Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной
деятельности в системе каникулярного
отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11
3. Глава 2. Системообразующие компоненты воспитательной
деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15
4. Глава 3. Организация работы культурно – досуговой
деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном
лагере с детьми и подростками………………………………………….16-24
3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20
Возрастные особенности детей и подростков…………………...21-24
Глава 4. Исследование на примере модели организации
летнего отдыха и занятости детей и молодёжи
во дворце творчества детей и молодёжи г. Оренбурга……………… 25-
4.1.Описание системы сервесных служб и социального партнерства, взаимодеиствие с государственными структурами и общественными организациями………………………………………………………………27-28

4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29
4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30
4.4. Биржа труда………………………………………………………...........31
4.5. Система жизнеобеспечения лагеря…………………………………32-35
4.6. Перечень услуг, предполагаемых лагерем, рекламная деятельность лагеря, взаимодействие со СМИ……………………………………………….36
4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………37-38
4.8. Содержание деятельности ДОЛ……………………………………39-45
4.9. Организация оздоровительной среды……………………………..46-47
6. Глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»……………………….48-55
5.1. Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………….49
Психологическое сопровождение в лагере………………………50-51
Лечебно-профилактическая работа………………………………51-52
5.4. Физкультурно - массовая деятельность в лагере………………….....53
5. 5. Сопроводительные документы…………………………………...54-55
7. Заключение……………………………………………………………………....56
8. Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

В   переходном   периоде,  на   стыке   двух   возрастов,   возникают   кризисы, знаменующие   завершение   предыдущего   этапа   развития   и   начало   последующего.

Практическая   значимость   изучения   переходных   периодов   определяется широко известным   в   педагогической   практике   фактом   особой   трудности    работы   с   детьми   на   этих   этапах.   В   переломные   моменты   развития   ребенок   становится относительно   трудновоспитуемым   вследствие   того,   что   изменение   педагогической системы,   применяемой   к   ребенку,   не   поспевает   за   быстрыми   изменениями   его личности.

Момент   возрастного   и   индивидуального   развития   ребенка,   а   именно   то,   что существуют   половые   различия,   которые   дети   рано   осознают,   а   затем   остро переживают.   Обобщенные   понятия,   такие,   как   “дошкольник”,   “младшие школьники”,   “подростки”,   на   самом   деле   включает   в   себя   конкретных  мальчиков   и   девочек,   весьма   не   похожих   друг   на   друга.

Дети   очень   не   равнодушны   к   своей   внешности,   которая   уже   в   дошкольном возрасте   фокусирует   их   напряженные   эмоциональные   переживания   и эмоционально   окрашенные   рассуждения.   Очень   важно   помочь   ребенку   увидеть   и осознать   достоинства   своей   внешности,   помочь   ему   полюбить   свой   внешний облик,   чтобы   относиться   к   нему   спокойно,   не   стесняться   его,   обратить   его внимания   на   то,   что   все   мальчики   и   девочки   прекрасны,   надо   только   уметь увидеть   это.

Дети   подросткового   возраста   требуют   к   себе   еще   большего   внимания.

Сложности   психического   и   личностного   развития,   особенно   в   подростковом   и раннем   юношеском   возрасте,   во   многом   обусловлены   половым   созреванием.   У мальчиков   и   девочек   в   этот   период   формируется   не   просто   чувство   взрослости,   а   достаточно   дифференцированная   взрослость   определенного   пола “внутренняя   позиция   мужчины”   или   “внутренняя   позиция   женщины”.

Быстрый   физический   рост   и   половое   созревание   производят   заметные   изменения во   внешнем   и   внутреннем   мире   подростков,   порождают   острый   интерес   как   к самому   себе,   так   и   к   представителям   другого   пола;   у   них   возникают   новые ощущения,   чувства,   переживания,   формируется   потребность   понять   себя   с   этой точки   зрения,   появляются   идеалы   “взрослого   мужчины”,  ” взрослой   женщины”, чаще   всего   не   знаемые   и   не   контролируемые   взрослыми    родителями,  учителями,   воспитателями,   которые   на   эту   сторону   развития   самосознания подростка   обращают   явно   недостаточное   внимание.

Программы   и   методы    учебно-воспитательной   работы   в   школе   не предусматривают   создания   особой   системы   представлений   ребенка,   подростка   о себе   как   человеке   определенного   пола,   включающих   специфические   для мальчиков   и   для   девочек   потребности,   мотивы,   ценностные   ориентации, отношения   к   представителям   другого   пола   и   соответствующие   этим  образованиям   формы   поведения.   Задача   развития   личности   ребенка   в соответствии   с   его   полом   включает   формирование,   с   одной   стороны, психического   пола,   с   другой   системы   отношений   с   лицами   противоположного пола.

В   подростковом   возрасте   происходит   физическое   созревание   организма,   и закладываются   основы   нравственного   сознания   поведения   в   обществе.

Процесс   становления   личности   в   этом   возрасте   противоречив.   Оценка   своих возможностей   часто   бывает   неправильной.

В   организации   воспитательного   процесса   подростка   принимают   участие  различные  социальные  институты:  школа,   семья,   культурно – досуговые   учреждения,   улица.

Улица   часто   является   особо   привлекательной   для   подростка,   так   как,   дает возможность   для   неформального   общения.

Подростку   свойственен   особый   интерес   к   собственной   личности.   Поэтому   ему хочется   самоутвердиться,   оценить   свои   возможности   с   позиции   отношения   к нему   окружающих.

Всё выше сказанное ещё раз подтверждает актуальность поставленной проблемы и её разрешением является детский образовательный оздоровительный лагерь, который вобрал в себя мощнейшую систему социально – педагогическую деятельность. Всесторонне направленную на формирование социальных ориентаций детей и подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ЗАНЯТОСТИ 
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ВО ДВОРЦЕ ТВОРЧЕСТВА  
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Г.ОРЕНБУРГА

Исследуя проблему, поставленную в курсовой работе, я хочу остановиться на модели организации летнего отдыха детей и молодёжи.

Проблема организации свободного времени во Дворце творчества детей и молодежи решается в соответствии с принятой и реализуемой в Российской Федерации целевой программой «Организация летнего отдыха детей » и в соответствии с принятым уставом ДТДиМ. Реализация требований, изложенных в данных нормативных документах, обеспечивает такую систему организации летнего отдыха, при которой главные участники процесса – школьники и учащаяся молодежь (студенты) – получают равные возможности для оздоровления, отдыха, развития, воспитания, образования и реализации индивидуальных возрастных потребностей.

Целью деятельности системы организации летнего отдыха в ДТДиМ является организация познавательно - развивающего и оздоровительного отдыха детей.

Ее задачи:

  • выявление, дифференциация и актуализация усвоенных детьми норм и ценностей;
  • оказание повседневной помощи каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
  • осуществление целевой включенности школьников и студентов в преобразовательную, ценностно-ориентированную и трудовую деятельность.

Общее руководство системой организации и занятости детей и молодежи осуществляет директор ДТДиМ. Деятельность по организации отдыха и занятости детей и молодежи в ДТДиМ осуществляют: методист по организации летнего отдыха, руководители структурных подразделений, руководители программ в сфере организованного летнего отдыха, реализуемых в ДТДиМ в период летних каникул.

Система организации отдыха и занятости школьников и студентов в период летних каникул в ДТДиМ включает следующие элементы:

  • Биржа труда для подростков и молодежи;
  • Детский оздоровительный лагерь "Ромашка";
  • Школа по подготовке старших вожатых, отрядных вожатых и воспитателей «Пятая четверть» и программа подготовки инструкторского отряда;
  • городская кружковая сеть;
  • экскурсии и поездки;
  • Фестиваль лагерей "Лето, творчество, дети"

 

4.1.Описание системы сервисных служб и социального партнерства, взаимодеиствие с государственными структурами и общественными организациями

 

 

Разработка комплекса «Маркетинг» в сфере организации отдыха и оздоровления детей и подростков

 

Деятельность маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка» – это деятельность по ориентации педагогического коллектива, направленная на оказание таких образовательно-развивающих услуг, которые удовлетворяют требованиям потенциальных заказчиков и обеспечивают конкурентоспособность на рынке досуговых и оздоровительных программ, гарантируя тем самым жизнедеятельность оздоровительного лагеря в современных условиях, в решении вопросов организации отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярный период.

Реализация маркетинговой деятельности требует освоение следующих процедур:

  • изучение приоритетных тенденций в сфере организации отдыха и оздоровления детей и подростков;
  • изучение рынка потребностей в методических услугах педагогическим организаторам летнего отдыха детей;
  • прогнозирование потребностей организаторов летнего отдыха, детей, подростков и родителей в условиях развития и усиления конкурентоспособности загородного лагеря;
  • выбор потенциальных потребителей предлагаемых методических услуг;
  • целевая разработка методического продукта по запросу органов управления образования;
  • определение соответствия качества предлагаемых услуг современным критериям (требованиям);
  • продвижение методического продукта на рынке услуг;
  • сетевое взаимодействие с городскими образовательными и методическими структурами;
  • анализ удовлетворенности потребителей качеством услуг и методической продукции.

Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка» по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации отдыха детей и подростков представлен на схеме № 1.

Методами маркетинговой деятельности по созданию условий для прогнозирования, организации и осуществлению работы по повышению качества отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярный период является:

  • диагностирование детей, подростков и их родителей в течение всего года;
  • индивидуальное собеседование с отдыхающими и их родителями;
  • изучение адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы на образовательные, развивающие, оздоровительные услуги.

В соответствии анализом выявленных проблем-запросов осуществляется отбор содержания и форм организации содержательного развивающего досуга, определяется поле взаимодействия в данном направлении с учреждениями-партнерами.

Результатами реализации данной логической цепочки является:

  • построение прочной программно-методической, кадровой базы для реализации программы «Каникулы»;
  • создание востребованных маркетинговых продуктов, к которым относятся:
  • образовательные и развивающие услуги,
  • оздоровительные мероприятия,
  • сопровождающие услуги (программы смен, разработанные руководителями программ; программы спецкурсов, по обучению педагогических кадров; методические рекомендации и вестники; пакет диагностических методик, материалы по обобщению передового педагогического опыта)

Построенная логическая цепочка позволяет сформировать программу реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка», выделив в качестве приоритетной деятельность по выстраиванию траекторий взаимодействия с общественностью, педагогическим коллективом, конкурентами, органами управления образования.

 

4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка» 
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации  
отдыха детей и подростков (схема 1)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3.Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»

Содержание

срок

Методика

ответственный

1

Взаимодействие с воспитанниками

Мониторинг динамики мотивации, выявление степени удовлетворенности.

Мониторинг качества услуги.

Отслеживание новообразований личности воспитанника

 

 

В теч. смены

 

 

анкетирование,

беседа, наблюдение,

 

 

Воспитатели, ст.воспитатель

Психолог,

Начальник лагеря

2

Взаимодействие с родителями

Проведение Дня открытых дверей для информирования об услугах, демонстрация видеоматериалов, распространение буклетов, бюллетеней, газет.

Организация консультаций психологической службы

 

В теч. года

 

 

 

PR – акции с привлечением творческих педагогов

 

 

Сервисное сопровождение услуги

 

Администрация лагеря

 

 

 

Психологическая служба

3

Взаимодействие с пед.коллективом

Изучение мотивации на инновации

Организация цикла семинаров по маркетинговым технологиям, содержанию маркетинговой услуги (психолого-педагогическое, научно-методическое сопровождение)

Составление авторских программ смен.

Организация адекватного контроля деятельности педагогов, маркетинговые процедуры, корректировка деятельности.

 

 

В теч. года

 

 

 

 

 

В теч. года, смен

 

Диагностирование

Привлечение ученых, систематизация специальной литературы

 

Анализ результатов, обновление услуги

 

Составление плана – сетки контроля

 

Психологическая служба

Администрация лагеря

 

 

Воспитатели, вожатые, пед. работники

Администрация лагеря

4.

Взаимодействие с конкурентами

выработка условий честной конкуренции (нормативно-правовая база)

Семинары по обмену опытом.

Выработка рекомендаций для кооперации и сотрудничества.

Рассмотрение возможностей для интеграции совместных усилий.

 

 

В теч. года, смен

 

 

Механизм согласования действий

 

 

Маркетинговая служба

5

Взаимодействие с органами управления образованием

Концепция реализации маркетинговой стратегии для обновления содержания деятельности в детском оздоровительном лагере.

Выделение финансовых средств для реализации программы «Каникулы».

Аналитические справки и творческие отчеты о результатах реализации программ.

Интегрированный контроль над реализацией программы.

Интеграция усилий для обобщения передового опыта.

 

 

В теч. года, смен

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка алгоритма аналитической отчетности

Тестирование

Изучение документов и составление анализа

 

 

Администрация лагеря

Информация о работе Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»