Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:41, курсовая работа
Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).
1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной
деятельности в системе каникулярного
отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11
3. Глава 2. Системообразующие компоненты воспитательной
деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15
4. Глава 3. Организация работы культурно – досуговой
деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном
лагере с детьми и подростками………………………………………….16-24
3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20
Возрастные особенности детей и подростков…………………...21-24
Глава 4. Исследование на примере модели организации
летнего отдыха и занятости детей и молодёжи
во дворце творчества детей и молодёжи г. Оренбурга……………… 25-
4.1.Описание системы сервесных служб и социального партнерства, взаимодеиствие с государственными структурами и общественными организациями………………………………………………………………27-28
4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29
4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30
4.4. Биржа труда………………………………………………………...........31
4.5. Система жизнеобеспечения лагеря…………………………………32-35
4.6. Перечень услуг, предполагаемых лагерем, рекламная деятельность лагеря, взаимодействие со СМИ……………………………………………….36
4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………37-38
4.8. Содержание деятельности ДОЛ……………………………………39-45
4.9. Организация оздоровительной среды……………………………..46-47
6. Глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»……………………….48-55
5.1. Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………….49
Психологическое сопровождение в лагере………………………50-51
Лечебно-профилактическая работа………………………………51-52
5.4. Физкультурно - массовая деятельность в лагере………………….....53
5. 5. Сопроводительные документы…………………………………...54-55
7. Заключение……………………………………………………………………....56
8. Список использованной литературы………………………………
В условиях детского оздоровительного лагеря социализация ребёнка во временном коллективе означает лично для него:
В число ключевых понятий, которые первостепенно важны для уточнения роли ребёнка в системе воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря, входит такое понятие, как «социальное закаливание», апробированное в начале нового века. Оно предусматривает включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, выработки определённых способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека. Для этого необходимы упражнения, в которых дети смогут проявить свои волевые качества, преодолеть себя, выработать определённый иммунитет к негативному влиянию социальной среды и ориентацию на обязательность выявления причин неудач и на поиск путей их преодоления.
Условия для социального закаливания могут быть созданы в детском лагере или иной организованной форме отдыха детей (лагере труда и отдыха, походе, экспедиции), как в реальной деятельности и общении, так и в процессе различных игр.
Из всего вышеперечисленного следует, что ребёнок как системообразующий компонент воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря:
а) является целью педагогических
усилий организаторов
б) может включаться в различные формы деятельности, среди которых ведущими будут общение и игра;
в) добровольно выбирает ту или иную форму каникулярного отдыха.
При этом государство обязано предоставить ему безопасные формы отдыха и оздоровления на весь период каникул.
Педагогам и иным специалистам, реализующим вариативные программы в воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря, отведена особая роль.
Также немаловажным является и рассмотрение семьи (с детьми) в качестве системообразующего компонента организации отдыха и воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере, так как для россиян ценность семьи и семейного образа жизни традиционно очень значима.
Значимым компонентом воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря по реализации идей развития ребёнка в настоящее время остаётся сеть учреждений (организаций) отдыха и оздоровления детей.
По типологии образовательных учреждений детский оздоровительный лагерь (детский оздоровительный центр) без всякого сомнения может быть причислен к виду образовательного учреждения дополнительного образования детей в формировании социально значимой личности подростка.
Любое оздоровительно- образовательное учреждение должно, прежде всего, решать задачи по формированию здорового образа жизни у детей, т.е. оздоравливать их в самом широком смысле слова (духовно, умственно и телесно).
Существуют два подхода к типологии видов учреждений отдыха и оздоровления детей (или точнее «смен» этих учреждений).
В этом случае можно выделить четыре вида учреждений отдыха и оздоровления детей:
Второй подход к видовому разнообразию детских оздоровительных учреждений определяется их основной (доминантной) содержательной деятельностью.
По этому признаку детские оздоровительные учреждения (лагеря) могут квалифицироваться как:
Что же такое отдых? Буквально – это состояние покоя. Это такой род деятельности который снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению «формы», работоспособности. Отдых – перерыв в занятиях, в работе, переключение на иную деятельность, смена событий. Исходя из такой трактовки, приезд ребёнка, подростка в лагерь – это уже отдых, отдых от проблем и забот учебного года. С.А.Шмаков подчёркивал, что отдых имеет как минимум 3 функции. Во-первых, релаксации: резкого снижения физического тонуса и психологического расслабления. Во-вторых, рекреации: восстановление и развитие физических и духовных сил, израсходованных в процессе учения, труда, общественной деятельности. В-третьих, компенсации, он возвращает детям утраченное, например, когда интеллектуальная нагрузка компенсируется физической активностью и т.д.
Итак, среди планов на лето наиболее часто упоминаются:
Именно этим хотят заниматься дети в лагере. И занимаются. Нужна ли им помощь взрослых? Безусловно. Взрослый как дирижёр оркестра, в котором у каждого музыканта своя неповторимая партия. Помочь музыканту не сбиться с мелодии, гармонизировать всех музыкантов в слаженно звучащий оркестр – задача дирижёра. Задач непростая, но выполнимая. Поэтому и едут мальчишки и девчонки в лагерь с удовольствием, потому что вспоминают «дирижёра прошедшего лета» и надеются на новую встречу с не менее талантливым мастером.
Таким образом, система деятельности
лагеря может именоваться «воспитательно-рекреационной» или «воспитательно-
Подводя итоги в оценке системообразующих компонентов воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря необходимо отметить, что уровень взаимодействия достаточно высокий. И подтверждением тому служат:
а) появление на рынке
образовательно-
б) создание маркетинговой
и информационно-методической
ГЛАВА 3. Организация работы культурно – досуговой деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном лагере с детьми и подростками.
3.1.Социальные функции КДД.
Поскольку Культурно – досуговая деятельность носит многогранный характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, а также структурой общества. В переводе с латинского языка слово “функция”, означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение КДД состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества. Оказывающее прямое воздействие на его жизнь и на все виды деятельности.
В рамках КДД создаются условия для снятия определенного психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные психолого - педагогические, образовательно – развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.
Одной из ведущих функций КДД является рекреационная. Она способна восстановить силы, снять утомление. Здесь решается главная задача – психологическая разрядка и отдых. Следующая функция, тесно связана с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удовольствие). Если досуг будет полезным, но не будет приятным, он потеряет значительную долю привлекательности для отдыхающих, а вместе с этим и долю самой полезности.
Социальные функции КДД таковы, что для их вовлечения и осуществления привлекаются значительные группы людей: организаторы КДД, активисты, члены различных кружков, любительские объединения, клубы по интересам и сами зрители.
Сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида.
К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайным может оказаться окружение и дела, осуществляемые в этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к асоциальным явлениям.
Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения.
Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и детским образовательным оздоровительным лагерям.
Весьма существенное значение в социализации детей, подростков и юношества имеет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся. Однако внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся.
Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и не имеет массового характера по причине слабой оснащенности школы и недостатка специалистов для осуществления процесса социализации детей, подростков и юношества.
Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества является детский образовательный оздоровительный лагерь, который по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и организаций определяется многообразие форм и средств воздействия детского образовательного оздоровительного лагеря на детей, подростков и юношество. Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу детского образовательного оздоровительного лагеря привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников.
Детский образовательный оздоровительный лагерь дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности. Открывает пути самореализации личности (занятия в кружках по интересам, участие в творческой жизни лагеря, общение со сверстниками). В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения, и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в детском образовательном оздоровительном лагере своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.