Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:41, курсовая работа
Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).
1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной
деятельности в системе каникулярного
отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11
3. Глава 2. Системообразующие компоненты воспитательной
деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15
4. Глава 3. Организация работы культурно – досуговой
деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном
лагере с детьми и подростками………………………………………….16-24
3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20
Возрастные особенности детей и подростков…………………...21-24
Глава 4. Исследование на примере модели организации
летнего отдыха и занятости детей и молодёжи
во дворце творчества детей и молодёжи г. Оренбурга……………… 25-
4.1.Описание системы сервесных служб и социального партнерства, взаимодеиствие с государственными структурами и общественными организациями………………………………………………………………27-28
4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29
4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30
4.4. Биржа труда………………………………………………………...........31
4.5. Система жизнеобеспечения лагеря…………………………………32-35
4.6. Перечень услуг, предполагаемых лагерем, рекламная деятельность лагеря, взаимодействие со СМИ……………………………………………….36
4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………37-38
4.8. Содержание деятельности ДОЛ……………………………………39-45
4.9. Организация оздоровительной среды……………………………..46-47
6. Глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»……………………….48-55
5.1. Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………….49
Психологическое сопровождение в лагере………………………50-51
Лечебно-профилактическая работа………………………………51-52
5.4. Физкультурно - массовая деятельность в лагере………………….....53
5. 5. Сопроводительные документы…………………………………...54-55
7. Заключение……………………………………………………………………....56
8. Список использованной литературы………………………………
Ведущая траектория блока - создание такой воспитывающей среды, которая побуждала бы к социальному взрослению и становлению личности.
Одной из важнейших задач деятельности детского оздоровительного лагеря является создание условий для развития личности ребенка. Наиболее эффективными средствами для этого можно считать разработку и реализацию оздоровительно-образовательных программ деятельности.
Оздоровительно-образовательные программы более демократичны, динамичны. В ДОЛ «Ромашка» реализуются оздоровительно-образовательная программа «Оранжевая планета». Главное в этой программе – не конкретные знания, умения, а существенные компоненты развивающейся личности – направленность интересов, мотивы ребенка; опыт общения и анализ отношения к себе, людям, миру природе; познание себя, самореализация, ведущие потребности личности.
При реализации оздоровительно-образовательной программы «Оранжевое настроение» участникам предлагаются определенные виды совместной (коллективной) и индивидуальной творческой деятельности. Эти виды предполагают наличие определенных типов детских объединений и форм общения в них: клубы, творческие мастерские, творческие объединения. Предполагаемая в них деятельность призвана удовлетворить потребности участников образовательного процесса в активных формах познавательной деятельности (коллективные, игровые), в разнообразных самостоятельных и достаточно сложных видах работ (поиск, наблюдение, конструирование, моделирование), в материализации результатов (выполнение практических заданий), в диалоге (информационном, научном).
Предлагая детям, широкий спектр направлений деятельности руководители образовательного процесса строят свою работу так, чтобы деятельность была посильной для конкретной личности и требовала физического, интеллектуального и эмоционального напряжения. Одно из требований к предлагаемым видам деятельности – соответствие интересам воспитанников, четко выраженный результат, содержание эффекта новизны, проявление творчества и самостоятельности, возможность вариативности в выборе способов достижения заданных целей.
Особенностью образовательного процесса во временных объединениях является реализация программ кружков в рамках режима в течение смены (21 день) и рассчитанных на 8-9 занятий. В короткий срок педагоги дополнительного образования формируют умения и навыки, учат работать творчески, самостоятельно, способствуют развитию интереса к той или иной творческой деятельности объединении.
Особенности работы временных объединений:
- свободное образование на
- кратковременность обучающего курса;
- разновозрастный состав, различный
уровень знаний и умений
- тесное сотрудничество взрослых и детей;
- создание условий для
- сотрудничество и привлечение
специалистов центров
Виды деятельности детского и педагогического коллективов
В оздоровительном процессе принимают участие мед работники, плаврук, физрук,
инструктор ЛФК, психолог, старший воспитатель,
отрядные воспитатели, вожатые, которые
осуществляют контроль: за режимом дня
и чистотой в лагере, оздоровительно-
Программа организации лечебно – профилактической работы в ДОЛ «Ромашка» представлена в разделе «Лечебно – профилактическая работа».
Методическое обеспечение деятельности ДОЛ «Ромашка»
Под методической работой понимается всякая деятельность, направленная на успешную организацию воспитательного, образовательного, социально-педагогического процессов, состоящая из следующих направлений:
Организационно-педагогическая деятельность предполагает создание наилучших условий для раскрытия возможностей, профессиональных интересов и способностей педагогов и предусматривает:
Собственно методическая деятельность предполагает подготовку и повышение квалификации кадров по всем видам педагогической деятельности и предусматривает:
Методическое обеспечение воспитательного и образовательного процессов вытекает из реальных проблем, возникающих в педагогической действительности, и включает широкий набор видов, форм деятельности. В лагере сформирован фонд методического кабинета, где для педагогов предоставлена возможность пользоваться специальной методической литературой и подписными изданиями (журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Внешкольник», «Дополнительное образование», «Вожатый века» и др.).
Методический кабинет имеет папки-накопители с материалами для подготовки к мероприятиям различной направленности, литературу по теме туризма, здоровья. Здесь же хранятся материалы обобщенного положительного опыта работы педагогов лагеря.
Диагностико - аналитическая деятельность необходима для понимания всем коллективом целей воспитательного процесса, создания единой воспитательной системы лагеря и умения отслеживать результативность этих процессов. Анализ деятельности коллектива в течение смены позволит вычленять новые задачи по совершенствованию воспитательной среды лагеря, по совершенствованию системы подготовки педагогических кадров для лагеря.
Основная задача занятий в творческих объединениях ДОЛ «Ромашка» - знакомство с культурой, традициями и обычаями, как нашего Оренбургского региона, так и Российского государства. Это необычное знакомство проходит в течение трех тематических смен.
5.1.Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»
Массовые формы работы (конкурсные, игровые, конкурсно-игровые, конкурсно-познавательные программы, праздники и т. д.) объединены общей идеей, общей деятельностью. При этом учитываются интересы каждого ребенка: поощряются интересные идеи, внимательно относятся к целям, которые воспитанник ставит перед собой.
В объединениях (кружке, секции, группе) воспитанник оказывается в другой ситуации: новая группа, новый вид деятельности дают возможность проявить себя в новой роли и в новом качестве, что особенно важно для детей, которые не смогли реализоваться в отряде. Это придает уверенность в себе, повышает самооценку ребенка.
Руководители творческих объединений должны: иметь план работы на смену (по занятиям); спланировать деятельность так, чтобы каждое занятие имело конечный результат; быть готовы к творческим презентациям объединений в начале каждой смены; организовать выставку творческих достижений воспитанников ДОЛ в конце каждой смены; по итогам работы написать анализ.
Слаженная творческая работа педагогов дополнительного образования ДОЛ позволяет успешно сочетать традиционные и инновационные формы и методы работы. Основной формой обучения в кружках является занятие (коллективное, групповое, индивидуальное)
Занятие строится по схеме: объяснение нового материала, практическая работа и закрепление полученных знаний и умений. Кроме того, педагогами дополнительного образования используются такие формы, как:
Руководители кружков работают мобильно, гибко и разнопрофильно. В зависимости от тематики смен меняется профиль занятий. При завершении курса обучения детей в кружке результаты их работ демонстрируются на выставке.
Традиционно в течение летней кампании работают кружки:
В период летней кампании на базе ДТДиМ организуются дополнительные кружки в рамках профиля смен.
Практическая психология в России в последние годы активно развивается, охватывая все новые сферы жизни и деятельности людей. Работа психолога в летнем детском лагере - область пока еще не освещенная в достаточной мере в психологической литературе, и каждый психолог, как истинный пионер, сам прокладывает себе путь по этой загадочной детской стране. Это замечательно, но в таком трудном деле часто не хватает поддержки единомышленников, обмена опытом. Поэтому мы и решили поделиться своими находками.
Необходимость психолога в лагере обусловлена целым рядом причин:
В современной психологии происходит смещение акцентов с проблемы устранения симптомов на вопросы развития, самоактуализации, с решения конкретных проблем на построение счастливой, полноценной жизни. И летнее время, как время отдыха, наслаждения и удовольствия, дает необходимые условия для проектирования нового характера воспитательного процесса. Вот здесь психолог как нельзя кстати.
Цель психологической службы – содействие коллективу ДОЛ «Ромашка» в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности отдыхающих детей и обеспечивающей психолого–педагогические условия для их успешной адаптации в условиях временного коллектива детского оздоровительного лагеря.