Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной
деятельности в системе каникулярного
отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11
3. Глава 2. Системообразующие компоненты воспитательной
деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15
4. Глава 3. Организация работы культурно – досуговой
деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном
лагере с детьми и подростками………………………………………….16-24
3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20
Возрастные особенности детей и подростков…………………...21-24
Глава 4. Исследование на примере модели организации
летнего отдыха и занятости детей и молодёжи
во дворце творчества детей и молодёжи г. Оренбурга……………… 25-
4.1.Описание системы сервесных служб и социального партнерства, взаимодеиствие с государственными структурами и общественными организациями………………………………………………………………27-28

4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29
4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30
4.4. Биржа труда………………………………………………………...........31
4.5. Система жизнеобеспечения лагеря…………………………………32-35
4.6. Перечень услуг, предполагаемых лагерем, рекламная деятельность лагеря, взаимодействие со СМИ……………………………………………….36
4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………37-38
4.8. Содержание деятельности ДОЛ……………………………………39-45
4.9. Организация оздоровительной среды……………………………..46-47
6. Глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»……………………….48-55
5.1. Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………….49
Психологическое сопровождение в лагере………………………50-51
Лечебно-профилактическая работа………………………………51-52
5.4. Физкультурно - массовая деятельность в лагере………………….....53
5. 5. Сопроводительные документы…………………………………...54-55
7. Заключение……………………………………………………………………....56
8. Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Ведущая траектория блока - создание такой воспитывающей среды, которая побуждала бы к социальному взрослению и становлению личности.

 

Образовательная деятельность ДОЛ «Ромашка»

 

Одной из важнейших задач деятельности детского оздоровительного лагеря является создание условий для развития личности ребенка. Наиболее эффективными средствами для этого можно считать разработку и реализацию оздоровительно-образовательных программ деятельности.

Оздоровительно-образовательные программы более демократичны, динамичны. В ДОЛ «Ромашка» реализуются оздоровительно-образовательная программа «Оранжевая планета». Главное в этой программе – не конкретные знания, умения, а существенные компоненты развивающейся личности – направленность интересов, мотивы ребенка; опыт общения и анализ отношения к себе, людям, миру природе; познание себя, самореализация, ведущие потребности личности.

При реализации оздоровительно-образовательной программы «Оранжевое настроение» участникам предлагаются определенные виды совместной (коллективной) и индивидуальной творческой деятельности. Эти виды предполагают наличие определенных типов детских объединений и форм общения в них: клубы, творческие мастерские, творческие объединения. Предполагаемая в них деятельность призвана удовлетворить потребности участников образовательного процесса в активных формах познавательной деятельности (коллективные, игровые), в разнообразных самостоятельных и достаточно сложных видах работ (поиск, наблюдение, конструирование, моделирование), в материализации результатов (выполнение практических заданий), в диалоге (информационном, научном).

Предлагая детям, широкий спектр направлений деятельности руководители образовательного процесса строят свою работу так, чтобы деятельность была посильной для конкретной личности и требовала физического, интеллектуального и эмоционального напряжения. Одно из требований к предлагаемым видам деятельности – соответствие интересам воспитанников, четко выраженный результат, содержание эффекта новизны, проявление творчества и самостоятельности, возможность вариативности в выборе способов достижения заданных целей.

Особенностью образовательного процесса во временных объединениях является реализация программ кружков в рамках режима в течение смены (21 день) и рассчитанных на 8-9 занятий. В короткий срок педагоги дополнительного образования формируют умения и навыки, учат работать творчески, самостоятельно, способствуют развитию интереса к той или иной творческой деятельности объединении.

Особенности работы временных объединений:

- свободное образование на основе  принципа добровольности;

- кратковременность обучающего  курса;

- разновозрастный состав, различный  уровень знаний и умений творческих  объединений;

- тесное сотрудничество взрослых и детей;

- создание условий для выявления  способностей ребят и реализация их в процессе творчества;

- сотрудничество и привлечение  специалистов центров дополнительного  образования детей.

 

 

Виды деятельности детского и педагогического коллективов

  1. Интеллектуально-образовательная – занятия в творческих объединениях по интересам; беседы по интересующей тематике; игротека для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов (занимательные и интеллектуальные игры); различные виды интеллектуального досуга (чтение, экскурсии и др.); для педагогов – особая программа обучения педагогических кадров.
  2. Информационно-культурная и экологическая – краеведческая работа, знакомящая детей с археологией и историей Оренбурга и Оренбургской области, их достопримечательностями (экскурсии по городу, посещение городских музеев); работа по формированию общей и эстетической культуры – сама воспитательная и образовательная система ДТДиМ (и соответственно ДОЛ «Ромашка») способствует воспитанию культурных норм поведения, повышает общий уровень культуры воспитанников, развивает эстетические чувства, приобщает к миру прекрасного (посещение библиотеки, выставочного зала, беседы об искусстве, творческие конкурсы и др.).
  3. Деятельность, направленная на физическое и эмоционально-волевое развитие детей – формирование в сознании воспитанников понятия «здоровый образ жизни»; проведение ряда спортивных мероприятий (на стадионе, на пляже); медицинское обследование и контроль за здоровьем, организация питания детей.
  4. Социальная. При организации детского досуга в лагере отдыха используется система обратной связи с детьми и их родителями (анкетирование, изучение общественного мнения, наблюдение).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.9.ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

В оздоровительном процессе принимают участие мед работники, плаврук, физрук, инструктор ЛФК, психолог, старший воспитатель, отрядные воспитатели, вожатые, которые осуществляют контроль: за режимом дня  и чистотой в лагере, оздоровительно-профилактические мероприятия, контроль за питанием

Программа организации лечебно – профилактической работы в ДОЛ «Ромашка» представлена в разделе «Лечебно – профилактическая работа».

Методическое обеспечение деятельности ДОЛ «Ромашка»

Под методической работой понимается всякая деятельность, направленная на успешную организацию воспитательного, образовательного, социально-педагогического процессов, состоящая из следующих направлений:

  • Организационно-педагогическая деятельность:
  • Собственно методическая деятельность;
  • Методическое обеспечение воспитательного и образовательного процессов
  • Диагностико - аналитическая деятельность.

 

Организационно-педагогическая деятельность предполагает создание наилучших условий для раскрытия возможностей, профессиональных интересов и способностей педагогов и предусматривает:

  • создание наилучших условий для деятельности и стимулирование труда педагогов;
  • планирование и организацию воспитательного процесса;
  • материально-техническое обеспечение воспитательного процесса;
  • организацию контрольно-диагностической деятельности;
  • создание условий для установления в педагогическом коллективе устойчивого психологического климата;
  • отчетно-документальную деятельность.

Собственно методическая деятельность предполагает подготовку и повышение квалификации кадров по всем видам педагогической деятельности и предусматривает:

  • работу постоянно действующей Школы вожатого;
  • профессиональное самообразование, самовоспитание, самосовершенствование педагогов;
  • постоянно действующий режим консультирования всех педагогов лагеря в течение смены по вопросам воспитания, организации отрядных и досуговых дел, решения проблемных педагогических ситуаций (консультирование может быть групповым или индивидуальным)

Методическое обеспечение воспитательного и образовательного процессов вытекает из реальных проблем, возникающих в педагогической действительности, и включает широкий набор видов, форм деятельности. В лагере сформирован фонд методического кабинета, где для педагогов  предоставлена возможность пользоваться специальной методической литературой и подписными изданиями (журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Внешкольник», «Дополнительное образование», «Вожатый века» и др.).

Методический кабинет имеет папки-накопители с материалами для подготовки к мероприятиям различной направленности, литературу по теме туризма, здоровья. Здесь же  хранятся материалы обобщенного положительного опыта работы педагогов лагеря.

Диагностико - аналитическая деятельность необходима для понимания всем коллективом целей воспитательного процесса, создания единой воспитательной системы лагеря и умения отслеживать результативность этих процессов. Анализ деятельности коллектива в течение смены позволит вычленять новые задачи по совершенствованию воспитательной среды лагеря, по совершенствованию системы подготовки педагогических кадров для лагеря.

 

глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях  
ДОЛ «Ромашка»

Основная задача занятий в творческих объединениях ДОЛ «Ромашка» - знакомство с культурой, традициями и обычаями, как нашего Оренбургского региона, так и Российского государства. Это необычное знакомство проходит в течение трех тематических смен.

 

5.1.Формы работы временных творческих коллективов

ДОЛ «Ромашка»

Массовые формы работы (конкурсные, игровые, конкурсно-игровые, конкурсно-познавательные программы, праздники и т. д.) объединены общей идеей, общей деятельностью. При этом учитываются интересы каждого ребенка: поощряются интересные идеи, внимательно относятся к целям, которые воспитанник ставит перед собой.

В объединениях (кружке, секции, группе) воспитанник оказывается в другой ситуации: новая группа, новый вид деятельности дают возможность проявить себя в новой роли и в новом качестве, что особенно важно для детей, которые не смогли реализоваться в отряде. Это придает уверенность в себе, повышает самооценку ребенка.

Руководители творческих объединений должны: иметь план работы на смену (по занятиям); спланировать деятельность так, чтобы каждое занятие имело конечный результат; быть готовы к творческим презентациям объединений в начале каждой смены; организовать выставку творческих достижений воспитанников ДОЛ в конце каждой смены; по итогам работы написать анализ.

Слаженная творческая работа педагогов дополнительного образования ДОЛ позволяет успешно сочетать традиционные и инновационные формы и методы работы. Основной формой обучения в кружках является занятие (коллективное, групповое, индивидуальное)

Занятие строится по схеме: объяснение нового материала, практическая работа и закрепление полученных знаний и умений. Кроме того, педагогами дополнительного образования используются такие формы, как:

  • беседы,
  • игра,
  • экскурсия,
  • фестиваль,
  • творческие выставки авторских работ педагогов дополнительного образования,
  • игровые программы,
  • мастер-классы,
  • показ-презентация творческих  объединений по направлениям.

Руководители кружков работают мобильно, гибко и разнопрофильно. В зависимости от тематики смен меняется профиль занятий. При завершении курса обучения детей в кружке результаты их работ демонстрируются на выставке.

Традиционно в течение летней кампании работают кружки:

  • «Сюрприз» (хореография);
  • «Оригами»;
  • «Вышивка»;
  • «Музыкальная шкатулка» (вокал);
  • «Колорит» (изодеятельность);
  • «Познай себя» (психология);
  • «Фантазия» (декоративно-прикладное направление).

В период летней кампании на базе ДТДиМ организуются дополнительные кружки в рамках профиля смен.

 

5.2.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ЛАГЕРЕ

Практическая психология в России в последние годы активно развивается, охватывая все новые сферы жизни и деятельности людей. Работа психолога в летнем детском лагере - область пока еще не освещенная в достаточной мере в психологической литературе, и каждый психолог, как истинный пионер, сам прокладывает себе путь по этой загадочной детской стране. Это замечательно, но в таком трудном деле часто не хватает поддержки единомышленников, обмена опытом. Поэтому мы и решили поделиться своими находками.

Необходимость психолога в лагере обусловлена целым рядом причин:

  • сложностями воспитательного процесса;
  • проблемами адаптации детей к новым непривычным условиям;
  • наличием в лагере тревожных, неуверенных в себе детей, провоцирующих проблемы в общении, конфликты;
  • недостаток психологической культуры педагогического состава, затруднения в решении проблем личностного и профессионального характера.

В современной психологии происходит смещение акцентов с проблемы устранения симптомов на вопросы развития, самоактуализации, с решения конкретных проблем на построение счастливой, полноценной жизни. И летнее время, как время отдыха, наслаждения и удовольствия, дает необходимые условия для проектирования нового характера воспитательного процесса. Вот здесь психолог как нельзя кстати.

Цель психологической службы – содействие коллективу ДОЛ «Ромашка» в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности отдыхающих детей и обеспечивающей психолого–педагогические условия для их успешной адаптации в условиях временного коллектива детского оздоровительного лагеря.

Информация о работе Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»