Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:41, курсовая работа
Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).
1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной
деятельности в системе каникулярного
отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11
3. Глава 2. Системообразующие компоненты воспитательной
деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15
4. Глава 3. Организация работы культурно – досуговой
деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном
лагере с детьми и подростками………………………………………….16-24
3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20
Возрастные особенности детей и подростков…………………...21-24
Глава 4. Исследование на примере модели организации
летнего отдыха и занятости детей и молодёжи
во дворце творчества детей и молодёжи г. Оренбурга……………… 25-
4.1.Описание системы сервесных служб и социального партнерства, взаимодеиствие с государственными структурами и общественными организациями………………………………………………………………27-28
4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29
4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30
4.4. Биржа труда………………………………………………………...........31
4.5. Система жизнеобеспечения лагеря…………………………………32-35
4.6. Перечень услуг, предполагаемых лагерем, рекламная деятельность лагеря, взаимодействие со СМИ……………………………………………….36
4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………37-38
4.8. Содержание деятельности ДОЛ……………………………………39-45
4.9. Организация оздоровительной среды……………………………..46-47
6. Глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»……………………….48-55
5.1. Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………….49
Психологическое сопровождение в лагере………………………50-51
Лечебно-профилактическая работа………………………………51-52
5.4. Физкультурно - массовая деятельность в лагере………………….....53
5. 5. Сопроводительные документы…………………………………...54-55
7. Заключение……………………………………………………………………....56
8. Список использованной литературы………………………………
Педагогические кадры ДОЛ «Ромашка» комплектуется согласно штатному расписанию (Приложение№5) по типовому положению из педагогов Дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга, имеющих средне-специальное и высшее педагогическое образование и соответствующих I и II квалификационной категории и прошедших курс подготовки организаторов летнего отдыха (отрядных вожатых, воспитателей, руководителей творческих объединений, инструкторов по физической культуре и спорту) по программе «Пятая четверть» (Приложение № 6).
На работу вспомогательными работниками в ДОЛ «Ромашка» могут приниматься лица, не достигшие 18 летнего возраста, использование труда которых производится в порядке и на условиях предусмотренных КЗоТ РФ.
Прием на работу в ДОЛ «Ромашка» производится по трудовому договору (Приложение № 7).
Продолжительность рабочего дня, рабочей недели, размер заработной платы, доплат, премий, льгот, предоставляемые услуги, устанавливаются трудовым договором.
Каждый работник ДОЛ «Ромашка» должен представить медицинское заключение о состоянии здоровья, документ об образовании, пройти обязательный инструктаж по технике безопасности, вопросам профилактики травматизма, предупреждения несчастных случаев с детьми и подростками, соблюдения санитарно-гигиенических правил и правил безопасности.
Все работники ДОЛ «Ромашка» в пределах возложенных на них обязанностей несут персональную ответственность за безопасность жизни и здоровья детей и подростков, находящихся на отдыхе в ДОЛ «Ромашка».
Контроль и координацию
Ответственность за нарушение трудовой дисциплины
Работники ДОЛ «Ромашка» несут ответственность за нарушение трудовой дисциплины, администрация применяет следующие дисциплинарные взыскания:
За прогул без уважительной причины администрация ДОЛ «Ромашка» применяет одну из мер дисциплинарного взыскания. Прогулом считается отсутствие на работе более 3-х часов в течение рабочего дня без уважительной причины.
Дисциплинарные взыскания применяются администрацией непосредственно за обнаружение проступка, не считая времени болезни.
Поощрения и награждения
За достигнутые успехи каждый сотрудник ДОЛ «Ромашка» может быть поощрен:
Работникам, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляется в первую очередь преимущества и льготы в области социально-культурного обслуживания.
По применению мер общественного, морального и материального поощрения, при представлении работников к государственным наградам и почетным званиям учитывается мнение коллектива.
ДОЛ «Ромашка» осуществляет деятельность согласно специально разработанной в 2000 году долговременной программе организации летнего отдыха детей и подростков «Оранжевая планета».
Цель программы – организация оздоровительного и познавательно-развивающего отдыха детей и подростков.
Задачи программы:
Ожидаемые результаты:
Разработке программы лагеря и организации его деятельности предшествует социологическое исследование потребностей детей, родителей и воспитателей, проводящееся на базе близлежащих школ до открытия лагеря.
Организуя летний отдых детей и подростков, ДОЛ «Ромашка» выполняет социальный заказ – привлекает во Дворец новых кружковцев. Этому способствует организация деятельности творческих объединений по всем направлениям деятельности дворца на базе лагеря: техническое; эколого-биологическое; экскурсионно-краеведческое; спортивное; декоративное; изобразительное; сценическое творчество; гуманитарное; валеологическое. Для этого в течение каждой тематической смены функционируют «Фабрика игрушек» с цехами по пошиву одежды для кукол, изготовлению кукольной мебели; хореографии, истории, музыки; «Школа народных ремесел».
Говоря о досугово-культурном аспекте деятельности, следует отметить, что все дела, проводящиеся в лагере, представляют значительный по объему комплекс. Это и традиционные, и инновационные разработки, направленные на формирование навыков общения, творческого совершенствования ребенка, удовлетворение многочисленных культурных запросов и создание культурных ценностей.
Принципы, лежащие в основе программы ДОЛ «Ромашка»
а) двигательные, обеспечивающие физическое развитие, в том числе забавы (спортивные игры, состязания, конкурсы);
б) игры снимающие стрессы и напряжения, а также кукольные представления, игры-шутки, игры-аттракционы;
в) сюжетно-ролевые.
Традиционно в ДОЛ «Ромашка» 50% отдыхающих – дети из семей социального риска (дети из неполных и многодетных семей, дети, находящиеся под опекой и др.), что учитывается при составлении программы деятельности лагерей отдыха. Для них предусмотрены консультации психологов, врачей-специалистов (нарколога, психиатра, специалистов Центра планирования семьи)
Организация воспитывающей среды
Немаловажную роль в решении задач программы деятельности ДОЛ «Ромашка» играет общелагерная воспитывающая среда, которая состоит из подсред (по определению С.А. Шмакова):
1. Материально-предметно-
Это архитектура домов и строений лагеря. Дети способны украсит по-своему стены заборы рисунками, композициями из лесного материала. Это ворота, оформленные как место, откуда начинается лагерь. Это интерьер палат, служебных помещений, столовой. Это территория лагеря, оборудованная как игровое пространство (клумбы, светильники, лавочки).
2. Эколого-природная среда
Лагерь встроен в природную среду, которая восхищает красотой, тишиной, покоем. Нужно лишь показать прелесть этой природной среды, которая способна создавать особое эмоционально - психологическое состояние. Окружающая природа также может стать источником познания - если грамотно организовать просветительскую работу в отряде и творческом объединении. Природа становиться предметом заботы (очистка прилегающих территорий, водоема, оборудование костровых площадок).
3. Эстетико-комфортная среда выступает как сфера приложения творческих сил детей, объект и цель их деятельности, значит, фактор их социального и индивидуального развития. Комфорт - это наличие мест, ниш, беседок, которые реализуют потребность быть со всеми, быть в одиночестве, уединении. Такие места обязательно нужны в лагере: лавочки, беседки в уютных и красивых местах территории, где ребенок, если хочет, может побыть в одиночестве. Покой - это закономерная часть досуга.
4. Аудиовизуальная среда.
Детей в лагере окружает многообразный, многоцветный, многоголосый мир. Особое место в этом мире занимает культура тишины. Конечно, остановить «горластое» племя детей сложно, но учить понимать и принимать тишину природы необходимо. На прогулки в лес не берется музыкальная техника. В лагере должны петь птицы, шуметь деревья, существовать законная лесная тишина. Под особым контролем находится репертуар лагерного радиоузла, что, по наблюдениям психологов, необходимо, т.к. часто плохо подобранный репертуар отрицательно влияет на психику детей.
5. Спортивно-игровая среда
Лагерь просто создан для игр, спорта, движения! В лагере создаются площадки для занятия спортом, игротеки, купальни, помещения для занятий в творческих объединениях и объединениях по профилю смены.
6. Рукотворческая, трудовая среда
Лагерь - полигон самого различного труда, конструирования. В лагере много мастерских, кружков, где можно творить, выражать себя в прикладных видах деятельности, облагораживая изделиями из дерева, бисера, глины свой лагерь.
7. Информационно-
Лагерь - место, где продолжается вечное познание жизни, закрепляются полученные в школе знания. Лагерь решает задачи духовно-нравственного, интеллектуально - познавательного развития детей, тем самым, формируя свое воспитывающее пространство. Все, что окружает лагерь: лесная зона, река, дачный массив и т.п. - есть источник социально важных знаний и открытий для ребят.
Все тексты, вся внешняя наглядность (картины, рисунки, эмблемы, значки) есть образовательная среда лагеря. Эти тексты должны быть понятийно точными, простыми, понятными, информативными, эмоциональными.
Лагерные и отрядные информационные уголки, газеты-молнии, объявления также создают единую информационную среду лагеря.
8. Бытовая и гигиеническая среда
Лагерь - дом и двор, новое жилище, новое домашнее окружение, в создании которого принимают участие и дети. У каждого ребенка должно быть личное пространство жизни в лагере (спальня, столовая, место хранения личных вещей).
В лагере очень важно создать комфортную бытовую среду как важное условие для личной гигиены детей. Чистота, запахи - особая забота педагогов, работающих с детьми в условиях лагеря.
9. Экстравагантная среда
Под такой средой мы понимаем пространство территории лагеря или на прилегающей территории малые участки, на которых руками детей создается на длительное (на смену) или предельно короткое время выставка по итогам работы творческих мастерских, фотовыставка «Из жизни отдыхающих», «нечто», алогичное к установившимся традициям лагеря. Это делается не только в соответствии с планом работы, но и спонтанно и неожиданно, нарушая привычное, воодушевляя на творческое, остроумное, необычное.
Таким образом, мы понимаем лагерную среду как внутреннюю территорию личности и внешнее пространство, стимулирующее детей к значимой социальной деятельности, социальному творчеству, созданию лагеря для себя и себя для лагеря, собственному сотворению себя как человека общества и культуры.