные требования начальства мешают их работе. Здесь можно рассматривать этот показатель, как проявление бюрократизма.
Рисунок 10 – Мешают
Анализируя
данные полученные методом формализованного
наблюдения, мы можем говорить о
честности респондентов при ответе
на вопросы анкеты. Нам также удалось
дополнить картину
В графе пожелания будущим специалистам социальной работы 10 респондентов пожелали терпения и профессионализма в данной сфере работы.
Подытоживая
материал данного параграфа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги нашей дипломной работы, кратко суммируем основные результаты и выводы, полученные нами в процессе исследования проблемы бюрократизма как девиации в деятельности сотрудников учреждений социальной защиты населения (на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег»).
Как было показано, под бюрократизмом принято понимать: «проявления негативных качеств бюрократии как особого чиновничье-административного слоя государства. Это объективное состояние чиновника-бюрократа, обусловленное социально-экономическими факторами, не зависящими от интересов, сознания людей. Бюрократическое отношение, поэтому является формой проявления противоречий, антагонизмов между государством и обществом, властью и гражданами». Нами было показано, что бюрократизм можно считать своеобразной формой девиации, связанной с деформацией профессионального мышления и поведения, у работников учреждений. Так же можно сказать, что бюрократия давно исторически сложившаяся форма управления, которая берет свое начало с истории древних времен. Ученые, изучавшие феномен бюрократии, отмечали отмечали ее негативное воздействие, как на систему управления, так и на людей, работающих в этой системе. Все они говорили о дисфункциях бюрократической системы, приводящих к деформации поведения людей, что приводило к девиации.
В подтверждение этой точки зрения нами был проведен анализ литературы касающейся теорий девиантного поведения, это позволило нам заключить, что если рассматривать бюрократизм в социологических теориях девиантного поведения, то теория социального напряжения Р. Мертона и субкультурная теория Т. Селина, наиболее подходит к пониманию бюрократизма как девиации. В своих теориях они говорили, что бюрократизм представляет собой бюрократическую культуру, которой присущ ретуалистический тип поведения. Где ценностью является неукоснительное следование нормам и правилам, статус, использование ресурсов организации в свои целях и т.д. Индивид певавший в такую субкультуру начинает проявлять признаки бюрократизма. Чтобы проверить свое предположение мы провели исследование в учреждениях социальной защиты населения г. Краснодара (на примере ГКУСО КК Краснодарского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Берег»).
Результат исследования
позволяет сделать вывод о
частичном подтверждении
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Бюрократизм как девиация в центрах социального обслуживания