Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование и изучение педагогического мастерства у воспитателей детского дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования – если воспитатели овладеют современными методами диагностики профессиональных умений, а также будут включены в разнообразные тренинги, то это повысит педагогическое мастерство воспитателей детского дошкольного учреждения.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме педагогического мастерства в дошкольном учреждении.
2. Изучить особенности педагогического мастерства у воспитателей
детского дошкольного учреждения.
3. Проследить влияние тренингов, на формирование педагогического мас-
терства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………. 8
1.1. Сущность и структура деятельности воспитателя детского дошкольного
учреждения………………………………………………………………… 8
1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения и индивидуальный
стиль деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения… 31
1.3. Понятие о профессионально-педагогическом самосовершенствовании
воспитателя детского дошкольного учреждения……………………….. 39
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…. 52
2.1. Диагностика педагогического мастерства в дошкольном учреждении.. 52
2.1.1. Профессиональные умения воспитателя детского дошкольного
учреждения…………………………………………………………. 54
2.1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя
детского дошкольного учреждения………………………………. 58
2.2. Влияние тренингов на повышение профессионального мастерства
воспитателя……………………………………………………………….. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 79

Файлы: 1 файл

Воспитатель ДУ(диплом).doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

Для несовпадающего первого  типа характерны приемы авторитарной педагогики, крайне плохо организованная преемственность в воспитательном процессе. Следует с большой осторожностью относиться к высказыванию критических замечаний в его адрес, ведь внутри он любит свою работу и детей.

В последнем несовпадающем  типе («тепло-холодно») педагог может  плохо влиять на воспитание у детей  коллективного сопереживания, чувства  поддержки другого, адаптации ребенка в группе, развития творчества и инициативы.

Данные педагогические стили  отражают то равновесие внешнего и  внутреннего, которого придерживается педагог в воспитании и обучении детей. Опираясь на позитивные стороны выше названных стилей (за исключением негативно совпадающего) можно успешно строить процесс взаимодействия педагога и детей как двустороннее сотрудничество и совместными усилиями достигать цели.

        Итак, индивидуальный стиль вырабатывается в процессе овладения профессиональной деятельности как сознательно, так и стихийно.

        Необходимо  отметить, что важная роль в  сознательном овладении профессиональной деятельностью принадлежит самоконтролю, аутодиагностике. Чем содержательнее, тщательнее, глубже они будут, тем больше оснований для грамотного определения индивидуального стиля деятельности, для выработки оптимальных путей и средств его коррекции, дальнейшего совершенствования. Обретение позитивного индивидуального стиля деятельности увеличивает возможность творческого самовыражения, переживания чувства радости как самим педагогом, так и теми, с кем он работает. При этом возрастает возможность достижения воспитателем профессионального мастерства.   

 

 

 

1.3. Понятие о профессионально-педагогическом  самосовершенствовании воспитателя детского дошкольного учреждения.             

 

        Профессиональное самосовершенствование значимо в любой сфере человеческой деятельности. Но трудно отыскать профессию, где бы оно играло столь существенную роль, было бы таким естественно необходимым, как педагогическая. И не только потому, что развиваются науки, к основам которых воспитатель, учитель приобщает детей, изменяются программы образования, их концепции… Постоянная работа педагога над своим собственным развитием чрезвычайно важна и в силу особенности, специфики педагогической деятельности, основного предмета ее – развивающегося ребенка.

        Работающему  над своим профессиональным ростом  воспитателю легче «зажечь», возбудить  интерес к познанию нового, к  самостоятельному приобретению знаний не только у своих воспитанников. Ему скорее удается вызвать желание у их родителей приобщаться к психолого-педагогической культуре, овладеть гуманистическим подходом к ребенку, обрести в их лице союзников, партнеров в воспитательно-образовательном процессе.

        В условиях гуманизации педагогу открываются значительные возможности для профессионального самовыражения и роста мастерства. Вместе с тем, как показывает практика, воспользоваться этими возможностями в полной мере он далеко не всегда может, часто в силу сложившихся стереотипов самоорганизации, одной из характерных особенностей которой является опора на жесткие технологические рамки педагогической мыследеятельности. А между тем исследованиями в области акмеологии, изучающей объективные и субъективные факторы достижения вершин в профессиональном творчестве (О.А.Анисимов, Н.В.Кузьмина и др.), доказана необходимость включения огромного числа культурных требований к естественному творческому самосовершенствованию для обеспечения перспективы педагогического мастерства и эффективности обучения. Игнорирование или – чаще – невладение современными знаниями (прежде всего психолого-педагогическими), новыми технологиями мешает достижению вершин в педагогическом творчестве, нередко затрудняет возможность реализации принципа гуманизации в отношении конкретных воспитанников, усвоения ими образовательной программы.

        Самообразование и самовоспитание  педагога и есть та тропа,  ступая по которой можно преодолеть это противоречие, достичь высоких результатов в профессиональном творчестве. Самосовершенствование необходимо, прежде всего, самому воспитателю для наиболее полного самовыражения. Оно позволяет личности во многих случаях самоактулизироваться. Согласно теории А.Маслоу, самоактуализация – это полная и всесторонняя реализация человеком своих возможностей, талантов, способностей [52, 75]. Самоактуализация, по утверждению одного из основателей гуманистической психологии, – это процесс, предполагающий, что каждый раз, делая выбор, мы совершаем его в пользу личностного роста, это работа над тем, к чему стремится человек. Потребность в самосовершенствовании и умение реализовать ее относят к числу профессионально-значимых для педагога.

       Профессиональное самосовершенствование, осуществляемое посредством специфических видов деятельности, – самовоспитания и самообразования, имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Регулятором же индивидуальной деятельности является образ результата, к которому стремится человек. Именно образ искомого результата выступает основным системообразующим фактором профессионализма, процессов самоорганизации, самоконтроля, связанных с самосовершенствованием. От того, каков этот образ, насколько он ярок, привлекателен, зависит многое в профессиональном становлении, в том числе – и побудительная сила саморазвития педагога, его мотивация.

       Важную  роль в создании образа желаемого результата, к которому стремится воспитатель, формировании педагогического идеала, а порой и в корректировке его, играет знакомство с талантливыми педагогами, с опытом инновационной деятельности, ее плодами.

       Существенную  помощь в становлении образа искомого результата, педагогического идеала, такого значимого для самосовершенствования педагогов дошкольного образования, могут оказать и знакомство с опытом новаторов, мудрых педагогов, профессионально и увлекательно представленным в печатных материалах, рассказывающих о деятельности профессионалов, конкурсах педагогов года, в видеофильмах, посвященных инновационной деятельности в области дошкольного образования.

        Профессиональное самосовершенствование педагога основывается в значительной степени на саморегуляции, способности к управлению собственным поведением и психофизическим состоянием с целью оптимального действия в сложных педагогических и обеспечения профессионального самосохранения.

        Выделяют несколько этапов процесса саморегуляции на личностном уровне: 1) самопознание личности; 2) принятие своей личности; 3) выбор цели и направления процесса саморегуляции; 4) выбор способов личностной саморегуляции; 5) получение обратной связи. В процессе профессионального самосовершенствования каждый из этих этапов приобретает специфическую окрашенность, обусловленную в значительной степени как особенностями педагогической профессии, специальности, так и особенностями личности самого педагога. Успешность саморегуляции на первом этапе (самопознание) предполагает способность педагога (будущего педагога) пристально всматриваться в свое профессиональное «Я», отдавать себе отчет в своих достоинствах и недостатках.

       Аутодиагностике (самопознанию) педагогического взаимодействия как основному «каналу», по которому воспитатель оказывает свое воздействие на детей, должно быть уделено особое внимание. При этом важно изучить как внутренний компонент (свое педагогическое отношение к детям, установки, социальную перцепцию), так и внешний (общение, поведение); определить индивидуальный стиль своего педагогического взаимодействия [32, 36].

       На  этом же этапе происходит соотнесение  педагогом своих личных качеств,  знаний, умений с требованиями  профессии. С развитием навыков  и умений самопознания связывают профессиональный рост, творчество как талантливые педагоги-практики, педагоги-исследователи, так и психологи.

       «Я  убедился, – делился своими наблюдениями, их обобщением А.С.Макаренко, –  что как бы успешно человек  ни окончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если он не будет учиться на опыте, никогда не станет хорошим педагогом» [48, 438]. «Учиться на опыте» – означает учиться не только у коллег, но и на собственном опыте, занимаясь самоанализом своей деятельности, сопоставляя ее как с опытом других, так и с достижениями психолого-педагогической науки, овладевая педагогической рефлексией.

       Будет  педагог удовлетворен результатами  самопознания или нет, возникнет  ли у него осознание необходимости определенных изменений в своем профессиональном «Я», определяется и требовательностью человека к себе, его самокритичностью. 

        Как справедливо подметил польский  педагог-гуманист Я.Корчак, тому, «…кто,  присматривая за вверенными ему  детьми, не в силах подойти  к себе критически, угрожает большая опасность… Воспитатель, работая над пониманием человека – ребенка и над пониманием общества – группы детей, дорастает до постижения важных и ценных истин; пренебрегая неусыпным трудом над собой – опускается» [37, 271].

       Значим и последующий этап саморегуляции профессионального саморазвития воспитателя – принятие своего профессионально-личностного «Я». Этот этап теснейшим образом связан с выбором цели и направления профессионального саморегулирования, и в первую очередь – с определением «высоты планки», сложности задач, которые ставит перед собой и намеривается решить, «одолеть» ради повышения своего профессионализма педагог. Успешность второго этапа во многом определяется такими личностными качествами, как направленность на детей, педагогическую работу, вера в правильность избранного профессионального пути, в себя.

       Немалое  значение имеют при этом и  факторы самопринятия личности, на которые обращает внимание  Р.Бернс: твердая убежденность  в импонировании другим людям; уверенность в способности к тому или иному виду деятельности; чувство собственной значимости.

        В процессе подготовки специалистов  дошкольного образования многому  уделяется внимание – приобщению  к психолого-педагогическим знаниям,  овладению методиками дошкольного воспитания, педагогическими умениями (гностическими, конструктивными, организаторскими, коммуникативными). А вот вера в себя, чувство самоценности – всегда ли они есть у выпускника педвуза? Значение этих качеств для педагога далеко не всегда и не всеми осознается в полной мере. А между там П.П.Блонский еще в начале XX века в своих лекциях о дошкольном воспитании отмечал, что «воспитатель подготовлен к своему делу, если волей его движет любовь и вера… в ребенка, вера в прогресс и вера в себя» [6, 16-17].

        Анализ профессиональных достижений воспитателей детских садов убеждает в справедливости суждения мудрого педагога и психолога. Высот в профессиональной деятельности, в значительной степени за счет самосовершенствования, достигли те, в ком было ярко выражено единение педагогической направленности, интереса к новому, веры в прогресс (в том числе в области дошкольного образования) и всегда – веры в себя. Вера в себя и связанная с ней позитивная «Я-концепция» педагога облегчают «принятие себя» даже при существенном расхождении между данными самопознания и образом искомого результата, выявленном на первом этапе саморегуляции.

        Определение целей, направления профессионального самосовершенствования – сложный и чрезвычайно важный этап саморегуляции. Поскольку профессионально-педагогическое самовоспитание и самообразование носит личностный характер, то и постановка цели, выбор «поля» самосовершенствования теснейшим образом связаны с особенностями личности самого педагога: с его потребностями, притязаниями, интересами, мотивами, направлениями, самооценкой своего профессионального «Я», своей профессионально-педагогической компетентности. Какие потребности, установки особенно интенсивно и часто влияют на профессионально-педагогическое самосовершенствование, выбор его целей? По мнению Г.С.Сухобской, потребность педагога в дальнейшем образовании связана прежде всего с установкой на дальнейшее освоение знаний (общих и профессиональных), установкой на освоение новых способов организации собственной деятельности (потребностью в овладении способами реализации новых идей, опыта в своей деятельности, обучением методам анализа, оценки и обобщения результатов своего труда).

        Мотивы профессионального самосовершенствования  бывают разными. При этом важным условием достижения высокого результата в самовоспитании является не та деятельность, прямая и единственная цель которой – выработка у себя определенных качеств, не прямая их тренировка, а деятельность, направленная на разрешение жизненно значимых задач, имеющих определенную социальную ценность. Преимущество такого подхода в том, что именно в такой деятельности формирование и совершенствование личности выступают как естественный результат. «Кто непосредственно занят самоусовершенствованием как прямой целью своих забот и действий, тот обычно менее всего достигает этой цели. Самым плодотворным, – утверждал С.Л.Рубинштейн, – является труд, в буквальном смысле самозабвенный… Человеку нужно достигать самоусовершенствования, но стремиться он должен прежде всего не к тому, чтобы сделать хорошим лично себя, а к тому, чтобы сделать что-то объективно хорошее в жизни: именно так, не возясь с собой, человек в самом деле совершенствуется».

        Несколько слов и о профессионально-педагогической  компетентности, связанной с саморегуляцией, с выбором цели и направления профессионального роста.

      Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) имеет сложную структуру. Она представляет собой «совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях лучшего решения педагогических задач» (Н.В.Кузьмина).

        Основные компоненты ППК:

Информация о работе Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада