Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование и изучение педагогического мастерства у воспитателей детского дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования – если воспитатели овладеют современными методами диагностики профессиональных умений, а также будут включены в разнообразные тренинги, то это повысит педагогическое мастерство воспитателей детского дошкольного учреждения.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме педагогического мастерства в дошкольном учреждении.
2. Изучить особенности педагогического мастерства у воспитателей
детского дошкольного учреждения.
3. Проследить влияние тренингов, на формирование педагогического мас-
терства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………. 8
1.1. Сущность и структура деятельности воспитателя детского дошкольного
учреждения………………………………………………………………… 8
1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения и индивидуальный
стиль деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения… 31
1.3. Понятие о профессионально-педагогическом самосовершенствовании
воспитателя детского дошкольного учреждения……………………….. 39
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…. 52
2.1. Диагностика педагогического мастерства в дошкольном учреждении.. 52
2.1.1. Профессиональные умения воспитателя детского дошкольного
учреждения…………………………………………………………. 54
2.1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя
детского дошкольного учреждения………………………………. 58
2.2. Влияние тренингов на повышение профессионального мастерства
воспитателя……………………………………………………………….. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 79

Файлы: 1 файл

Воспитатель ДУ(диплом).doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)

        Попытка дать функциональный  анализ деятельности воспитателя,  предпринятая Л.Г.Семушиной, является, по нашему мнению, удачной. Выделенные ею функции в основном отражают сложную структуру деятельности воспитателя детского сада, ее специфику. Представляется, однако, необходимым пополнить перечень выделенных ею функций. К числу значимых функций современного воспитателя следует, на наш взгляд, отнести и исследовательскую. Творческая деятельность воспитателя невозможна без глубокого анализа опыта педагогической деятельности, без каждодневного поиска, раздумий, проверки выдвинутых предположений. Грамотное руководство развитием каждого ребенка, группы в целом невозможно без предварительного изучения воспитателем детей, группы с помощью специальных психологических и социально-психологических методов, без исследования эффективности использованных педагогических средств воздействия на воспитанников. Е.А.Аркин – один из первых исследователей психологии и педагогики дошкольного образования, который сказал «В воспитательной работе более, чем в какой-либо другой, необходимо, чтобы тот, кто ведет эту работу, верил в свои силы, чтобы он с должным вниманием и уважением относился не только к опыту других, но и к своему личному опыту, чтобы он умел его исследовать и правильно оценивать» [3, 276].

       Правомерным представляется выделение Л.Г.Семушиной такой важной функции, как педагогическое просвещение родителей (точнее, психолого-педагогическое). Однако работа воспитателя с родителями не сводится только к реализации данной функции. Она включает в себя и изучение семейной микросреды ребенка, установление контакта с родителями, близкими родственниками с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка и создания благоприятного микроклимата для его психического развития. Представляется целесообразным выделить в качестве особой функцию регулирования и согласования педагогом дошкольного учреждения воспитательных воздействий на ребенка со стороны детского сада и семьи.

       Выделение  функции охраны жизни и укрепления здоровья в самостоятельную и особо значимую связано с тем, что организм детей раннего и дошкольного возраста еще неокрепший, он не способен еще так, как организм школьника, сопротивляться заболеваниям, да и переносит их тяжелее. Воспитатель должен способствовать созданию наилучших условий для физического развития детей, охраны их здоровья. В числе важнейших забот воспитателя – формирование основ здорового образа жизни у своих воспитанников, заинтересованности, потребности в нем, приобщение детей к физической культуре. Педагог организует деятельность детей, в которой бы формировались и совершенствовались основные виды движений, мелкая мускулатура, движения бы становились точными, ловкими, управляемыми.

       Педагог стремится сформировать у своих воспитанников потребность в движениях, создать благоприятные условия для двигательной активности. Он понимает: она необходима для здоровья и разностороннего развития детей.

        Реализуя оздоровительную функцию, воспитатель широко использует природные средства. Он осознает: солнце, воздух, вода, земля могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар (больше времени проводить на воздухе, чаще соприкасаться, общаться с природой, обращаться в случае необходимости: приложить подорожник к ранке, спрятаться от сильного ветра с подветренной стороны и т.п.).

       Успешность  в осуществлении оздоровительной  функции в значительной степени  зависит от того, насколько гуманизирована деятельность педагога при этом, учитываются ли им индивидуальные особенности воспитанников (группа здоровья каждого, уровень двигательной активности, способностей и т.п.) [73].   

        Работа по охране и укреплению  здоровья, формированию основ здорового образа жизни объемна, разнообразна и непроста. Хорошо, когда ею в детском саду занимается и инструктор физического воспитания. Педагоги совместно с медицинским персоналом стремятся к тому, чтобы забота об укреплении и охране здоровья пронизывала всю жизнь в детском саду, организацию предметной и социальной среды, разных видов детской деятельности, режима.

        Особое место в структуре профессиональных  функций педагога детского дошкольного учреждения занимает воспитательная. И это объяснимо, ведь дошкольное детство – период, когда личность начинает формироваться; отсюда повышенная ответственность, внимание к первым ее росткам.   

        Воспитательная функция педагога дошкольного учреждения проявляется в процессе целенаправленного формирования гармонически развитой личности с помощью специально разработанных и обоснованных средств, форм и методов воздействия. Воспитатель осуществляет нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое воспитание дошкольников. Он заботится о развитии у своих воспитанников чувства самоценности, самоуважения, эмпатии, любви к родителям, доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к взрослым, бережного отношения к природе, ее богатству.

        Воспитательная функция включает в себя и создание педагогически целесообразного, благоприятного для психического развития каждого ребенка микроклимата в группе детского сада.

        Тесно переплетена с воспитательной гедонистическая функция. Реализуя ее, педагог создает благоприятные условия для переживания детьми повышенного приятного самочувствия, наслаждения. Он усиливает в ребенке чувство радости бытия, способствует мажорности настроения, жизнерадостности, что так важно для наших воспитанников.

        В разговоре о функциях воспитателя мы не назвали еще обучающую.

        Обучающая функция воспитателя выражается в стимуляции и управлении активностью дошкольника, в результате которой у него формируются определенные знания, навыки и умения. Именно воспитатель создает условия для такой активности. Немало знаний, умений ребенок усваивает в игровой, бытовой, трудовой, художественной деятельности. Однако целенаправленно, систематически, последовательно обучающую функцию воспитатель реализует в процессе руководства учебной деятельностью детей. Задача воспитателя – вооружить ребенка необходимыми знаниями, сформировать основу, их фундамент. 

       Реализация  обучающей функции требует серьезного  внимания педагога к вопросам развития мыслительных процессов (дифференцированного восприятия, творческого воображения, образного мышления, памяти и т.д.), формирования познавательных потребность.

      Успешность в реализации обучающей функции в значительной степени определяется тем, является ли обучение развивающим, идет ли оно впереди развития или же «плетется» в хвосте его. Воспитатель осознает: не всякое обучение ведет за собой развитие, а только то, которое ориентируется на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), тот уровень, которого ребенок сегодня достигает совместно со взрослым, а завтра окажется способным достичь самостоятельно. Воспитатель стремится, чтобы обучение, им организованное, было таковым, нацеленным на «завтрашний день» его воспитанников.

      Важным  условием успешного обучения  в детском саду является владение  воспитателем развивающими методами  обучения, педагогическим общением. И вместе с тем педагог стремится  к тому, чтобы в основу воспитательно-образовательной работы была положена личная деятельность самого ребенка. Прислушаемся к Л.С.Выготскому, который в противовес авторитарной педагогике утверждал, что «личный опыт воспитанника делается основной базой педагогической работы» [15, 82]. Воспитательно-образовательный процесс является трехсторонне активным: активен ребенок, активен педагог, активна заключенная между ними среда.

        Высокие результаты в педагогической деятельности воспитателя возможны лишь при глубоком знании особенностей физического и психического здоровья воспитанников, специфики среды, взаимоотношений, связывающих их между собой, с другими значимыми для них людьми, своих профессиональных, индивидуальных особенностей. Творческая деятельность воспитателя невозможна без глубокого анализа опыта педагогической деятельности, без каждодневного поиска, раздумий, проверке выдвинутых предположений.

        Познать, чтобы воспитывать, чтобы оказать эффективную помощь детям, нуждающимся в ней. Значение этого направления, аспекта в педагогической деятельности все глубже осознается воспитателями, оно занимает все более весомое место.

        Реализуя диагностическую функцию, педагог опирается на закономерности развития; он изучает психику ребенка системно, в тесной взаимосвязи с окружающим миром, стремится отыскать причины своеобразия, отклонений в развитии своих воспитанников. Для него так же, как и для врача, значим принцип, сформулированный еще Гиппократом: «Не навреди!» Опираясь на него, педагог так проводит изучение отдельных детей и группы в целом, чтобы ни сам процесс исследования, методики, им применяемые, ни результаты его не нанесли бы вреда ребенку (его эмоциональному состоянию, здоровью, положению среди сверстников и т.п.). Он стремится к единству диагностики и коррекции. Успех в диагностической работе во многом способности воспитателя проявить объективность, не поддаться ранее сложившемуся субъективному мнению в отношении конкретного ребенка, его семьи. Важно при этом и тесное сотрудничество всех педагогов, работающих с конкретными детьми, с психологом, родителями воспитанников [73, 15-17].

        Диагностическая и коррекционная функции тесно переплетены в деятельности воспитателя. Разные стороны психического и физического развития ребенка могут нуждаться в коррекции (исправлении, улучшении) – осанка, выносливость, познавательные процессы, эмоциональная и волевая сфера, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, общение.

        Реализуя эту важную функцию, направленную на создание наиболее благоприятных условий для физического и психического развития детей, педагог широко использует разные виды деятельности дошкольника, прежде всего – игровую, признанную универсальной формой коррекции в дошкольном возрасте. Он учитывает ее полифункциональность.

        Итак, с помощью коррекционной  функции можно грамотно и успешно  осуществить коррекционную работу, связанную с исправлением уже имеющихся недостатков, нежелаемых отклонений в развитии ребенка.

        Выполнение воспитательной, образовательной,  коррекционной функций предполагает  глубокие знания закономерностей  психического развития, психологии личности и деятельности ребенка. Особое значение должно придаваться руководству и управлению ведущей, игровой деятельностью детей, поскольку именно в ней, как мы уже отмечали, формируются основные новообразования в психике дошкольника.

        Все большее значение в работе педагога с родителями приобретают такие функции, как просветительская, консультативная, предполагающие иную позицию по отношению к собеседнику, уважение к его личности, свободу выбора, преобладание демократических форм общения. Значима и такая функция воспитателя, как регулирование и координация, выработка совместных воспитательных воздействий по отношению к ребенку со стороны детского сада и семьи ради создания благоприятных условий для его психического и физического развития.

       Немаловажное  место в труде воспитателя  занимает организационно-хозяйственная функция. Хотя она и не относится к собственно педагогическим, но тесно с ними связана.

       В  деятельности воспитателя особо  важная роль отводится функции  профессионального самосовершенствования – самообразованию и самовоспитанию. Широк круг знаний, знакомство с которыми помогает профессиональному росту педагога. То, на чем остановится воспитатель в процессе самообразования, во многом зависит от его интересов, направленности, ценностных ориентаций, установок, уровня профессиональной подготовленности, опыта. Это личностно обусловленная деятельность. И вместе с тем замечено, что профессиональный рост педагога, его творчество особенно тесно связаны с тем, насколько активно в процессе самообразования он удовлетворяет потребность в психологических знаниях, насколько развиты эти потребности – аккумуляторы творческого потенциала педагога. Характерна и такая закономерность: творческий, активный педагог испытывает потребность в постоянном духовном развитии, а не только в пополнении знаний в узкопрофессиональной области.

      Эффективность деятельности воспитателя определяется в значительной степени уровнем развития её операционального компонента. Каждая специальность предполагает наличие у человека определенных профессиональных умений и навыков. В чем выражаются профессиональные умения воспитателя дошкольного учреждения? На какие из них следует обратить особое внимание? В числе таковых прежде всего назовем гностические, проектировочные и конструктивные, коммуникативные, организаторские.

       «Не  умея проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков ребёнка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, воспитатель по существу работает вслепую. Ему равно неизвестны и ребёнок, на которого он должен воздействовать, и результаты его собственного воспитательного воздействия» [76, 185].

       Гностические умения как раз и дают возможность познать предмет деятельности, помогают видеть у детей проявление, как познавательных способностей, так и волевых, эмоциональных процессов, состояний, личностных качеств ребенка, обнаружить мотивы его поведения, выявить взаимоотношения детей в детском коллективе, эмоциональное благополучие каждого воспитанника. Гностические умения воспитатель использует и для изучения родителей, семейной микросреды ребёнка. К этой группе умений относится и умение оценить эффективность применяемых методов воспитания и обучения, умение анализировать опыт других с целью перенесения передовых методов и приемов работы в собственную педагогическую практику. Гностические умения тесно связаны со знанием психологии, пониманием закономерностей и особенностей развития детей, развитием психологической наблюдательности, интереса к духовному миру ребёнка. Наличие их – важное условие педагогического мастерства воспитателя. «Я твердо убежден, - писал В.А.Сухомлинский, - что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка» [81, 30].  

Информация о работе Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада