Фольклор как основа создания русского танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить роль фольклора в процессе создания русского народно-сценического танца.
В соответствии с поставленной целью намечено решение следующих конкретных задач:
1. Определить основные понятия, относящиеся к традициям русского народно-сценического танца.
2. Уточнить виды и жанры русского народно-сценического танца.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1: Русский народно-сценический танец: теоретический аспект. 9
1.1 Основные понятия, относящиеся к традициям русского
народно-сценического танца. 9
1.2 Жанры и виды русского народно-сценического танца. 24
Глава 2. Трансформация хореографического фольклора как путь
создания русского народно-сценического танца. 35
2.1 Сценическая интерпретация танцевального фольклора и ее
способы при создании русского народно-сценического танца. 35
2.2 Роль самодеятельного и профессионального искусства
в трансформации хореографического фольклора. 46
Заключение 61
Литература 65

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

 

Приложение №1

Основные фигуры хороводов

 

«Круг»

Эту фигуру в Смоленской области называют «коло», «колесо», в Архангельской «шина». Число участвующих в этой фигуре не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идет «посолонь» - по солнцу, или, как сейчас принято говорить, по движению часовой стрелки. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, парни и девушки идут простым или переменным шагом, или переменным шагом с притопом, или другим каким-либо шагом.

 

«Два круга рядом»

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по направлению движения часовой стрелки, так и против ее движения. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны. Парни и девушки двигаются такими же шагами, как и в продвижении по кругу.

 

«Круг в круге»

Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как по солнцу, так и в противоположную сторону.

 

«Корзиночка»

В ярославской области эту фигуру называют «переплетенный круг». Фигура образуется из двух кругов – круг в круге. Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, парни и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни пожднимают соединенные руки и через головы девушек опускают их на руки девушек, причем партнерша находится справа от партнера. Образуется единый переплетенный круг – «корзиночка». Число пар, участвующих в построении этой фигуры, не ограничено, однако их должно быть не менее четырех.

«Корзиночка» движется различными шагами – или «гармошкой», или «припаданием» в любую сторону. Головы исполнителей в момент движения могут быть повернуты по ходу движения, к своим партнерам или же к центру круга. Руки исполнителей могут находиться не только внутри круга, нор и с внешней его стороны, со стороны спины всех его участников. Таоке перестроение происходит из образовавшейся уже фигуры – «корзиночки». Парни поднимают соединенные руки вверх и через голвы девушек опускают за их спины. Затем девушки поднимают соединенные руки вверх и через голвы парней опускают за их спины, на соединенные руки парней.

 

«Восьмерка»

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в различные стороны. В Определенные момент ведущие одновременно разрывают круги, и участникик через одного переходят из олного круга в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Иногда участники за руки не держаться, а идут в своих кругах в затылок друг другу. В хороводах Архангельской области фигуру «восьмерка» часто исполняют парами, составленными из девушек, которые не держаться за руки. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым. «Восьмерку» лучше всего исполнять простым или переменным шагом.

 

«Улитка»

В Московской области эта фигура называется  - «улитка», в Рязанской – «капуста», «капустка», в Архангельской – «завивать кочешок», в Пермской  - «навивать нитку». Эта фигура образуется, или, как говорят «навивается »или «завивается», из круга.

Ведущий хоровода разрывает большой круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем превый; затем, он «завивает», заводит второй, третий круги по концентрической окружности, круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводником точно повторяют рисунок его движения. Число кругов зависит от количества людей, участвующих в хороводе. «Капустку», «улитку» «завили». Теперь ее надо «развивать».

Есть три варианта «развивания» этой фигуры, то есть возвращение в исходное положение.

1-й вариант. Продолжая  движение, хороводник делает разворот  влево на 180 градусов и начинает  выводить хороводную цепь по  образовавшемуся между кругами  коридору. Движение идет постепенно  увеличивающимися кругами до  образования первоначального круга. Все идущие за ним точно  повторяют рисунок его движения. «Завивает» хороводник «улитку»  по движению часовой стрелки, по солнцу, а «развивает» ее  против движения часовой стрелки.

2-й вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру  круга. Хороводник, пригнувшись, проходит  под руками одной пары первого  внутреннего круга, затем второго  и так далее, пока не выйдет  из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь. Затем он делает поворот направо  и продолжает двигаться по  напрвлению движения первоначального круга. Так часто «развивают» «кочешок» в северных областях России.

3-й вариант. «Развивает»  «капустку» второй хороводник, находящийся на другом конце хороводной цепи. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

 

«Змейка»

В Архангельской области эту фигуру называют «Кривули», в Московской – «уж». Фигура «змейка» может  начинаться из линии, но чаще  она является развитием круга. Ведущий хоровода, разорвав круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи. Все исполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим. «Змейка» исполняется в основном на площадке, занимаемой хороводом. Иногда «змейка» выходит за пределы площадки, и тогда она изгибается и вьется вне всякого плана и системы на большой площади вокруг стогов или деревьев и т. п. Двигаться «змейка» может и медленно и довольно быстро, простым или переменным шагом, шагом с притопом и даже дробной дорожкой.

 

«Колонна»

В Архангельской области фигура называется «шествие». Это построение рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Ряды могут состоять как из парней и девушек, так и из одних девушек. Несколько рядов, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов  всегда меньше длины «колонны». Чаще всего в этом построении за руки не держатся. Самая маленькая «колонна», где каждый ряд состоит из двух человек. Такое построение «колонной» в две линии в Архангельской области называют «застенок». «Колонна» движется чаще всего простым шагом.

 

«Улица»

В Московской области она называется «стенка», в Пермской – «проулочек», в Архангельской  - «улица». Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют фигуру «улица». Эти две линии сходятся либо одновременно, либо одна линия может стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на нее. В одной линии могут стоять парни, в другой девушки, линии могут быть и смешанными. Чаще всего в этой фигуре участники держаться за руки и движутся простым шагом.

 

«Ворота»

Эта фигура носит название «воротики», «воротца». Две линии исполнителей стоят парами одна против другой – «улицей». Пары одной линии берутся за руки и, подняв их вверх, образуют  «ворота», другая рука свободно опущена вниз. Пары, стоящие напротив в другой линии, простым или прерменным шагом проходят под «воротами». Часто все пары одной линии, соединив руки и подняв их вверх, образуют непрерывные «воротики». Другая линия с разьединенными руками проходит по одному под каждые «воротики». Иногда исполнители, взявшись за руки, стоят в круге. Ведущий, разорвав круг, через центр его ведет за собой хороводную цепь. Подойдя к любой паре, он делает знак «поднять ворота». Одна пара поднимает руки, и испонители проходят в образовавшиеся «воротца». Построение из «воротиков» бывает и такое: пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит лицом по направлению движения часовой стрелки, другая половина пар – против ее движения. Одновременно все пары начинают двигаться навстречу друг другу простым или переменным шагом по линии круга. Одна половина пар исполнителей образует «ворота», остальные пары проходят под ними. Продолжая движение по кругу, теперь уже другая половина испонителей делает «ворта», а остальные пары проходят под ними.

 

«Гребень»

В Ярославской области эта фигура называется «прочес». Две линии исполнителей, выстроившись друг против друга «стенкой», движутся навстречу простым или переменным шагом. Руки испонителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются и, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.

 

Приложение №2

Фигуры групповых плясок

 

«Шен»

В Московской и Томской областях эта фигура носит название «перехватка», в Костромской области – «шитье», в Архангельской – «шина».

Парни и девушки стоят в парах по кругу, затем стоящие в парах одновременно поворачиваются лицом  друг к  другу и берутся правыми руками, левые руки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая друг другу поочередно то правые, то левые руки, до тех пор, пока не встретятся со своим партнером. Девушки двигаются по движению часовой стрелки, парни в противоположном направлении. Исполнители могут не браться за руки, а обходить друг друга то правым, то левым плечом, иногда с поклоном, иногда с кивком головы. Эти переходы могут исполняться также парами и тройками. Шен может быть исполнен не только по кругу, но и по прямой линии. Исполнители могут двигаться различными шагами, бегом, «дробной дорожкой» и «припаданием».

 

«Звездочка»

В Калининской области эта фигура называется – «стайка», В Саратовской – «репей», в Архангельской - - «колесо».

Фигура «звездочка» может быть построена из одинакового числа парней и девушек или же только из одних парней или из одних девушек. Здесь может быть как четное, так и нечетное количество танцующих. Но исполнителей должно быть не менее трех и не более восьми человек. Мы даем описание наиболее распространенной «звездочки» - из четырех человек: два парня и две девушки.

Парень и девушка одной пары, повернувшись правыми плечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладет свои соединенные правые руки на их кисти. Левые руки всех исполнителей находятся в 3-м или 1-ом основном положении. Исполнители могут соединяться и левыми руками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находится на талии. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, шагом с переступанием, «дробной дорожкой».

 

«Карусель» или «Большая звездочка»

От народных гуляний в пляску и хоровод пришла фигура «карусель». В основе этой фигуры лежит «звездочка». В построении этой фигуры может участвовать не менее трех пар. Юноши, подав друг другу правые руки, образуют «звездочку», а левыми держат правые руки девушек, левые руки девушек находятся в 3-м или 1-ом основном положении. В другом варианте «звездочку» образуют девушки, а юноши держат их за руки. Исполнители могут двигаться теми же шагами, что и в «звездочке». Руки девушек и парней в «карусели» могут быть соединены и при помощи платочков, лент, поясов и т. д.

 

«Челнок»

В Московской области и на Урале эту фигуру называют «качели», в Ярославской области – «пила».

Фигуру «челнок» может исполнять любое четное число пар. Исходным положением чаще всего бывают две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии друг от друга. Повернувшись лицом друг к другу, парень и девушка, составляющие пару, подают обе руки, которые могут находиться и в параллельном и в перекрещенном положении. Пары, стоящие в одной линии, располагаются по отношению к парам другой линии таким образом: девушки стоят спиной друг к другу, а парни лицом. Может быть и наоборот, в зависимости от условий пляски. Все пары одновременно начинают двигаться навстречу друг другу, и на середине, держа равнение, проходят между двумя парами. Лини меняются местами. Теперь парни стоят спиной друг к другу, а девушки лицом. Не меняя положения пары возвращаются на свои места, проходя вновь между теми же парами. Такие переходы могут повторяться по нескольку раз – «туда-сюда», как говорят в народе. В исполнении этой фигуры существуют различные варианты:

а) во время переходов пар первыми по ходу движения должны все время быть или парень или девушка. Для этого нужно, чтобы пары, придя на противоположную сторону, сделали поворот на 180 градусов и продолжили движение в обратную сторону;

б) встречаясь в середине, пары могу при движении вперед обходить пару справа, а при движении назад – слева.

Иногда пары исполняют эти переходы, стоя в одной линии, круге или из построения «круг в круге», по диагонали квадрата и т. д. Фигура «челнок» исполняется в среднем и быстром темпах. Чаще всего простым или переменным шагом, бегом или «дробной дорожкой».

 

«Ручеек»

В Куйбышевской области фигура эта называется «поднурышки». Исполнители стоят парами на небольшом расстоянии друг от друга, в затылок друг другу – колонной. Каждая пара, взявшись за руки, образует широкие «ворота». Пара, стоящая в конце колонны, слегка согнувшись и прижавшись друг к другу плечами, проходит через все образовавшиеся «ворота» и становится впереди колонны. Затем идет следующая пара и так далее, до тех пор пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке.

«Ручеек» может начинать пара, стоящая в начале колонны. Тогда он называется «обратный ручеек». При выполнении «обратного ручейка» пары могут проходить под «воротами» или повернувшись лицом по ходу движения, или спиной. Основными движениями в этой фигуре являются различные простые и переменные шаги.

 

«Волна»

Исходным положением фигуры «волна» является построение четного количества пар в одну колонну. Парень и девушка, составляющие пару, повернувшись лицом друг к другу, подают обе руки о образуют «ворота». Все четные пары одновременно проходят под «воротами» нечетных пар, которые или стоят на месте, или переходят на место четных пар. Затем все нечетные пары, также одновременно, проходят под «воротами» четных пар и т. д. Все пары при таких переходах фактически остаются на своих местах, поэтому такую «волну» иногда называют «волна на месте».

Информация о работе Фольклор как основа создания русского танца