Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование и изучение педагогического мастерства у воспитателей детского дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования – если воспитатели овладеют современными методами диагностики профессиональных умений, а также будут включены в разнообразные тренинги, то это повысит педагогическое мастерство воспитателей детского дошкольного учреждения.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме педагогического мастерства в дошкольном учреждении.
2. Изучить особенности педагогического мастерства у воспитателей
детского дошкольного учреждения.
3. Проследить влияние тренингов, на формирование педагогического мас-
терства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………. 8
1.1. Сущность и структура деятельности воспитателя детского дошкольного
учреждения………………………………………………………………… 8
1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения и индивидуальный
стиль деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения… 31
1.3. Понятие о профессионально-педагогическом самосовершенствовании
воспитателя детского дошкольного учреждения……………………….. 39
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…. 52
2.1. Диагностика педагогического мастерства в дошкольном учреждении.. 52
2.1.1. Профессиональные умения воспитателя детского дошкольного
учреждения…………………………………………………………. 54
2.1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя
детского дошкольного учреждения………………………………. 58
2.2. Влияние тренингов на повышение профессионального мастерства
воспитателя……………………………………………………………….. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 79

Файлы: 1 файл

Воспитатель ДУ(диплом).doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

       Проникнуть в душу ребёнка воспитателю помогает владение методами наблюдения, беседы, эксперимента, социометрическими методами, методом анализа продуктов детской деятельности и др.

        Когда, как изучать детей, группу? Не только специальные эксперименты  использует воспитатель для познания воспитанников. Немало ценной информации об их внутреннем мире, деятельности, отношениях к окружающим, к детскому саду он может получить, наблюдая поведение детей в повседневной жизни.

        Информация, полученная с помощью  гностических умений, даёт возможность воспитателю грамотнее спланировать и организовать дальнейшую педагогическую деятельность как со всей группой, так и с отдельными детьми, родителями. Более того, развитые гностические умения помогут воспитателю успешнее осуществлять процесс самопознания внутренних психических процессов и состояний – рефлексию.

       Развитая  же рефлексия – неотъемлемая  часть профессионального мастерства педагога. Зная, верно оценивая свои профессиональные достоинства и недостатки, нам легче избавиться от последних и отыскать свои, индивидуальные пути к достижению намеченных целей в решении таких порой непростых педагогических задач.

       Важную  роль в деятельности воспитателя  играют проектировочные и конструктивные умения. Проектировочные умения нужны воспитателю, чтобы видеть «завтрашний день воспитанников», чтобы проектировать развитие личности каждого ребёнка в отдельности, детской группы в целом. Они помогают педагогу проектировать развитие игровой и других видов деятельности дошкольников. К этой группе умений относятся и умения планировать деятельность дошкольника во все режимные моменты, как на короткий, так и на более длительный период, составлять план, сценарий развлечения и т.д. Проектировочные умения необходимы и при планировании изучения ребёнка, детской группы, семьи, при разработке плана коррекции развития личности конкретного ребёнка, эмоционального климата в обществе и т.п.

        Конструктивные умения проявляются в обеспечении (информационном, коммуникативном и т.д.) конкретного педагогического мероприятия, которое должно произойти в запланированный педагогом отрезок времени (утренняя гимнастика, занятие, экскурсия, развлечение и т.п.). Они обнаруживаются, например, при отборе материала для проведения занятия в соответствии с конкретной задачей, выборе форм, методов индивидуальной работы с ребёнком для получения желаемого эффекта, результата и т.п. Эти умения играют важную роль в создании такой предметно-игровой среды, которая бы стимулировала игры детей разного уровня развития, темперамента, давала бы возможность проявить творческую активность как мальчикам, так и девочкам.

        Конструктивные умения в значительной  степени обеспечивают успех и  при создании предметно-художественной  среды, благоприятных условий  для познавательно-практической деятельности, трудовой.

        К этой группе умений относятся  и умения переработать отобранную  информацию и подать её с учётом их возрастных возможностей и др. Овладение проектировочными и конструктивными умениями позволяет воспитателю больше внимания уделять вопросам, связанным с непосредственной реализацией воспитательно-образовательных целей, задач его деятельности. Здесь уже не обойтись без коммуникативных и организаторских умений.

        Коммуникативные умения обеспечивают установление педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников и с коллегами по работе, администрацией. Проявляются они в установлении быстрого контакта, нахождении общего языка и правильного отношения с разными людьми в различных обстоятельствах. Человеку, владеющему коммуникативными умениями, легче вызвать сопереживание, расположить к себе людей, регулировать отношения в группе. Многие коммуникативные умения могут быть отнесены к технике педагогического общения.

       На важность овладения ею указывали многие мастера-педагоги. «Педагогическое мастерство, - отмечал А.С.Макаренко, - и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом … Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился 20 нюансам в постановке лица, фигуры, голоса» [49, 268-269]. 

      Высокие требования к умению использовать слово как средство воздействия на детей предъявляет профессия воспитателя. «В обращении воспитательницы с детьми, - подчеркивает Е.А.Аркин, - приветливость и шутливость должны сочетаться с серьёзностью, справедливость с настойчивой требовательностью, ласковость с отсутствием слащавости» [3, 276].

       Грамотность  речи, четкость, живость, эмоциональная выразительность, доступность детскому пониманию также в значительной степени определяют эффективность коммуникативных умений. Особая требовательность к овладению воспитателем словом как орудием воздействия на детей вызвана еще и тем, что его речь является образцом, эталоном для подражания в развитии речи дошкольника. Поэтому так важно, чтобы воспитатель владел высокой культурой речи – умением «правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка» [57, 287].

       Назовем  ещё одну группу профессионально-педагогических умений, низкий уровень развития которых нередко, особенно на первых этапах работы, вызывает затруднения у воспитателей, составляют организаторские умения. С их помощью воспитатель организует как свою деятельность, так и деятельность детей (коллективную, групповую, индивидуальную). Организаторские умения проявляются и в быстром, гибком применении своих знаний и опыта в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности детей. Воспитателю с организаторскими умениями скорее удается заразить своей энергией других людей (и взрослых, и детей), увлечь, активизировать их.

       Обращает  на себя внимание тот факт, что организационные воздействия  воспитателя высокого уровня  мастерства опираются на хорошее  знание им как возрастных, так и индивидуальных особенностей детей, специфики той деятельности, которой он руководит. Так, распределяя детей на подгруппы для коллективного труда, педагог учитывает не только объём предстоящей работы, но и взаимоотношения детей, их темперамент, интересы, способности. Его воздействия не ограничены сугубо организационными целями, они предусматривают большее – воспитание личности, гуманных товарищеских взаимоотношений.

       В  непосредственной практической  деятельности воспитателю нужны не только психолого-педагогические навыки и умения, но и специальные. Воспитатель должен уметь рисовать, конструировать, петь, танцевать, выразительно читать, грамотно и красиво выполнять физические упражнения, показать кукольный театр, пользоваться техническими средствами обучения, ухаживать за растениями, животными. Владение этими навыками помогает ему сделать жизнь детей в детском саду богатой, интересной, самому стать человеком притягательным для детей, авторитетным для окружающих.

       Руководство конкретной деятельностью детей предполагает наличие у воспитателя комплекса, системы умений – конструктивных, гностических, коммуникативных, организаторских, специальных. Специфика их проявления связана, как мы уже отмечали, в значительной степени с особенностями деятельности дошкольников, их возрастными характеристиками. Ведущей деятельностью в дошкольном периоде является игра. Руководство игрой – тонкий и сложный процесс. Очень важно, предупреждала Н.К.Крупская, не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры. Вмешательство взрослого в детскую игру тогда оказывает своё позитивное воздействие, когда он пользуется авторитетом, доверием и уважением у детей и, что особенно важно, владеет необходимыми знаниями и умениями.

       Что  собой представляют эти умения? Исследования психологов и педагогов  (Л.Г.Семушина, Л.В.Артемова, Е.А.Панько, Т.В.Антонова, Е.В.Зворыкина, С.Л.Новоселова и др.) позволили выявить их. Назовем основные.

        Гностические – наблюдать игру, определить уровень её развития; определить по предпочитаемым играм, ролям их детские интересы, привязанности, воображение и др., индивидуальные особенности дошкольников; заменить продвижение ребёнка по пути овладения разными видами игр.

        Проектировочные и конструктивные умения – проектировать развитие игровой деятельности, планировать приемы, направленные на её формирование; отбирать материал для обогащения впечатлениями детей с целью развития игр; динамически проектировать развитие конкретной игры, предвидеть её развитие; предусмотреть возможные затруднения при организации и руководстве разными видами игр; соотносить выбор игр с характером предшествующей и предстоящей деятельности, местом и временами их проведения, психофизиологическим состоянием и другими условиями.

        Организаторские умения – организовать начало игры; умение распределять внимание между всеми играющими детьми, игровыми группировками; содействовать созданию детских игровых группировок, наиболее благоприятных в воспитательном отношении; применять игру (отдельные игровые приемы) в процессе организации других видов деятельности, использовать игру для переключения детей от одного к другому виду деятельности.

        Коммуникативные умения – прямыми способами обучать детей игре (объяснение, разъяснение правил и т.д.); включаться в игру на главных и второстепенных ролях на всех этапах её; использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребёнка его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания и др.); регулировать взаимоотношения детей, разрешать конфликты в процессе игр; умение создать в процессе руководства игрой атмосферу непринужденности, доброжелательности.

        Смешанные умения. Коммуникативно-гностические – умение изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной группы (подгруппы, отдельных детей), специфики руководимой игры (сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной); проявлять гибкость при руководстве игровой деятельностью исходя из показателей «обратной связи» (заменить заранее подобранную игру, отобранный метод воздействия, - другими словами, уточнить правила, внести изменения в них и т.д.); обсуждать с детьми и оценивать игру.

        Конструктивно-коммуникативные – использовать игру с целью создания педагогически целесообразного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малопопулярных детей; координировать работу с семьёй по вопросам развития игровой деятельности дошкольников, использованию её в воспитательных целях. 

        Определенная система профессионально-значимых  умений необходима воспитателю и для эффективного руководства другими видами деятельности дошкольника – художественной, бытовой, трудовой, учебной, детским экспериментированием.

        Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию, условно делится на ряд направлений (функций), а также предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями (гностическими, проектировочными и конструктивными, коммуникативными, организаторскими и специальными). Функции воспитателя разнообразны. Успех же в их реализации во многом зависит от отношения педагога к своему труду, его мотивов, степени овладения им профессиональными умениями. Педагогические умения воспитателя формируются и совершенствуются как в процессе обучения в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, так и в ходе его самостоятельной педагогической деятельности. Эффективность данного процесса во многом зависит от стремления самого воспитателя повысить уровень своих профессиональных умений, от нацеленности педагогического коллектива на рост мастерства его членов, степени совершенства системы подготовки и переподготовки специалистов для дошкольного воспитания. Также следует отметить и то, что педагог выступает как целостная личность с особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, определенным стилем поведения. Но само содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Эти качества, реализуясь в деятельности воспитателя и обеспечивая ее успешность, приобретают специфическую профессиональную окраску. С одной стороны, они необходимы для реализации функций педагога, а с другой – реализация функций тренирует и развивает профессионально необходимые качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения и индивидуальный стиль деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения.

 

      Мы рассмотрели основные цели, функции воспитателя детского сада, умения, которые так необходимы для их воплощения, реализации. Но если обратиться к деятельности конкретных педагогов, то, анализируя, сравнивая их труд, мы, конечно же, не можем не отметить, что достигают они одной и той же цели, выполняют одни и те же функции по-разному, с присущей каждому индивидуальной самобытностью. И это не удивительно. Ведь, как гласит народная мудрость, «всяк мастак на свой лад».

       В  педагогическом коллективе детского  сада найдутся, по всей вероятности, не только подвижный мастер-импровизатор, но и боле инертный воспитатель, предварительно тщательно продумывающий свою и детскую деятельность, заблаговременно создающий условия для успеха в ней.

Информация о работе Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада