Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:41, курсовая работа
Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).
1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной
деятельности в системе каникулярного
отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11
3. Глава 2. Системообразующие компоненты воспитательной
деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15
4. Глава 3. Организация работы культурно – досуговой
деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном
лагере с детьми и подростками………………………………………….16-24
3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20
Возрастные особенности детей и подростков…………………...21-24
Глава 4. Исследование на примере модели организации
летнего отдыха и занятости детей и молодёжи
во дворце творчества детей и молодёжи г. Оренбурга……………… 25-
4.1.Описание системы сервесных служб и социального партнерства, взаимодеиствие с государственными структурами и общественными организациями………………………………………………………………27-28
4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29
4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30
4.4. Биржа труда………………………………………………………...........31
4.5. Система жизнеобеспечения лагеря…………………………………32-35
4.6. Перечень услуг, предполагаемых лагерем, рекламная деятельность лагеря, взаимодействие со СМИ……………………………………………….36
4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………37-38
4.8. Содержание деятельности ДОЛ……………………………………39-45
4.9. Организация оздоровительной среды……………………………..46-47
6. Глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»……………………….48-55
5.1. Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………….49
Психологическое сопровождение в лагере………………………50-51
Лечебно-профилактическая работа………………………………51-52
5.4. Физкультурно - массовая деятельность в лагере………………….....53
5. 5. Сопроводительные документы…………………………………...54-55
7. Заключение……………………………………………………………………....56
8. Список использованной литературы………………………………
В переходном периоде, на стыке двух возрастов, возникают кризисы, знаменующие завершение предыдущего этапа развития и начало последующего.
Практическая значимость изучения переходных периодов определяется широко известным в педагогической практике фактом особой трудности работы с детьми на этих этапах. В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности.
Момент возрастного и индивидуального развития ребенка, а именно то, что существуют половые различия, которые дети рано осознают, а затем остро переживают. Обобщенные понятия, такие, как “дошкольник”, “младшие школьники”, “подростки”, на самом деле включает в себя конкретных мальчиков и девочек, весьма не похожих друг на друга.
Дети очень не равнодушны к своей внешности, которая уже в дошкольном возрасте фокусирует их напряженные эмоциональные переживания и эмоционально окрашенные рассуждения. Очень важно помочь ребенку увидеть и осознать достоинства своей внешности, помочь ему полюбить свой внешний облик, чтобы относиться к нему спокойно, не стесняться его, обратить его внимания на то, что все мальчики и девочки прекрасны, надо только уметь увидеть это.
Дети подросткового возраста требуют к себе еще большего внимания.
Сложности психического и личностного развития, особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте, во многом обусловлены половым созреванием. У мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференцированная взрослость определенного пола “внутренняя позиция мужчины” или “внутренняя позиция женщины”.
Быстрый физический рост и половое созревание производят заметные изменения во внешнем и внутреннем мире подростков, порождают острый интерес как к самому себе, так и к представителям другого пола; у них возникают новые ощущения, чувства, переживания, формируется потребность понять себя с этой точки зрения, появляются идеалы “взрослого мужчины”, ” взрослой женщины”, чаще всего не знаемые и не контролируемые взрослыми родителями, учителями, воспитателями, которые на эту сторону развития самосознания подростка обращают явно недостаточное внимание.
Программы и методы учебно-воспитательной работы в школе не предусматривают создания особой системы представлений ребенка, подростка о себе как человеке определенного пола, включающих специфические для мальчиков и для девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Задача развития личности ребенка в соответствии с его полом включает формирование, с одной стороны, психического пола, с другой системы отношений с лицами противоположного пола.
В подростковом возрасте происходит физическое созревание организма, и закладываются основы нравственного сознания поведения в обществе.
Процесс становления личности в этом возрасте противоречив. Оценка своих возможностей часто бывает неправильной.
В организации воспитательного процесса подростка принимают участие различные социальные институты: школа, семья, культурно – досуговые учреждения, улица.
Улица часто является особо привлекательной для подростка, так как, дает возможность для неформального общения.
Подростку свойственен особый интерес к собственной личности. Поэтому ему хочется самоутвердиться, оценить свои возможности с позиции отношения к нему окружающих.
Всё выше сказанное ещё раз подтверждает актуальность поставленной проблемы и её разрешением является детский образовательный оздоровительный лагерь, который вобрал в себя мощнейшую систему социально – педагогическую деятельность. Всесторонне направленную на формирование социальных ориентаций детей и подростков.
Исследуя проблему, поставленную в курсовой работе, я хочу остановиться на модели организации летнего отдыха детей и молодёжи.
Проблема организации свободного времени во Дворце творчества детей и молодежи решается в соответствии с принятой и реализуемой в Российской Федерации целевой программой «Организация летнего отдыха детей » и в соответствии с принятым уставом ДТДиМ. Реализация требований, изложенных в данных нормативных документах, обеспечивает такую систему организации летнего отдыха, при которой главные участники процесса – школьники и учащаяся молодежь (студенты) – получают равные возможности для оздоровления, отдыха, развития, воспитания, образования и реализации индивидуальных возрастных потребностей.
Целью деятельности системы организации летнего отдыха в ДТДиМ является организация познавательно - развивающего и оздоровительного отдыха детей.
Ее задачи:
Общее руководство системой организации и занятости детей и молодежи осуществляет директор ДТДиМ. Деятельность по организации отдыха и занятости детей и молодежи в ДТДиМ осуществляют: методист по организации летнего отдыха, руководители структурных подразделений, руководители программ в сфере организованного летнего отдыха, реализуемых в ДТДиМ в период летних каникул.
Система организации отдыха и занятости школьников и студентов в период летних каникул в ДТДиМ включает следующие элементы:
Деятельность маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка» – это деятельность по ориентации педагогического коллектива, направленная на оказание таких образовательно-развивающих услуг, которые удовлетворяют требованиям потенциальных заказчиков и обеспечивают конкурентоспособность на рынке досуговых и оздоровительных программ, гарантируя тем самым жизнедеятельность оздоровительного лагеря в современных условиях, в решении вопросов организации отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярный период.
Реализация маркетинговой деятельности требует освоение следующих процедур:
Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка» по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации отдыха детей и подростков представлен на схеме № 1.
Методами маркетинговой деятельности по созданию условий для прогнозирования, организации и осуществлению работы по повышению качества отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярный период является:
В соответствии анализом выявленных проблем-запросов осуществляется отбор содержания и форм организации содержательного развивающего досуга, определяется поле взаимодействия в данном направлении с учреждениями-партнерами.
Результатами реализации данной логической цепочки является:
Построенная логическая цепочка позволяет сформировать программу реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка», выделив в качестве приоритетной деятельность по выстраиванию траекторий взаимодействия с общественностью, педагогическим коллективом, конкурентами, органами управления образования.
4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы
ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых
услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)
4.3.Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»
№ |
Содержание |
срок |
Методика |
ответственный |
1 |
Взаимодействие с воспитанниками Мониторинг динамики мотивации, выявление степени удовлетворенности. Мониторинг качества услуги. Отслеживание новообразований личности воспитанника |
В теч. смены |
анкетирование, беседа, наблюдение, |
Воспитатели, ст.воспитатель Психолог, Начальник лагеря |
2 |
Взаимодействие с родителями Проведение Дня открытых дверей для информирования об услугах, демонстрация видеоматериалов, распространение буклетов, бюллетеней, газет. Организация консультаций психологической службы |
В теч. года
|
PR – акции с привлечением творческих педагогов
Сервисное сопровождение услуги |
Администрация лагеря
Психологическая служба |
3 |
Взаимодействие с пед.коллективом Изучение мотивации на инновации Организация цикла семинаров по маркетинговым технологиям, содержанию маркетинговой услуги (психолого-педагогическое, научно-методическое сопровождение) Составление авторских программ смен. Организация адекватного контроля деятельности педагогов, маркетинговые процедуры, корректировка деятельности. |
В теч. года
В теч. года, смен |
Диагностирование Привлечение ученых, систематизация специальной литературы
Анализ результатов, обновление услуги
Составление плана – сетки контроля |
Психологическая служба Администрация лагеря
Воспитатели, вожатые, пед. работники Администрация лагеря |
4. |
Взаимодействие с конкурентами выработка условий честной конкуренции (нормативно-правовая база) Семинары по обмену опытом. Выработка рекомендаций для кооперации и сотрудничества. Рассмотрение возможностей для интеграции совместных усилий. |
В теч. года, смен |
Механизм согласования действий |
Маркетинговая служба |
5 |
Взаимодействие с органами управления образованием Концепция реализации маркетинговой стратегии для обновления содержания деятельности в детском оздоровительном лагере. Выделение финансовых средств для реализации программы «Каникулы». Аналитические справки и творческие отчеты о результатах реализации программ. Интегрированный контроль над реализацией программы. Интеграция усилий для обобщения передового опыта. |
В теч. года, смен |
Выработка алгоритма аналитической отчетности Тестирование Изучение документов и составление анализа |
Администрация лагеря |