Фольклор как основа создания русского танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить роль фольклора в процессе создания русского народно-сценического танца.
В соответствии с поставленной целью намечено решение следующих конкретных задач:
1. Определить основные понятия, относящиеся к традициям русского народно-сценического танца.
2. Уточнить виды и жанры русского народно-сценического танца.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1: Русский народно-сценический танец: теоретический аспект. 9
1.1 Основные понятия, относящиеся к традициям русского
народно-сценического танца. 9
1.2 Жанры и виды русского народно-сценического танца. 24
Глава 2. Трансформация хореографического фольклора как путь
создания русского народно-сценического танца. 35
2.1 Сценическая интерпретация танцевального фольклора и ее
способы при создании русского народно-сценического танца. 35
2.2 Роль самодеятельного и профессионального искусства
в трансформации хореографического фольклора. 46
Заключение 61
Литература 65

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Существует и другое исполнение этой фигуры – «волна с продвижением». Начинают движение только две пары, стоящие впереди колонны. Вторая пара проходит под «ворота» первой, которая в свою очередь одновременно переходит на место второй пары. Продолжая двигаться, первая пара проходит под «воротами» третьей, а третья пара занимает ее место. Вторая пара стоит на месте в начале колонны. В исполнение «волны» теперь включаются четыре пары, стоящие в таком порядке: вторая, третья, первая, четвертая пары. Третья и четвертая пары проходят под «воротами» первой и второй пар и меняются местами. Дальше первая пара проходит под «воротами» пятой, а вторая пара под «воротами» четвертой. Третья пара стоит на месте в начале колонны. Так постепенно в «волну» включаются все пары. Первая пара, дойдя до конца колонны, возвращается на свое прежнее место, за ней в том же порядке возвращаются и остальные пары. Эта фигура исполняется простым или переменным шагом.

 

Приложение №3

«ТИМОНЯ»

Курская народная пляска.

В Курской губернии в старину весной и летом молодежь одевалась в старинные яркие костюмы и выходила на улицу. Иногда собиралось до 200-300 человек.

Красочным шествием начиналось народное гуляние. Затевались «карагоды» — массовые пляски по кругу парами или тройками.

Одним из видов этих «карагодов» является массовая пляска — «Тимоня».

Пляска сопровождалась игрой на народных инструментах и песней, в которой говорилось о «Тимоне, мужике небогатом, Тимоне, мужике деловатом».

Внутри круга становились музыканты, игравшие на  дудках, жалейках и трещотках, а танцующие подпевали им во время пляски.

Танцуют «Тимоню» и сейчас, Народ переделал слова песни на новый лад:

Воевал Тимонюшка за крестьян,

За себя, за родину, за курян.

Стоит Тимонюшка на горе,

У него вся грудушка в серебре.

Исполняется эта пляска и под разнообразные частушки,

В Государственном русском народном хоре им. Пятницкого «Тимоню» танцуют под русский народный оркестр.

В основу этой пляски легли движения русских народных танцев и «карагодов», еще бытующих в Курской области.

Праздничные яркие костюмы, цветы на головных уборах, расшитые белые фартуки создают радостное весеннее настроение.

В хоре им. Пятницкого пляску «Тимоня» исполняют 36 человек. Данная запись рассчитана на 21 человека: 14 девушек и 7 юношей. Пляска исполняется под небольшой оркестр народных инструментов, в составе которого желательно иметь 2 гармошки, 2 жалейки, 2 дудки, трещотку и др.

Мелодия народной песни «Тимоня», состоящая из 6 тактов, проигрывается по 2 раза в довольно быстром темпе.

Музыкальный размер

Костюмы.

Девушки — в праздничных нарядах Курской области: пестрых сарафанах, подвязанных широкими цветными кушаками с большими бантами сзади, в белых вышитых кофтах с широкими рукавами, собранными у запястий, и белых передниках — «завесках», отделанных внизу красными лентами.

Юноши — в цветных вышитых рубашках, подпоясанных пестрыми поясами; черные брюки заправлены в сапоги.

ОПИСАНИЕ ТАНЦА.

Вступление.

1—8-й такты. Все танцующие, разделившись по тройкам (две  девушки и юноша), выходят с  двух сторон на сцену во  главе с музыкантами и образуют  круг в следующем порядке: на  переднем плане сцены с правой  стороны становится 1-я тройка  танцующих, а с левой—7-я тройка. За 7-й тройкой по кругу встает 6-я тройка, затем в1 глубине сцены 5-я, 4-я, 3-я и за 3-й тройкой—2-я (рис. 1).

Девушки становятся парами по кругу, правым плечом к центру, на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

Юноши — левым плечом к центру, лицом к девушкам, на расстоянии шага от них.

Каждая тройка образует как бы три точки равностороннего треугольника.

На последнюю четверть 8-го такта все танцующие ударяют правой ногой об пол и начинают пляску.

 

1.Круг по тройкам.

1-я часть мелодии.

1-2-й такты. Девушки отступают  назад, идя по кругу против  движения часовой стрелки, лицом  к юноше.

Начиная с правой ноги, девушки делают 4 простых шага на полупальцах (на каждую четверть такта—шаг). Правую руку сгибают в локте перед собой, а левую раскрывают в сторону. Одновременно юноши на расстоянии шага от них, раскрыв руки в стороны, делают следующие движения.

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — делают шаг правой ногой вперед; левая согнутая в колене нога ставится на носок сзади;«два» (2-я четверть такта) — подтягивают левую ногу к правой, не отрывая носка от пола. Затем делают простой шаг вперед с левой ноги и, поставив правую ногу на носок, также подтягивают ее к левой (рис. 1).

 

Рис. 1

 

3-й такт.

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — девушки делают правой ногой шаг назад, слегка приподняв правое плечо и повернув поднятую голову к правому плечу;«два» (2-я четверть такта) — шаг левой ногой назад, правое плечо опускается. Юноши продолжают делать движения предыдущих 2-х тактов.

4—6-й такты. Девушки повторяют  движения первых 3 тактов, но начиная  теперь с левой ноги. Юноши  продолжают идти тем же шагом (на каждый такт—2 шага).

Повторяется 1-я часть мелодии.

1—5-й такты. Повторяются  движения первых 5 тактов: девушки  отступают спиной простыми шагами  по кругу назад; юноши идут  за ними с правой ноги.

6-й такт.

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — девушки опускаются с полупальцев на всю ступню. Руки опущены вниз и чуть отведены назад, колени немного согнуты. Юноши делают большой шаг с левой ноги между двух идущих девушек и, немного приседая, подтягивают к левой ноге правую; «два» (2-я четверть такта) — девушки делают небольшой прыжок на обе ноги вверх с полуповоротом влево, становясь левым плечом к центру круга. Юноши, согнув ноги в коленях, делают прыжок вперед с полуповоротом влево и встают правым плечом к центру круга на место девушек, оказавшись, таким образом, впереди девушек, повернувшихся к ним лицом.

2-я часть мелодии.

1—6-й такты. Девушки идут  лицом по кругу против движения  часовой стрелки, выстукивая «первую  дробь» с легким ударом на  правую ногу.

На счет:«раз» (1-я четверть такта) — делают шаг правой ногой вперед (притоп);  «два» (2-я четверть такта) — два притопа левой ногой. Руки, слегка округленные в локтях, находятся впереди, ниже уровня плеч, и ритмично покачиваются вместе с движением ног.

Юноши, положив руки себе на пояс, отступают назад по кругу следующим движением.

На счет: «раз», «и» — делают 2 шага назад, начиная с правой ноги (на каждую восьмую такта —шаг);  «два» — сильный притоп правой ногой перед собой, «и» — пауза.

Повторяется 2-я часть мелодии.

1-5-й такты. Все тройки  повторяют те же движения, что  и на 1—5-м тактах 2-й части, продвигаясь  одновременно по кругу: юноши  спиной по движению круга, делая 2 шага назад и притоп, а девушки  — лицом к ним, выстукивая «первую  дробь» (притоп правой ногой и  два притопа левой).

6-й такт. Юноши меняются  местами с девушками своей  тройки. (Повторение движения 6-го  такта 1-й части с другой ноги).

На счет «раз» — девушки, приставив правую ногу к левой, немного приседают и, опустив руки вниз, отводят их чуть назад; одновременно юноши делают большой шаг правой ногой вперед между первой и второй девушкой и немного приседают, приставив левую ногу к правой; «два» — девушки делают небольшой прыжок вверх с полуповоротом вправо, вставая, таким образом, правым плечом к центру круга; юноши, делая прыжок вперед с полуповоротом влево, встают левым плечом к центру круга.

Повторяется 2 раза 1-я часть мелодии (12 тактов).

Снова повторяются движения троек, танцующих по кругу, как в начале пляски: девушки отступают по кругу простыми шагами, юноши движутся по направлению к ним (шаг правой ногой, левую подтягивают на носок, затем повторяют то же движение с другой ноги).

2-я часть мелодии.

1—6-й такты. Повторяются  движения первых 6 тактов 2-й части: девушки идут вперед, выстукивая  «первую дробь», а юноши отступают  назад, делая по 2 шага с притопом.

Повторяется 2-я часть мелодии.

1—5-й такты. Танцующие  продолжают двигаться тройками  по кругу, как в предыдущих 5 тактах 2-й части: девушки идут вперед, выстукивая «первую дробь», а  юноши отступают назад.

6-й такт. Девушки вместо  прыжка делают 2 шага, лицом к центру, и, соприкасаясь локтями, образуют  внутренний круг. Одновременно юноши  делают прыжок с обеих ног  также лицом к центру круга, встав между двумя девушками своей тройки, и образуют второй, внешний, круг. Руки у девушек и юношей на поясе.

2. Пляска в два  круга.

1-я часть мелодии.

1— 6-й такты. Девушки, быстро  двигаясь по внутреннему кругу  против, движения часовой стрелки, лицом к центру круга, идут  боковым шагом.

На счет: «раз» (1-я четверть такта) —отставляют в сторону правую ногу; «два» (2-я четверть такта) — приставляют к ней левую.

Одновременно юноши идут по внешнему кругу по движению часовой стрелки, делая шаг с подскоком.

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — делают шаг правой ногой вперед, приподнимая согнутую левую ногу вперед; «два» (2-я четверть такта)—подскок на правой ноге; согнутая левая нога остается приподнятой вперед (рис. 2). Дальше движение повторяется с другой ноги.

На первых 2 тактах юноши приглаживают руками прическу, а на

3—6-м, прихорашиваясь, поправляют  рубашки и пояса.

Повторяется 1-я часть мелодии

1—5-й такты. Девушки продолжают  идти по кругу тем же движением, лицом к центру круга, а юноши  — теми же шагами с подскоками, положив руки на пояс.

 Рис. 2  

6-й такт. Девушки делают  полуповорот влево, одновременно  хлопая в ладоши 2 раза и поворачиваясь  спиной к центру круга. Положив  руки на пояс и соединив локти, снова идут по кругу «боковым шагом» в том же направлении.

Юноши, дойдя до девушек своей тройки, делают пры¬жок с полным поворотом в воздухе. Колени согнуты. Руки раскрыты в сторону.

2-я часть мелодии

1— 6-й такты. Девушки, не  останавливаясь, продолжают идти  «боковым шагом» по кругу, спиной  к центру, соприкасаясь друг с  другом локтями, повернув головы  в левую сторону по направлению  движения танца.

Одновременно юноши на чуть согнутых ногах с раскрытыми в стороны руками движутся в том же направлении галопом, против движения часовой стрелки.

 На счет: «раз» (восьмая  такта) — юноши делают скользящий  шаг правой ногой в правую  сторону; «и» (восьмая такта)—левая нога, подтягиваясь к правой, «подбивает» ее, а правая снова вытягивается в правую сторону. Это движение продолжается на протяжении 6 тактов.

Повторяется 2-я часть мелодии

1—5-й такты. Девушки и  юноши продолжают движения предыдущих 5 тактов в два круга.

6-й такт. Девушки ударяют  два раза в ладоши, делая вперед  2 небольших шага к юноше своей  тройки, расширяя круг.

Юноши делают прыжок с полным поворотом в воздухе.

Взявшись за руки по тройкам, танцующие образуют маленькие кружки (две девушки и юноша).

3. Кружки троек  в общем кругу.

1-я часть мелодии.

1—3-й такты. Все тройки, кружась по движению часовой  стрелки, одновременно продвигаются по общему кругу против движения часовой стрелки простыми шагами и чуть покачиваясь. Руки соединены и согнуты в локтях, локти опущены вниз, кисти рук подняты вверх (рис. 3).

 

 Рис. 3

4—6-й такты. Тройки танцующих простыми шагами стремительно кружатся в 2 раза быстрее на месте в том же направлении, делая по 4 шага в каждом такте.

Повторяется 1-я часть мелодии.

1—3-й такты. Тройки, кружась  по движению часовой стрелки, продолжают двигаться по кругу  против движения часовой стрелки.

4—6-й такты. Тройки танцующих простыми шагами стремительно кружатся в 2 раза быстрее на месте в том же направлении.

2-я часть мелодии.

1—6-й такты. Повторяются  движения предыдущих 8 тактов 1-й  части мелодии.

Повторяется 2-я часть мелодии.

1—3-й такты. Тройки продолжают  теми же шагами двигаться по  кругу в том же направлении.

4—5-й такты. Тройки стремительно  кружатся на месте.

6-й такт. Тройки разъединяются. Танцующие, кружась в правую сторону, образуют большой общий круг. Все становятся в затылок друг к другу. Руки у всех положены на пояс. Каждый юноша становится между девушками своей тройки.

4. Общий круг.

1-я часть мелодия.

1—6-й такты. Девушки и  юноши, друг за другом, движутся  по кругу против движения часовой  стрелки, выстукивая «вторую дробь».

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — делают шаг правой ногой; «два» (2-я четверть такта) — притоп левой и правой ногой. Руки у всех на поясе.

Повторяется 1-я часть мелодии.

1—3-й такты. Танцующие продолжают двигаться в том же направлении по кругу, выстукивая «вторую дробь».

Информация о работе Фольклор как основа создания русского танца