Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:18, дипломная работа
Цель исследования – теоретическое обоснование и изучение педагогического мастерства у воспитателей детского дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования – если воспитатели овладеют современными методами диагностики профессиональных умений, а также будут включены в разнообразные тренинги, то это повысит педагогическое мастерство воспитателей детского дошкольного учреждения.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме педагогического мастерства в дошкольном учреждении.
2. Изучить особенности педагогического мастерства у воспитателей
детского дошкольного учреждения.
3. Проследить влияние тренингов, на формирование педагогического мас-
терства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………. 8
1.1. Сущность и структура деятельности воспитателя детского дошкольного
учреждения………………………………………………………………… 8
1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения и индивидуальный
стиль деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения… 31
1.3. Понятие о профессионально-педагогическом самосовершенствовании
воспитателя детского дошкольного учреждения……………………….. 39
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…. 52
2.1. Диагностика педагогического мастерства в дошкольном учреждении.. 52
2.1.1. Профессиональные умения воспитателя детского дошкольного
учреждения…………………………………………………………. 54
2.1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя
детского дошкольного учреждения………………………………. 58
2.2. Влияние тренингов на повышение профессионального мастерства
воспитателя……………………………………………………………….. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 79
2.1.1. Профессиональные умения воспитателя детского дошкольного учреждения.
Эффективность деятельности воспитателя определяется в значительной степени уровнем развития ее операционального компонента. Каждая специальность предполагает наличие у человека определенных профессиональных умений, той системы психических и практических действий, которые необходимы для целесообразной регуляции деятельности. В чем выражаются профессиональные умения воспитателя дошкольного учреждения? На какие из них следует обратить особое внимание? С этой целью проводилось исследование в г. Барановичи на базе дошкольных учреждений № 1 и № 17, где было обследовано 50 педагогов, по 25 в каждом детском саду. Среди них есть как молодые специалисты, так и опытные с большим стажем работы. Количественные данные представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Распределение воспитателей с различным педагогическим стажем
Стаж работы |
Абсолютная величина |
В % | ||
ДУ №17 |
ДУ №1 |
ДУ №17 |
ДУ №1 | |
до 5 лет |
4 |
3 |
16 |
12 |
от 5 до 10 лет |
6 |
6 |
24 |
24 |
от 10 до 15 лет |
3 |
8 |
12 |
32 |
от 15 до 20 лет |
5 |
5 |
20 |
20 |
свыше 20 лет |
7 |
3 |
28 |
12 |
Таблица 2
Распределение воспитателей с различной категорией
Категория |
Абсолютная величина |
В % | ||
ДУ №17 |
ДУ №1 |
ДУ №17 |
ДУ №1 | |
Высшая |
7 |
8 |
28 |
32 |
Первая |
9 |
8 |
36 |
32 |
Вторая |
4 |
5 |
16 |
20 |
Без категории |
5 |
4 |
20 |
16 |
В процессе исследования педагогического мастерства воспитателя была использована оценочная шкала (см. Приложения 2 ). Воспитателям предлагалось дать оценку своей педагогической деятельности, которая рассматривалась нами в пяти аспектах: проявление профессиональных качеств воспитателя, проявление организационно-методических умений, проявление педагогического общения, проявление личностных особенностей, внешние проявления. Выбор делался на основании степени выраженности того или иного профессионального и личностного качества и умения.
Полученные результаты отражены в таблице 3.
Таблица 3
Степень выраженности того или иного профессионального и личностного качества и умения воспитателя дошкольного учреждения
(данные приведены в процентах)
Аспекты профессиональных умений и качеств |
Уровень сформированности профессиональных качеств и умений | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
ДУ №17 |
ДУ №1 |
ДУ №17 |
ДУ №1 |
ДУ №17 |
ДУ №1 | |
Профессиональные качества |
32 |
32 |
28 |
28 |
40 |
40 |
Организационно-методические умения |
24 |
28 |
32 |
32 |
44 |
40 |
Педагогическое общение |
28 |
28 |
28 |
24 |
44 |
48 |
Личностные особенности |
44 |
40 |
36 |
36 |
20 |
20 |
Внешние проявления |
20 |
28 |
36 |
40 |
44 |
32 |
Приведенные данные показывают, что уровень сформированности профессиональных качеств и умений воспитателей дошкольных учреждений достаточно высок и, тем не менее, некоторые аспекты педагогической деятельности требуют усовершенствования, а в некоторых случаях и коррекции. К ним можно отнести: распределение и переключение внимания, владение специальными умениями, профессиональное самосовершенствование, межличностные отношения в коллективе, самоанализ и самосовершенствование и др.
2.1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского дошкольного учреждения.
Установление индивидуального стиля педагогического взаимодействия педагога с детьми составило цель данной части экспериментального исследования, в процессе которого было обследовано 50 педагогов.
В ходе исследования стиля педагогического общения воспитателя дошкольного учреждения нами были организованы семинары, беседы и наблюдения за воспитательно-образовательным процессом по специальной схеме.
В ходе семинара на тему «Особенности
общения воспитателя с
Поведение воспитателей, характеризуемое преимущественно авторитарным стилем руководства, отличается планомерностью работы, но иногда проявляются элементы жестокости, поскольку такому педагогу очень трудно отойти от внутренних мотивов своей деятельности. В ситуации, когда следовало решить вопрос, касающийся дисциплины, они действуют очень справедливо, но наказание часто не соизмеримо с индивидуальными особенностями конкретного ребенка.
Авторитар считает, что наказание должно быть одинаковым для всех, принятое решение, по его убеждению, не может подлежать обсуждению. Критики в свой адрес не терпит, из-за чего попадает в конфликтные ситуации и решает конфликт нажимом сверху. Воспитатель систематически подавляет самостоятельность, инициативу, не терпит возражений от воспитанника. Очень тяжело меняет свои взгляды и ему трудно увидеть ребенка в другом качестве, поэтому у него существует мнение, что дети не способны на принятие самостоятельных решений, поскольку они малы и у них недостаточно опыта. Наблюдение показало, что если даже он и решается дать свободу выбора, то будет постоянно вмешиваться и пристально наблюдать за происходящим. Такой стиль руководства позволяет детям четко усвоить алгоритм выполнения работы, приучает их к правильной организации рабочего места и рациональному использованию рабочего времени, способствует поддержанию дисциплины. Но неразумное увлечение дисциплинарной моделью может вызвать апатию и отобьет творческую инициативу у воспитанников.
Для воспитателей с демократическим стилем характерна тенденция разрешать, запрет выражается редко, преимущественно косвенным путем. Педагоги с преобладанием данного стиля общения одинаково хорошо относятся ко всем детям, проявляют сочувствие, внимание к ребенку (его жалобам, заявлениям), создают у него ощущение, что его понимают. Мягки в общении с детьми, используют ласковые обращения к ним. Ищут активного взаимодействия с детьми на занятиях, умеют организовать эффективный процесс воспитания и обучения, сочетая дисциплину и поисковую активность. Поддерживают здоровый дух соперничества, не снижая контроль за качеством. Поощряют процесс самостоятельной деятельности и активности детей, но в случае затруднения приходят на помощь к ребенку. По всем вопросам обращаются к детям и постепенно приобщают их к жизни в коллективе.
Воспитатели с преобладанием либерального стиля педагогического руководства отличаются малой степенью участия в делах коллектива. Нередко это происходит из-за низкой компетентности и боязни продемонстрировать ее другим. В других случаях либеральный стиль объясняется неумением, малым опытом руководства. Подобный стиль скорее всего вызван чрезмерной увлеченностью педагогов решением личных проблем. Также педагоги с данным стилем характеризуются следующими чертами: отсутствие четкого плана действий, необязательность выполнения даже того, что запланировано; отличаются большой гибкостью, однако могут принимать и форму безволия и склонности отдавать дела в руки детей. Отсутствие четкого плана действий приводит к постоянному колебанию возможного набора средств воздействия на дошкольников от просьбы до приказа. Используют внешние и сухие одобрения и поощрения, избегают близких контактов, но не держат детей на слишком большой дистанции от себя. Однако эмоциональный климат, создаваемый этими воспитателями нельзя охарактеризовать как неблагоприятный для всех. Есть определенная группа детей, для которой такой стиль руководства является приемлемым.
Для уточнения и получения более объективных данных нами был проведен ряд индивидуальных бесед. Беседа с воспитателем, использующим либеральный стиль руководства, показала нежелание активно интересоваться жизнью группы, отсутствие конкретного плана работы с ребенком и положительной прогностической оценки его в будущем. Дети, часто нарушающие дисциплину и создающие проблемы в общении, оцениваются категорично и негативно: «Ира К. – неопрятная девочка, часто дерется, родители не могут с ней справиться. Ни с кем не дружит. В первом классе кандидат в двоечники».
В конфликтной ситуации такой воспитатель занимает двоякую позицию: иногда подавляет конфликт, принимает жесткие решения, не согласуя их с мнением детей; иногда предпочитает, чтобы конфликт решали сами дети. Нет единства требований, не корректирует воспитательно-образовательный процесс. Не умеет поговорить с ребенком откровенно и снять конфликтное противостояние, не способен повлиять на положение дел в группе, пользуется низким авторитетом у детей. В процессе занятий чаще использует замечания, угрозы («Не пойдем на улицу, если будете так шуметь»).
В процессе беседы с воспитателем-демократом выяснилось, что педагог заботится о включенности каждого ребенка в жизнь группы. Все дети характеризуются с положительной стороны («Саша Б. – девочка скромная, достаточна требовательная к другим, себя не выпячивает, но и от других требует того же; она молодец, всегда стремится выполнить задание правильно»).
Каждого ребенка воспитатель
Беседа с воспитателем, с преимущественно авторитарным стилем руководства, показала, что он имеет представление об общих процессах и настроениях в группе, однако его замечания и характеристики очень категоричны. Ему легче охарактеризовать группу в целом, чем каждого ребенка в отдельности. У такого педагога существует категория детей, которые пользуются его любовью и дети, которые вызывают постоянные упреки. Пример характеристики непопулярного ребенка – «Артем Н. Мальчик из неблагополучной семьи, часто становится причиной ссоры или драки, очень злой. Слушает только меня, хотя я с ним иногда поступаю очень жестко. Распустили ребенка совсем». Воспитатель данного стиля руководства склонен самостоятельно решать проблемы коллектива, лишает инициативы детей.
На основании проведенных исследований и в зависимости от стиля общения мы распределили воспитателей на группы: воспитатель группы «А» имеет сложившийся авторитарный стиль; воспитатель группы «В» – демократический, а воспитатель группы «С» соответственно – либеральный. Количественные показатели можно представить в виде таблицы:
Таблица 4
Стили педагогического руководства воспитателя
(данные приведены в процентах)
№ ДУ |
Стили руководства воспитателя | ||
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный | |
1 |
32 % |
40% |
28% |
17 |
24% |
39% |
37% |
С целью проследить, какие методы и приемы характерны для педагогов разных стилей педагогического общения, были проведены наблюдения на учебных занятиях.
Педагог, пользующийся авторитарными приемами руководства, показал, что приемы сотрудничества применяются редко. Тон общения сухой, кричащий, резкий. Предложение ответить преподносится в форме приказа или распоряжения. В случае, если ребенок не может ответить на какой-либо вопрос, возможны высказывания воспитателя типа: «Ну и молчи хоть целый день, послушай, что умные дети говорят». Такие высказывания заставляют ребенка уходить в себя, пресекают попытки утверждения себя как личности. Ребенку указывают на его недостатки в грубой, резкой форме, редко напоминают о его достижениях. На занятиях неоднократно отмечались вспышки ярости и агрессии у мальчиков, слезы у девочек. Воспитатель на это никак не реагировала, считая, что это простые капризы детей и недостаток воспитания родителей. Желания и стремления детей подменяются активностью педагога, уверенного в том, что он лучше знает, как и что нужно делать.
Информация о работе Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада