- специальная и профессиональная подготовка в сфере культуры, к которой педагог приобщает детей, в области преподаваемой дисциплины;
- методическая компетентность в области формирования психологического и физического здоровья воспитанников, их знаний, умений, навыков;
- социально-психологическая компетентность в области межличностного взаимодействия (с детьми, их родителями, коллегами и т.д.);
- аутопсихологическая компетентность – знание достоинств и недостатков собственной личности и деятельности, компетентность в области своего здоровья.
В последние годы большое
внимание уделяется вопросу формирования
профессиональной компетенции такими
учеными, И.А.Зимняя, А.В.Макаров, В.В.Макоско.
В исследовании В.В.Макоско, проведенном
под руководством профессора В.И.Андреева,
было установлено, что студенты отдают
предпочтение личностным качествам педагога-воспитателя
над профессиональными. Следовательно,
необходимость гуманистического подхода
в воспитании личности очевидна. Мы считаем,
что для педагога-мастера важна высокая
нравственная компетентность, коммуникабельность,
стремление к творчеству, организованность,
креативность, эмоциональность, внешняя
привлекательность [50, 35-41].
В
совершенствовании может нуждаться
каждый из этих элементов профессионально-педагогической компетенции.
Осознание необходимости дальнейшего
роста, развития определенного компонента
ППК происходит по-разному; по разным линиям
осуществляется и профессиональное самосовершенствование.
По
своему содержанию самообразование
педагога детского дошкольного
учреждения многогранно и многопланово,
поскольку чрезвычайно разнообразно, многофункциональна его деятельность.
Это прежде всего самообразование в различных
направлениях: в области педагогических
проблем; в области проблем, связанных
с воспитанием здорового ребенка, с формированием
у ребенка основ здорового образа жизни;
в области методик дошкольного образования
(ознакомление с природой, математикой,
методикой развития речи, изобразительной
и музыкальной деятельности и др.). Современные
педагоги стремятся к повышению уровня
ориентированности и в актуальных проблемах
науки, техники, общественной жизни. Нацеленность
на такого рода общее самообразование
все чаще приобретает для педагога и профессиональную
значимость. Дело в том, что самосовершенствование
в этих областях позволяет не только в
большей степени удовлетворять интересы
детей, но и обрести авторитет среди родителей
воспитанников, коллег, способствует нередко
обогащению жизнедеятельности всего педагогического
коллектива.
Реализации намеченных целей
профессионального самосовершенствования в избранном направлении предшествует
самопрограммирование профессионального
роста, выбор средств и методов осуществления
намеченного. Планирование самообразования
и самовоспитания может осуществляться
в разных формах.
Самообязательство в виде творческого плана (письменного
либо устного) – одна из наиболее часто
встречающихся форм данного этапа процесса
самосовершенствования. Конечно, подробный,
хороший план далеко не всегда бывает
реализован. И все же, являясь для педагога
ориентиром в работе по совершенствованию
профессионального развития, он помогает
в ее организации и последовательном,
шаг за шагом, осуществлении намеченного.
Каким будет план, насколько полным, развернутым
– решать самому воспитателю. Опыт свидетельствует,
что начинающим педагогам помогает детальное
планирование своего профессионального
самообразования и самовоспитания. При
планировании своего профессионального
роста можно использовать программы, созданные
в помощь педагогам детских садов для
их самообразования и самовоспитания.
Обращение к литературе, посвященной жизни выдающихся
людей, добившихся высоких результатов
в своей деятельности в значительной степени
благодаря систематической, углубленной
работе над собой, могут быть особенно
полезны на этом этапе.
Важным условием успеха в профессиональном самосовершенствовании
является овладение средствами и способами
самовоспитания и самообразования.
Этих средств и способов немало. Работа
педагога с книгой является необходимым
условием пополнения знаний в сфере науки,
культуры, образования, совершенствования
в области педагогики, психологии, методик
дошкольного образования, управленческой
деятельности. Без широкого приобщения
к современной науке и культуре посредством
книги педагог утрачивает свои профессиональные
качества, способность к педагогическому
творчеству, а иногда – и авторитет. Последнее
относится не только к воспитателю, но
и к руководителю детского дошкольного
учреждения.
Работа специалиста дошкольного
образования с книгой – не
только необходимое условие осуществления возросшего
в современных условиях разнообразия
выполняемых им функций (развивающая,
оздоровительная, диагностико-коррекционная,
воспитательная, обучающая, регулирования
взаимоотношений в детском обществе, сотрудничества
и сотворчества с родителями, самообразования
и др.). Работа педагога с книгой
является важнейшим фактором обобщения
и осмысления собственного профессионального
опыта, того нового, что он сам вносит в
методику, технологию воспитания и обучения.
Книга незаменима в профессиональном
самообразовании педагога, которое все
чаще рассматривается как индивидуально-личностный
процесс целенаправленного и систематического
улучшения, совершенствования, развития
себя и своей профессионально-педагогической
деятельности.
В профессиональном самообразовании подспорьем педагогу становится разная
литература – педагогическая, психологическая,
художественная (в том числе детская),
литература по вопросам физической культуры,
здоровья и др. Внедрение в педагогическую
практику детских садов образовательных
программ нового поколения подталкивает
педагогов порой и к ознакомлению с популярными
публикациями по физике, астрономии, биологии,
искусству, со статьями энциклопедий (для
взрослых и детей), чтобы получить ответ
на возникшие вопросы (и не только свои,
а и детей, родителей).
Продуктивность работы воспитателя с
книгой в немалой степени определяется
его активностью, способностью к осмыслению
прочитанного, вычленению главного, существенного,
сопоставлению воспринятого со своим
педагогическим опытом, образом желаемого
результата.
Педагог, как правило, ограничен
во времени, а работа с книгой
требует дополнительного времени. Облегчит решение данной проблемы овладение скорочтением.
Оно может происходить как в организованной
с этой целью группе, так и самостоятельно,
путём аутотренинга, с опорой на специальную
литературу.
В процессе самообразования педагог
может прибегнуть и к выполнению специальных упражнений,
к решению задач, в которых смоделированы психолого-педагогические
проблемы. Особенно полезны эти средства самообразования,
профессионального роста для будущих
и начинающих педагогов, для развития
у них ряда профессионально значимых процессов,
качеств, умений педагогического мышления,
умения увидеть проблему, анализировать
условия педагогической задачи, «раскрыть»
психологические основы поступков людей,
скрывающиеся за их поведением психологические
качества личности, прогнозировать развитие
педагогической ситуации, вести поиск
путей, средств для эффективного решения
выявленной проблемы и др.
В настоящее время разработаны
специальные сборники упражнений,
педагогических и психологических задач,
которыми могут воспользоваться педагоги
дошкольного образования в процессе
самосовершенствования.
Насколько эффективны были усилия,
направленные на профессиональное самосовершенствование,
узнать не только можно, а необходимо,
важно. Если при подведении итогов такой
работы над собой заметны позитивные сдвиги
и изменения, это служит основанием для
усиления веры в себя, в свое профессиональное
«Я», усиливает желание дальнейшего самосовершенствования,
стремление к самоактуализации в педагогической
деятельности. При невысоких результатах,
неудовлетворенности ими тоже можно извлечь
пользу, проанализировать работу над собой
на всех ее этапах и выявить причины, помешавшие
достичь желаемого. Возможно, следовало
использовать другие средства, формы самосовершенствования,
определить более реальные сроки для решения
поставленных перед собой задач. Ваш следующий
шаг на пути к самосовершенствованию будет
уже более «размеренным», верным, вы будете
опираться на более твердую почву.
Узнать об итогах самообразования
и своего духовного роста можно,
использовав аутодиагностику своего профессионального
«Я» и результатов своей педагогической
деятельности (развития детей, их деятельности,
психологического климата в детской группе
и т.д.).
Таким образом, самосовершенствование
– главный путь развития человеком своего
«Я», преодоления трудностей, и вместе
с тем – самореализации, раскрытия своих
способностей, дарований. И самообразование,
и самовоспитание как основные формы самосовершенствования
важны для профессионального роста представителя
любой специальности. Особую роль они
играют в деятельности педагога.
Профессиональное самообразование и самовоспитание – сложные виды деятельности,
основанные в значительной степени на
саморегуляции. Самосовершенствование
невозможно без внутренней активности.
Необходимы нередко немалые волевые усилия,
чтобы стать «режиссером» собственной
жизни, в том числе – в профессиональной
сфере.
Выводы по главе I
- Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме формирования педагогического мастерства у воспитателей детских дошкольных учреждений уделялось большое внимание в истории отечественной педагогики и психологии в трудах А.М.Горького, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А. Кан-Калика, Я.Л.Коломинского, Л.Г.Семушиной, Е.А.Панько, Н.В.Кухарева, В.И.Логиновой, Р.С.Буре, А.Г.Исмагиловой, Е.А.Гребенщиковой, Е.А.Гладковой, Д.Ф.Николенко, Л.Ф.Островской, М.М.Скудиной и др.
- Многочисленные психолого-педагогические исследования подтверждают тот факт, что деятельность педагога дошкольного учреждения весьма многогранна по своему содержанию, условно делится на ряд направлений (функций), а также предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями (гностическими, проектировочными и конструктивными, коммуникативными, организаторскими и специальными).
- Педагогическое мастерство представляет собой совокупность важнейших качеств педагога, его деятельности, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития личности), умением стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.
- В современной отечественной психологии и педагогике проделана уже немалая работа по изучению и научному обоснованию различных индивидуальных стилей педагогического общения. Следует отметить, что в решении данного вопроса имеют место разные подходы. Однако общим моментом для всех этих исследований является то, что стили педагогического общения изучались в зависимости лишь от свойств личности. Влияние же других условий, детерминирующих индивидуальный «почерк» общения педагога с воспитанниками, не исследовалось.
- Самосовершенствование является главным путем развития личностного «Я», преодоления трудностей, и вместе с тем – самореализации, раскрытия внутренних способностей, дарований. И самообразование, и самовоспитание, как основные формы самосовершенствования, играют в деятельности педагога одну из основных ролей.
- Проблема педагогического мастерства важна во все времена, так как развитие и углубление процесса реформирования системы образования невозможны без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала личности.
Глава II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ
ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
2.1. Диагностика педагогического мастерства
в дошкольном
учреждении.
Реформирование современной системы
дошкольного образования ориентировано
на социальную защиту ребенка от непрофессиональных
педагогических воздействий и на повышение
качества образовательных услуг, что требует
тщательного анализа, отслеживания качества
образования. Выявить качество образовательных
услуг, получить достоверный материал
для анализа, оценки и коррекции собственной
педагогической деятельности дошкольного
учреждения позволяет педагогическая
диагностика.
Проблема диагностики профессиональной деятельности педагога чрезвычайно
актуальна и значима для дальнейшего совершенствования
воспитательно-образовательного процесса
в образовательных учреждениях повышения
педагогической квалификации и наращивания
его педагогического потенциала.
Педагогическая диагностика как
система методов и средств
изучения профессионального мастерства педагога
создает основу для выявления затруднений
в работе, позволяет определить сильные
или слабые стороны его профессиональной
деятельности, наметить оптимальные пути
и способы их преодоления.
«Диагноз» – в переводе
с греческого означает распознавание. По мнению Л.Денякиной «Педагогическая
диагностика – это распознание профессионально-личностных
качеств педагога, уровня его творческого
потенциала на момент обследований, которые
помогут совершенствовать развитие педагога
и педагогического коллектива образовательного
учреждения» [21, с. 6].
При проведении диагностических
мероприятий педагог получает сведения
о себе как личности, требованиях к своему
труду, о способах оценки, тем самым овладевая
умением самостоятельно производить диагностику
педагогической деятельности.
Таким образом, проведение диагностических
мероприятий направлено не только на улучшение
профессиональных и личностных качеств
педагога, но и на формирование и развитие
у педагога важнейшего навыка – аутодиагностики
(самодиагностики). Педагогическая диагностика
требует специального осмысления деятельности
педагога по профессиональному и личностному
совершенствованию работы над собой, что
позволяет педагогу войти в новое качественное
состояние, обогащает его творческий потенциал.