Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной
деятельности в системе каникулярного
отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11
3. Глава 2. Системообразующие компоненты воспитательной
деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15
4. Глава 3. Организация работы культурно – досуговой
деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном
лагере с детьми и подростками………………………………………….16-24
3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20
Возрастные особенности детей и подростков…………………...21-24
Глава 4. Исследование на примере модели организации
летнего отдыха и занятости детей и молодёжи
во дворце творчества детей и молодёжи г. Оренбурга……………… 25-
4.1.Описание системы сервесных служб и социального партнерства, взаимодеиствие с государственными структурами и общественными организациями………………………………………………………………27-28

4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29
4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30
4.4. Биржа труда………………………………………………………...........31
4.5. Система жизнеобеспечения лагеря…………………………………32-35
4.6. Перечень услуг, предполагаемых лагерем, рекламная деятельность лагеря, взаимодействие со СМИ……………………………………………….36
4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………37-38
4.8. Содержание деятельности ДОЛ……………………………………39-45
4.9. Организация оздоровительной среды……………………………..46-47
6. Глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»……………………….48-55
5.1. Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………….49
Психологическое сопровождение в лагере………………………50-51
Лечебно-профилактическая работа………………………………51-52
5.4. Физкультурно - массовая деятельность в лагере………………….....53
5. 5. Сопроводительные документы…………………………………...54-55
7. Заключение……………………………………………………………………....56
8. Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

В условиях детского оздоровительного лагеря  социализация ребёнка во временном коллективе означает лично для него:

  • включённость в различные виды деятельности;
  • разнообразие социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности;
  • новизну связей и контактов, в которые он вступает, повышенную коммуникативность;
  • коллективный характер деятельности.

В число ключевых понятий, которые первостепенно важны для уточнения роли ребёнка в системе воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря, входит такое понятие, как «социальное закаливание», апробированное в начале нового века. Оно предусматривает включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, выработки определённых способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека. Для этого необходимы упражнения, в которых дети смогут проявить свои волевые качества, преодолеть себя, выработать определённый иммунитет к негативному влиянию социальной  среды и ориентацию на обязательность выявления причин неудач и на поиск путей их преодоления.

Условия для  социального закаливания могут быть созданы в детском лагере или иной организованной форме отдыха детей (лагере труда и отдыха, походе, экспедиции), как в реальной деятельности и общении, так и в процессе различных игр.

Из всего вышеперечисленного следует, что ребёнок как системообразующий компонент воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря:

  а) является целью педагогических  усилий организаторов каникулярного  отдыха и оздоровления детей;

  б)  может включаться в  различные формы деятельности, среди которых ведущими будут общение и игра;

  в)  добровольно выбирает ту или иную форму каникулярного отдыха.

При этом государство обязано предоставить ему безопасные формы отдыха и оздоровления на весь период каникул.

Педагогам и иным специалистам, реализующим вариативные программы в воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря, отведена особая роль.

Также немаловажным является и рассмотрение семьи (с детьми) в качестве системообразующего компонента организации отдыха и воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере, так как для россиян ценность семьи  и семейного образа жизни традиционно очень значима.

Значимым компонентом воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря по реализации идей развития ребёнка в настоящее время остаётся сеть учреждений (организаций) отдыха и оздоровления детей.

По типологии образовательных учреждений детский оздоровительный лагерь (детский оздоровительный центр) без всякого сомнения может быть причислен к виду образовательного учреждения дополнительного образования детей в формировании  социально значимой личности подростка.

Любое оздоровительно- образовательное учреждение должно, прежде всего, решать задачи по формированию  здорового образа жизни у детей, т.е. оздоравливать их в самом широком смысле слова (духовно, умственно и телесно).

Существуют два подхода к типологии видов учреждений отдыха   и оздоровления детей (или точнее «смен» этих учреждений).

В этом случае можно выделить четыре вида учреждений отдыха и оздоровления детей:

  • стационарные – специально создаваемые как детские оздоровительные учреждения, преимущественно за городом;
  • создаваемые на базе образовательных учреждений – в школах, учреждениях дополнительного образования детей, подростковых клубах и при стадионах;
  • организуемые на уже имеющейся базе, т.е. а помещениях учреждений и организаций, изначально создававшихся для других целей – на турбазе, а профилактории или гостинице либо в войсковой части;
  • полевые или палаточные, экспедиционные, передвижные лагеря.

Второй подход к видовому разнообразию детских оздоровительных учреждений определяется их основной (доминантной) содержательной деятельностью.

По этому признаку детские оздоровительные учреждения (лагеря) могут квалифицироваться как:

  • спортивно-оздоровительные;
  • туристские;
  • труда и отдыха;
  • санаторные (профилактические);
  • летние (зимние) школы по направлениям детского творчества;
  • лидерские (лагеря ученического актива);
  • оборонно-спортивные или гражданско-патриотические;
  • семейные (для семейного отдыха).

Что же такое отдых? Буквально – это состояние покоя. Это такой род деятельности который снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению «формы», работоспособности. Отдых – перерыв в занятиях, в работе, переключение на иную деятельность, смена событий. Исходя из такой трактовки, приезд ребёнка, подростка в лагерь – это уже отдых, отдых от проблем и забот учебного года. С.А.Шмаков подчёркивал, что отдых  имеет как минимум 3 функции. Во-первых, релаксации: резкого снижения физического тонуса и психологического расслабления. Во-вторых, рекреации: восстановление и развитие физических и духовных сил, израсходованных в процессе учения, труда, общественной деятельности. В-третьих, компенсации, он возвращает детям утраченное, например, когда интеллектуальная нагрузка компенсируется физической активностью и т.д.

Итак, среди планов на лето наиболее часто упоминаются:

  • занятия любимым делом;
  • общение с друзьями;
  • занятие спортом, художественным и техническим творчеством;
  • туризм;
  • чтение;
  • просмотр видеофильмов;
  • посещение дискотек и т.д.;

 

Именно этим хотят заниматься дети в лагере. И занимаются. Нужна ли им помощь взрослых? Безусловно. Взрослый как дирижёр оркестра,  в котором у каждого музыканта своя неповторимая партия. Помочь музыканту не сбиться с мелодии, гармонизировать всех музыкантов в слаженно звучащий оркестр – задача дирижёра. Задач непростая, но выполнимая. Поэтому и едут мальчишки и девчонки в лагерь с удовольствием, потому что вспоминают «дирижёра прошедшего лета» и надеются на новую встречу с не менее талантливым мастером.

Таким образом, система деятельности лагеря может именоваться «воспитательно-рекреационной» или «воспитательно-оздоровительной».

Подводя итоги в оценке системообразующих компонентов воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря необходимо отметить, что уровень взаимодействия достаточно высокий. И подтверждением тому служат:

   а) появление на рынке  образовательно-оздоровительных услуг  нового продукта. Ведь, если прежде основным продуктом была «путёвка» в лагерь системы образования, то теперь им стали «вариативные программы лагеря с педагогической командой».

  б)  создание маркетинговой  и информационно-методической службы  в субъектах Российской Федерации, интегрирующей всю имеющуюся  информацию о региональном уровне  системы воспитательной деятельности  детского оздоровительного лагеря.

 

 

 

ГЛАВА 3.     Организация   работы  культурно – досуговой деятельности  в Детском Образовательном Оздоровительном лагере с детьми и подростками.

 

3.1.Социальные функции КДД.

Поскольку  Культурно – досуговая   деятельность  носит   многогранный   характер, соответствующий   разнообразию   потребностей,   интересов   и   запросов   общества,   то ее   социальные   функции   определяются   социальным   назначением,  а  также структурой  общества. В  переводе  с  латинского   языка   слово   “функция”,   означает обязанность,   круг   деятельности,   назначение,  роль. Назначение  КДД  состоит  в активном   приобщении   человека   к   культуре   на   основе   творчества.  Оказывающее прямое   воздействие   на   его   жизнь   и   на   все   виды   деятельности.

В  рамках  КДД   создаются   условия   для   снятия   определенного   психологического напряжения,   раскрываются  интеллектуальные  психолого - педагогические, образовательно – развивающие  качества   личности,   раскрепощаются   инициатива   и самодеятельность.

Одной   из   ведущих   функций   КДД   является   рекреационная.  Она   способна восстановить   силы,   снять   утомление.  Здесь   решается   главная  задача – психологическая   разрядка   и   отдых.  Следующая   функция,  тесно  связана  с предыдущей,  гедонистическая  (наслаждение,  удовольствие).  Если   досуг   будет полезным,  но  не  будет  приятным,  он   потеряет  значительную  долю привлекательности   для   отдыхающих,   а   вместе   с   этим   и   долю   самой   полезности.

Социальные   функции  КДД  таковы,  что   для   их   вовлечения   и   осуществления привлекаются   значительные   группы   людей:   организаторы   КДД,   активисты,   члены различных   кружков,   любительские   объединения,   клубы   по   интересам   и   сами зрители.

Сам   по   себе  досуг   не   является   показателем   ценностей.  Самое  главное заключается  в  характере   его   использования,   степени   его   социальной насыщенности.  Досуг   может   стать   могучим   стимулом   для   развития   личности.   В этом   заключены   его   прогрессивные   возможности.  Но   досуг   может   превратить   в силу   калечащую   личность,   деформирующую   сознание   и   поведение,   привести   к ограничению   духовного   мира  и  даже  к   таким   проявлениям   ассоциальности   как пьянство,   наркомания,   проституция,   преступность.   В   этой  связи   особую актуальность   приобретает   вопрос   о   соотношении   между   направленным   процессом социализации   и   количественно   преобладающим   стихийным   воздействием   на индивида.

К  сожалению,   чаще   всего   социализирующее   воздействие   на   детей,   подростков   и юношество   бывает   случайным,   мало   организованным   в   целостную   систему   в различных   сферах   деятельности   в   семье,   в   школе,   в   досуговых   учреждениях. Случайными   могут   быть   посещение   кино,   театра,   выставки,   выбора   литературы для   чтения   и   музыки   для   прослушивания.   Случайным   может   оказаться окружение   и   дела,   осуществляемые   в   этой   группе.   И   хорошо,   если   случайный выбор   удачен,   в   противном   случае   он   влечет   за   собой   приобщение   детей, подростков   и   юношества   к   асоциальным   явлениям.

Разрешение   этого   противоречия   заключается   в   целенаправленной   формирующей деятельности   различных   социальных   институтов,   ориентированной   на формирование   соответствия   между   лично   значимым   и   общественно   значимым,  на   формирование   общечеловеческих   ценностей   подрастающего   поколения.

Особая   роль   в   решении   этих   задач   отводится   семье,   школе   и   детским образовательным оздоровительным лагерям.  

Весьма   существенное   значение   в   социализации   детей,   подростков  и   юношества   имеет   школа,   где   на   различных   этапах   в   программу   образования включены   предметы,   способствующие   осуществлению   этого   процесса.   Важное место   в   объеме   школьной   работы   по   социализации   учащихся   занимают  массовые   мероприятия.   Внутришкольные   вечера,   беседы,   диспуты   по   различным проблемам,   недели   музыки,   детской   книги   и   другие   мероприятия   способствуют социальному   становлению   и   развитию   учащихся.   Однако   внеклассная   работа   не носит   для   школьников   обязательного   характера   и   поэтому   не   охватывает   всех учащихся.

Кроме   того,   в   этой   деятельности   не   используется   все   многообразие   форм   и методов   работы,   она   не   всегда   целенаправленна,   эпизодична   и   не   имеет массового   характера   по   причине   слабой   оснащенности   школы   и   недостатка специалистов   для   осуществления   процесса   социализации   детей,   подростков   и юношества.

Важным   и   эффективным   фактором   социализации   детей,   подростков   и   юношества   является   детский образовательный оздоровительный лагерь,   который  по   природе   своей   является учреждением   полифункциональным   и   мобильным,   способным   объединять   и активно   использовать   все   социальные   институты,   оказывающие   социализирующее воздействие   на   личность.   Именно   приложением   сил   творческих   союзов   и организаций   определяется   многообразие   форм   и   средств   воздействия   детского образовательного оздоровительного лагеря     на   детей,   подростков   и   юношество.   Возможность   вбирать   в   себя функции   всех   социальных   институтов,   способствующих   формированию   и развитию   подрастающего   поколения,   делает   работу  детского образовательного оздоровительного лагеря       привлекательной,   интересной   и   содержательной,   а   это,   в   свою   очередь, способствует   привлечению   в   них   школьников.

Детский образовательный оздоровительный лагерь  дает   возможность   широким   массам   школьников   развивать свои   творческие   способности. Открывает   пути   самореализации   личности (занятия в кружках по интересам, участие в творческой жизни лагеря, общение со сверстниками).   В своих   высших   формах   досуговая   деятельность   служит   целям   воспитания, просвещения,   и   самовоспитания   подрастающего   поколения.   Причем   решаются   эти   задачи   в   детском образовательном оздоровительном лагере   своеобразно,   в   ограниченном   сочетании   с культурным   отдыхом   и   разумными   развлечениями.   Это   вызывает   благоприятный психологический   настрой   и   облегчает   процесс   социализации   подрастающего поколения.

Информация о работе Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»