Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:18, дипломная работа
Цель исследования – теоретическое обоснование и изучение педагогического мастерства у воспитателей детского дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования – если воспитатели овладеют современными методами диагностики профессиональных умений, а также будут включены в разнообразные тренинги, то это повысит педагогическое мастерство воспитателей детского дошкольного учреждения.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме педагогического мастерства в дошкольном учреждении.
2. Изучить особенности педагогического мастерства у воспитателей
детского дошкольного учреждения.
3. Проследить влияние тренингов, на формирование педагогического мас-
терства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………. 8
1.1. Сущность и структура деятельности воспитателя детского дошкольного
учреждения………………………………………………………………… 8
1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения и индивидуальный
стиль деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения… 31
1.3. Понятие о профессионально-педагогическом самосовершенствовании
воспитателя детского дошкольного учреждения……………………….. 39
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…. 52
2.1. Диагностика педагогического мастерства в дошкольном учреждении.. 52
2.1.1. Профессиональные умения воспитателя детского дошкольного
учреждения…………………………………………………………. 54
2.1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя
детского дошкольного учреждения………………………………. 58
2.2. Влияние тренингов на повышение профессионального мастерства
воспитателя……………………………………………………………….. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 79
Целью педагогической деятельности воспитателя является всестороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка их к успешному обучению в школе. Конкретное содержание педагогической работы определяется типовой программой воспитания и обучения в детском саду, составленной с учетом особенностей возрастной анатомии, физиологии, детской психологии.
Профессию воспитателя детского сада можно отнести, согласно классификации Е.А.Климова, к сложным – гностическо-преобразующим. В ней есть элементы как гностической, так и преобразующей деятельности. Успеху в гностической деятельности способствуют, как известно, интерес к свойствам определенных объектов (в данном случае, к ребенку), высокая работоспособность соответствующих органов, наблюдательность как психологическая, так и социально-психологическая. Наличие этих качеств значимо для успеха в деятельности воспитателя. Они помогают выявить намечающиеся тенденции в развитии личности и познавательной сферы ребенка, определить эффективность использования в работе методов, приемов, отыскать «изюминку» в каждом ребенке, определить характер, особенности как отдельного воспитанника, так и детской группы в целом. Эти качества способствуют выявлению эмоционального климата ребенка не только в группе сверстников, но и в семье. Помогают вскрыть позитивные и негативные стороны своего профессионального «Я»…
Преобразующая же деятельность воспитателя требует склонности к практическому влиянию на окружающую среду, интереса к процессу и результату этого влияния. Наличие этих качеств облегчает овладение педагогической специальностью, мастерством, от них во многом зависит успех. С ними связаны в значительной степени и чувства удовлетворения, радости, переживаемые от самого процесса общения с детьми, воздействия на их чувства и разум.
Способствуют успеху в преобразующей деятельности воспитателя и развитый практический ум. Известные психологи Б.М.Теплов и С.Л.Рубинштейн были одними из первых, кто показал своеобразие и особую ценность практического мышления. Оно, по мнению ученых, предполагает более изощренную наблюдательность и внимание к отдельным частным деталям, умение использовать для практического разрешения задачи в частном случае то особенное и единичное в возникшей проблемной ситуации, что не входит полностью и без остатка в теоретическое обобщение; способность быстро переходить от размышления к действию и обратно. Как часто нужны воспитателю эти качества в его педагогической работе!
В
процессе преобразующей
На
развитие воображения,
Педагогическое
творчество имеет свои
Креативность педагога может проявиться и в методической сфере, в применении результатов научных исследований, передового опыта в условиях своей группы; в модернизации, рационализации, совершенствовании уже известного при решении новых, возникающих в процессе профессиональной деятельности задач, в способности представить, найти несколько вариантов для решения одной и той же педагогической проблемы. Творческое отношение воспитателя к работе, его креативность так необходимы при руководстве игрой и бытом, художественной и учебной деятельностью своих воспитанников.
Творчество воспитателя может проявиться ярче, шире, если он будет «раскрепощен», когда ему предоставят реальную возможность работать по разным программам, с учетом индивидуальных особенностей, как детей, так и его самого, если место должностного диктата в детском саду заменит доверие, поддержка.
В числе
значимых для воспитателя
Слово такт (от лат. tactus) означает прикосновение, чувство меры, соблюдение правил приличия. Педагогический такт – это такое прикосновение педагога к внутреннему миру воспитуемого, которое основано на адекватном его восприятии и внутренней близости с ним, на умении предвидеть ответную реакцию и предпринять необходимые шаги, соблюдая чувство меры.
В качестве психологической основы педагогического такта выступает совокупность стереотипов (устойчивых представлений), социальных установок (внутреннего состояния готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к кому-либо) и личностных качеств, которые определяют поведение педагога в сфере общения с детьми [13, 275]. Они не являются врожденными, неизменными, а формируются в процессе жизни и педагогической деятельности.
Педагогический такт теснейшим образом связан с отношением воспитателя к детям. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкость поведения и воспитательных воздействий – таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность у педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Педагогический такт отличается от бестактности естественностью и простотой обращения, не допускающей фамильярности; иронией и юмором без насмешливости; требовательностью без мелочной придирчивости, настойчивостью без упрямства, деловым тоном без раздражительности. Признаком педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержанность, грубость, эмоциональная неустойчивость.
Существуют
различные формы, способы
Нельзя не согласиться с теми, кто рассматривает педагогический такт как проявление творчества педагога, его высокого профессионализма. Психолог и педагог И.Е.Синицына отмечает, что тактичный педагог не только владеет большим арсеналом различных педагогических способов, но и умело, разумно ими пользуется. Это умение проявляется в подборе как основных способов влияния на учеников, так и вспомогательных, незначительных на первый взгляд, но дающих несомненный перевес над прямолинейным, нетактичным педагогом. Такие вспомогательные приемы согревают и смягчают отношения учителя с учениками [80, 25]. Все это в полной мере можно отнести и к воспитателям детского сада.
Способствуют успеху в работе воспитателя и такие качества, как юмор, оптимизм, мажорность.
Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние. Зоркий педагог не прервет взволнованное высказывание ребенка репликами типа «Понятно, все ясно!», поймет мотив детского вопроса «Вы боитесь темноты (грозы, прививки и т.д.)?» как крик о помощи, об эмоциональной поддержке. Напротив, по внешним признакам в поведении ребенка педагог понимает изменения в его настроении, умеет «читать» его эмоции, переключает с одного вида деятельности на другой, предупреждая негативные формы поведения.
Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы. Суть такого оптимизма сформулирована в педагогических заповедях Ш.А.Амонашвили: «Верьте в ребенка. Верьте в себя. Верьте в науку» [41, 18]. Педагогу, любящему детей, свойственна настроенность на восприятие их положительных качеств и свойств. Зная достоинства и способности каждого воспитанника и создавая условия для их проявления, он способствует раскрытию личного потенциала у детей. Педагог подбадривает и поощряет ребенка в его стремлении быть хорошим. Столкнувшись с трудностями воспитательного процесса, он не опускает руки. Он знает, что воспитание маленького ребенка – длительный процесс, в котором бывают свои «приливы» и «отливы», но залог успеха – опора на положительное в поведении, длительности, чувствах малыша. Педагог- оптимист не может плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, призывать их «применять меры» и т.п. Педагогический оптимизм проявляется во внутренней энергии, в умении увлечь, вдохновить, повести за собой, в чувстве юмора, жизнерадостности.
Эти
особенности воспитателя
Свое влияние на ребенка педагог осуществляет чаще всего в процессе общения путем бесед, игр с детьми, занятий, развлечений и т.п. Успеху здесь в значительной степени способствуют эмоциональная выразительность, артистичность, общительность человека.
Работа воспитателя требует и
проявления эмоциональной
В
разговоре о личности
Выявлено, например, что самооценка не только влияет на поведение педагога, но и сказывается на детях, их успеваемости. Общаясь с человеком с высокой самооценкой, уверенным в их возможности в полной мере и приобретают ощущение собственной значимости. Низкая же самооценка педагога нередко сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих, чувством повышенной тревожности, подозрительностью не только по отношению к детям, но и их родителям, коллегам, что плохо сказывается на педагогическом процессе, его результате.
Говоря о личностных качествах
воспитателя, нельзя не
Завершая разговор о качествах
воспитателя, хочется сказать,
что здесь нет мелочей. На
авторитет воспитателя, его
Особое значение в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста имеет поведение воспитателя в целом. Воспитатель – главный для ребенка в детском саду. Он входит в микросреду малыша, и тот стремится во всем ему подражать – внешнему виду, манере разговора с окружающими, его отношениям с людьми, поведению в целом. У ребенка-дошкольника очень высокая способность к подражанию, вот почему особенно важно, чтобы он видел перед собой достойный образец для этого. Как справедливо заметил А.С.Макаренко, «никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки» [49, 17].
Педагогическая профессия предъявляет высокие требования не только к личностным качествам, но и к общей культуре, профессиональным знаниям человека.
Воспитателю необходимы глубокие знания психологии, педагогики, анатомо-физиологических особенностей детского организма, основ гигиены и педиатрии. Его работа предполагает способность разобраться в межличностных отношениях, знание закономерностей психического развития ребенка и детской группы, психических особенностей своих воспитуемых и взрослых.
Некоторые проблемы профессиональной деятельности воспитателя детского сада и формирования его личности рассматривают в своих работах Р.С.Буре, Е.А.Гребенщикова, В.И.Логинова, Д.Ф.Николенко, Л.Ф.Островская, М.М.Скудина и др.
Основываясь на позиции системно-структурного анализа деятельности, Л.Г.Семушина справедливо отмечает, что не все трудовые функции воспитателя являются равнозначными и отдельные из них, обеспечивая педагогический процесс, не являются в то же время собственно педагогическими. В качестве основных она выделяет следующие функции воспитателя: функция охраны жизни и здоровья детей раннего и дошкольного возраста; собственно педагогические функции, включающие как планирование воспитательно-образовательной работы с детьми на основе программно-методических документов, так и непосредственное осуществление ее; организационно-хозяйственные функции, предусматривающие создание педагогических условий для успешного воспитания детей; функция педагогического просвещения родителей; функция самообразования.
Информация о работе Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада