Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:57, дипломная работа
Цель исследования: Выявить роль фольклора в процессе создания русского народно-сценического танца.
В соответствии с поставленной целью намечено решение следующих конкретных задач:
1. Определить основные понятия, относящиеся к традициям русского народно-сценического танца.
2. Уточнить виды и жанры русского народно-сценического танца.
Введение 4
Глава 1: Русский народно-сценический танец: теоретический аспект. 9
1.1 Основные понятия, относящиеся к традициям русского
народно-сценического танца. 9
1.2 Жанры и виды русского народно-сценического танца. 24
Глава 2. Трансформация хореографического фольклора как путь
создания русского народно-сценического танца. 35
2.1 Сценическая интерпретация танцевального фольклора и ее
способы при создании русского народно-сценического танца. 35
2.2 Роль самодеятельного и профессионального искусства
в трансформации хореографического фольклора. 46
Заключение 61
Литература 65
Роль деятельности Захарова в развитии русского сценического танца состоит в соединении характерных общенациональных черт и художественных достоинств русских народных танцев разных регионов России. Как пример глубокой выразительности, поэтической приподнятости обратимся к хореографической композиции «Хохломская карусель» (в приложении № 4 размещено видео). В ней подчёркнут фольклорный образец, показана самобытная архитектоника танца. «Неспешность» развития и «достойная простота» гармоничных отношений в паре как «ухаживание» делают счастливыми и исполнителей, и зрителей как участников события. Композиция знакомит с нижегородскими промыслами «Хохломская роспись» и «Хохломской художник». С помощью основных черт национального русского танца раскрывается «круг как символ жизни, вечности; разновидности кругов – двойные, тройные, концентрические; звёздочки, воротца – это живая карусель; всё постепенно переходит в настоящий вихрь движений. Это сама жизнь народа».
В.М. Захаров
нашёл возможность в
Новаторская
деятельность проявляется и в
торжественном хороводе
В современных условиях весьма важно сохранение, развитие фольклорной традиции в народной хореографической культуре. Современная хореография обогатилась «жизненными соками» народного творчества, что нашло своё отражение в практике видных деятелей русского хореографического искусства. На протяжении многих столетий народ, этот гениальный мастер-хореограф, совершенствует, обогащает, украшает все формы и виды нашего народного танца, на базе старинных танцев создает новые хореографические произведения. А мастера профессионального искусства собирают, изучают народное творчество, обрабатывают его для показа на сцене. А затем эти танцы и пляски подхватываются художественной самодеятельностью и возвращаются в народ.
Заключение
Русский народно-сценический танец является феноменом традиционной культуры. Выявляя его особенности, в первой главе мы даём комплексный анализ основных понятий относящихся к традициям русского народно-сценического танца. Этот вид искусства является одним из наиболее распространенных видов народного творчества, в своём кодовом генетическом аспекте он обладает теми качествами, которые позволяют ему сохранять нравственно-этические нормы, осуществлять прямую связь с жизнью народа. Народный танец доступен современному исследователю в двух основных разновидностях: как аутентичный, фольклорный, живущий в народной среде как часть традиционной культуры, и как народно-сценический танец, существующий в системе современной художественной культуры.
Вопросы сохранения и развития традиционной народной культуры имеют большое значение в социокультурной, художественно-творческой деятельности, в росте эстетической, нравственной, духовной культуры личности, проявления ею гражданских, патриотических инициатив. Этнокультурные ценности и идеалы лежат в основе сокровищницы национального искусства, культуры в целом, их следует бережно сохранять, развивать и передавать из поколения в поколение.
Русский танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений. В результате всего этого русский народный танец делится на отдельные жанры и виды, каждый из которых имеет свои особенности. Мы думаем, что в первой главе довольно тщательно описаны отличительные черты жанров русского народного танца, хотя, конечно, это только самые яркие и основные. Так как каждый танец, исполняемый в разных областях, имеет между собой много отличий.
Рожденные в 30-ые годы многочисленные ансамбли, народные хоры, огромное число любительских коллективов и плеяда мастеров-хореографов русского танца дали ему большую творческую дорогу и возможность завоевать любовь и уважение у зрителей. Наш современник Игорь Александрович Моисеев пишет в своей книге: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благодарного для хореографии материала, равного по своим качествам русскому фольклору».
Наши современники, выдающиеся хореографы, известные всему миру постановщики русского танца Игорь Моисеев, Надежда Надеждина, Татьяна Устинова, Мира Кольцова, Ольга Князева, Михаил Чернышев и другие создали высокохудожественные произведения, выстраданные ими и опирающиеся на глубокие знания русского танцевального фольклора и на их талант, помноженный на огромную любовь к русскому народу, к русскому танцу. Их постановки близки современному зрителю, они волнуют его и принимаются всеми возрастными группами, как свое, им всем понятное, искусство. Все их произведения без всяких скидок являются современным искусством, ибо в этих талантливых произведениях есть чувства, мысли и сама жизнь художника и современного артиста-исполнителя.
Движение в искусстве, а русский танец – это великое народное искусство, процесс сложный, ответственный и длительный, требующий от хореографов не только глубоких знаний русского народного танца, но и большой любви к нему. Любое обогащение русского народного танца должно быть оценено и принято народом, он имеет свои богатые традиции, свою школу и прекрасный сценический опыт, которые надо знать и отталкиваясь от них использовать разнообразные формы и способы интерпретации танцевального фольклора, что приведет к более яркому профессиональному созданию хореографического произведения.
Таким образом, проследив историю развития, рассмотрев все жанры и виды русского народно-сценического танца и изучив основные понятия, мы перешли ко второй главе, в которой описано создание хореографического произведения на основе танцевального фольклора.
Здесь мы говорим о сложном, неоднозначном и трудно измеряемом пути танца подлинно народного к его сценическому варианту. Многие лучшие достижения хореографов в этом жанре позволяют говорить о его природе и методах творческого процесса ведущих мастеров танца, прежде всего И. А. Моисеева, В. М. Захарова, Т. А. Устиновой, Н. Н. Надеждиной и многих других. При всем различии почерков этих хореографов именно они были первопроходцами жанра и создателями основных разновидностей, которые сегодня доступны зрителю.
Мы рассмотрели три основных пути сценического решения народного танца в ансамбле.
Первый - это художественная обработка фольклорного образца, при которой сохраняется его первооснова;
Второй - разработка основного образного ядра, пластического лейтмотива, фольклорного первоисточника;
Третий - соединение танца с другими видами искусства или народного творчества.
Думается, что все эти направления в деятельности любого коллектива народно-сценического танца и составляют тот оптимальный процесс, который позволяет наращивать выразительные богатства сценической народной хореографии, соотнося их с соками земли, с одной стороны, и пульсом времени — с другой.
Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение. Поэтому вся наша надежда на ищущую, чуткую ко всему родному, любящую свою историю, стремящуюся не оторваться от глубинных ее истоков талантливую молодежь.
Балетмейстеры, создавая современные произведения, формируя их эстетику, должны черпать материал для своих сочинений из лучших образцов подлинного народного танца, изучая их на местах или на многочисленных конкурсах и фестивалях. Ведь именно в тех случаях, когда нет подлинного и глубокого проникновения в истоки народного творчества, а настоящее знание фольклора подменяется общим и поверхностным о нём, процветают эклектика и чрезмерная театрализация, которые отнюдь не украшают сцену.
Таким образом, на основе проведенного исследования, мы можем подтвердить, что сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей основой для создания русского народно-сценического танца, так как за счет бережного отношения к местным особенностям и традициям исполнения, обогащается национальная манера исполнения, создаются гениальные образцы русского народного танца.
Список литературы
296 с.
Информация о работе Фольклор как основа создания русского танца