Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование и изучение педагогического мастерства у воспитателей детского дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования – если воспитатели овладеют современными методами диагностики профессиональных умений, а также будут включены в разнообразные тренинги, то это повысит педагогическое мастерство воспитателей детского дошкольного учреждения.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме педагогического мастерства в дошкольном учреждении.
2. Изучить особенности педагогического мастерства у воспитателей
детского дошкольного учреждения.
3. Проследить влияние тренингов, на формирование педагогического мас-
терства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………. 8
1.1. Сущность и структура деятельности воспитателя детского дошкольного
учреждения………………………………………………………………… 8
1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения и индивидуальный
стиль деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения… 31
1.3. Понятие о профессионально-педагогическом самосовершенствовании
воспитателя детского дошкольного учреждения……………………….. 39
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…. 52
2.1. Диагностика педагогического мастерства в дошкольном учреждении.. 52
2.1.1. Профессиональные умения воспитателя детского дошкольного
учреждения…………………………………………………………. 54
2.1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя
детского дошкольного учреждения………………………………. 58
2.2. Влияние тренингов на повышение профессионального мастерства
воспитателя……………………………………………………………….. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 79

Файлы: 1 файл

Воспитатель ДУ(диплом).doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

       Одна воспитательница  – вся в мире детской игры; другая – сама погружена в искусство и свои педагогические воздействия предпочитает оказывать с помощью художественного слова, театра, музыки. В работе каждой – свой «почерк». У них разный индивидуальный стиль деятельности. В «Кратком психологическом словаре» находим: «Индивидуальный стиль деятельности - обобщенная характеристика индивидуально-психологических особенностей человека, складывающихся и проявляющихся в его деятельности. Индивидуальный стиль деятельности обнаруживает зависимость от специфики воспитания, психологических качеств субъекта, обусловленных свойствами его нервной системы, а также от особенностей его включения в постоянно повторяющиеся однотипные ситуации (производственные и пр.)» [40, 115].

       Известный исследователь данной проблемы В.С.Мерлин считает неопределенность деятельности важной предпосылкой индивидуального стиля деятельности. Она может заключаться не только в операциях, но и в относительной неопределенности промежуточных и опосредованных целей, которые выбирают разные люди для достижения одной и той же конечной и общей цели [53, 43-46]. С этой точки зрения деятельность педагога детского сада – благодатное поле для проявления в ней индивидуального стиля.

       Воспитатель  в силу специфики своего труда руководит разными видами детской деятельности. Выделены шесть типов воспитателей, различающихся профессиональными интересами, повышенным вниманием к некоторым из них. Специфика профессиональной направленности педагогов сказывается на их индивидуальном стиле деятельности.

       Воспитатель, направленный на игру, проявляет заметный интерес к играм детей. Сам склонен к «игровой позиции», успешно её формирует и у своих воспитанников. В группе, в которой он работает, игра – королева. При руководстве игрой и другими видами деятельности дошкольников педагог широко опирается на игровые мотивы, для него характерно применение внеситуативно-личностного общения с ребёнком, косвенных методов воздействия (посредством взятой на себя роли в игре, кукольного персонажа и т.п.). При оценке ребёнка (общей) опирается, прежде всего, на его поведение в игровой деятельности, умение общаться со сверстниками, учитывая при этом и достижения в других видах деятельности.

       Педагога с художественной направленностью отличает повышенный интерес к художественной деятельности детей и руководству ею. Он и сам, как правило, увлечен искусством, проявляет художественные склонности и способности. Нередко воспитанники таких педагогов достигают высоких результатов в художественной деятельности – она любима им. При решении педагогических задач часто прибегают к искусству, общению посредством литературно-художественного образа (художественное слово и др.), музыки. Оценивая своих воспитанников, исходят преимущественно из их достижений в художественной деятельности.

       У воспитателя-дидакта в центре внимания образовательные задачи. Проявляют особую заинтересованность в их решении. Как правило, успешно руководит учебной деятельностью детей; тяготеет к «школьным» методам обучения. Воспитатели данного типа нередко обладают высоким и средним уровнем мастерства в проведении, организации учебных занятий. Преобладает деловое и познавательное общение. Осознание применяемых средств воздействия и их эффективности достаточно высоко, как правило, при реализации обучающей функции; при руководстве другими видами детской деятельности (игровой, художественной, бытовой и др.) осознанность воздействия ниже. Оценивает детей, опираясь преимущественно на их успехи в овладении знаниями на занятиях.

       Гармонический стиль деятельности воспитателя характеризуется проявлением одинаково высокого интереса ко всем основным видам детской деятельности и успешным руководством ими. Дети у таких педагогов, как правило, достигают относительно высоких результатов как в игровой, так и в художественной, бытовой, трудовой, учебной деятельности, экспериментировании. Воспитатели этой группы используют разные средства воздействия, преимущественно косвенные: в общении с детьми учитывают их возрастные и индивидуальные особенности, специфику руководимой деятельности, ответные реакции воспитанников, меняющиеся ситуации и т.д. Характеризуют детей разносторонне, оценивая успехи в разнообразных видах деятельности дошкольников. Без труда вступают в разные виды общения с детьми.

       Формально-прагматический стиль воспитателя характеризуется достаточно высокой настойчивостью и ответственностью в выполнении своих функций, требовательностью к детям. Во взаимоотношениях с ними и родителями исходит из формально выдвигаемых требований к ним без учета их индивидуальных особенностей, конкретной ситуации, её своеобразия; не проявляют при этом гибкости, тактичности. При общей оценке ребёнка исходят, как правило, из выполнения ими предъявляемых требований, обеспечивающих нормальное протекание режимных моментов. Тёплые отношения с детьми возникают не часто.

       Индифферентный стиль воспитателя отличается отсутствием выраженной направленности на определенную деятельность детей. Как правило, такой педагог безразличен к работе с детьми, выполняет свои обязанности формально. Интереса к изучению ребёнка, семьи не проявляет, не предъявляет и особых требований к родителям. При оценке детей исходит преимущественно из их поведения при выполнении режимных моментов, занятий; близкий контакт с воспитанниками, как правило, отсутствует. Высоких успехов в воспитательной работе не достигают. Их деятельность требует, как правило, контроля со стороны руководства.

       Сравнительное  исследование деятельности воспитателей, различающихся направленностью  на детскую деятельность, даёт основание отнести первые четыре типа индивидуального стиля деятельности к позитивным, последние (формально-прагматический и индифферентный) – к негативным; педагогически нецелесообразным.

       В зависимости от того, какие формы и методы руководства преобладают у педагога, выделяют несколько стилей воздействия на детей.

       Для демократической формы воздействия воспитателя на детей характерна тенденция широкого контакта с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие их любознательность, личностный подход к детям, стремление учесть их индивидуальные особенности, отсутствие значительной избирательности в контактах и субъективности в оценках, стереотипности.

       Авторитарный стиль руководства характеризуется функционально-деловым и ситуативным подходом, резко выраженными установками, значительной избирательностью и субъективностью; руководство осуществляется с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение; представители этого стиля проявляют тенденцию к работе «один на один» с ребёнком, часто используют запреты, ограничения.

       Либеральный стиль педагогического руководства отличается малой степенью участия в делах коллектива. Нередко это происходит из-за низкой его компетентности и боязни продемонстрировать ее другим. В других случаях либеральный стиль объясняется неумением, малым опытом руководства. Подобный стиль может быть вызван чрезмерной увлеченностью педагога, решением личных проблем.

      Знание преобладающего стиля руководства каждого воспитателя важно как самому педагогу, так и руководителю. Дело в том, что каждая форма воздействия на детей оказывает особое влияние на развитие личности дошкольника, его поведение. Так, дети – воспитанники педагога-демократа значительно чаще проявляют стремление к творчеству, оригинальности, самостоятельности; они более коммуникативны, нежели их сверстники, воспитывающие у «автократа». Продуктивность демократического стиля руководства и воспитания сказывается и на психологическом климате в группе. Система взаимоотношений в дошкольной группе, руководимой воспитателем-демократом более благоприятна. В группах воспитателей демократического типа меньше возникает конфликтных ситуаций и реже дети жалуются друг на друга, нежели в группах педагогов авторитарного типа. Взаимоотношения в группах, где работает воспитатель авторитарного типа, характеризуется низким уровнем благополучия.

       В  группах воспитателей-демократов  заметнее степень доброжелательности во взаимооценках, справедливости в отношениях.

       Воспитанники  педагога авторитарного стиля  чаще осознают и ценят те  качества сверстников, которые значимы для выполнения требований взрослых, а также для успешности в учебной, бытовой деятельности (сказывается содержание оценочных суждений воспитателя).

       Различные  индивидуальные стили воспитателей  детского сада выделены А.Г.Исмагиловой. Из них два противоположные, обусловлены нейро- и психодинамическими свойствами. Один из них (стиль А) характерен для воспитателей с сильной и лабильной нервной системой, психически неуравновешенных. Другой (стиль Б) – для педагогов с сильной и инертной нервной системой, психически уравновешенных. Различия в стилях проявляются, по данным автора, в характере постановки целей, в выборе действий (для стиля А характерны организующие и коррегирующие действия, для стиля Б – оценочные контролирующие и стимулирующие), в выборе операций (в стиле А преобладают прямые обращения, в стиле Б – косвенные). Первый стиль оценен как негативный, второй – как позитивный.

       Позитивный  стиль, считает автор, способствует  гармоническому развитию индивидуальности, согласованию разноуровневых индивидуальных  свойств. Негативный же – ведёт к их рассогласованию, к дисгармонии в развитии индивидуальности. Вместе с тем А.Г.Исмагилова приходит к выводу, что влияние свойств нервной системы и темперамента не является жестким и однозначным. Есть основание полагать, что природные задатки играют большую роль на первоначальном этапе становления индивидуального стиля. Определяющая же роль в процессе выработки стиля принадлежит личностным и социально-психологическим характеристикам воспитателей [26, 8].

       Педагогическое общение сложный процесс, включающий в себя как внутреннюю сторону отношения к ученику (т.е. субъективную  оценку отношений к человеку, принятие или непринятие отношений, эмоциональные переживания, связанные с этим), так и внешнюю, поведенческую (комментарии при оценивании, реплики, сопровождающие их общение, случайные замечания). Такое понимание педагогического взаимодействия позволило ряду исследователей (Я.В. Коломинскому, Е.А. Панько и др.) выделить стили отношений по критерию сочетания внешнего и внутреннего компонента.

По соответствию внешнего и внутреннего компонента можно выделить два совпадающих  стиля – «тепло-тепло» и «холодно-холодно» и два несовпадающих стиля – «холодно-тепло» и «тепло-холодно». Совпадающие стили могут быть положительно направленные («тепло-тепло») и отрицательно направленные («холодно-холодно») [34].

Стиль «тепло-тепло» - это позитивный  уровень общения, когда учитель не только любит своих учеников, с симпатией относится к своей работе, но и может в соответствующих формах проявить это в своем поведении. Он относится к ученику как самобытной личности, любит его и постоянно проявляет свою любовь. Такие учителя используют наказание, но оно исходит из формулы: наказание за проступок, оцениваем только проступок, личность принимается во всем многообразии ее проявлений, наказание за проступок соизмеримо с индивидуальными особенностями ребенка. Учеников в этом типе педагога привлекает эмоциональная открытость и честность, уважение их личности и отношение к ним как к равным.

Другой совпадающий  стиль «холодно-холодно» в своей основе имеет отчужденное эмоциональное отношение к детям, нелюбовь к профессиональной деятельности, и своими высказываниями и поведением постоянно подчеркивает эту позицию. Такие учителя редко останавливаются на положительных сторонах личности и качествах учеников, часто проявляют свой отрицательный настрой, критикуют, наказывают, применяют жесткие меры, отдают прямые приказы, требуют беспрекословного их выполнения. При этом они редко идут на помощь детям и редко хвалят их, чаще выражают неудовольствие.

Если первый позитивно совпадающий стиль  дает детям понимание своей важности, прививает способность и желание учиться и познавать, учит инициативе, творчеству, положительно влияет на микроклимат и взаимоотношения в детском коллективе, то негативно совпадающий стиль способствует появлению детских неврозов. Создает неадекватную самооценку учащегося, не способствует вживанию ребенка в коллектив сверстников и часто является причиной появления  большого числа группировок и изолированных детей.

Несовпадающий тип отношений «внутри тепло – снаружи  холодно» присущ прекрасно подготовленным педагогическим кадрам, любящим свою работу и учеников, однако зачастую ставящим во главу угла дисциплину. Такой педагог убежден, что детей нельзя баловать, отсюда и демонстрация в поведении сухости, официальных отношений, сдержанные жесты, прямые приказания. Часто такие педагоги, стремясь похвалить или поощрить ребенка, используют школьную отметку, считая, что она способна охватить все достижения и промахи личности.

Тип педагогов «внутри холодно – снаружи тепло» характеризуется внутренней нелюбовью к детям и профессии, а поведенческим компонентом они пытаются скрыть свои отрицательные чувства. Возникает разлад внешнего и внутреннего, который дети четко улавливают, тем более, что общение с таким педагогом крайне формальное, переменчивое и зависит от наличия внешнего контроля со стороны администрации или коллег.

Информация о работе Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада