Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. Исходным при этом является положение гуманистической педагогики о том, что «каникулы – это личное время ребёнка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь старшего друга неоценима» (М.Б.Коваль).

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Глава 1. Приоритетные направления воспитательной
деятельности в системе каникулярного
отдыха и оздоровления детей…………………………………………….7-11
3. Глава 2. Системообразующие компоненты воспитательной
деятельности детского оздоровительного лагеря……………………...12-15
4. Глава 3. Организация работы культурно – досуговой
деятельности в Детском Образовательном Оздоровительном
лагере с детьми и подростками………………………………………….16-24
3.1. Социальные функции КДД………………………………………...16-20
Возрастные особенности детей и подростков…………………...21-24
Глава 4. Исследование на примере модели организации
летнего отдыха и занятости детей и молодёжи
во дворце творчества детей и молодёжи г. Оренбурга……………… 25-
4.1.Описание системы сервесных служб и социального партнерства, взаимодеиствие с государственными структурами и общественными организациями………………………………………………………………27-28

4.2. Алгоритм действий маркетинговой службы ДОЛ «Ромашка»
по обеспечению оказания маркетинговых услуг в организации
отдыха детей и подростков (схема 1)……………………………………........29
4.3. Программа реализации маркетинговой стратегии ДОЛ «Ромашка»..30
4.4. Биржа труда………………………………………………………...........31
4.5. Система жизнеобеспечения лагеря…………………………………32-35
4.6. Перечень услуг, предполагаемых лагерем, рекламная деятельность лагеря, взаимодействие со СМИ……………………………………………….36
4.7. Кадровое обеспечение………………………………………………37-38
4.8. Содержание деятельности ДОЛ……………………………………39-45
4.9. Организация оздоровительной среды……………………………..46-47
6. Глава 5. Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»……………………….48-55
5.1. Формы работы временных творческих коллективов
ДОЛ «Ромашка»………………………………………………………….49
Психологическое сопровождение в лагере………………………50-51
Лечебно-профилактическая работа………………………………51-52
5.4. Физкультурно - массовая деятельность в лагере………………….....53
5. 5. Сопроводительные документы…………………………………...54-55
7. Заключение……………………………………………………………………....56
8. Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

 

Деятельность педагога – психолога загородного лагеря отдыха осуществляется по пяти направлениям

  1. Психологическое просвещение:
  • формирование у педагогического коллектива ДОЛ потребности в психологических знаниях;
  • создание условий для полноценного личностного развития воспитанников.
  1. Психологическая профилактика:
  • предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников ДОЛ;
  • разработка конкретных рекомендаций педагогам  по оказанию помощи в вопросах адаптации и социализации.
  1. Психологическая диагностика:
  • определение индивидуальных особенностей и склонностей личности ребенка, ее потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов социальной дезадаптации.
  1. Психологическая коррекция:
  • оказание помощи всем участникам образовательного пространства в вопросах развития и воспитания посредством психологического консультирования

 

 

 

 

5.3.ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  
В ДОЛ «РОМАШКЕ»

 

Лечебно-профилактическая работа в ДОЛ «Ромашка» ведется в соответствии со специально разработанной программой медицинского сопровождения, которая включает в себя:

    • мероприятия при заезде;
    • контроль за режимом дня  и чистотой в лагере;
    • оздоровительно-профилактические мероприятия;
    • закаливание и физкультура;
    • контроль за питанием;
    • оценка эффективности оздоровления детей.

Организация медицинского обслуживания

Медицинское обслуживание детей в ДОЛ «Ромашка» организовано квалифицированным персоналом ДТДиМ - Центра психолого-педагогической реабилитации «Орион».

Работу медицинской службы на потоке обеспечивают врач и медсестра.

В структуру медпункта входят: медицинский кабинет для текущего приема больных, процедурный кабинет, 2 изолятора (кишечные инфекции, ОРЗ), комната для проживания медицинского персонала. Медицинский кабинет обеспечен всем необходимым.

 

Санитарно-просветительская работа

Темы лекций:

    • «Что нужно делать, чтобы стать стройнее?»;
    • «Закаливание. Много плюсов, а есть ли минусы?»;
    • «Купание – лучший способ закаливания»;
    • «Оказание первой помощи при получении травм» (1 теоретическое и 1 практическое занятия);
    • «Наш «зеленый» доктор»;
    • «Правильное питание для поддержания здоровья»;
    • «Соблюдение гигиенических норм»;
    • «Взаимоотношение полов» (для старших отрядов, совместное занятие с Центром планирования семьи).

 

Программа организации лечебно-профилактической работы

Цель программы: организация активного отдыха и психофизического оздоровления участников программы.

Задачи:

  • Оздоровление с использованием воспитательного, развивающего, здоровье несущего потенциала лета и окружающей природы.
  • Формирование у воспитанников детского оздоровительного лагеря «Ромашка» положительной мотивации на ЗОЖ.
  • Формирование позитивного отношения к своей личности, своему психическому и физическому здоровью.
  • Формирование навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с ближайшим окружением и в семье.
  • Изучение способов саморегуляции и поведения в стрессовой ситуации.
  • Формирование умений противостоять психологическому давлению.
  • Изучение основ гигиены, анатомии, физиологии репродуктивной системы человека.

 

 

 

5.4.ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛАГЕРЕ.

 

Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий

Цель физкультурно-оздоровительных мероприятий:

  • повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, и, следовательно, снижение заболеваемости, стимулирование роста и гармонического развития;
  • совершенствование реакций терморегуляции и закаливания организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
  • нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможную коррекцию врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
  • повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психологического здоровья.
  • (программа оздоровления детей в приложении).

Мероприятия по физическому воспитанию соответствуют возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню их физического развития и физической подготовленности.

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут на открытом воздухе. Форма одежды - спортивная. В холодную погоду – тренировочный костюм. Зарядку с детьми младшего и старшего возраста проводится раздельно. Комплекс упражнений меняется каждые 10 дней.

С учетом возраста детей назначается двигательная активность по 2 режимам:  щадящему и тренирующему:

Щадящий – для детей, которым повышение физической  нагрузки противопоказано по состоянию здоровья.

Тренирующий – для детей, справляющимся удовлетворительно с физическими нагрузками в объёме программы физ.воспитания общеобразовательных школ.

Спортивные игры проводятся, в основном, в тренирующем режиме. Команды  комплектуются детьми, равноценными  по возрасту, половому составу, уровню физической подготовленности.

Спортивные соревнования  проводятся по видам спорта, по легкоатлетическому многоборью «Дружба», по плаванию, по футболу «Кожаный мяч», по шахматам и др.

 

 

 

5. 5.СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Основные публикации о деятельности лагеря

      • Журнал «Вожатый века», 2, лето, 2004 год. Статья «Ромашковое сердце» автор Т.П. Прошина.
      • Журнал «Вожатый века», 1, весна, 2005 год. Статья «Танюшки, Катюшки и все, все, все» автор Т.П. Прошина;
      • Журнал «Вожатый века», 2, лето, 2007 год. Статья «Путевка в Ромашку» автор Т.П. Прошина.
      • «Вестник» периодическое издание методической и психологической служб ДТДиМ г. Оренбурга. Сентябрь, 2008 года. Статья «Итоги летней оздоровительной кампании 2008»  автор А. В. Пинагоров.

 

Освещение и распространения педагогического

опыта в лагере

      • Участие в  3 Международном конгрессе организаторов летнего отдыха;
      • Участие во  2-х Национальных конференций лагерей Америки;
      • Участие в  I Российском фестивале лагерей в г. Анапа (1996 г.);
      • Участие во Всероссийских встречах организаторов детского отдыха в г. Анапа (1999, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 г.г.)
      • Участие во Всероссийской практической конференции  «Каникулярный детский отдых в системе государственной семейной политики» в городе Москва (2007 год)
      • Сборник статей «Детский оздоровительный лагерь», 2006. Статья «Проектирование летних смен во дворце творчества детей и молодежи» автор Т. П. Прошина.
      • Сборник статей «Детский оздоровительный лагерь» 3, 2007, статья «Роль руководителя в создании системы управления» автор Н.Г. Корнева.
      • Сборник «Детский оздоровительный отдых как неотъемлемая часть современной социальной политики», 2007, статьи «Учет психофизических особенностей воспитанников детских домов, школ-интернатов, детей инвалидов и их адаптация: из опыта работы ДОЛ» автор Л.А. Божко; «Программирование деятельности ДОЛ как мотивация выбора родителями и детьми места летнего отдыха» автор Т.П. Прошина.

 

Достижения участников смен за последние  
оздоровительные кампании

      • Дипломанты всероссийского конкурса организации летнего отдыха 2007 года;
      • Диплом 3 степени областного смотра-конкурса программ и проектов в сфере организации летнего отдыха 2007 в номинации «Авторские проекты в сфере организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в период каникул»;
      • 1 место в городском конкурсе вожатского мастерства «Мое призвание вожатый 2007»;
      • 1 место в городском конкурсе «КомандаXXI»;
      • Диплом ГРАН-ПРИ городского фестиваля детских загородных оздоровительных лагерей «Дети, творчество, лето 2007»;
      • Второе место в областном фестивале детских загородных оздоровительных лагерей «Лето без границ 2008»;
      • Первое место в городском межлагерном интеллектуальном конкурсе  «Оренбург, время, события, люди»
      • Диплом ГРАН-ПРИ городского фестиваля детских загородных оздоровительных лагерей «Дети, творчество, лето 2008»

 

 Заключение.

Делая   вывод   по   курсовой,   мы   можем   сказать,   что   проведенное   исследование   по формированию социальных ориентаций детей и подростков позволяет сделать следующие   выводы:

1. Разносторонняя,   многоплановая   и   достаточно   емкая   в   содержательном   плане   деятельность   детского образовательного оздоровительного лагеря, как системы формирования социальных ориентаций детей и подростков. В период каникулярного времени   охватывает   социально – полезным   делом   значительную   часть   подрастающего   поколения   страны – свыше   30 %   детей    (с   учетом   инфраструктуры   дополнительного   образования   на   базе   общеобразовательных   школ).

2. В   сфере   каникулярного  времени   реально   осуществляется   социально – педагогическое   сотрудничество   детей   и   взрослых – педагогов   дополнительного   образования,   которых   в   широком   смысле   слова   можно   назвать   социальными   педагогами.

3. В социально – педагогическом   сотрудничестве   детей   и   взрослых   выделяются   специфические   цели,   задачи,   содержание   и  формы,   а   также   используются   современные   обучающие,   научающие,   развивающие,   игровые,   информационные   и   воспитательные   технологии,   ориентированные   с   достаточно   высокой   степенью   эффективности   на   конкретные   конечные   результаты   в   работе   с   детьми.

4. Работа   детского образовательного оздоровительного лагеря   с   детьми   и   подростками – сложный   многогранный   предмет   воспитательной   деятельности.   Она   на   может   ограничиваться   в   современных   условиях   сложившимися   формами,   а   требует   неустанного   поиска,   постоянного   усовершенствования.   В   этом   заключается   творческий   элемент   деятельности   работника   культурно – досугового   учреждения,   занимающегося   воспитанием   подрастающего   поколения.

5. В   сфере   каникулярного   времени,   которая   охвачена   влиянием   учреждений   дополнительного   образования   детей,   протекает   специфический   образовательно – воспитательный   процесс.   Этот   процесс   необходимо   изучать   с   позиций   теоретико – методологических   подходов   общей   педагогики   и   в   рамках   педагогики   свободного   времени,   имеющей   свои   объект,   предмет,   цели   и   задачи,   методы   и   технологии   социально – педагогической   деятельности.

  
Список   использованной   литературы.

 

  1. Андреева И. Н., Голубкова Н. Я. Формирование культурных ценностей молодежи в сфере досуга. Минск, 1993.
  2. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Липецк 2002.-384с.
  3. Грушин Б. А. Свободное время, актуальные проблемы. М.: Мысль, 1967.
  4. Андреева Л., Голуб В. Формирование нового содержания педагогического процесса в условиях временного детского коллектива. Самара ,1998.-60с.
  5. Додонов Б. И. Теоретико – методологические основы духовно – нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX – начала XX в.- М.: ИТТП и МИО РАО, 1994. -149 с.
  6. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. 2- е изд. испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 1997.- 591 с.
  7. Жарков А.Д. Технология культурно – досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов институтов культуры и искусств.- М.: 1998. – 248с.
  8. Побережная Л.А. Игротека. Педагогические технологии. Н.Новгород, 2006.
  9. Клейберг Ю. А., Кирсанов В. В., Мамбеков Е.Б. Молодежь – досуг – культура.- Кемерово.: “Каноне” КГИК, 1991. – 109 с.
  10. Коваль М.Б. В сфере детского досуга. (По материалам социальных исследований) //Народное образование. – 1994. № 5. – C. 107 – 110.
  11. Кон И. С. Психология ранней юности.- М,: Просвещение, 1989. – 255 с.
  12. Липский И. А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально – педагогической деятельности. Тамбов, 2000, 31 с.
  13. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Кн. для учителя / А. Я. Журкина, С. Н. Чистякова, Т. В. Васильева и др. Под ред. А. Я. Журкиной, С.Н. Чистяковой. – Кемерово: КОИУУ, 1996. – 149с.
  14. Мижериков В.А. Словарь – справочник по педагогике. – под ред. П.И.Пидкасистого, М.: 2004.
  15. Андрейкин А.А, Врублёвская Е.Г. Детский оздоровительный лагерь. Воспитательное пространство. Сб.статей в помощь организатору летнего отдыха и оздоровления детей. В.З.,М.:2008.- 96с.
  16. Баскакова Н.В. методические рекомендации по организации детских профильных лагерей духовно – нравственной тематики. М.: 2002. -98с.
  17. Грачикова С.А. Психологическое обеспечение временного коллектива в условиях загородного лагеря. Оренбург.: 2000. -59с.
  18. Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике. // Свободное слово,:   Минск, 2001.
  19. Социально – педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей: новые подходы и перспективы. Научный информационно – педагогический сборник. М.: Центр инноваций в педагогике, 1999. – 214 с.
  20. Волохов А.В., Фришман И.И. воспитательная направленность работы детского оздоровительного лагеря. Приложение к журналу «Внешкольник» дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей. №7-8.:Красногорск.: 2006. -128с.
  21. Строганова Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? // Вожатый века. – 2004. - №3. – 20 с.
  22. Марзоева Э.В. Методические рекомендации по организации профильной смены «Сильные люди». Всероссийский детский центр «Океан»., Владивосток.: 2004. -120с.
  23. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно – досуговой деятельности: Учеб. пособие для ин –в и уч – щ культуры. – М.: МГИК, 1991. – 142 с.
  24. Буркина Е. Памятка педагогу // Воспитание школьников. – 2004. - №3. – 20 с.
  25. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры детей. ГИЦ «Владос»., М.: 2001.-216с.
  26. Таран Ю.Н. социально – педагогические ориентиры лета: опыты профильных смен. Липецк.: 2002.-176с.
  27. Барканов С.В., Журавлёв М.И., Савоськина В.И. Отдых и оздоровление детей и подростков. Сборник нормативных документов. М.: граф – пресс.: 2002.-216с.
  28. Гусев А. Вожатый века. №2. М.: 2005.-66с
  29. Рожкова М.И. Педагогика личности. Ярославль, ЯГПУ.: 1996.
  30. Нарицын Н. Азбука психологической безопасности. М.: Изд.«Русский журнал».: 2000.

Информация о работе Деятельность временных объединений дополнительного образования в условиях ДОЛ «Ромашка»