Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной
деятельности в системе каникулярного
отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11
3. Глава 2. Системообразующие компоненты воспитательной
деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15
4. Глава 3. Организация работы культурно – досуговой
деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном
лагере с детьми и подростками………………………………………….16-24
3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20
Возрастные особенности детей и подростков…………………...21-24
Глава 4. Исследование на примере модели организации
летнего отдыха и занятости детей и молодёжи
во дворце творчества детей и молодёжи г. Оренбурга……………… 25-
4.1.Описание системы сервесных служб и социального партнерства, взаимодеиствие с государственными структурами и общественными организациями………………………………………………………………27-28

4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29
4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30
4.4. Биржа труда………………………………………………………...........31
4.5. Система жизнеобеспечения лагеря…………………………………32-35
4.6. Перечень услуг, предполагаемых лагерем, рекламная деятельность лагеря, взаимодействие со СМИ……………………………………………….36
4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………37-38
4.8. Содержание деятельности ДОЛ……………………………………39-45
4.9. Организация оздоровительной среды……………………………..46-47
6. Глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»……………………….48-55
5.1. Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………….49
Психологическое сопровождение в лагере………………………50-51
Лечебно-профилактическая работа………………………………51-52
5.4. Физкультурно - массовая деятельность в лагере………………….....53
5. 5. Сопроводительные документы…………………………………...54-55
7. Заключение……………………………………………………………………....56
8. Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Досуговая   деятельность   базируется   на   принципе   интереса.   Если   ребёнку будет   не   интересно,   то   он   не   будет заниматься этой деятельностью, отдав предпочтение другому роду занятий.   Это   обязывает  учитывать конкретные   интересы   и   запросы   детей и подростков. Организаторы детского образовательного оздоровительного лагеря формируют и направляют в нужное русло свою работу.  Направленный   интерес создает   благоприятную   психологическую   установку   у  детей и подростков, и  делает процесс   социализации   более   эффективным.

Одним   из   основных   видов   содержательного   заполнения   каникулярного   времени детей   в   детском образовательном оздоровительном лагере     является   культурно – досуговая   деятельность.   Которая   является   сферой   самовыражения   и самореализации   личности   ребенка,   его   потенциальных   желаний   и   возможностей, что   и   обеспечивает   включение   этого   вида   деятельности   в   рамках   каникулярного  времени,   свободного   от   государственного,   общественного   или   иного  принуждения.

 Воспитание– процесс   систематического   и   целенаправленного   воздействия   на духовное   и   физическое   развития   личности   в   целях   подготовки   ее   к производственной,   общественной   и   культурной   деятельности.

Основная   цель   педагогического   процесса – развитие   личности.   Раскрыть индивидуальные   дарования   личности   и   сделать   их   социально   плодотворными.

Воспитание – это   также   и   социальное   явление,   функция   общества   по   подготовке подрастающего   поколения   к   жизни.

Оно   осуществляется   социальными   институтами:   семьей,   церковью,   школой, учреждениями   культуры.

Содержание   КДД   в   детском образовательном оздоровительном лагере детей  закрепляется   в   культурно – досуговых   программах,   которые   дают   им   возможность овладевать   всем   многообразием   национальной   культуры,   культуры   национальных меньшинств,   мировой   культуры,   театрального   искусства,   народного   фольклора, песенного   искусства,   живописи   и   т.д.   Отвечая   их   социальным   и индивидуальным   потребностям.   В   то   же   время   каникулярное    время   является квинтэссенцией   духовности,   высокой   культуры   нравственности,   эстетичности   и воспитанности   детей.  

В   культурно – досуговой   деятельности   с   детьми   и   подростками   выделяются четыре   основные   направления:

-   познавательная   деятельность;

-   воспитательная   деятельность;

-   творческая   деятельность;

-   игровая   деятельность.

Деятельность– специфическая   форма   общественно – исторического   бытия людей,   целенаправленное   преобразование   ими   природой   и   социальной деятельности.   Деятельность   включает   цель,   мотив,   способы,   условия,   результат. Важнейшая   форма   проявления   жизни   человека,   его   активного   отношения   к окружающей   действительности.   К   деятельности   человек   побуждается   различными потребностями,   отражающимися   в   его   сознании   в   виде   образов   соответствующих   им   объектов   и   действий,   ведущих   к   удовлетворению   этих потребностей.   Основным   видом   деятельности   человека   является   его   физический  и   умственный   труд.

Деятельность   человека – необходимое   условие   его   развития,   в   процессе   которого приобретается   жизненный   опыт,   познается   окружающая   действительность, усваиваются   знания,   вырабатываются   умения   и   навыки,   благодаря   чему развивается  и   сама   деятельность.

Познавательная деятельность – продукт   и   предпосылка   усвоения социального   опыта.   Главную   роль   в   этом   процессе   играет   учитель.

Познавательная   деятельность – является   одним   из   видов   воспитывающей деятельности.   Ее   цель – формирование   отношения   к   познанию,   науке,   книге, учению.   Познавательная   деятельность   открывает   ребенку   окно   в   мир   знаний, мир   удивительных   открытий.   В   процессе   познавательной   деятельности  происходит   формирование   духовной   культуры.   Необходимы   наглядность,   яркость, красочность   оформления   всех   форм   познавательной   деятельности.

Творческая деятельность – деятельность,   порождающая   нечто   качественно   новое,   отличающаяся   неповторимостью,   оригинальностью   и общественно – исторической   уникальностью.

Воспитательная деятельность – заключается   в   обеспечении целенаправленного   влияния   всех   сотрудников  детского образовательного оздоровительного лагеря     на   поведение   и   деятельность   детей.   При   организации  системы   воспитания   необходимо   ориентироваться   на   реальные   процессы   развития личности   воспитанника   и   учитывать   необходимость   превращения   его   в   субъекта социального   развития   и   общественных   отношений.   

Воспитательная   деятельность    социального   института – сложное   образование, призванное   интегрировать   все   необходимые   социально – педагогические   условия   в конкретном   образовательном   процессе,   обеспечивающем   развитие   детей соответственно   целям   воспитания. 

В   структуре   деятельности   детского образовательного оздоровительного лагеря достаточно   специфическим   видом   является   игровая деятельность.

Занятия   игровыми   видами   деятельности   для   разных   возрастных   групп   должны носить   относительно   дозированный   характер,   т.к.   в   игре   социальная действительность   и   отношения   между   людьми   носят   во   многом   виртуальный характер.   Игровая   деятельность   позволяет   обеспечивать   воспроизводство   реальности   через   игровые   модели   ситуаций,   развивает   фантазию,   интеллект, способность   к   обучению   и   многое   другое.   Обучение,   культурный   досуг,   спорт, труд,   игра   взаимно   проникают   друг   в   друга   и   составляют   содержательную сторону   образа   жизни   детей  и   их   творческое   развитие   в   сфере   свободного времени.

В   ходе   развивающей   игры   возможно   формирование   всех   положительных   сторон личности.   В   игре   дети   самостоятельно   действуют,   находят   новые   решения   в меняющейся   обстановке,   поэтому   получают   моральное   и   духовное удовлетворение.

Во   время   игры   дети   всегда   активны   и   инициативны.   В   то   же   время   условия игры   и   правила   вынуждают   их   к   сдержанности.   На   это   необходимое   сочетание в   воспитании   детей   указывал   А. С.  Макаренко:  ”Главный   принцип,   на   котором  я   настаиваю – найти   середину – меру   воспитания   активности   и   тормозов.   Если   вы   эту   технику   хорошо   усвоите,   вы   всегда   хорошо   воспитаете   своего   ребенка”.

В   играх   дети   отличаются   непосредственностью.   Игры   помогают   раскрывать   все черты   характера   и   положительные   и   отрицательные.   При   правильной  организации   и   проведении,   игры   всегда   доставляют   массу   удовольствия,   создают хорошее   настроение.   Игры   отличаются   большой   эмоциональностью.   Дети   в   играх   привлекают   широкие   возможности   для   проявления   личностных   качеств, активности,   лидерства,   инициативы.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Возрастные особенности детей и подростков.

Мероприятия   дифференцируются   по   возрасту   воспитанников,   что   обеспечивает учет   возрастных   и   психофизиологических   особенностей   детей,   относящихся   к каждой   возрастной   категории,   “только   тогда   человеку   можно   естественно прививать   нравственные   качества,   добиваться   полноценного   усвоения   истин,   для понимания   которых   созрел   его   ум”.

Учет   возрастных   особенностей – один   из   основополагающих   педагогических принципов.   Опираясь   на   него,   педагоги   регламентируют   нагрузку,   устанавливают обоснованные   объемы   занятости   детей   при   подготовке   того   или   иного праздника.

Младший школьный возраст  (7 -10 лет)

 

 

 

Средний    школьный    возраст    (11-14 лет)  –   переходный   от   детства   к   юности.   Для   этого   возраста   характерны:   общий   подъем   жизнедеятельности,   бурный   рост   и развитие   всего   организма,   улучшается   контроль   над   эмоциями.   Характерна   черта внимания – специфическая   избирательность:   интересный   материал   очень   увлекает подростков,   они   могут   долго   сосредоточиваться   на   одном   явлении.   Мышление становится   более   систематизированным,   последовательным,   зрелым,   критичным, ребенок   стремиться   иметь   свое   мнение,   склонен   к   спорам   и   возражениям. Средний   школьный   возраст   наиболее   благоприятный   для   развития   творческого мышления.

Развитие   мышления   происходит   в   неразрывной   связи   с   изменением   речи подростка.   Она   становится   более   правильной,   образной,   выразительной. Мировоззрение,   нравственные   идеалы,   система   оценочных   суждений,   моральные принципы   еще   не   приобрели   устойчивость,  их   легко   разрушают   мнения товарищей,   противоречия   жизни.   Свои   чувства   подростки   проявляют   очень бурно.   Этот   период   тяжелого   кризиса.   Это   объясняет   упрямство,   эгоизм, замкнутость,   вспышки   гнева.

Старший   школьный  возраст  (15 -18 лет) –  это   период   выработки   мировоззрения, убеждений,   характера   и   жизненного   самоопределения.   Восприятие   характеризуется целенаправленность,   внимание – произвольностью   и   устойчивостью,   память  – логическим   характером.   Мышление   старшеклассников   отличается   более   высоким уровнем   обобщения   и   абстрагирования,   приобретает   критическую   направленность.     

Субъективно   подросток   считает   себя   взрослым   и   соответствующим   образом ведет  себя.   Однако   он   не   взрослый,   а   подросток.

У   подростка   возникают   качественные   изменения   в   физическом,   нравственном, умственном,   эстетическом,   трудовом   развитии   и   формировании   личности.   Иногда эти   изменения   приводят   к   нежелательным   свойствам,   и   если   они   закрепились, то   подросток   сопротивляется   педагогическому    воздействию.   Поэтому   этот  возраст   называют   “ критическим”.

Субъективное   состояние   взрослости   у   подростка   подкрепляется   и   объективными признаками.   Наступает   половое   созревание,   возникают   интимные   влечения   к другому   полу,   чувство   любви   и   взаимной   дружбы.

Подросток   быстро   растет,   крепнет   физически,   и   хотя   его   движения   угловаты, недостаточно   скоординированы,   он   ощущает   в   себе   силу   взрослого.   Наблюдается   диспропорция   в   гармоничном   развитии   органов,   что   делает подростка   временами   раздражительным,   иногда   приводят   к   рассеянности,  падению   работоспособности.

Подросток   начинает   жить   своим   внутренним   миром,   своими   переживаниями, своими   мыслями   и   чувствами.   Здесь   наиболее   важна   помощь   взрослого,   при условии   понимания   подростка,   уважения   его   чувств   и   стремлений.

Конфликтные   ситуации   возникают   в   результате   противоречий   между   взрослыми  и   подростками.

Кризисы   возрастного   развития   являются   результатом   неудовлетворенности потребности   ребенка,   которые   возникают   у   него   к   концу   каждого   возрастного периода   вместе.

Согласно   теории   критических   периодов   детского   развития,  каждый   переходный или   критический   период – результат   перестройки   социальной   ситуации   развития,   в   основе   которой,   с   одной   стороны,   лежит   изменение   объективного   положения ребенка   в   системе   доступных   ему   общественных   отношений,   а   с   другой стороны – изменение   его   “ внутренней   позиции”.   Все   переходные   периоды   имеют сходную   симптоматику   и   содержание,   протекают   по   общим   закономерностям.   В переходах   от   одного   периода   к   другому   выделяют   своеобразные   “ кризисы” развития,   содержание   которых   существенно   отличается   от   особенностей   развития в   стабильные   периоды.

Переходные   периоды –  очень   ответственные   этапы   возрастного   развития.   К   этому   времени   у   ребенка   должны   быть   сформированы   все   основные психологические   новообразования   предшествующего   периода,   подготавливающие его   переход   на   более   высокую   ступень.

Критический   возраст – наиболее   нечетко   употребляемое   понятие.   Это   можно объяснить   смешением   двух   толкований   слова   “критический”:   находящийся   в состоянии   кризиса   и   очень   трудный,   опасный.   Мы   часто   сталкиваемся   с противоречием,   определенным   расхождением,   двойственностью   при   анализе критического   возраста   различными   исследователями.   Так,   плоть   до   нашего времени   термином   “критический возраст”   пользуются   тогда,   когда   хотят   сказать  о   подростковом   периоде   (примерно   от   10-11  до  14-15 лет),  а   вскоре   наступает кризис   юности   (16-17 лет).   Таким   образом,   мы   можем   рассматривать   почти   все школьное   детство   как   затянувшийся   критический   период,   или    критический возраст.

Информация о работе Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»