Фольклор как основа создания русского танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить роль фольклора в процессе создания русского народно-сценического танца.
В соответствии с поставленной целью намечено решение следующих конкретных задач:
1. Определить основные понятия, относящиеся к традициям русского народно-сценического танца.
2. Уточнить виды и жанры русского народно-сценического танца.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1: Русский народно-сценический танец: теоретический аспект. 9
1.1 Основные понятия, относящиеся к традициям русского
народно-сценического танца. 9
1.2 Жанры и виды русского народно-сценического танца. 24
Глава 2. Трансформация хореографического фольклора как путь
создания русского народно-сценического танца. 35
2.1 Сценическая интерпретация танцевального фольклора и ее
способы при создании русского народно-сценического танца. 35
2.2 Роль самодеятельного и профессионального искусства
в трансформации хореографического фольклора. 46
Заключение 61
Литература 65

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Наиболее типичной, начальной формой построения большинства хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг – круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерки». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространенная форма построения русского хоровода. Но движения хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т. д. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, например «круг», «воротца», «восьмерка», «колонна», «корзиночка», «карусель» и т. д. Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются его составной частью. Часто одни и те же фигуры в разных областях России носят различные местные названия. [35, с. 33]. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности – «заплетение плетня», «завивания капустки», «переплетение хмеля». Фигуры могут образовываться одними девушками, или одними парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Руки, соединенные при построении фигур, могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т. д. Разучивать фигуры можно и отдельно, но только в движении. В отличие от орнаментальных хороводов в игровых хороводах рисунок построения проще, в нем нет такого разнообразия танцевальных фигур. Основные построения русских хороводов и их основные фигуры указаны в приложение №1.

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, рисунчатые, кружевные, узорчатые, а иногда и плясовые.

Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. [35, с. 43].

В старину хороводы скрашивали однообразную и тяжелую жизнь народа. Особенно многолюдны и торжественны были хороводные гулянья по большим праздникам, в них принимало участие население всей округи. В некоторых местах существовали особые «наборные» песни, с которыми девушки шли по деревни, приглашая подруг на хоровод в начале таких гуляний, и «разборные» песни, исполнявшиеся по окончании гулянья, при прощании [61, с. 16].

Наряду с хороводами в быту русского народа широко распространены пляски импровизационного характера. В них отсутствует установленная последовательность фигур и движений [61, с. 17]. ...Скажу о том, что пляска не только услаждает, но также приносит и пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты [71, с.52].

Древнейшим видом русских народных плясок культового происхождения являются пляски-игры, отображающие трудовой процесс [2, с. 7]. Эти танцы, как правило, носили воспитательный характер и не исключали наличие шутки и иронии.

 Сначала пляски-игры  исполнялись в строгом соответствии  со временем проведения тех  или иных сельскохозяйственных  работ. Параллельно с темой труда  в них раскрывалась и любовная  тема. Такой характер носит пляска-игра  «Яр-хмель», посвященная сбору хмеля, а затем варке из него пива. Здесь тема труда переплетается  с любовной темой. В этой игре  ведущая вокально-танцевальная  роль принадлежит хору, исполняющему песни, а драматически-танцевальная – солистам.

Пляска-игра «Ленок», рассказывающая о сеянии, сборе, трепании льна и выделке из него полотна, тоже всецело относится к пляскам, связанным с трудовыми процессами.

Общепринятая форма этих плясок изобилует многочисленными  местными вариантами и дополнениями, как в отношении текста, так и в отношении действия [25, с.81].

Русские народные пляски подразделяются на сольные и массовые. Сольные русские народные пляски в основном делятся на три вида: перепляс, парная и импровизационно-изобразительная пляски [25, с. 82].

 Парная пляска  с участием девушки и юноши  ярко выявляет характерные особенности  женской и мужской пляски. Движения  юноши отличаются силой, ловкостью  и задором; он пляшет, стараясь  показать свое мастерство четкостью  и затейливостью дробей, хлопушек  и присядок. Девушка то двигается  скромно, плавной поступью, иногда  грациозно взмахивая платочком, то соревнуется с юношей сложностью плясовых «колен» [61, с. 17]. Эта пляска, изобилующая импровизационными моментами, отличается яркой мимикой и большой выразительностью. Сопровождается она плясовой песней или игрой на народных инструментах. [25, с.83].

Одиночная импровизационно-изобретательная пляска, обычно исполняемая девушкой, требует богатой творческой фантазии, высокоразвитой выразительности и тонкого вкуса. Как правило, хор поет песню, повествующую о думах и судьбе девушки, а танцующая передает ее переживания. При этом пляска должна быть не иллюстрацией песни, а выражением внутренних ощущений исполнительницы [25, с. 83]. Блестящее описание такой пляски, которая под силу лишь особо одаренным художникам из народа, встречается у М. Горького в его «Детстве». Мужчины никогда не исполняют импровизационно-изобразительной пляски, и их одиночные выступления являются в основном демонстрацией техники и виртуозности, олицетворяющих смелость и отвагу.

В настоящее время едва ли не самую распространенную форму русской пляски представляет так называемый перепляс [58, с. 3]. Перепляс, который, как показывает само название, является соревнованием в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности. Переплясу присущ задор, иногда легкий юмор [61, с. 17]. Тут каждый танцор старается переплясать другого, перещеголять его мастерством исполнения, количеством танцевальных движений. Соревнование вызывает у исполнителей стремление придумать новые комбинации, заставляет их совершенствовать свою пляску, творчески работать над ней. [58, с. 3]. В старину в переплясе участвовали только парни, которые поочередно выказывали друг перед другом свое искусство [61, с. 17]. После того как начавший пляску танцор проделает несколько виртуозных колен, его сменяет другой, стремящийся выполнить колена сложнее. Вслед за этим в пляс опять включается первый, снова усложняя движения. Перепляс рассматривается народом как поединок и исполняется с соблюдением нарочитой серьезности. Шуточные частушки, которые поет в это время хор, стремятся рассмешить танцующих. Если исполнители засмеялись, то они выходят из круга. Виртуозность мужской пляски достигает здесь очень высокого уровня; вся пляска требует большого мастерства и изобретательности» [2, с. 10]. В современных переплясах участвуют не только юноши, но и девушки, соревнуясь между собой или с юношами [61, с.17].

Знаток русской народной хореографии А.А. Климов пишет, что переплясы прочно вошли в репертуар самодеятельных и профессиональных коллективов. На сцене можно видеть много разновидностей переплясов. Постановщики используют в них различное количество исполнителей. В переплясе могут участвовать двое, трое, четверо, пятеро и больше исполнителей. Есть переплясы солдатские, матросские и т. д. Часто на сцене одновременно могут плясать несколько человек с одной стороны и несколько человек с другой, но и при этом задача и характер исполнения русского народного перепляса сохраняются [35, с. 110].

Массовый пляс - это древнейший вид русской пляски. Массовый пляс возникал на игрищах стихийно, непосредственно. Возникал он не только от избытка сил и энергии, но и в связи с различными событиями в жизни русского человека: встречей весны, свадьбой, удачной охотой и т. д. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участвующих. Все исполнители без исключения пляшут темпераментно, лихо, с большим увлечением. Они самозабвенно выплясывают свои любимые колена и импровизируют по ходу исполнения, стараясь показать себя в пляске.

Массовый пляс чаще исполняют в парах один против другого. Пляшут и по одному, и по трое, и по четверо, но при этом все же адресуют свои движения, свои эмоции кому-либо из пляшущих рядом. У каждого исполнителя массового пляса есть своя задача не только показать себя в пляске, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом исполнитель [35, с. 110].

В групповой пляске, так же как и массовом плясе, может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Групповая пляска обычно имеет определенное количество участников, ей присуща большая организованность, нежели массовому плясу. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение. Различные фигуры и перестроения в групповой пляске должны быть срепетированы и четко отработаны исполнителями. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и если кто-либо из участников отсутствует, пляска не получается, не «клеится», а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно: он может перепутать весь рисунок пляски. Иногда групповые пляски называют групповыми танцами или традиционными плясками [35, с. 112].

Фигуры групповой пляски чаще всего составляются из пар. В групповой пляске можно встретить почти все фигуры хороводов, но исполняются они уже по-другому, в другом характере, а некоторые фигуры, такие, как «корзиночка», «звездочка», «карусель» и т. д., имеющие круговое построение, исполняются не по движению часовой стрелки, как в хороводе, а в противоположную сторону. Эта важная отличительная от хоровода черта исполнения некоторых фигур в групповой пляске [35, с. 114]. В приложении №2 мы рассмотрели основные фигуры групповых плясок.

Групповые пляски сочинялись одаренными, талантливыми плясунами, мастерами своего дела, шлифовались и оттачивались народом десятки, сотни лет, пока не приобретали устойчивые, традиционные формы [35, с. 113].

Русские танцы имеют строго установленную последовательность фигур, в каждой фигуре движения также заранее фиксированы. Из русских танцев повсеместно распространены: кадриль с ее многочисленными разновидностями, «ланце», «метелица» [61, с. 17]. Поразительно, что, взяв за основу форму английской (Лансье) и французской кадрили, скрестив их с танцевальными играми, русские, наполнив её собственным содержанием и танцевальной техникой, сделали кадриль национальным танцем.

Кроме того, во многих областях имеются свои танцы, не исполняемые в других местах. К их числу относятся: «Гусачок» в Смоленской области, «Чижик» и «Шина» в Архангельской области, пляска «Елецкого» в Рязанской области, «Тимоня» в Курской области, «Толкуша» в Ленинградской области, «Подгорка» в Сибири и др.

Русская кадриль, которая десятилетиями создавалась самим народом, в каждой местности имеет свои отличительные особенности, свой рисунок и характер движений. Существуют кадрили из четырех, пяти, шести и более фигур. Исполняются они под песни или под гармонь, причем каждой фигуре обычно соответствует своя песенная мелодия.

В процессе развития народная кадриль непрерывно изменяла свою форму и содержание. Различие между старинной кадрилью и кадрилью, бытующей теперь, очень велико [61, с. 17].

Русские народные кадрильные пляски похожи на кадрили. Только они даются на сцене в более свободном хореографическом изложении. Кадриль – это танец двух пар «ви-за-ви», стоящих друг против друга. Кадрильная пляска в целом сохраняет эту особенность. Но в ней есть моменты, которые в сценических кадрилях не встречаются, которые больше характерны для плясовых форм. В бытовой русской народной хореографии кадрильных плясок не было. В коллективах, работающих в русле художественного метода профессиональной сценической русской народной хореографии, кадрильные пляски появились в результате индивидуальных творческих поисков какого-либо конкретного балетмейстера [6, с. 38].

Появление на сценах хороводных плясок тоже является следствием творческих исканий балетмейстеров в области новых музыкально-танцевальных форм, отвечающих современным требованиям, не противоречащих традиционной русской народной хореографии, сочетающих в себе хороводные и плясовые начала.

С хороводом их роднит массовый характер музыкально-танцевального действия, с пляской – сравнительно импровизационная подача танцевального материала в сочетании с демонстрацией мелкогруппового, а нередко и индивидуального мастерства [6, с. 86].

Итак, рассмотрев этот вопрос, мы видим, что в жанре хоровода различают два вида — орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска и т. д., — так и из видов, сложившихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время, — кадриль, лансье, полька и др.. До сих пор все виды и жанры русского народно-сценического танца бытуют в народе. Сообразно с требованиями современной жизни содержание танцев творчески перерабатывается и дополняется народом. Все эти дополнения и видоизменения отражают сдвиги, происходящие в социальной, бытовой и культурной жизни общества.

 

Глава 2. Трансформация хореографического фольклора как путь создания русского народно-сценического танца.

 

2.1 Сценическая интерпретация танцевального фольклора и ее способы при создании русского народно-сценического танца.

Русский народ, создавший за свою многовековую историю былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, резьбу по дереву, множество богатых по содержанию  и ярких в ритмическом отношении лирических, свадебных, героических, плясовых, хороводных, игровых песен и т. д., создал также изумительные по рисунку и разнообразные по содержанию танцы, красочные хороводы, кадрили, виртуозные пляски и лихие переплясы [27, с. 32]. Танцевальная культура русского народа богата именно разнообразием художественных особенностей, которые проявляются в образности, в лексической манере, стиле исполнения. В них заключены общенациональные черты русского народа и специфические особенности различных краев, областей, регионов [25, с. 92]. Бывая в различных пределах России, знакомясь с местным народным творчеством, можно встретить схожесть танцевальных приемов, мелодий и текстов. Причем не только в близлежащих областях, но и в отдаленных друг от друга значительным расстоянием. Объяснение этому простое. Среди народов еще с первобытных времен имело места миграция, связанная с переменой места жительства. По самым разным причинам. Миграция всегда играла огромную роль в истории человечества, влияла на самые различные жизненные процессы, в том числе, на фольклор.

Информация о работе Фольклор как основа создания русского танца