Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 05:18, курсовая работа
В настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы использования игры в начальной школе…………………………………………………………………….7
Игра: сущность, теории…………………………………………7
Проблема повышения интереса к русскому языку в начальной школе………..................................................................................15
Использование дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку……………………………………19
Выводы по главе 1………………………………………………………35
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету……………………………………………………37
2.1. Организация и методика исследования……………………….37
2.2. Анализ экспериментальных данных по исследованию использования дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку в начальной школе ……………………………….43
Выводы по главе 2…………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………………59
Библиография…………………………………………………………61
Приложения
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы
использования игры в начальной школе…………………………………………………………………
Выводы
по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету……………………………………………………37
2.1. Организация и методика исследования……………………….37
2.2. Анализ экспериментальных данных по исследованию использования дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку в начальной школе ……………………………….43
Выводы по главе 2…………………………………………………….55
Заключение…………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложения
Введение
Данная выпускная
В настоящее время эта
проблема актуальна, так как однотипность
и шаблонность уроков снижают
интерес к обучению, делают учебный
процесс скучным и
Использование дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний.
Изменения, происходящие в
системе образования, подталкивают
педагогов к поискам
О возрастных особенностях детей младшего
школьного возраста имеется большое количество
исследований. В частности, И.А. Зимняя
в учебнике «Педагогическая психология»
отмечает, что в начальной школе у младшего
школьника формируются основные элементы
ведущей в этот период учебной деятельности,
необходимые умения и навыки, развиваются
формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем
усвоение системы научных знаний, развитие
научного, теоретического мышления [5,
с.174]. Однако, несмотря на то, что учебная
деятельность является ведущей для младшего
школьника, для него по-прежнему сохраняет
свою актуальность ведущая деятельность
дошкольного периода – игра.
Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение понятию «дидактическая игра» – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры [16, с.71]. Словарь указывает, что их использование началось в отечественной образовательной практике в 1940–50-е гг., когда они рассматривались лишь как форма работы в дошкольных учреждениях. Но уже в 60 –70-х гг. дидактические игры стали применяться и при обучении младших школьников [16]. С этого периода накоплен большой опыт по применению дидактических игр, который, на наш взгляд, может быть полезен в рамках сегодняшнего образовательного процесса, особенно в рамках организации обучения в начальной школе по новому Стандарту.
Учебник И.П. Подласого «Педагогика начальной школы» указывает на то, что для начальной школы дидактические игры, это преимущественно игры по правилам. Дети воспринимают правила как условия, поддерживающие игровой замысел, поэтому их необходимо тщательно продумывать и сообщать детям заранее. Общий принцип организации такого рода игр, пишет автор, это включение в их содержание практических жизненных ситуаций [14, c.228]. .
Объект исследования: использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: использование дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку.
Цель работы: изучить использование дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку в начальной школе.
Задачи:
- изучить сущность и теории игры;
- изучить проблему повышения интереса к русскому языку в начальной школе;
- изучить и экспериментально выявить использование дидактических игр как средства повышения к русскому языку в начальной школе.
Гипотеза: процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если на уроках русского языка в начальной школе будут использованы дидактические игры.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования;
- изучение и анализ литературы по проблеме;
- анкетирование;
- беседа:
- педагогическое наблюдение;
- эксперимент.
База исследования МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 2» поселка Агинское, 2 «Г» класс.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав заключения, библиографии и приложения.
Глава 1. Теоретические основы использования игры в начальной школе
1.1. Игра: сущность, теории
Попытки «тайну» происхождения игры предпринимались
учеными различных направлений науки
на протяжении многих сотен лет. Диапазон
предложенных по истокам проявления игры
концепций очень широк и уже рассматривался
в отечественной философской и иной научной
литературе. Сущность игры как ведущего
вида деятельности, указывает С.Л. Рубинштейн
[21], заключается в том, что дети отражают
в ней различные стороны жизни, особенности
взаимоотношений взрослых, уточняют свои
знания об окружающей действительности.
Игра, по его мнению, имеет историческую,
а не биологическую природу. В ней отображается
история человечества со всеми его трагедиями
и комедиями, сильными и слабыми сторонами.
Поэтому игру можно рассматривать как
элемент передачи из поколения в поколение
накопленного историко-культурного опыта
и традиций и по этой причине активно использовать
в процессе обучения. Вместе с тем при
ее использовании в начальной школе необходимо
помнить, что «у детей 1-2 классов игра всегда
протекает с использованием каких-либо
атрибутов, предметов. Но она (игра) реже
встречаются у детей 3-4 классов, так как
в этом возрасте у младших школьников
начинает развиваться тот вид воображения,
который называется вербально-мыслительным
воображением и который составляет новый
этап в развитии ребенка», пишет в своей
работе А.Г.Рузская [22,с.150].
Именно игровая деятельность способна
плавно приучить ребёнка к новой социальной
роли школьника. Поэтому педагогу необходимо
применять в педагогическом процессе
игровые формы, методы, технологии, особенно
на начальных этапах обучения. Игровые
формы обучения, как указывается в пособии
«Современный урок» [10], отличаются тем,
что здесь процесс обучения максимально
приближен к практической деятельности.
Ведь в ходе игры учащиеся, взяв на себя
определенную роль, должны принимать практические
решения. А поскольку игровые методы являются
«интерактивными и интегративными» [15,
с.69], то их использование в процессе обучения
в начальной школе соответствует нормам
нового Стандарта, делающего акцент на
использование именно активных и интерактивных методов
Обращение к методической литературе
позволяет обнаружить довольно большое
количество работ по использованию игры
в начальной школе, например [2; 4]. В этих
работах авторы рассматривают различные
аспекты применения игры в учебно-воспитательном
процессе, делая акцент на различных его
составляющих. В частности Е.А. Богаченко,
размышляя о возможностях игры в воспитании
школьников, отмечает, что игра выступает
как бы в двух временных измерениях: в
настоящем и будущем. С одной стороны,
пишет автор, она предоставляет ребенку
сиюминутную радость, служит удовлетворению
актуальных потребностей, а с другой –
игра направлена в будущее, так как в ней
либо прогнозируются или моделируются
жизненные ситуации, либо закрепляются
свойства, качества, умения, способности,
необходимые личности для выполнения
социальных, профессиональных, творческих
функций [2,с.17].
Такое толкование игры можно встретить
не только у современных исследователей
и практиков образования. Например, В.С.
Пылаева [17], анализируя влияние дидактических
идей выдающегося отечественного педагога
К.Д. Ушинского на развитие современной
начальной школы, вслед за классиком приходит
к выводу о том, что игра для ребенка –
это метод познания действительности.
Игра, пишет автор, направляется внутренними
силами и позволяет ребёнку в короткие
сроки овладеть первоначальными, но весьма
обширными основами человеческой культуры.
Это требует от ребенка активного проявления
индивидуальности, сообразительности,
находчивости, творчества. Но творчество
не появляется само собой, оно воспитывается,
оно развивается в результате длительной
систематической работы. Развитие игрового
творчества проявляется, прежде всего,
в постепенном обогащении содержания
игры, от богатства и характера которого
зависит развитие замысла и средства задуманного.
Вместе с тем игра и
учёба – две разные деятельности,
между ними имеются качественные
различия. Как указывают в своей
статье Е.А. Котельникова и Л.А. Фролова
«школа отводит слишком мало места
игре, сразу навязывая ребёнку
подход к любой деятельности методами
взрослого человека. Переход от игры
ко взрослым занятиям слишком резок,
между свободной игрой и
Проблема
игры возникла как слагаемое проблемы
свободного времени и досуга людей в силу
многих тенденций религиозного социально-экономического
и культурного развития общества. В древнем
мире игры были сосредоточением общественной
жизни, им придавалось религиозно-политическое
значение. Древние греки считали, что боги
покровительствуют играм, и потому Ф. Шиллер,
утверждал, что античные игры божественны
и могут служить идеалом любых последующих
досугов.
Античный идеал – совершенство, единство физической силы, духовной красоты и творческих достижений. Ярчайшим образцом организованного досуга следует считать рожденные в Древней Греции Олимпийские игры, на период которых, как известно, прекращались войны, устанавливалось перемирие.
На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен игры развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно культурный смысл. Многие исследователи игры связывают ее происхождение с религиозной культурой, например, народные и праздничные игры, сохранившиеся в духовной жизни людей, возникшие из языческих религиозных обрядов.
Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе, посредником между людьми и божествами
Религия как часть культуры народа хранила и передавала по наследству духовно богатые игры, празднества, связанные с природой красотой быта, народного фольклора, общинной жизни. Уничтожив религию, власть имущие в одночасье уничтожили игры, на которых воспитывались миллионы россиян.
Многие игры рождены религиозной культурой, культовыми традициями далекого прошлого. Религия действительно важный источник появления игр.
Достаточно важными
Американский психолог Шлоссберг пессимистически утверждает, что категория игровой деятельности настолько туманна, что является непосильной для современной науки, следует отметить, что для большинства научных концепций характерна трактовка игры как преимущественной детской, дошкольной особой «зоны» детской жизни. Хотя игры, бесспорно, есть значимая деятельность и для подростков и для юношества, и для взрослых, и вообще сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Богатство игрового элемента в культуре любого народа может служить одним из критериев ее гуманистического развития. Исследователь игр школьников О.С. Газман пишет: «Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому игра имеет генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступает как специфическая форма познания, труда, общения искусства, спорта и т.д.» [3]. без игры, считают просветители прошлого, жить детям неинтересно, скучно. Серость жизни, подчеркивал Шацкий С.Т., вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания.
Существует множество подходов к объяснению причинности появления игры.
Вот некоторые из них:
- теория избытка нервных сил (Г. Спенсер, Г. Шурц);
- теория инстинктивности, функции упражнения (К Гросс, В. Штерн, Ф. Бейтендейк и др.)
- теория рекапитуляции и антиципации (Э. Геккель, Г. Холл, А. Валлон, Вуарен, Аллин);
- теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений (К.Бюлер, З.Фрейд, А.Адлер);
- теория религиозного начала (Хейзинга, Всеволодский-Гернгросс, Бахтин, Соколов и т.д.)
- теория отдыха в игре (Штейнталь, Шалер, Патрик, Лацарус, Валлон);
- теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин);
- теория воздействия на мир через игру (Рубинштейн, Леонтьев, Узнадзе);
- связь игры с искусством и эстетической культурой (Платон, Шиллер, Фребель, Спенсер, Рид и др.);
-труд как источник появления игры (Вундт, Плеханов, Лавров, Лафорг, Мазаев и др.);
-теория абсолютизации культурного значения игры (Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем) и т.п.
В данной работе более подробно мы рассматриваем две теории по объяснению причинности возникновения игры:
К.Д. Ушинский (1824-1871) считается
родоначальником теории игры в отечественной
науке. Он противопоставляет проповеди
стихийности игровой