Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:41, курсовая работа
Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).
1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной
деятельности в системе каникулярного
отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11
3. Глава 2. Системообразующие компоненты воспитательной
деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15
4. Глава 3. Организация работы культурно – досуговой
деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном
лагере с детьми и подростками………………………………………….16-24
3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20
Возрастные особенности детей и подростков…………………...21-24
Глава 4. Исследование на примере модели организации
летнего отдыха и занятости детей и молодёжи
во дворце творчества детей и молодёжи г. Оренбурга……………… 25-
4.1.Описание системы сервесных служб и социального партнерства, взаимодеиствие с государственными структурами и общественными организациями………………………………………………………………27-28
4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29
4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30
4.4. Биржа труда………………………………………………………...........31
4.5. Система жизнеобеспечения лагеря…………………………………32-35
4.6. Перечень услуг, предполагаемых лагерем, рекламная деятельность лагеря, взаимодействие со СМИ……………………………………………….36
4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………37-38
4.8. Содержание деятельности ДОЛ……………………………………39-45
4.9. Организация оздоровительной среды……………………………..46-47
6. Глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»……………………….48-55
5.1. Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………….49
Психологическое сопровождение в лагере………………………50-51
Лечебно-профилактическая работа………………………………51-52
5.4. Физкультурно - массовая деятельность в лагере………………….....53
5. 5. Сопроводительные документы…………………………………...54-55
7. Заключение……………………………………………………………………....56
8. Список использованной литературы………………………………
Приложение
Дворец Творчества Детей и Молодежи
Межшкольно-досуговый центр.
«8 чудо света»
(творческая смена для
Авторская группа:
Кирдяпкина Т.В.
Пинагоров А.В.
г. Оренбург
2005г.
«Способность удивлять и
показывать, умение находить решения
в нестандартных ситуациях –
это нацеленность на открытие
нового и способность к
американский психолог Фромм.
Пояснительная записка.
Сложные современные социально-экономические условия обостряли проблему поиска и поддержки одаренных детей. Для юного поколения россиян сегодня актуальны вопросы возможности реализации своего творческого потенциала, своих способностей, современной и полноценной адорации во взрослой жизни.
Сложившаяся система поиска и поддержки одаренных детей не отвечает, по нашему мнению, «требованием дня» (и тем более не работает на перспективу). Она достаточно аморфна и нуждается в обновлении. В этом направлении неоправданно малоэффективно используется время школьных каникул. Каникулярный период наиболее благоприятная пора развития самых разнообразных творческих и физических сил юной личности.
Включение ребят в совместную творческую деятельности, игру помогает познать себя и других, выработать собственные взгляды и суждения – это происходит, когда школьник попадает в новое качественное состояние, способствующее снятию напряженности (психической и физической) и приобретению новых знаний и социального опыта вне рамок школьных программ.
Сверхзадача проекта
Сделать так, чтобы участники программы, одаренные и талантливые дети, если и воспринимали себя, и воспринимались окружающими как «8 чудо света», то только с положительным оттенком.
Базой для реализации программы является загородный детский оздоровительный лагерь отдыха «Ромашка», в котором действует отряд инструкторов.
Основная цель программы (смены).
Личностный рост ребенка путем активизации его творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности.
усвоение и активное воспроизводство положительного социального опыта в процессе общения и деятельности в новом временном коллективе.
Задачи смены.
Создания условия для развития лидерства в детских временных коллективах, выявление и стимулирование лидерских способностей у одаренных, талантливых детей.
Оздоровление детей с использованием природно-климатической базы лагеря.
Социализация и организация положительного, насыщенного общения детей.
Развитие и укрепление патриотических чувств, формирование гражданской культуры.
Активизация и реализация творческого потенциала ребенка.
Диагностика личностного развития.
Стимулирование развития, проявления и реализации лидерских качеств личности.
Рефлексия и многоаспектный анализ подростками собственной социальной позиции.
Одаренные дети имеют главное отличие – творческое отношение к окружающему миру.
Одаренность – это высокий уровень развития какой-либо способности человека:
- Высокий уровень потребности в занятиях;
- Очень хорошая память;
- Стремление к общению со взрослыми;
- Стремление к уединению;
- Обостренное чувство справедливости, опережающие нравственное развитие;
- Отличное чувство юмора;
- Высокие интеллектуальные способности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа проводится в три этапа:
Долагерный (подготовка к смене);
Лагерный (профильная смена);
Постлагерный (продолжение деятельности, начатой на смене) – состоит из трех блоков, составляющих подпрограммы «Здоровье», «Творчество», «Досуг».
Программа «Здоровье» включает в себя восстановление и укрепление здоровья приобщения детей к здоровому образу жизни. В рамках этой подпрограммы осуществляется:
Режим дня;
Валеологические часы;
Воздушные и солнечные ванны, купание;
Проведение досуговых занятий на свежем воздухе;
Физкультурно-оздоровительные занятия (утренняя зарядка, подвижные игры, прогулки и т.д.);
Групповые и индивидуальные физкультурно-спортивные дела (спортивные соревнования, «Веселые старты», межлагерные соревнования).
Подпрограмма «Творчество» предлагает разработку и защиту проекта творческого дела (мероприятия, конкурса и др.), его реализацию.
Проект – является самостоятельной творческой деятельностью ребенка (победа в различных конкурсах, спортивных соревнованиях, кружковая работа).
Формирование эмоционального воспитания увлеченности и переживания детей во время массового праздника.
Подпрограмма «Досуг» предполагает творческое развитие детей, формирование коммуникативных способностей, формирование зоны активного общения, дающей детям возможность выступать в самых разнообразных социального амплуа, узнавание нового в самых разнообразных качеств личности через:
- Регулярные лагерные
- Участие в разнообразных
- Ежевечерние огоньки;
- Дискотеки;
- Шоу-программы.
Необходимо отметить, что мероприятия, составляющие подпрограммы, проходят как в рамках профильных отрядов, так и в рамках
досугово-оздоровительной деятельности всего лагеря. На постлагерном этапе предполагается обучение одаренных творческих детей в «Школе инструкторов», формирование активно-деятельного отношения к приобретению новых знаний.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ.
Подготовка к лету и реализации программы предполагает 5 этапов:
I-ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Первый шаг – предварительная диагностика, изучение литературы по теме смены.
Разработка идеи программы.
Второй шаг - создание Штаба по подготовке к лету. Работа над программой с организаторами творческих дел, начальником и старшим воспитателем лагеря, художником и детским активом (инструкторским отрядом).
Третий шаг – учебы и семинары вожатых отрядов, изготовление реквизита, частичная подготовка оформления, предварительное планирование работы.
II-ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Четвертый шаг – вовлечение детей и взрослых в сюжетно-ролевые игры, организация деятельности лагеря.
Пятый шаг – проведение экспресс-опроса, коррекция планов работы вместе с детьми.
Шестой шаг – «превращение» участников смены в представителей различных племен.
Седьмой шаг - изготовление сундучка для защитного тотема.
Восьмой шаг – составление легенды, мифа, сказки.
Девятый шаг – «Постройка вигвамов» - оформление отрядных мест.
Десятый шаг – презентация «Школа доисторических ремесел».
III-ЭТАП – АНАЛИТИКО-
Одиннадцатый шаг – разработка «Карты чудес Света», «Великой газеты», разработка «Карты успеха», вручение защитного тотема (трудолюбия, творчества, спорта, интеллекта и т.д.).
Двенадцатый шаг – оформление площадки лидеров.
IV-ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Примерный план
V-ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
подведение итогов работы «Школы доисторических ремесел»
проведение итогов участия каждого ребенка в жизнедеятельности лагеря.
анализ работы, подведение итогов, обработка и оформление материалов смены.
Ожидаемые результаты.
Реализация программы организации летнего отдыха детей «8 чудо света» - позволит участникам:
Развить индивидуальные лидерские качества каждого ребенка, благодаря ежедневному участию в подготовке и проведении творческих отрядных и общелагерных дел.
Узнать много нового из Мировой истории в ходе сюжетно-ролевых игр, конкурсов, соревновании.
Закалить организм воспитанников и сформировать у них практические навыки организации здорового образа жизни в ходе спортивных эстафет, межлагенрных спортивных мероприятий.
Получить знания в области прикладного творчества:
- приобрести навыки
- научиться выполнять сувениры из природного материала (до 3 сувениров).
- овладеть навыком выжигания
- овладеть танцевальными и
- овладеть навыками
- научиться играть в шахматы и шашки
Воспитать у детей чувство уважения и любви к природе (МИГ «Карта Чудес Природы»)
Познакомиться с законом «Бережного отношения к песне», стремиться его выполнять:
- научиться слушать и слышать песни
- выучить не менее 5-10 бардовских песен, посещая «Орлятский круг»
Осмыслить собственное «Я» в многообразии мира: разобраться в понятиях «хорошо-плохо» и «добро-зло».
Повысить самооценку ребенка, поддержать творческую одаренность ребенка.
План-сетка II потока ЦТО «Ромашка»
«8 чудо света»
День 1: «Мы вам рады»
|
День 2: 1. Подготовка к великому переселению на полуостров «Луцидариус» (золотой бисер) |
День 3:
|
День 4:
|
День 5:
|
День 6:
|
День 7:
|
День 8:
|
День 9: День Нептуна
|
День 10:
|
День 11:
|
День 12:
|
День 13: День неожиданностей.
|
День 14: День примирений
|
День 15: День любви
|
День 16:
|
День 17: День именинников
|
День 18: Родительский день
|
День 19: День великих талантов
|
День 20: Выпуск газеты «Стоунхендж» 22.00 – «8 чудо света» Факельное шествие (прощание с островом на Урале) 24.00 – Прощальная дискотека 23.00 – Ритуал угасания огня Закрытие смены 01.00 - Общелагерный костер 06.00 – «Встречаем новый день новой эпохи» (для старших отрядов) |
День 21:
|