Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:18, дипломная работа
Цель исследования – теоретическое обоснование и изучение педагогического мастерства у воспитателей детского дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования – если воспитатели овладеют современными методами диагностики профессиональных умений, а также будут включены в разнообразные тренинги, то это повысит педагогическое мастерство воспитателей детского дошкольного учреждения.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме педагогического мастерства в дошкольном учреждении.
2. Изучить особенности педагогического мастерства у воспитателей
детского дошкольного учреждения.
3. Проследить влияние тренингов, на формирование педагогического мас-
терства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………. 8
1.1. Сущность и структура деятельности воспитателя детского дошкольного
учреждения………………………………………………………………… 8
1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения и индивидуальный
стиль деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения… 31
1.3. Понятие о профессионально-педагогическом самосовершенствовании
воспитателя детского дошкольного учреждения……………………….. 39
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…. 52
2.1. Диагностика педагогического мастерства в дошкольном учреждении.. 52
2.1.1. Профессиональные умения воспитателя детского дошкольного
учреждения…………………………………………………………. 54
2.1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя
детского дошкольного учреждения………………………………. 58
2.2. Влияние тренингов на повышение профессионального мастерства
воспитателя……………………………………………………………….. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 79
Тренинги на развитие профессиональных качеств молодого воспитателя дошкольного учреждения (см. Приложение 6) был разделен нами на группы упражнений:
Помощь в проведении этих мероприятий была оказана со стороны педагогов, имеющих высшую категорию и стаж работы более 15 лет. Их функция в тренингах заключалась в том, что они неоценимую помощь молодым специалистам в овладении навыками коллективной творческой деятельности, давали рекомендации о наиболее оптимальных способах овладения основами мимической и пантомической выразительности. Такая форма проведения тренингов способствовала скорейшему овладению молодыми педагогами необходимыми педагогическими навыками и умениями и совершенствованию организационно-методических умений у их опытных коллег.
На заключительном этапе работы по формированию педагогического мастерства молодых педагогов дошкольного учреждения №17 была проведена педагогическая викторина на тему «Современный воспитатель» (см. Приложение 7). В ходе нами викторины решались следующие задачи: совершенствовать социально-психологическую культуру современного воспитателя; развивать у воспитателей «педагогическую рефлексию»; стимулировать развитие инициативы, творчества, артистизма; воспитывать интерес к педагогическому поиску, познанию себя; определить перспективы дальнейшей методической работы в дошкольном учреждении.
Перед проведением викторины нами была проведена работа с воспитателями по изучению ими психолого-педагогической литературы по проблеме викторины; составлению членами творческой группы анкет, ребусов, кроссвордов; подбору тестов и ситуаций из своей педагогической практики.
Из педагогов первой и высшей категорий была составлена экспертно-творческая группа, а молодые воспитатели и воспитатели-инноваторы поделены на группы «Мыслитель», «Эрудит», «Искатель».
На заключительном этапе нами был проведен конкурс педагогического мастерства (см. Приложение 8), на котором были обобщены знания воспитателей по основным вопросам дошкольного воспитания и методической работе в дошкольном учреждении; проверен уровень профессионально-педагогических умений и навыков, педагогической интуиции воспитателей; также мы старались воспитать интерес к педагогическому поиску.
В конкурсе участвовали две команды воспитателей и экспертная группа из заведующей детского сада и заместителя заведующей по основной деятельности. В ходе конкурса воспитатели показали достаточно высокий уровень сформированности педагогического мастерства, они выполняли задания на отображение педагогической эрудиции, артистизма, художественных способностей, находчивости и др.
Использование тренингов заняло достойное место в работе дошкольного учреждения, и было одобрено его руководством как эффективная форма повышения педагогического мастерства коллектива.
По окончании формирующего
эксперимента нами вновь была внедрена
оценочная шкала
Таблица 5
Степень выраженности того или иного профессионального и личностного качества и умения воспитателя дошкольного учреждения №17
(данные приведены в процентах)
Аспекты профессиональных умений и качеств |
Уровень сформированности профессиональных качеств и умений | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец | |
Профессиональные качества |
32 |
48 |
28 |
40 |
40 |
12 |
Организационно-методические умения |
24 |
36 |
32 |
48 |
44 |
16 |
Педагогическое общение |
28 |
56 |
28 |
36 |
44 |
8 |
Личностные особенности |
44 |
44 |
36 |
40 |
20 |
16 |
Внешние проявления |
20 |
24 |
36 |
40 |
44 |
36 |
Далее оценочная шкала нами была внедрена в контрольное дошкольное учреждение №1. Полученные результаты были сравнены с результатами проверки дошкольного учреждения №17. Количественные результаты приведены в таблице 6.
Таблица 6
Степень выраженности того или иного профессионального и личностного качества и умения воспитателя дошкольного учреждения №17
(данные приведены в процентах)
Аспекты профессиональных умений и качеств |
Уровень сформированности профессиональных качеств и умений | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
ДУ №17 |
ДУ №1 |
ДУ №17 |
ДУ №1 |
ДУ №17 |
ДУ №1 | |
Профессиональные качества |
48 |
32 |
40 |
28 |
12 |
40 |
Организационно-методические умения |
36 |
28 |
48 |
32 |
16 |
40 |
Педагогическое общение |
56 |
28 |
36 |
24 |
8 |
48 |
Личностные особенности |
44 |
40 |
40 |
36 |
16 |
20 |
Внешние проявления |
24 |
28 |
40 |
40 |
36 |
32 |
Таким образом, проведенное контрольное исследование отразило качество проведенной нами работы. Уровень педагогического мастерства педагогов, с которыми в течение года велась целенаправленная работа по формированию у них профессиональных и личностных качеств и умений дала неоспоримые результаты. В экспериментальном детском саду заметно повысился уровень благополучия межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе, а также воспитателей с воспитанниками своих групп и их родителями; уровень организационно-методического мастерства у опытных педагогов, а профессионального – у молодых специалистов.
Выводы по главе II
Заключение
Современное образование актуализировало проблему педагогического мастерства, так как именно сегодня обострено состояние культуры молодого поколения, чью интеллектуальную и духовную культуру определяет педагог.
В педагогической энциклопедии дается определение педагогического мастерства как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей» [69, 739].
Педагог – мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки и искусства, практически разбирающийся в вопросах психологии, владеющий методикой обучения и воспитания.
Проблеме формирования педагогического мастерства посвящены труды Е.А.Панько, В.И.Логинова, Л.Г.Семушина, Р.С.Буре, Е.А.Гребенщикова, Е.В.Гладкова, Д.Ф.Николенко и др.).
Сущность педагогического мастерства понимается как комплекс свойств личности, который обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
К этим свойствам относятся гуманистическая направленность деятельности педагога, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника [43, 112].
В науке существует также понятие — педагогическая технология, которой также должен владеть педагог. Это значит владеть приемами, умениями и навыками влиять на воспитанников [60, 106]. Это умение владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами, находить в беседе тот язык, который даст возможность говорить с ребенком в любой ситуации. И не просто говорить, а убедить, повлиять.
Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая литература дает на это однозначный ответ – педагогическая техника, выработанные навыки. Иными словами, это: умение понять воспитанника, т.е. знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как развивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, умение сдерживать себя [60, 127].
Развитие индивидуальности педагога и ее гармонизация благодаря индивидуальному стилю педагогического общения с социально значимыми целями деятельности, исключающими подражание и копирование какого-либо образца, являются определяющим фактором формирования педагогического мастерства.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что многие педагоги слабо владеют основными компонентами педагогического мастерства (зачастую проявляется авторитарное или либеральное отношение к детям), а также недостаточно владеют элементами профессионального мастерства (голос, мимика, жесты, пантомимика и т.п.)
Теоретическое обоснование и изучение педагогического мастерства у воспитателей детского дошкольного учреждения №17 подтвердили предположение о том, что если воспитатели овладеют современными методами диагностики профессиональных умений, а также будут включены в разнообразные личностно-ориентированные тренинги, то это повысит педагогическое мастерство воспитателей детского дошкольного учреждения.
Информация о работе Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада