Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 05:18, курсовая работа
В настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы использования игры в начальной школе…………………………………………………………………….7
Игра: сущность, теории…………………………………………7
Проблема повышения интереса к русскому языку в начальной школе………..................................................................................15
Использование дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку……………………………………19
Выводы по главе 1………………………………………………………35
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету……………………………………………………37
2.1. Организация и методика исследования……………………….37
2.2. Анализ экспериментальных данных по исследованию использования дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку в начальной школе ……………………………….43
Выводы по главе 2…………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………………59
Библиография…………………………………………………………61
Приложения
Выводы по главе 2
Анализируя результаты исследований
и фрагменты уроков, на которых
проводились дидактические
Видно как ребенок меняется в ситуации игры, он чувствует себя более уверенным, школьник не боится совершить ошибку, а если совершает таковую, у него есть возможность осознать ее, понять причины данной ошибки и исправить.
Положительно дидактические игры влияют на развитие школьников, им предоставляется возможность работать в группе, решать различные учебные задачи, высказывать свое мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. Следовательно, игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, воображения.
В процессе игры воспитываются
и нравственные качества, работая
в группе, ребенок учится общаться,
т.е. развиваются его
Таким образом, включение дидактических игр в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к русскому языку, способствует более качественному усвоению знаний.
Заключение.
Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении младших школьников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.
По результатам практической части данной работы можно сказать, что проблема повышения интереса к русскому языку существует. Дело в том, что данный предмет не является популярным среди современных младших школьников, особого интереса ребята к нему не проявляют, среди любимых предметов практически нет русского языка. Материал по этому предмету сложен для понимания младшими школьниками, а поэтому и не вызывает у них должного интереса.
Благодаря проведенным исследованиям и анализу практической деятельности, с использованием дидактической игры как средства обучения, можно говорить о том, что для повышения интереса к русскому языку необходимо стимулировать деятельность школьников с помощью дидактической игры. Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет создать рабочую, развивающую атмосферу как личностные качества школьника, например: взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, чувство товарищества, – так и психические процессы, такие как: память, мышление, внимание, речь, воображение и т.д. Большую помощь игра оказывает в сплочении коллектива младших школьников, через работу в группах и взаимную поддержку. На уроке, школьники играют с большим удовольствием и радостью, они не чувствуют усталости, не замечают как проходит время, они увлечены. Если игра проводится в начале урока, дети на протяжении всего оставшегося времени прекрасно работают, слабые ученики проявляют достаточную активность, в середине, конце урока игра позволяет сосредоточить внимание, поддержать интерес к уроку.
Гипотеза о том, что «процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если на уроках русского языка будут включены дидактические игры», поставленная в данной работе, не была опровергнута, хотя подтверждена частично, т.к. для ее полного подтверждения необходим более длительный период времени, чем месяц. Если использовать игры на протяжении всего начального обучения, несомненно, они будут способствовать повышению интереса к русскому языку и учащиеся, переходя в среднее звено для дальнейшего обучения, будут проявлять больший интерес к данному предмету, будут иметь более глубокие знания в этой области.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.
Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.
Заключение
Анализируя ФГОС НОО, результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов- новаторов, современных педагогов, психологов по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении младших школьников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.
Проблема повышения интереса
к русскому языку существует, так
как данный предмет не является популярным
среди современных младших
Для повышения интереса к русскому языку необходимо стимулировать деятельность школьников с помощью дидактической игры. Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет создать рабочую, развивающую атмосферу на уроках русского языка. Также развивает личностные качества школьника, например: взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, чувство товарищества, и психические процессы, такие как: память, мышление, внимание, речь, воображение и т.д. Большую помощь игра оказывает в сплочении коллектива младших школьников, через работу в группах и взаимную поддержку.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что дидактические игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.
Игра – это незаменимый
инструмент в развитии
Библиография
4. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал. Начальная школа. № 11, 2001г.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
6. Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год.
7. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа», № 11, 2004 год.
8. Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе. Журнал. Начальная школа. № 1, 1999г.
9. Котельникова Е.А. Использование
дидактической игры при обучении орфографии Начальная
10. Кульневич С.В. Современный
урок: научно-практическое пособие / С.В.
Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону:
Изд-во «Учитель», 2005.
11.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.
– М., 1965.
12. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры Советская педагогика. 1944. № 8-9. С. 24.
13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. С. 472.
14. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов педагогических колледжей, издательский центр ВЛАДОС, 2008г.
15. Панина Т.С Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. Изд. Цен Академия, 2008г.
16. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
17. Пылаева В.С. Дидактические идеи К.Д. Ушинского в современной начальной школе / В.С. Пылаева // Начальная школа. –2008 – № 7. – С. 4–8.
18. Ратцель Ф. Народоведение. Т. 1 – СПб. С. 74.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. – М.: Учпедгиз. 1946. С. 589.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. – М.: Учпедгиз. 1946. С. 589.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 713с.
22. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника: в кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 147.
23. Сабаткоев Р.Б.«Теория и практика обучения русскому языку», Москва, Академия, 1997г.
24. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.И. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений, издательский центр «Академия», Москва, 1999г.
25. Ушинский К.Д. Избр. соч. Т. 1 – М., 1953. С. 569.
26. Ушинский К.Д. Избр. соч. Т. 1 – М., 1953. С. 569.
27. Ушинский К.Д. Избр. соч. Т. 1 – М., 1953. С. 589.
28. ФГОС НОО 2 поколения: Приказ
Министерства образования и науки РФ от
22 декабря 2009 г. № 373 [Электронный ресурс].
– Режим доступа:http://минобрнауки.
29.
Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 4 т. Т. 1 – М., 1962. С.
450.
30. Шмаков С.А. «Игры для учащихся – феномен культуры» Москва, Новая школа, 1994г.
31. Эльконин Д.Б. Психология игры. С. 141.
Приложения 1.
Анкета для учащихся.
1.Тебе нравится в школе или не очень?
2.Утром, когда ты
3.Если бы учитель сказал,
что завтра в школу не
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5.Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6.Ты хотел бы, чтобы
в школе остались одни
7.Ты часто рассказываешь
о школьной жизни своим
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
9.У тебя много друзей в твоем классе?
10.Тебе нравится твой класс?
Приложение 2.