Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:57, дипломная работа
Цель исследования: Выявить роль фольклора в процессе создания русского народно-сценического танца.
В соответствии с поставленной целью намечено решение следующих конкретных задач:
1. Определить основные понятия, относящиеся к традициям русского народно-сценического танца.
2. Уточнить виды и жанры русского народно-сценического танца.
Введение 4
Глава 1: Русский народно-сценический танец: теоретический аспект. 9
1.1 Основные понятия, относящиеся к традициям русского
народно-сценического танца. 9
1.2 Жанры и виды русского народно-сценического танца. 24
Глава 2. Трансформация хореографического фольклора как путь
создания русского народно-сценического танца. 35
2.1 Сценическая интерпретация танцевального фольклора и ее
способы при создании русского народно-сценического танца. 35
2.2 Роль самодеятельного и профессионального искусства
в трансформации хореографического фольклора. 46
Заключение 61
Литература 65
Существует и другое исполнение этой фигуры – «волна с продвижением». Начинают движение только две пары, стоящие впереди колонны. Вторая пара проходит под «ворота» первой, которая в свою очередь одновременно переходит на место второй пары. Продолжая двигаться, первая пара проходит под «воротами» третьей, а третья пара занимает ее место. Вторая пара стоит на месте в начале колонны. В исполнение «волны» теперь включаются четыре пары, стоящие в таком порядке: вторая, третья, первая, четвертая пары. Третья и четвертая пары проходят под «воротами» первой и второй пар и меняются местами. Дальше первая пара проходит под «воротами» пятой, а вторая пара под «воротами» четвертой. Третья пара стоит на месте в начале колонны. Так постепенно в «волну» включаются все пары. Первая пара, дойдя до конца колонны, возвращается на свое прежнее место, за ней в том же порядке возвращаются и остальные пары. Эта фигура исполняется простым или переменным шагом.
Приложение №3
«ТИМОНЯ»
Курская народная пляска.
В Курской губернии в старину весной и летом молодежь одевалась в старинные яркие костюмы и выходила на улицу. Иногда собиралось до 200-300 человек.
Красочным шествием начиналось народное гуляние. Затевались «карагоды» — массовые пляски по кругу парами или тройками.
Одним из видов этих «карагодов» является массовая пляска — «Тимоня».
Пляска сопровождалась игрой на народных инструментах и песней, в которой говорилось о «Тимоне, мужике небогатом, Тимоне, мужике деловатом».
Внутри круга становились музыканты, игравшие на дудках, жалейках и трещотках, а танцующие подпевали им во время пляски.
Танцуют «Тимоню» и сейчас, Народ переделал слова песни на новый лад:
Воевал Тимонюшка за крестьян,
За себя, за родину, за курян.
Стоит Тимонюшка на горе,
У него вся грудушка в серебре.
Исполняется эта пляска и под разнообразные частушки,
В Государственном русском народном хоре им. Пятницкого «Тимоню» танцуют под русский народный оркестр.
В основу этой пляски легли движения русских народных танцев и «карагодов», еще бытующих в Курской области.
Праздничные яркие костюмы, цветы на головных уборах, расшитые белые фартуки создают радостное весеннее настроение.
В хоре им. Пятницкого пляску «Тимоня» исполняют 36 человек. Данная запись рассчитана на 21 человека: 14 девушек и 7 юношей. Пляска исполняется под небольшой оркестр народных инструментов, в составе которого желательно иметь 2 гармошки, 2 жалейки, 2 дудки, трещотку и др.
Мелодия народной песни «Тимоня», состоящая из 6 тактов, проигрывается по 2 раза в довольно быстром темпе.
Музыкальный размер
Костюмы.
Девушки — в праздничных нарядах Курской области: пестрых сарафанах, подвязанных широкими цветными кушаками с большими бантами сзади, в белых вышитых кофтах с широкими рукавами, собранными у запястий, и белых передниках — «завесках», отделанных внизу красными лентами.
Юноши — в цветных вышитых рубашках, подпоясанных пестрыми поясами; черные брюки заправлены в сапоги.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА.
Вступление.
1—8-й такты. Все танцующие,
разделившись по тройкам (две
девушки и юноша), выходят с
двух сторон на сцену во
главе с музыкантами и
Девушки становятся парами по кругу, правым плечом к центру, на расстоянии вытянутой руки друг от друга.
Юноши — левым плечом к центру, лицом к девушкам, на расстоянии шага от них.
Каждая тройка образует как бы три точки равностороннего треугольника.
На последнюю четверть 8-го такта все танцующие ударяют правой ногой об пол и начинают пляску.
1.Круг по тройкам.
1-я часть мелодии.
1-2-й такты. Девушки отступают назад, идя по кругу против движения часовой стрелки, лицом к юноше.
Начиная с правой ноги, девушки делают 4 простых шага на полупальцах (на каждую четверть такта—шаг). Правую руку сгибают в локте перед собой, а левую раскрывают в сторону. Одновременно юноши на расстоянии шага от них, раскрыв руки в стороны, делают следующие движения.
На счет: «раз» (1-я четверть такта) — делают шаг правой ногой вперед; левая согнутая в колене нога ставится на носок сзади;«два» (2-я четверть такта) — подтягивают левую ногу к правой, не отрывая носка от пола. Затем делают простой шаг вперед с левой ноги и, поставив правую ногу на носок, также подтягивают ее к левой (рис. 1).
Рис. 1
3-й такт.
На счет: «раз» (1-я четверть такта) — девушки делают правой ногой шаг назад, слегка приподняв правое плечо и повернув поднятую голову к правому плечу;«два» (2-я четверть такта) — шаг левой ногой назад, правое плечо опускается. Юноши продолжают делать движения предыдущих 2-х тактов.
4—6-й такты. Девушки повторяют движения первых 3 тактов, но начиная теперь с левой ноги. Юноши продолжают идти тем же шагом (на каждый такт—2 шага).
Повторяется 1-я часть мелодии.
1—5-й такты. Повторяются
движения первых 5 тактов: девушки
отступают спиной простыми
6-й такт.
На счет: «раз» (1-я четверть такта) — девушки опускаются с полупальцев на всю ступню. Руки опущены вниз и чуть отведены назад, колени немного согнуты. Юноши делают большой шаг с левой ноги между двух идущих девушек и, немного приседая, подтягивают к левой ноге правую; «два» (2-я четверть такта) — девушки делают небольшой прыжок на обе ноги вверх с полуповоротом влево, становясь левым плечом к центру круга. Юноши, согнув ноги в коленях, делают прыжок вперед с полуповоротом влево и встают правым плечом к центру круга на место девушек, оказавшись, таким образом, впереди девушек, повернувшихся к ним лицом.
2-я часть мелодии.
1—6-й такты. Девушки идут
лицом по кругу против
На счет:«раз» (1-я четверть такта) — делают шаг правой ногой вперед (притоп); «два» (2-я четверть такта) — два притопа левой ногой. Руки, слегка округленные в локтях, находятся впереди, ниже уровня плеч, и ритмично покачиваются вместе с движением ног.
Юноши, положив руки себе на пояс, отступают назад по кругу следующим движением.
На счет: «раз», «и» — делают 2 шага назад, начиная с правой ноги (на каждую восьмую такта —шаг); «два» — сильный притоп правой ногой перед собой, «и» — пауза.
Повторяется 2-я часть мелодии.
1-5-й такты. Все тройки повторяют те же движения, что и на 1—5-м тактах 2-й части, продвигаясь одновременно по кругу: юноши спиной по движению круга, делая 2 шага назад и притоп, а девушки — лицом к ним, выстукивая «первую дробь» (притоп правой ногой и два притопа левой).
6-й такт. Юноши меняются местами с девушками своей тройки. (Повторение движения 6-го такта 1-й части с другой ноги).
На счет «раз» — девушки, приставив правую ногу к левой, немного приседают и, опустив руки вниз, отводят их чуть назад; одновременно юноши делают большой шаг правой ногой вперед между первой и второй девушкой и немного приседают, приставив левую ногу к правой; «два» — девушки делают небольшой прыжок вверх с полуповоротом вправо, вставая, таким образом, правым плечом к центру круга; юноши, делая прыжок вперед с полуповоротом влево, встают левым плечом к центру круга.
Повторяется 2 раза 1-я часть мелодии (12 тактов).
Снова повторяются движения троек, танцующих по кругу, как в начале пляски: девушки отступают по кругу простыми шагами, юноши движутся по направлению к ним (шаг правой ногой, левую подтягивают на носок, затем повторяют то же движение с другой ноги).
2-я часть мелодии.
1—6-й такты. Повторяются движения первых 6 тактов 2-й части: девушки идут вперед, выстукивая «первую дробь», а юноши отступают назад, делая по 2 шага с притопом.
Повторяется 2-я часть мелодии.
1—5-й такты. Танцующие продолжают двигаться тройками по кругу, как в предыдущих 5 тактах 2-й части: девушки идут вперед, выстукивая «первую дробь», а юноши отступают назад.
6-й такт. Девушки вместо прыжка делают 2 шага, лицом к центру, и, соприкасаясь локтями, образуют внутренний круг. Одновременно юноши делают прыжок с обеих ног также лицом к центру круга, встав между двумя девушками своей тройки, и образуют второй, внешний, круг. Руки у девушек и юношей на поясе.
2. Пляска в два круга.
1-я часть мелодии.
1— 6-й такты. Девушки, быстро двигаясь по внутреннему кругу против, движения часовой стрелки, лицом к центру круга, идут боковым шагом.
На счет: «раз» (1-я четверть такта) —отставляют в сторону правую ногу; «два» (2-я четверть такта) — приставляют к ней левую.
Одновременно юноши идут по внешнему кругу по движению часовой стрелки, делая шаг с подскоком.
На счет: «раз» (1-я четверть такта) — делают шаг правой ногой вперед, приподнимая согнутую левую ногу вперед; «два» (2-я четверть такта)—подскок на правой ноге; согнутая левая нога остается приподнятой вперед (рис. 2). Дальше движение повторяется с другой ноги.
На первых 2 тактах юноши приглаживают руками прическу, а на
3—6-м, прихорашиваясь, поправляют рубашки и пояса.
Повторяется 1-я часть мелодии
1—5-й такты. Девушки продолжают
идти по кругу тем же
Рис. 2
6-й такт. Девушки делают полуповорот влево, одновременно хлопая в ладоши 2 раза и поворачиваясь спиной к центру круга. Положив руки на пояс и соединив локти, снова идут по кругу «боковым шагом» в том же направлении.
Юноши, дойдя до девушек своей тройки, делают пры¬жок с полным поворотом в воздухе. Колени согнуты. Руки раскрыты в сторону.
2-я часть мелодии
1— 6-й такты. Девушки, не
останавливаясь, продолжают идти
«боковым шагом» по кругу, спиной
к центру, соприкасаясь друг с
другом локтями, повернув головы
в левую сторону по
Одновременно юноши на чуть согнутых ногах с раскрытыми в стороны руками движутся в том же направлении галопом, против движения часовой стрелки.
На счет: «раз» (восьмая такта) — юноши делают скользящий шаг правой ногой в правую сторону; «и» (восьмая такта)—левая нога, подтягиваясь к правой, «подбивает» ее, а правая снова вытягивается в правую сторону. Это движение продолжается на протяжении 6 тактов.
Повторяется 2-я часть мелодии
1—5-й такты. Девушки и
юноши продолжают движения
6-й такт. Девушки ударяют два раза в ладоши, делая вперед 2 небольших шага к юноше своей тройки, расширяя круг.
Юноши делают прыжок с полным поворотом в воздухе.
Взявшись за руки по тройкам, танцующие образуют маленькие кружки (две девушки и юноша).
3. Кружки троек в общем кругу.
1-я часть мелодии.
1—3-й такты. Все тройки, кружась по движению часовой стрелки, одновременно продвигаются по общему кругу против движения часовой стрелки простыми шагами и чуть покачиваясь. Руки соединены и согнуты в локтях, локти опущены вниз, кисти рук подняты вверх (рис. 3).
Рис. 3
4—6-й такты. Тройки танцующих простыми шагами стремительно кружатся в 2 раза быстрее на месте в том же направлении, делая по 4 шага в каждом такте.
Повторяется 1-я часть мелодии.
1—3-й такты. Тройки, кружась
по движению часовой стрелки,
продолжают двигаться по кругу
против движения часовой
4—6-й такты. Тройки танцующих простыми шагами стремительно кружатся в 2 раза быстрее на месте в том же направлении.
2-я часть мелодии.
1—6-й такты. Повторяются движения предыдущих 8 тактов 1-й части мелодии.
Повторяется 2-я часть мелодии.
1—3-й такты. Тройки продолжают теми же шагами двигаться по кругу в том же направлении.
4—5-й такты. Тройки стремительно кружатся на месте.
6-й такт. Тройки разъединяются. Танцующие, кружась в правую сторону, образуют большой общий круг. Все становятся в затылок друг к другу. Руки у всех положены на пояс. Каждый юноша становится между девушками своей тройки.
4. Общий круг.
1-я часть мелодия.
1—6-й такты. Девушки и
юноши, друг за другом, движутся
по кругу против движения
На счет: «раз» (1-я четверть такта) — делают шаг правой ногой; «два» (2-я четверть такта) — притоп левой и правой ногой. Руки у всех на поясе.
Повторяется 1-я часть мелодии.
1—3-й такты. Танцующие продолжают двигаться в том же направлении по кругу, выстукивая «вторую дробь».
Информация о работе Фольклор как основа создания русского танца