Дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы использования игры в начальной школе…………………………………………………………………….7
Игра: сущность, теории…………………………………………7
Проблема повышения интереса к русскому языку в начальной школе………..................................................................................15
Использование дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку……………………………………19
Выводы по главе 1………………………………………………………35
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету……………………………………………………37
2.1. Организация и методика исследования……………………….37
2.2. Анализ экспериментальных данных по исследованию использования дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку в начальной школе ……………………………….43
Выводы по главе 2…………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………………59
Библиография…………………………………………………………61
Приложения

Файлы: 1 файл

Батуева сэржэна курсовая 632.docx

— 112.89 Кб (Скачать файл)

Игра, с множеством трудных  случаев способствовала развитию мышления учащихся. Слабым учащимся она позволила  реализовать себя, почувствовать  свои потенциальные возможности. Момент соревнования  дал пищу для более сильных учащихся, которые стремились образовать как можно больше количество слов, тем самым, повышая их активность.

Проведение игры на начальном  этапе урока, во-первых, способствовало актуализации знаний, учащиеся вспомнили  суффиксальный способ словообразования; во-вторых, игра способствовала подготовке учащихся непосредственно к повторению того материала, который предлагался  программой на данном уроке, а именно, правописание частей слова, в данной игре учащиеся повторили правописание выше указанных суффиксов. Игра также  способствовала активизации деятельности учащихся на уроке, стимулировала их в начале урока на дальнейшую работу. Подготовила к воспроизведению  ранее изученного материала, его  повторению. Также игра способствовала формированию интереса у учащихся к  русскому языку, за счет необычного подхода  к актуализации знаний. В игру учащиеся чувствуют себя более свободно, непринужденно.

Игра способствовала не только, формированию интереса, но и личностных качеств учащихся, таких как: товарищество, взаимопомощь, умение радоваться успехам  других. Игра позволила удовлетворить  учебные потребности каждого  учащего, каждый получил поощрительный  жетон. Игра способствовала созданию дружественной, теплой, а главное рабочей атмосферы.

Анализ фрагмента урока русского языка.( Приложение 5)

Для данной игры « Твердый - мягкий »класс разделился на две команды, в которой верность и точность ответа зависела от знаний каждого участника. В зависимости от того, на сколько правильно отвечает каждый член команды, ей присуждаются очки. Работа команды зависит от ее сплоченности. Таким образом, класс активируется весь, учитель видит, насколько учащиеся усвоили данный материал, кто делает больше ошибок, кто меньше, с кем необходимо поработать.

Задачей учащихся является правильно уловить интонацию, и  понять какой знак, твердый или  мягкий нужно писать в данном случае.

Проведение игры позволяет  максимально развивать память учащихся, т.к. им необходимо вспомнить правила, с помощью которых они распознают правописание того или иного знака, также игра позволяет довести  навык написания в этих словах твердого и мягкого знаков до автоматизма, т.к. эти слова учитель читает, они не написаны на доске. В данном случае учащимся необходимо быстро вспомнить  правило. Игра способствует развитию особого  чутья к русскому языку, формированию навыка орфографически-грамотного письма.

Игра проводится после  написания диктанта на одном из предыдущих уроков, где данное правило проходило, учащиеся допустили в нем достаточно большое количество ошибок, они путают написание твердого и мягкого  знаков. Поэтому игра здесь позволяет  еще и сделать работу над ошибками. Такая игра повышает интерес к  русскому языку. Учащиеся не боятся допустить  ошибку, если она допущена, школьник имеет право тут же ее исправить. Игра позволяет видеть мнение каждого. С интересом и увлечением учащиеся прислушиваются к каждому слову  учителя, стараясь не упустить нечего важного в произношении данных слов, максимально сосредоточено внимание учащихся. Помимо внимания, развиваются  такие психические процесс, как: мышление, память, причем при проведении этой игры хорошо развивается именно слуховая память, звуковое восприятие слова, в младшем школьном возрасте это очень важно, например, для написания диктантов, предложений, слов под диктовку. Игра повышает степень грамотности учащихся.

Игра проводилась на этапе  актуализации знаний, что способствовало повторению выше указанного правила, стимулировании деятельности учащихся, их подготовку к написанию текстов упражнений, в которых могли встретиться  слова на данные правила. Игра настроила  учащихся на дальнейшую работу на уроке, повысила их активность в начале урока, что часто бывает проблематично  на данном этапе. Таким образом, игра подготовила учащихся к дальнейшей работе на уроке.

Анализ фрагмента урока русского языка.( Приложение 6)

Для данной игры «Чудо - дерево» использовались наглядные средства, это маленькое дерево, и макет большого дерева со словообразовательными частями, которые могут помочь ребятам образовать новые слова. Когда учащиеся образуют новое слово, учитель удирает его схему и присоединяет к стволу дерева ветку с готовым словом, таким образом, получается новое дерево. Это привлекает внимание учащихся, им интересен сам процесс игры, образовывая новое слова, они вносят изменения в рисунок на доску, они сами его создают.

Задачей учащихся было образовать новые слова, с помощью суффиксов  и приставок. Причем некоторые части  слова были уже даны в готовом  виде, а некоторые учащиеся должны были подобрать сами, что осложняло  их работу. Но в тоже время давало им возможность получить больше новых  слов, например, от слова шум, при  помощи приставки и суффикса можно  образовать следующие слова: пошуметь, зашуметь, нашуметь и т.д.  Учащимся не дана конкретная приставки и поэтому они могут выбрать любую из них. У другой же команды в буквенной записи слова «зверь» при образовании нового слова буква мягкий знак исчезает. Ребятам необходимо было верно выполнить запись данных слов. Группа экспертов – третья команда выполняла задачу контроля, она выражали свое мнение по поводу того, верно ли образовано слово, и называли способ его образования. В этой команде разместились сильные ученики, игра позволила им реализовать свои возможности и повторить ранее изученный материал, довольно сложный по своему содержанию. Таким образом, эти ребята учились высказывать свою точку зрения, доказывать ее, приводя различные доводы и аргументы.

Слабым ребятам игра так  же помогла реализовать свои возможности, в каких-то случаях проявить свои творческие способности.

В игре были задействованы  все ребята, обучающиеся в классе. Игра увлекла их, им был интересен  процесс игры. Ребята остались удовлетворены  своей работой, проявляли активность.

Игра позволила также  увидеть, насколько ребята ориентируются  в данном довольно сложном материале, насколько они им владеют. Ведь чтобы  образовать новые слова, им необходимо было вспомнить, какие способы словообразования существуют, какие части слова  являются словообразовательными.

Игра способствовала развитию памяти, мышления, творческого воображения. Так как ребята работали в группах, игра способствовала сплочению коллектива, образованию в классе дружеской, рабочей атмосферы.

Игра проводилась на этапе  закрепления ранее изученного материала. Она позволила активизировать работу учащихся в середине урока, способствовала стимулировании их деятельности, помогла  созданию  развивающей, как психические процессы, так и личностные качества, атмосферы. Настроила учащихся на дальнейшую работу. Игра способствовала продуктивному закреплению материала.  Закрепление этого материала, проходило в ситуации игры, непринужденной обстановки, тем самым, повышая интерес к русскому языку, как одному из самых сложных предметов.

Анализ фрагмента урока русского языка.( Приложение 7)

Для проведения игры «Бартер» используется раздаточный материал, который упрощает работу учителя и учащихся.

Задачей учащихся является необходимость получить цельный  текст, который имеет и заголовок  и окончание. Для этого учащимся необходимо обменяться лишними элементами, чтобы получить целостный, логически  завершенный текст, имеющий заголовок.

Для того чтобы справится  с этой задачей, учащимся необходимо прочитать тексты, заголовки и  окончания текстов, имеющихся у  них. Каждая команда прочитывает  имеющийся у них материал. При  обмене данным материалом, ребятам  необходимо проследить смысловую связь  между заголовком, исходным, незаконченным  текстом и окончанием текста. Ребята сами выбирают путь подбора данных, что способствует развитию творческого  и логического мышления. Игра на данном этапе способствует формированию коммуникативной культуры учащихся, воспитывает умение вести переговоры, обмениваться мнениями, принимать решения.

Работая в команде, учащиеся учатся выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, следовательно, у  учащихся развивается монологическая речь, умение правильно вести диалог с членами своей группы. Развивается  умение конструктивно, продуктивно работать в группе. У учащихся формируется чувство товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки, воспитывается уважению к мнению своих одноклассников и к своему собственному мнению.

          Использование данной игры на уроке способствует лучше понять, осознать, усвоить только что изученный материал, также применить свои знания на практике по уже знакомому им материалу, вспомнить, то, что они изучали в процессе предыдущих уроков. Применение игры именно на этапе закрепления изученного материала, положительно сказывается  на усвоении данного учебного материала, его лучшего понимания.

Так же игра на данном уроке  осуществляет связь и с предыдущими  уроками русского языка, где школьники  знакомились с толковым словарем и его предназначением. В процессе игры ребятам встретились непонятные слова, такие как: дефицит, бартер. Значение которых им раскрыл учитель с  помощью толкового словаря. Эти  слова были записаны для запоминания  на доске, тем самым, учащиеся еще  и пополнили свой словарный запас, запомнили правописание новых слов.

           Дидактическая игра проведенная, на данном уроке русского языка, способствовала формированию интереса учащихся, положительной мотивации к учению, т.к. повышение мотивации к предмету напрямую зависит от того, насколько интересен изучаемый материал школьникам.

В данном случае дидактическая  игра способствует развитию смекалки, находчивости, сообразительности; формирует  такие качества личности как организованность, выдержка. В данной игре учащиеся также  получили более глубокие представления  о современной структуре социума. Игра приобщила школьников к пониманию  и проявлению интереса к реальной деятельности взрослых людей.

          В игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. Игра стимулирует деятельность школьников, настраивает их на рабочий лад, способствует созданию творческой атмосферы.

Анализ фрагмента урока русского языка. ( Приложение 8)

Для проведения игры «Рассыпанный текст» использовался персонаж из произведений Носова Незнайка. Привлечение в игру персонажа способствовало настрою ребят на игру, сконцентрировало их внимание.                Для игры были использованы конверты, с рассыпанными словами из предложений, и такие же слова учитель помещал на доске, когда ребята составляли предложения. Использование данного раздаточного материала способствовало быстрой организации работы учащихся, способствовало экономии времени.

            Задача школьников была следующая: ребятам необходимо было составить целостный текст из перепутанных слов и предложений, также подобрать к получившемуся тексту заголовок.

           Для того чтобы решить поставленную перед школьниками задачу, ребятам пришлось применить знания полученные, как на данном уроке, так и на предыдущих уроках. Учащимся необходимо было вспомнить, что такое предложение, текст. Следовательно, игра позволяет учащимся совершенствовать умение применять свои знания на практике, подтверждая и  теоретическими знаниями, через доказательство своих доводов, подтверждая свои слова неопровержимыми фактами. Игра учит ребят работать самостоятельно.

           В процессе игры учащиеся были объединены в группы. Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам была предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия. Предложения были разные по степени распространенности, это позволило объединить ребят в группы разные по силе. Ребятам, которые более слабые предложения достались простые, соответственно, сильным ребятам более распространенные предложения. Таким образом, в игре был задействован весь класс, все ребята проявляли свою активность. Интерес к игре был высок, школьники чувствовали свою ответственность за каждое созданное предложение, они видели, что благодаря их работе слова складываются в предложения, а предложение в целостный, структурированный текст. Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работали они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

Игра способствовала более  продуктивному повторению изученного материала, учащиеся наглядно увидели, что не каждый набор слов является предложением, и не каждый набор  предложений является текстом, т.е. важна логическая последовательность, как в предложении, так и в  тексте. Игра, проведенная на этапе  уроке,  подготавливает учащихся к написанию собственного сочинения.

              Игра была проведена на завершающем этапе урока, что способствовало повышение активности, именно в конце урока. Обычно внимание ребят на данном этапе снижено, но, проводя игру можно заметить, что деятельность учащихся активировалась, тем самым последние минуты урока не прошли впустую, а способствовали созданию развивающей, рабочей атмосферы.

Игра способствует развитию у школьников психических функций: речи, как письменно, через составление  предложений, вырабатывается умение выражать свои мысли логично, устной через  высказывание своих мыслей, приведение доказательств и т.д.  Игра помогает развитию мышления учащихся, творческого воображения, памяти. Дидактическая игра, проведенная на этом уроке, способствует не только развитию психических процессов, но и нравственных качеств: взаимопомощи, взаимовыручки, положительного отношения к мнению других людей, уважению собственного мнения, развиваются умение работать в группе, это очень важно, так как младшие школьники еще не умеют работать в коллективе. Игра значительно повышает интерес учащихся к урокам русского языка, благодаря тому, что ребята оказываются в различных ситуациях, они сами ищут из них выход, у них появляется возможность проявить свои способности, высказать свое мнении

Информация о работе Дидактические игры