Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:41, курсовая работа
Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).
1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной
деятельности в системе каникулярного
отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11
3. Глава 2. Системообразующие компоненты воспитательной
деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15
4. Глава 3. Организация работы культурно – досуговой
деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном
лагере с детьми и подростками………………………………………….16-24
3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20
Возрастные особенности детей и подростков…………………...21-24
Глава 4. Исследование на примере модели организации
летнего отдыха и занятости детей и молодёжи
во дворце творчества детей и молодёжи г. Оренбурга……………… 25-
4.1.Описание системы сервесных служб и социального партнерства, взаимодеиствие с государственными структурами и общественными организациями………………………………………………………………27-28
4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29
4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30
4.4. Биржа труда………………………………………………………...........31
4.5. Система жизнеобеспечения лагеря…………………………………32-35
4.6. Перечень услуг, предполагаемых лагерем, рекламная деятельность лагеря, взаимодействие со СМИ……………………………………………….36
4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………37-38
4.8. Содержание деятельности ДОЛ……………………………………39-45
4.9. Организация оздоровительной среды……………………………..46-47
6. Глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»……………………….48-55
5.1. Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………….49
Психологическое сопровождение в лагере………………………50-51
Лечебно-профилактическая работа………………………………51-52
5.4. Физкультурно - массовая деятельность в лагере………………….....53
5. 5. Сопроводительные документы…………………………………...54-55
7. Заключение……………………………………………………………………....56
8. Список использованной литературы………………………………
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной
деятельности в системе каникулярного
отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11
3. Глава 2. Системообразующие компоненты воспитательной
деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15
4. Глава 3. Организация работы культурно – досуговой
деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном
лагере с детьми и подростками………………………………………….
3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20
4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы
ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых
услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29
4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30
4.4. Биржа труда………………………………………………………....
4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………
5.1. Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………
7. Заключение……………………………………………………
8. Список использованной
литературы…………………………………...57-
9. Приложение……………………………………………………
«Лагерь и вся территория вокруг него,
которые дети способны протоптать,
есть социальное пространство Воспитания»
С.А.Шмаков.
Введение
Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).
В течении последних десяти лет, в сложном времени социально – экономических и политических реформ, в деятельности большинства воспитательных учреждений и организации произошли серьёзные изменения. Затронули эти изменения и загородные летние лагеря. Не будем касаться всех сторон этой проблемы, но выделим два принципиальных момента.
Первое. Рост негативных проявлений в детской подростковой среде достиг таких размеров, что социально – педагогической деятельностью сегодня обязаны и вынуждены заниматься все общественные силы и представляющие их структуры. Летний лагерь, в силу своей социально – педагогической первичности и других специфических особенностей, должен играть в решении этих проблем одну из ведущих ролей.
Второе. Социально – педагогическая деятельность загородных летних лагерей стала более систематичной, продуманной и разнообразной, одним словом, более профессиональной. Напомним: социальный педагог и социальный работник как профессии официально появились в России лишь в 1991г., а педагог – психолог – немногим ранее.
В связи со значительными социальными и экономическими переменами в обществе, происходит перестройка психологии человека, переоценка его взглядов, убеждений, нравственных установок и социальных ролей. Подобные преобразования могут вызывать дискомфорт, депрессию, стрессы и, как следствие, привести к деградации личности человека. Вполне очевидно, что указанным влияниям подвержены и дети. Поэтому появляется необходимость целесообразной организации творческой деятельности, процессов общения и самоопределения в рамках общества и детского коллектива. Для формирования социальных ориентаций подростков в детском загородном лагере ставиться цель – формирование у подрастающего поколения готовности к усвоению системы социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической, коллективной работе.
Учёные называют три сферы, в которых происходит становление личности: сферу самопознания, сферу общения, сферу деятельности.
Познание
Познание – это процесс
приобретения новых знаний. Объектом
познания может быть всё
Самопознание – это познание
себя, своих возможностей и
Общение
Процесс социализации
Деятельность
Только в деятельности
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что современный ребёнок не умеет организовывать свое свободное каникулярное время, находить познавательные (полезные) виды деятельности и общения вне образовательного процесса в школе. Утеряна культура досугового общения, игровой деятельности.
Лето – период свободного общения детей и подростков, время приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных. Лето даёт возможность востребовать самые разнообразные таланты всех детей, независимо от социально – экономического положения родителей и учебной успеваемости самого ребёнка. Лагерь, как объектив подзорной трубы, помогает увидеть и различить лицо каждого ребёнка, а не только отряда или линейку дружины.
Лагерь – суверенная территория личности ребёнка, и он это осознаёт, но это среда повышенного риска, ибо дети обожают чрезвычайные приключения, значит, необходимо обогащение их жизни в лагере действенным гуманизмом общения, разумными запретами, самоконтролем. Лагерь – это очень открытая система «желанности души» (человеческое в человеке), которая удовлетворяет разной творческой деятельностью, разными ролями и положениями, новыми впечатлениями, новыми общностями (отряд, команда, творческая группа, компания приятелей), новыми друзьями.
Сегодня в наших лагерях можно встретить богатую палитру социально – педагогических проектов: реабилитационные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и для подростков с девиантным поведением, профильные смены юных интеллектуалов и лидеров детских объединений и т.д. Интересно организованное каникулярное время привлекает детей и подростков своей нерегламинтированностью выбора, возможностью сочетать различные виды деятельности (умственная, физическая и т.д.), возможность пообщаться в неформальной обстановке, в условиях доброжелательной, дружеской атмосферы.
Внимание к позитивному опыту работы в летних лагерей ко всем инновациям в сфере каникулярной педагогики есть важная задача их эстафетной передачи в будущее. Будущее без значимого прошлого не существует.
Департамент по молодёжной политике Министерства образования Российской Федерации определили в качестве одного из приоритетных направлений президентской программы «Дети России» работу летних лагерей, опирающуюся на новые концептуальные, идеологические и правовые основы, обновляющийся кадровый потенциал, новую социальную политику нашего государства.
Лето – это «эра милосердия». Лето – «ежегодная эпоха» небывало социального и педагогического творчества всех добровольных рыцарей детства, всех тех кого волнует формирование личности подрастающего поколения.
Дети созданы для любви и добра. Оторвавшись от обыденной домашней и школьной жизни, они обязательно должны попасть в царство Игры и Дружбы. Именно такую обстановку готовы создать летом для сотен мальчишек и девчонок детских оздоровительных лагерей педагоги Дворца Творчества Детей и Молодёжи.
Объект исследования: подходы к становлению, образованию(обучение, воспитание, развитие)личности ребёнка в загородных лагерях.
Предмет исследования: изучение подходов к формированию социально значимой личности подростка, как объективной составной социально – педагогической деятельности детского загородного лагеря и всех процессов в нём осуществляющихся.
Цель исследования: нахождение путей, методов, подходов содержательного заполнения каникулярного времени детей и подростков.
Задачи:
Практическая значимость: изучение данной темы заключается в нахождении путей, методов, подходов содержательного заполнения каникулярного времени детей.
Научная новизна заключается в самой постановке проблемы, проблема становления, образования (обучение, воспитание, развитие) личности ребёнка в учреждениях дополнительного образования.
В работе использовались методы:
Опорной литературой для написания курсовой работы для меня стала книга Шмакова С.А. «Летний лагерь вчера и сегодня», Таран Ю.Н. «Социально – педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен», Андрейкин А.А. «Детский оздоровительный лагерь воспитательное пространство», Волохов А.В., Фришман И.И. «Воспитательная направленность работы детского оздоровительного лагеря»(приложение к журналу «Внешкольник»), Марзоева Э.В. «Сильные люди» (методические рекомендации по организации профильной смены), Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. «Организация и методика проведения игр с подростками взрослые игры детей».
Работа состоит из четырёх глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Глава1. Приоритетные направления воспитательной деятельности в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Проблема организации летнего отдыха и занятости детей и учащейся молодёжи была и остаётся одной из наиболее приоритетных проблем: право на отдых всегда было неоспоримо и государство стремилось всесторонне поддерживать систему отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи.
В России воспитательная деятельность в системе каникулярного отдыха во
внелагерных формах зарождается в 19 в. В терминологии той поры «каникулы»определены как период отдыха летом, а «вакации» - как период отдыха в зимнее время.
В июне 1922 года первые палатки пионеров встали у реки Клязьмы. Фактически с этого времени и начинает складываться государственная система воспитательной деятельности в детских оздоровительных лагерях.
За почти 90 лет эта система неоднократно трансформировалась: сначала из государственной в общественно – государственную, в 50-е гг. – в бюрократическо – общественную, а в дальнейшем – в государственно – общественную, оставаясь на всех этапах своего развития важной составляющей воспитательного пространства российского общества.
Дискуссионным вопросом остаётся периодизация развития системы воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере в советское и постсоветское время. Так, по оценке современных исследований, можно выделить четыре этапа развития системы: