Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной
деятельности в системе каникулярного
отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11
3. Глава 2. Системообразующие компоненты воспитательной
деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15
4. Глава 3. Организация работы культурно – досуговой
деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном
лагере с детьми и подростками………………………………………….16-24
3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20
Возрастные особенности детей и подростков…………………...21-24
Глава 4. Исследование на примере модели организации
летнего отдыха и занятости детей и молодёжи
во дворце творчества детей и молодёжи г. Оренбурга……………… 25-
4.1.Описание системы сервесных служб и социального партнерства, взаимодеиствие с государственными структурами и общественными организациями………………………………………………………………27-28

4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29
4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30
4.4. Биржа труда………………………………………………………...........31
4.5. Система жизнеобеспечения лагеря…………………………………32-35
4.6. Перечень услуг, предполагаемых лагерем, рекламная деятельность лагеря, взаимодействие со СМИ……………………………………………….36
4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………37-38
4.8. Содержание деятельности ДОЛ……………………………………39-45
4.9. Организация оздоровительной среды……………………………..46-47
6. Глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»……………………….48-55
5.1. Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………….49
Психологическое сопровождение в лагере………………………50-51
Лечебно-профилактическая работа………………………………51-52
5.4. Физкультурно - массовая деятельность в лагере………………….....53
5. 5. Сопроводительные документы…………………………………...54-55
7. Заключение……………………………………………………………………....56
8. Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.   Введение…………………………………………………………………………………3

2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной

     деятельности в системе каникулярного

     отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11

3.  Глава 2.   Системообразующие компоненты воспитательной

     деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15

4. Глава 3. Организация   работы  культурно – досуговой

    деятельности  в Детском Образовательном Оздоровительном

    лагере с детьми и подростками………………………………………….16-24

    3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20

    1. Возрастные особенности детей и подростков…………………...21-24
  1. Глава 4. Исследование на примере модели организации

     летнего отдыха и занятости  детей и молодёжи

    во дворце творчества детей и молодёжи г. Оренбурга……………… 25-

      4.1.Описание системы сервесных служб и социального партнерства,                 взаимодеиствие с государственными структурами  и общественными     организациями………………………………………………………………27-28

 

      4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка» 
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации  
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29

      4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30

     4.4. Биржа труда………………………………………………………...........31

     4.5. Система жизнеобеспечения лагеря…………………………………32-35

     4.6. Перечень услуг, предполагаемых лагерем, рекламная деятельность лагеря, взаимодействие со СМИ……………………………………………….36

      4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………37-38

     4.8. Содержание деятельности ДОЛ……………………………………39-45

     4.9. Организация оздоровительной  среды……………………………..46-47

6. Глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»……………………….48-55

5.1. Формы работы временных творческих коллективов

ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………….49

  • Психологическое сопровождение в лагере………………………50-51

  • Лечебно-профилактическая работа………………………………51-52

  •              5.4. Физкультурно - массовая деятельность в лагере………………….....53

                 5. 5. Сопроводительные документы…………………………………...54-55

    7. Заключение……………………………………………………………………....56

    8. Список   использованной   литературы…………………………………...57-58

    9. Приложение……………………………………………………………………59

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

    «Лагерь и вся территория вокруг него,

    которые дети способны протоптать,

    есть социальное пространство Воспитания»

    С.А.Шмаков.

     

     

    Введение

    Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).

     В течении последних десяти лет, в сложном времени  социально – экономических и политических реформ, в деятельности большинства воспитательных учреждений и организации произошли серьёзные изменения. Затронули эти изменения и загородные летние лагеря. Не будем касаться всех сторон этой проблемы, но выделим два принципиальных момента.

    Первое. Рост негативных проявлений в детской подростковой среде достиг таких размеров, что социально – педагогической деятельностью сегодня обязаны и вынуждены заниматься все общественные силы и представляющие их структуры. Летний лагерь,  в силу своей социально – педагогической первичности и других специфических особенностей, должен играть в решении этих проблем одну из ведущих ролей.

    Второе. Социально – педагогическая деятельность загородных летних  лагерей стала более систематичной, продуманной и разнообразной, одним словом, более профессиональной. Напомним: социальный педагог и социальный работник как профессии официально появились в России лишь в 1991г., а педагог – психолог – немногим ранее.

    В связи со значительными социальными и экономическими переменами в обществе, происходит перестройка психологии человека, переоценка его взглядов, убеждений, нравственных установок и социальных ролей. Подобные преобразования могут вызывать дискомфорт, депрессию, стрессы и, как следствие, привести к деградации личности человека. Вполне очевидно, что указанным влияниям подвержены и дети. Поэтому появляется необходимость целесообразной организации творческой  деятельности, процессов общения и самоопределения в рамках общества и детского коллектива. Для формирования социальных ориентаций подростков в детском загородном лагере ставиться цель – формирование у подрастающего поколения готовности  к усвоению системы социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической,  коллективной работе.

    Учёные называют три сферы, в которых происходит становление личности: сферу самопознания, сферу общения, сферу деятельности.

    Познание

     

     Познание – это процесс  приобретения новых знаний. Объектом  познания может быть всё существующее  – мир в целом, общество, сам  человек.

     Самопознание – это познание  себя, своих возможностей и интересов. Кто Я? Зачем Я? Что Я могу? Ответы на эти вопросы трудно найти   взрослому человеку, а тем более ребёнку…

    Общение

     Процесс социализации возможен  при наличии общения. Таким образом , происходит усвоение уже имеющегося  социального опыта, нравственных  ценностей и ориентиров, формирование собственных представлений и убеждений. Общение – это обращение к самому себе, своим чувствам и мыслям, своеобразная форма творчества, в процессе которой раскрывается личность человека.

    Деятельность

     Только в деятельности человек  достигает поставленных перед собой целей, познает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности, развивает свои творческие способности.

    Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что  современный ребёнок не умеет организовывать свое свободное каникулярное время, находить познавательные (полезные) виды деятельности и общения вне образовательного процесса в школе. Утеряна культура досугового общения, игровой деятельности.

    Лето – период свободного общения детей и подростков, время приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных. Лето даёт возможность востребовать самые разнообразные таланты всех детей, независимо от социально – экономического положения родителей и учебной успеваемости самого ребёнка. Лагерь, как объектив подзорной трубы, помогает увидеть и различить лицо каждого ребёнка, а не только отряда или линейку дружины.

    Лагерь – суверенная территория личности ребёнка, и он это осознаёт, но это среда повышенного риска, ибо дети обожают чрезвычайные приключения, значит, необходимо обогащение их жизни в лагере действенным гуманизмом общения, разумными запретами, самоконтролем. Лагерь – это очень открытая система «желанности души» (человеческое в человеке), которая удовлетворяет разной творческой деятельностью, разными ролями и положениями, новыми впечатлениями, новыми общностями (отряд, команда, творческая группа, компания приятелей), новыми друзьями.

    Сегодня в наших лагерях можно встретить богатую палитру социально – педагогических проектов: реабилитационные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и для подростков с девиантным поведением, профильные смены юных интеллектуалов и лидеров детских объединений и т.д.  Интересно организованное каникулярное время привлекает детей и подростков своей нерегламинтированностью выбора, возможностью сочетать различные виды деятельности (умственная, физическая и т.д.), возможность пообщаться в неформальной обстановке, в условиях  доброжелательной, дружеской атмосферы.

    Внимание к позитивному опыту работы в летних лагерей ко всем инновациям  в сфере каникулярной педагогики есть важная задача их эстафетной передачи в будущее. Будущее без значимого прошлого не существует.

    Департамент по молодёжной политике Министерства образования Российской Федерации определили  в качестве одного из приоритетных направлений президентской программы «Дети России» работу летних лагерей, опирающуюся на новые концептуальные, идеологические и правовые основы, обновляющийся кадровый потенциал, новую социальную политику нашего государства.

    Лето – это «эра милосердия». Лето – «ежегодная эпоха» небывало социального и педагогического творчества всех добровольных рыцарей детства, всех тех кого волнует формирование личности подрастающего поколения.

    Дети созданы для любви и добра. Оторвавшись от обыденной домашней и школьной жизни, они обязательно должны попасть в царство Игры и Дружбы. Именно такую обстановку готовы создать летом для сотен мальчишек и девчонок детских оздоровительных лагерей педагоги Дворца Творчества Детей и Молодёжи.

    Объект исследования: подходы к становлению, образованию(обучение, воспитание, развитие)личности ребёнка в  загородных лагерях.

    Предмет исследования: изучение подходов к формированию социально значимой личности подростка, как объективной составной социально – педагогической деятельности детского загородного лагеря и всех процессов в нём осуществляющихся.

    Цель исследования: нахождение путей, методов, подходов содержательного заполнения каникулярного времени детей и подростков.

    Задачи:

    1. Изучить научно –теоретическое обоснование проблемы формирования личности.
    2. Выявить сущность, содержание, структуру и основные концепции социальной ориентации подростков в загородном лагере.
    3. Рассмотреть деятельность Детского Образовательного Оздоровительного лагеря (ДООЛ) «Ромашка» как открытой социально – педагогической системы в сфере каникулярного времени.
    4. Рассмотреть взаимосвязь социально – педагогической и управленческой  деятельности в системе дополнительного образования.
    5. Изучить работу ДООЛ с подростками.

    Практическая значимость: изучение данной темы заключается в нахождении путей, методов, подходов содержательного заполнения каникулярного времени детей.

    Научная новизна заключается в самой постановке проблемы, проблема становления, образования (обучение, воспитание, развитие) личности ребёнка в учреждениях дополнительного образования.

    В работе использовались методы:

    1. метод изучения литературы.
    2. метод анализа современной практики.
    3. метод наблюдения «со стороны» и «изнутри».
    4. метод диахронного анализа.
    5. метод эксперимента или личной пробы.

    Опорной литературой для написания курсовой работы для меня стала книга Шмакова С.А. «Летний  лагерь вчера и сегодня», Таран Ю.Н. «Социально – педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен», Андрейкин А.А. «Детский оздоровительный лагерь воспитательное пространство», Волохов А.В., Фришман И.И. «Воспитательная направленность работы детского оздоровительного лагеря»(приложение к журналу «Внешкольник»), Марзоева Э.В. «Сильные люди» (методические рекомендации по организации профильной смены), Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. «Организация и методика проведения игр с подростками взрослые игры детей».

    Работа состоит из четырёх глав, заключения, библиографического списка, приложения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава1.  Приоритетные направления воспитательной деятельности в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.

    Проблема организации летнего отдыха и занятости детей и учащейся молодёжи была и остаётся одной из наиболее приоритетных проблем: право на отдых всегда было неоспоримо и государство стремилось всесторонне поддерживать систему отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи.

    В России воспитательная деятельность в системе каникулярного отдыха во

    внелагерных формах зарождается в 19 в. В терминологии той поры «каникулы»определены как период отдыха летом, а «вакации» - как период отдыха в зимнее время. 

    В июне 1922 года первые палатки пионеров встали у реки Клязьмы. Фактически с этого времени и начинает складываться государственная система воспитательной деятельности в детских оздоровительных лагерях.

    За почти 90 лет эта система неоднократно трансформировалась: сначала из государственной в общественно – государственную, в 50-е гг. – в бюрократическо – общественную, а в дальнейшем – в государственно – общественную, оставаясь на всех этапах своего развития важной составляющей воспитательного пространства российского общества.

    Дискуссионным вопросом остаётся периодизация развития системы воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере в  советское и постсоветское время. Так, по оценке современных исследований, можно выделить четыре этапа развития системы:

    Информация о работе Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»