Дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы использования игры в начальной школе…………………………………………………………………….7
Игра: сущность, теории…………………………………………7
Проблема повышения интереса к русскому языку в начальной школе………..................................................................................15
Использование дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку……………………………………19
Выводы по главе 1………………………………………………………35
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету……………………………………………………37
2.1. Организация и методика исследования……………………….37
2.2. Анализ экспериментальных данных по исследованию использования дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку в начальной школе ……………………………….43
Выводы по главе 2…………………………………………………….55
Заключение……………………………………………………………59
Библиография…………………………………………………………61
Приложения

Файлы: 1 файл

Батуева сэржэна курсовая 632.docx

— 112.89 Кб (Скачать файл)

Например, в педагогике Фребеля  игра давала детям представление  о форме, величине, цвете предметов.  В системе О. Декроли игры употреблялись как образовательное средство. В практике Потти и Хилл на первый взгляд выступают аксессуары игры, то есть материалы для конструирования и моделирования.

Почему именно в игре создаются  благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для  развития у детей психических  процессов? Важнейший психологический  секрет игры в том, что она обязательно  построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно.

Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей. В  ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических  процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения, произвольного запоминания, припоминания и т.д. «Поэтапная обработка» умственных действий и понятий в  игре обычно происходит случайно. Но при  соответствующих методах педагогического  руководства в дидактических  целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в дошкольном возрасте, игровые действия ребят  носят развернутых характер и  требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду обучения в школе, сокращаются  и обобщаются, идет их вербализация. Впоследствии они могут совершаться частично или полностью в умственном плане, в плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся  в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие сюжетно-ролевые игры). А. Эйнштейн утверждал, что воображение более важно, чем знания. Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать. В процессе игры школьник получает возможность совершать познавательные действия соответственно имеющемуся замыслу, игровым правилам и т.д.

Игровое обучение не может  быть единственным в образовательной  работе с детьми. Оно не формирует  способность учиться, но бесспорно  развивает познавательную активность школьников. Итак, игра – специфический  детский путь получения знаний об окружающем мире.

Дети познают мир в  играх легко и непринужденно, без «нажима». На этом ключе основано создание игр. Дидактические игры представляют собой игровое обучение. Обучающий  характер дидактических игр основан  на важнейшей закономерности игровой  деятельности детей и подростков – стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. Воображаемые условия, присутствующие в играх учащихся, служат лишь оболочкой для игр с дидактическими правилами. Детей к ним побуждает стремление проявить догадку, ловкость, смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение. Ее мотив с процесса деятельности перемещается на результат – выигрыш в соревновании, завоевание первенства, своей командой или личного первенства в умственном состязании.

Ценным средством стимулирования интереса к учению можно назвать  познавательные или дидактические, которые опираются на создание в  учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как  средство возбуждения интереса к  учению.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные  ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти  выход. Главное назначение этого  метода – стимулировать процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Метод познавательных игр  имеет длительную историю. Он уже  применялся в древних дидактических  системах. В очередной раз интерес  к ним обострился в середине 80-х  годов, когда в школу начали проникать  мощные ЭВМ, позволяющие моделировать сложные ситуации. Обучающие игровые  программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения.

Среди таких игр – разнообразные  математические, лингвистические игры, игры – путешествия, игры – викторины  и др.

В последнее время всё  большей популярность получили стимулирующие  игры, то есть способствующие воспроизведению  определенного качества, а также  разновидности игрового метода, как  инсценизация и генерация идей. С  помощью стимулирующих  игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действенных.

Метод инсценизации может  принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного  диалога, дискуссии на определенную тему, форму театрализованного воспроизведения  событий, некогда действительно  имевших место, или гипотетических. Структура данного метода может  быть такой.

 

Этапы

  Цели учителя

  Цели учащихся

1. Подготовка

  План и содержание

  Понимание

2. Начало

  Определение темы и цели

   Мотивация

3. Организация

  Распределение ролей

  Принятие ролей

4. Инсценировка

  Наблюдение, руководство

  Участие

5. Анализ

  Подведение итогов

  Понимание


 

Метод генерации идей позаимствован  из арсенала методов подготовки творческих работников и специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в  процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные  идеи её решения.

Сущность дидактических  игр как средства обучения.

Дидактические игры – это  разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой  в целях обучения и воспитания детей. Как уже было сказано выше, игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения (об этом свидетельствует и тот  факт, что дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Львом Семеновичем Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет  медленно (многие дети вообще  не знают, что такое «учиться»).

3. Имеются возрастные особенности детей. Связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти. Преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.

4.  Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым  ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют различные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая  игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».

А.И. Сорокина выделяет следующие  виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки. Игры-беседы.

Краткая характеристика каждого  вида.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находиться радом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В  этих играх используются многие способы  раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач  и т. д.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности –  короче. В основе данных игр лежат  действия с предметами, игрушками, словесные  поручения.

Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая  требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать  друг друга.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний. Находчивости, разгадывание загадок развивает  способность к анализу, обобщению  формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных  мыслительных процессов, она воспитывает  умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать  суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

Дидактическая игра имеет  определённую структуру. Структура  – это основные элементы, характеризующие  игру как форму обучения и игровую  деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение  итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного  воздействия. Она формулируется  педагогом и отражает его обучающую  деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих  учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической  игре реализуется через игровую  задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное дидактическая  задача в игре преднамеренно замаскирована  и предстает перед детьми в  виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые  действия, тем интереснее для детей  сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание  загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым  замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила  содержат нравственные требования к  взаимоотношениям детей. К выполнению ими норм поведения. В игре правила  являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение  дидактической задачи – незаметно  ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания  игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше  выполнили игровое задание определение  команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого  ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих  детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью  решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической  игры знания усваиваются лучше. Самое  главное – дидактическая задача в игре осуществляется через игровую  задачу, она скрыта от детей. Дети непреднамеренно  усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и  педагогом определяются не учебной  ситуацией, а игрой. Цель дидактических  игр и игровых приёмов –  облегчить переход к учебным  задачам, сделать его постепенным. Выше сказанное позволяет определить следующие функции игровых приемов  и дидактических игр:

1.Функция формирования  устойчивого интереса к учению  и снятию напряжения, связанного  с процессом адаптации ребенка  к школьному режиму.

2.Функция формирования  психических новообразований 

Информация о работе Дидактические игры