Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование и изучение педагогического мастерства у воспитателей детского дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования – если воспитатели овладеют современными методами диагностики профессиональных умений, а также будут включены в разнообразные тренинги, то это повысит педагогическое мастерство воспитателей детского дошкольного учреждения.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме педагогического мастерства в дошкольном учреждении.
2. Изучить особенности педагогического мастерства у воспитателей
детского дошкольного учреждения.
3. Проследить влияние тренингов, на формирование педагогического мас-
терства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………. 8
1.1. Сущность и структура деятельности воспитателя детского дошкольного
учреждения………………………………………………………………… 8
1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения и индивидуальный
стиль деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения… 31
1.3. Понятие о профессионально-педагогическом самосовершенствовании
воспитателя детского дошкольного учреждения……………………….. 39
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…. 52
2.1. Диагностика педагогического мастерства в дошкольном учреждении.. 52
2.1.1. Профессиональные умения воспитателя детского дошкольного
учреждения…………………………………………………………. 54
2.1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя
детского дошкольного учреждения………………………………. 58
2.2. Влияние тренингов на повышение профессионального мастерства
воспитателя……………………………………………………………….. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 79

Файлы: 1 файл

Воспитатель ДУ(диплом).doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

Наблюдение за занятиями в группе «В» (демократический стиль руководства) показало, что педагог обращается к детям в форме предложения, часто используются слова и фразы, поощряющие активность (не волнуйся, ты все знаешь; подумай, не торопись, у тебя все получится; ты всегда радуешь нас своими мыслями). Тон благожелательный, поддерживающий, одобряющий. Трудности, возникающие у детей в процессе занятия, педагогом не порицались, всегда оказывалась поддержка: «Сядь, подумай, пока мы послушаем Вику, затем ты скажешь, все, что вспомнишь».

Воспитатель обязательно удостоверяется, понял ли ребенок материал, предлагает повторить. На занятии поддерживается инициатива детей, выслушиваются все высказывания. Дети чувствуют себя раскованно, умеют рассматривать вопрос с разных сторон, умеют выслушивать друг друга и коллективно решать вопросы. Выполняя задание,  ребенок не боится сделать ошибку, обратиться за помощью к воспитателю, когда это действительно необходимо. Воспитатель отвечает подбадриванием, объяснением, наталкиванием, но не предоставляет готовый ответ, стимулирует самостоятельный поиск.

Замечания даются в мягком тоне («Андрей, ты уже очень увлекся своими делами, послушай сейчас внимательно меня, если у тебя есть вопрос по теме, ты можешь задать его после»). Негативной оценки личности не наблюдалось, поддерживались взгляды каждого ребенка.

Наблюдение за воспитательно-образовательным  процессом в группе с либеральным стилем руководства показало, что на занятии большая часть времени тратится на установление дисциплины, отсутствует рабочая обстановка. Дети могут позволить себе высказывания вслух не относящиеся к теме занятия, оскорбление сверстников, жесткие высказывания типа: «Заткнись!», «Ты меня уже достал!» и другие. Воспитатель может не вмешаться, чтобы успокоить зачинщиков, а, вмешавшись, применяет угрозу типа: «Если не успокоитесь, будете целый день сидеть за столом!» На занятии нет возможности свободно высказывать свое мнение каждому ребенку, нет атмосферы защищенности и доверия. Поощряется усвоение книжного материала, нет опоры на чувственный опыт ребенка, процесс обучения сух и дидактичен. Детям редко приводятся примеры их успехов и перспективы того, что им еще предстоит сделать. Похвала очень сухая: «Хорошо», «Садись», «Все?». Воспитатель не реагирует на то, что дети отвлеклись, а если использует угрозу, то, как правило, не выполняет ее, делает вид, что забывает решение.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о наличии характерных особенностей поведения для каждого из трех стилей педагогического руководства: авторитарного, демократического, либерального. Все три стиля качественно отличаются друг от друга, что отражено в карте наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

Карта наблюдения 1

 

 

        Критерии

 

                        Проявления при каждом стиле

    Группа «А»

  Группа «Б»

  Группа «С»

  

Тон, голос

 

 

Мягкий,

жесткий,

деловой

 

Тон очень жесткий, кричащий, без интонации. Часто деловой, но без тепла.

Богатство интонационных оттенков, спокойный, неназойливый, теплый.

Голос очень  невыразительный, мало используется в работе, то кричащий, то тихий.

 

Обращения

 

 

Мягкие, оскорбительные

 

В жестком  тоне, очень фамильярные. «Жук, замолчи!»

 

Обращения по фамилиям редко. Ласковые имена: « Оленька, сядь, пожалуйста».

Без адреса. «Неугомонные, какие!»

 

 

 

 

 

Оценка

С  учетом индивидуальных особенностей, без учета

Оценивает не поступки, а личность. Оценка очень критичная, без учета индивидуальности ребенка.

Оценка только поступков детей. Дети оцениваются только положительно. Используется прогностическая оценка.

Оценка как орудие устрашения. Индивидуальность не принимается.

 

 

Общение

Наравных, «Я больше знаю».

Общение индивидуально затруднено. Нет инициативы детей.

Общение с группой и индивидуально. Решения выдвигаются и принимаются вместе. Выслушиваются все предложения.

Общение панибратское. Не участвует в делах коллектива.

 

 

Дисциплина на занятии

Рабочая обстановка

Жесткая дисциплина, ни одного отвлечения. Внимание приковано к воспитателю. Дисциплинарные меры: замечания.

«Рабочая обстановка», нет дисциплинарных мер, замечания редкие, темп изложения высокий, угрозы отсутствуют.

 
 

Не рабочая обстановка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Дисциплина  отсутствует, реплики детей: «Угомонись, из-за тебя не слышно! Замолчи». Воспитатель в группе не может навести порядок, присутствуют угрозы.

 

 

Замечания

Угроза, заискивание, мягкое  указание

 

 

Угроза, прямое замечание: «Ты мне уже надоел, скоро ты прекратишь?» Безличное обращение.

Мягкие указания. «Мы выслушаем все, если это интересно». «Можно вслух». Обращения по имени. Использование интонации.

Используются  угроза или заискивание. «Мы не пойдем на прогулку, если будете шуметь».

 

 

 

 

Похвала, одобрение, поддержка

Часто, редко, (не) вербальные средства выражения

Похвала редко, но по делу, очень сухо. Косвенных приемов нет, поддержка при ответе отсутствует, основное внимание на ошибки.

Похвала часто, оказывает поддержку взглядом, мимикой, жестами. «Молодец, ты все знаешь». Все внимание к ребенку.

Похвала очень  редко, почти нет. Одобрения нет, поддержки нет. Занят дисциплиной.

 

 

 

 

 

Четкий план действий

Знакомит детей

 

Имеет четкий план, но дети могут влиять на его изменения. Очень гибок, меняется, если есть необходимость.

 

 

Не сообщает детям

Имеет четкий план, но дети как объект его приложения, жесткий, очень тяжело изменить.

 

Не имеет  четкого плана, действует ситуативно, часто не продуманно, сбивчиво.

 

Темп работы

Продуктивный

Высокий, но не используются физкультминутки, паузы, работа монотонная, «на износ».

Высокий, проводятся физминутки, ориентируется на детей. Изменяет виды деятельности.

 
 

Непродуктивный

   

Низкий, нет системы, часто отвлекается, нет единой структуры. Дети быстро устают.


Результаты наблюдения позволили  более глубоко увидеть характер преобладания определенного стиля педагогического руководства в процессе общения воспитателя и детей дошкольного возраста.

Проведенные исследования сформированности профессиональных умений и качеств, а также стиля педагогического общения воспитателей показали  их непосредственную взаимозависимость. Так,  для приверженцев авторитарного стиля характерны высокий уровень выраженности таких организационно-методических умений, как использование в работе новейших технологий и заинтересованность в результатах педагогической деятельности в целом, и в то же время достаточно низкий уровень проявления личностных особенностей: такта, гуманности, эмпатии, терпения, выдержки и др.

Педагоги с либеральным стилем педагогического общения не способен в должной степени проявить ни одно из рассматриваемых профессиональных и личностных качеств и умений. Они не достаточно владеют основами профессиональных знаний, способствующих формированию педагогического мастерства. В большинстве своем эти воспитатели показали низкий уровень сформированности профессиональных и личностных качеств и умений преимущественно в проявлении профессиональных качеств, организационно-методических умений и педагогического общения.

Воспитателю-демократу свойственна высокая методическая организованность и профессиональная подготовленность. Он умеет сконцентрировать внимание на решении педагогических задач, при этом, не прибегая к дисциплинарным мерам воздействия, любит и уважает детей, проявляет к ним большой интерес, умеет сотрудничать. Желание помочь каждому ребенку проявить себя способствует заложению и развитию у его воспитанников основ творчества. Проявление личностных качеств для демократов также важно, как и профессиональная компетенция. Это педагоги с высоким уровнем сформированности профессиональных и личностных качеств.

Исходя из выше сказанного, нами был сделан вывод о важности влияния стиля педагогического общения на формирование того или иного профессионального и личностного качества и умения. Вследствие чего возникает необходимость разработки личностно ориентированных тренингов, направленных на повышение профессионализма работников дошкольных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Влияние  тренингов на повышение мастерства воспитателей.

 

Становление и развитие профессионального совершенствования  педагога – многогранный процесс, содержащий различные аспекты. Огромное влияние на повышение мастерства воспитателей оказывают тренинги. Тренинг является оптимальным средством развития и совершенствования профессионально важных умений и навыков в деятельности педагогов дошкольных учреждений.

Организация тренингов, направленных на развитие педагогического  мастерства у педагогов экспериментального дошкольного учреждения №17, потребовала соблюдения воспитателями следующих условий:

  • серьезного отношения к своей педагогической деятельности;
  • потребности в использовании в работе передовых, новаторских методик;
  • постоянного критического самоанализа;
  • систематической индивидуальной работы над собой;
  • наличия личностно-ориентированного стиля педагогического общения;
  • внимания к работе партнеров и коллег.

Как отмечалось выше, деятельность педагога дошкольного учреждения многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными знаниями и умениями: анализа, коммуникативности, артистизма, умениями коллективной творческой работы, нахождения оптимальных путей разрешения конфликтов, использования ТСО.

Педагог выступает как  целостная личность с особым складом  ума, индивидуальными особенностями темперамента, определенным стилем поведения. Само содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества: такт, эмоциональность, выразительность речи, оптимизм.

Блок тренингов «Межличностные отношения в педагогическом коллективе и пути урегулирования конфликтов» (см. Приложение 4) был нами подразделен на разделы, включающие тренинги на развитие умений проявлять педагогический такт, способности управлять своим эмоциональным состоянием, совершенствование коммуникативного поведения воспитателя.

С целью развития умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении были проведены тренинги «Проанализируйте ситуацию», «Ролевая игра» . В ходе упражнений педагогами находились рациональные способы решения проблемных ситуаций, развивалась их гуманность. Данный тренинг способствовал снижению конфликтности в межличностных отношениях внутри педагогического коллектива и повышению профессионализма воспитателя в сфере общения с детьми и родителями своей возрастной группы.

Раздел тренингов под названием «Педагогическая техника» направлен на формирование способности педагога управлять своим эмоциональным состоянием, развитие речи и коммуникативного поведения воспитателя. Эти тренинги способствовали организации правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родители», «педагог – коллеги», развитию понимания воспитателями детей и окружающих, уважения к ним, созданию положительного микроклимата.

Так, Ирина Владимировна К. в проводимых исследованиях контрольного эксперимента показала высокий уровень конфликтности, неумение выслушать и нежелание понять и принять точку зрения другого человека. На начало формирующего эксперимента ее отношения с коллегами характеризовались непостоянностью взаимодействия, которое, как правило, заканчивалось конфликтной ситуацией. Взаимодействие с детьми в группе строилось по системе «приказ – подчинение», что вызывало реакцию замкнутости у детей и отчужденности у их родителей. После проведения серии вышеупомянутых тренингов у воспитателя повысился уровень внутреннего контроля над собственным поведением в общении. Она стала чаще включаться в общественную деятельность своего дошкольного учреждения, и, как результат, повысился уровень ее педагогического мастерства в сфере профессионального становления ее личности. В общении с детьми педагог начала проявлять признаки демократического стиля педагогического общения, что повлекло за собой повышении активности детей в учебно-воспитательном процессе и возникновение зачатков партнерских отношений с родителями. В ходе индивидуальной беседы Ирина Владимировна признала, что профессиональная деятельность стала приносить ей гораздо больше удовлетворения, появился интерес к поиску передовых технологий современной дошкольной педагогики.

Работа с педагогами, педагогический стаж которых составляет более 10 лет, и имеющими первую и  высшую категорию, велась в русле  самоанализа и самообучения навыкам  педагогического общения. Тренинги были направлены на углубление и расширение личностного самосознания, поиск новых способов поведения в контактах с людьми, развитие навыка восприятия и понимания себя и других людей в процессе общения с ними (см. Приложение 5). Их суть заключается в проведении 12 проб, с помощью которых педагоги смогли понять насколько он умелый и вдумчивый партнер в различных видах контактов. Если та или иная проба давалась с трудом, ее многократно повторяли, но уже в качестве упражнения. работа прекращалась только после того, как у педагога исчезало специфическое чувство «мне это трудно».

С целью поиска новых  способов поведения в контактах  с коллегами, а также развития навыка восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними было проведено занятие-тренинг «Психологическая коррекция общения». Оно было направлено на овладение навыками высказывания и принятия обратных связей, а также на приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива над новым заданием. Этот тренинг стал своего рода подготовкой к переходу на новую форму взаимодействия – коллективную творческую работу, которая предполагает высокий уровень развития взаимоуважения, взаимоподдержки, взаимодополнения, взаимопомощи и т.д.

Информация о работе Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада